?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Выдержки из статьи 2010 г. - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Выдержки из статьи 2010 г.
Вот недавнее исследование о росте и «модернизации» молодежной культуры – гопников. Автор исследования, ведущегося с 2007 года в Тюмени и Тюменской области, пишет:

«Хотелось бы обратить внимание на достаточно распространенное в российской провинции явление в среде молодежи - «гопники». Это явление еще недостаточно изучено отечественными социологами. Между тем, степень его распространения, влияние на социализацию нового поколения весьма заметны. В отличие от известных молодежных субкультур, доминирующих в СМИ, гопники сегодня - реальная форма социализации большей части молодежи в основном из низших слоев российской провинции…

Оценки масштабности «гопничества» сегодня достаточно сложны, но о его распространенности в регионе можно судить по факту самоидентификации 30% опрошенной молодежи… Массовый характер оно имеет среди подростков и молодежи, относящейся к периоду ранней юности…

Большинство респондентов не только знают о гопниках, но и общались с ними; значительная часть находится в контакте с этой группой. Более того, из анализа открытых вопросов видно, что примерно пятая часть подростков мужского пола выражает симпатии этой молодежи, или признается, что принадлежит к ней. При отчетливо выраженной позиции респондентов об агрессивности поведения гопников по отношению к «другой» молодежи примерно треть опрошенных считает, что лично им ничего от встречи с гопниками не угрожает. Оценки распространенности гоп-движения сегодня достаточно сложны, но даже из сказанного можно составить представление о масштабах маргинализации современной молодежи.

Позитивные характеристики [гопников] наиболее распространены среди базового социального слоя - будущих рабочих и младших менеджеров: 33,8% из них дают характеристику представителям гоп-молодежи как независимым, свободным от предрассудков людям. Среди школьников такие оценки дают 14,5%. В целом же негативные характеристики гопникам (несформированность, неразвитость личности, невозможность реализовать себя в учебе, работе и т.п.) дают примерно одинаковое число респондентов-школьников (18,7%) и учащихся НПО, СПО [начального и среднего профессионального образования] (21%).

К характерным чертам гопников респонденты отнесли следующие:

а) групповая сплоченность на основе общих интересов; б) доминирующая ориентация на материальные ценности; в) сформированный на основе «зоновского» языка жаргон, содержащий большой объем специфических понятий, распространенных в местах заключения и вышедших за их пределы, а также нецензурную лексику; г) уважение к индивидам, имеющим опыт отбывания наказания в местах лишения свободы; д) нетерпимость, агрессивность по отношению к представителям других групп молодежи; е) культ физической силы - брутальность.

Понятие «гопники» участники групповой дискуссии определяли следующим образом: «бандиты»; «организованная преступная группа»; «группа молодых людей, имеющих свою точку зрения»; «группа молодежи со своей философией»; «наркоманы». Происхождение термина связано, по мнению респондентов, с понятием «гоп-стоп», что отражает основную направленность деятельности гопников - вымогательство под любыми предлогами. Как правило, вымогаются мобильные телефоны и деньги. Под философией или «точкой зрения» гопников понимается непризнание законов страны и общества, ориентация на уличный грабеж, а не на получение образования и зарабатывание денег собственным трудом, отсутствие самореализации в других общепризнанных формах жизнедеятельности. Также отмечалась нетерпимость к представителям некоторых молодежных субкультур, прежде всего, таким, как панки и неформалы («нефоры»)…

Жители г. Тюмени говорили о многочисленности гопников. Внешние черты современных гопников и особенности их поведения описаны участниками фокус-групп через следующие признаки: а) обязательные: спортивный костюм, кепка-восьмиклинка, короткая стрижка, семечки; б) стремление к объединению в большие группы (до 10 человек) и демонстрации собственного «авторитета» посредством апелляции к физической силе; в) общение с представителями других молодежных групп ориентировано на разжигание конфликта (на «развод») с целью последующего обвинения в «неправильном» поведении, чтобы начать вымогательство и перейти к физической агрессии; г) вымогательство ориентировано сегодня на получение, прежде всего, мобильных телефонов и денег; д) могут контролировать районы города, а молодые люди, принадлежащие к гопникам или имеющие среди них знакомых, могут свободно перемещаться по территории данного района…

Значительная часть респондентов отмечала связь гопников с представителями криминальных сообществ, что проявляется не только в заимствовании языковых штампов, но и ряде правил и норм, регулирующих поведение членов группы, в стремлении подражать лицам, имеющим опыт нахождения в местах заключения, - «у них есть «авторитет», который распределяет обязанности»…

Безусловно, явление гопников нельзя отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Эта группа находится под сильным влиянием криминальной субкультуры, проявляющейся, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения… Социальная опасность феномена гопников не осознается современниками в полной мере, так как эта молодежь не проявляет себя в качестве активной реакционной группы, как, например, скинхеды. Сущность мировоззрения гопников - агрессивное отрицание ценностей культуры: высокого уровня образования, межэтнической толерантности, труда, стремления к самосовершенствованию и приверженности к этическим нормам. Гопники - маргинальное течение с размытыми представлениями о социальных, нравственных, правовых нормах. Сущность гопника - несформированная личность, не желающая и не способная делать выбор собственной жизненной стратегии».

Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи // СОЦИС, 2010, № 1.


36 комментариев or Оставить комментарий
Comments
sikariy From: sikariy Date: Декабрь, 1, 2011 06:13 (UTC) (Ссылка)
нда
было даже "социальное" видео - как перестать быть гопником.
mystaffa From: mystaffa Date: Декабрь, 1, 2011 06:25 (UTC) (Ссылка)
И эта субкультура больше всего ценит понятие Родины, в отличие от полностью ориентированных на запад представителей молодежных субкультур, плюющихся от всего деревяннорусского. И воевать как обычно пойдут наши пацаны, которые грубоваты прежде всего оттого, что социализм ушел, а коллективизм на районах как был, так и остался, пускай такой. Сделать гопана патриотом можно быстро, в отличие от его субтильных соседей.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 1, 2011 06:41 (UTC) (Ссылка)

Чтобы пацаны пошли воевать

кто-то должен будет сделать им танки и ракеты. Чтобы "Сделать гопана патриотом", должен быть тот, кто захочет и сумеет это сделать. Речь и в статье, и здесь не о гопанах, а о том, что идет распад общества и больших общностей, а молодежи приходится сплачиваться в общности типа "племен". Это - лучше, чем вообще не сплачиваться, но надо думать и о сборке целого.
surger From: surger Date: Декабрь, 1, 2011 10:54 (UTC) (Ссылка)
Ну если такое сидит у руля:

http://www.youtube.com/watch?v=hFSsl8GwpFA
mikhail_elis From: mikhail_elis Date: Декабрь, 1, 2011 11:12 (UTC) (Ссылка)
Пахана не трож, братуха к успеху шел!!!))
mikhail_elis From: mikhail_elis Date: Декабрь, 1, 2011 11:21 (UTC) (Ссылка)
А почему гопники как феномен? И появились они еще в СССР и их появлением общество обязано воспеванию пролетариев и работяг заводов во всех формах , а инженера и их оклады были смехом.От туда и отрицание уровня образования , ПТУ жеж в СССР позволяло стать станочником и получать в 2 раза больше инженера . да несформированность и нежелание выбирать жизненную стратегию то же из СССР . Надеюсь все помнят выражения типа- Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть! и многие подобные.Проведите оценку не только социальной среды гопников( пром. зоны и рабочие кварталы) , а еще анализ семей в которых они взращиваются , а там поверьте, в этих семьях академики редки.
mikhail_elis From: mikhail_elis Date: Декабрь, 1, 2011 11:43 (UTC) (Ссылка)
Да кстати, сейчас гопники очень небольшая группа людей нежели 10 лет назад , видимо за 20 лет кривое общественное сознание вскормленное СССР изменилось.
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Декабрь, 1, 2011 15:04 (UTC) (Ссылка)

Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!

My country, right or wrong.
Deutschland uber alles.
Unser ist die Zukunf.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 14, 2011 01:32 (UTC) (Ссылка)

Классовый подход тут неуместен.

  • Феномен потому что авторы статьи изучали восприятие гопников обществом.
  • Появились вместе с урбанизацией.
  • Массовыми стали когда воспевание рабочих и инженеров сменилось социальным расизмом, а среда обитания, - промышленные предприятия - уничтожены.

    Если показывать пальцем в СССР, то скоре на творческую интеллигенцию, писавшую гимны уголовникам и поплевывающую на производительный труд. На рабочих потому что "классовый враг", на инженера, потому что мало получает, на колхозника потому что "деревенщина" и т.д и т.п.:

    Сгорели мы по недоразуменью -
    Он за растрату сел, а я - за Ксению, -
    У нас любовь была, но мы рассталися:
    Она кричала и сопротивлялася.

    http://lib.ru/WYSOCKIJ/v62.txt_Ascii.txt

    "Партия сказала: надо - комсомол ответил: есть" - действительно памятный kjpeyu. Партия знала что надо стране, а молодежь хотела приложить усилия на критических направлениях. Это и есть жизненная стратегия и страны и ее граждан. Гопники стали массовым явлением когда к власти пришла партия, считающая что стране ничего не надо.

    Академики вобще редки. посмотрите в википедии "Петрик, Виктор Иванович"
  • miguel_kud From: miguel_kud Date: Декабрь, 1, 2011 12:57 (UTC) (Ссылка)

    Осталось самую малость

    Осталось показать, что все эти негативные социальные явления действительно связаны с пресловутой "реформой", как было заявлено в этом блоге несколько дней назад. А не с более глубокими социальными явлениями, укоренившимися в советское время и во многом обусловленными советским способом воспитания. Как по мне, то, по меньшей мере, в обуржуазивющихся крупных городах этих гопничества стало меньше. Возможно, это связано с тем, что жизненный успех подрастающего поколения в большей степени зависит от того, как их воспитали и обучили родители и от того, чего они могут добиться сами. Раньше всё шло по накатанной дорожке: будь ты хоть последним ничтожеством, хоть передовиком труда, получение квартиры одинаково определяется по закону семейными обстоятельствами, а на деле - степенью пронырливости. Доступ к остальным жизненным благам тоже мало зависел от человека: все знали, что и дочка, и внучка инструктора Сидоренковой станут инструкторами Сидоренковыми - что же оставалось подросткам, как не спиваться?

    Я это не к тому, что сейчас всё чудесно, а к тому, что именно "совок" виноват во многих описанных явлениях.
    ray_idaho From: ray_idaho Date: Декабрь, 1, 2011 14:30 (UTC) (Ссылка)

    Re: Осталось самую малость

    жалко, что Михаил Горбачев не остался колхозником
    vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Декабрь, 1, 2011 15:06 (UTC) (Ссылка)

    Гопота как цель

    Гопота и есть смысл и цель "реформ". Советский человек был слишком высок.. надо б опустить, назад к обезъяне. В этом смысле "совок виноват", таки да. Уж тем, что кому-то хочется кушать (людей).
    r_yankovsky From: r_yankovsky Date: Декабрь, 1, 2011 18:02 (UTC) (Ссылка)

    Re: Гопота как цель

    В таком случае эффект достигнут ровно обратный. Чем дальше от Союза, тем меньше на улицах этих самых гопников.
    alexandre_putt From: alexandre_putt Date: Декабрь, 1, 2011 19:05 (UTC) (Ссылка)
    Реальное кол-во "гопников" в этом исследовании не отражено, как и его динамика. Нет понимания социального понятия "гопника". В гопники записаны все без разбора.

    На самом деле никаких гопников в Тюмени нет, есть уличная молодёжная преступность, которая 1) была особенно активна в 90-ые, сейчас заметно спала 2) имеет совершенно ясно и чётко прослеживаемые советские дворовые и деревенские корни 3) какой-то культурной идентичностью и самоидентификацией не обладает.

    Надо дополнительно заметить откровенно слабую методологическую базу "исследования".
    tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 14, 2011 02:34 (UTC) (Ссылка)
    о его распространенности в регионе можно судить по факту самоидентификации 30% опрошенной молодежи
    36 комментариев or Оставить комментарий