?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Вот короткий, но поучительный текст на нашу тему - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Вот короткий, но поучительный текст на нашу тему
Написано для газеты "Точка.ру"
http://tochka-py.ru/index.php/entry/2012/05/03/aleksandr-stepanov-genetika-obshchestva

Генетика общества.
Мы часто сравниваем общество с организмом. У общества есть «органы», выполняющие определенные функции. Есть «гены» - передаваемая из поколения в поколение культура. Как организм, общество взаимодействует с внешней средой, приспосабливаясь к ней и приспосабливая ее для себя. Как организм, общество может «развиваться», «болеть», «стареть» и «умирать».
Метафора организма полезная, но уж очень старая. Что знал немецкий философ Гегель о генах, болезнях и развитии, на рубеже 18-го века, когда писал что «дикари» превращаются в капиталистов, как желудь вырастает в дуб? Он и о дикарях с капиталистами знал только понаслышке. Пора почистить метафору от налипших за столетия ракушек.

Общественный организм и божественное провидение.
Основатели западной социальной философии были глубоко верующими людьми. И не просто верующими, а протестантами. Они верили, что все в мире предопределено Богом. Развитие организма служило иллюстрацией божественной предопределенности. Желудь вырастет в дуб, а не в гриб или курицу. Программа его развития предопределена и записана в мельчайших деталях. Таким же в мельчайших деталях предопределено развитие общества.
Если между обществами и есть различия, то лишь в стадии развитии. Один желудь уже вырос в дуб, другой только свалился с ветки. Они на разных стадиях, но это этапы одного пути, предначертано Богом. Племя дикарей в Африке или Америке – это «желудь» того рыночного капитализма, который полностью развился на Западе. Дикари плетутся по той же «столбовой дороге цивилизации», только сильно отстали.
Человек не способен ни остановить, ни изменить предначертанный Богом ход развития общества. Так же как желудь не может решить стать курицей. Более того, такие попытки опасны, потому что Всеведущий Бог предусмотрел все, а слабый человеческий разум обязательно чего-нибудь, да упустит. Человеку для самосохранения даны органы чувств, ощущения боли от вещей, которые ему вредны и удовольствия от тех вещей, которые полезны. Только этими своими ощущениями человек и должен руководствоваться, а не выдумывать себе какие-то теории и моральные принципы. Не его ума дело лезть в дела Провидения. Атеистической реинкарнацией божественного предвидения стала «невидимая рука рынка», которая сильнее и умнее всех смертных вместе взятых.
В марксизме, при всем воинствующем атеизме, божественное предвидение никуда не делось. Оно превратилось в «объективные законы общественного развития». А социалистов Маркс обругал в своем «Манифесте» за то, что посмели сочувствовать бедствиям рабочих. Человеку все так же не дано повлиять на предначертанное развитие общества. Надо стремиться к наживе, а попытка улучшить жизнь ближнего - опасное богоборчество. Каждый за себя – один Бог за всех.
Культура – генотип общества?
В 20-м веке волна социалистических революций прошла в незападных странах. Стало ясно, что развитие обществ не линейно. Общества развиваются по-разному, а не проходят через одни и те же стадии. Экономические теории всего, от Марксизма до Чикагской школы экономики, оказались несостоятельны.
Исследователи общества стали все больше внимания уделять культуре. Оказалось, что культура отнюдь не «фантом в мозгах людей», отражающий производство, как считал Маркс. Культура оказалась самостоятельной информационной системой. Культура передается из поколения в поколение и в очень большой степени определяет жизнь общества. «С чего начинается Родина? С той песни, что пела нам мать». Матери разных народов поют своим детям разные песни.
Культура определяет, кроме всего прочего, и способ производства, и потребности, которые это производство удовлетворяет. Американская молодежь восстала против старшего поколения и вырядилась в пролетарские джинсы. Компании, производившие рабочую одежду, в одночасье озолотились. Советские стиляги, увидев джинсы на западных сверстниках, тоже восстали и тоже испытали острую потребность в джинсах. Но советская молодежь рядились уже не под пролетариат, а под американцев. А за потребностью последовала и экономика.
Культуру часто сравнивают с геномом организма. Как и гены, культура передается от поколения к поколению. Возможно, в стародавние времена такое сравнение и было бы корректно. Но с появлением печати и массовой грамотности появилась возможность быстро и кардинально менять культуру.
Бежать надо, чтобы оставаться на месте.
Сравнение культуры с геномом становится неадекватным. Геном, конечно, эволюционирует, но изменения накапливаются медленно, в течение многих поколений. А Веймарская Германия стала фашистской не за несколько поколений, а за несколько лет. Это как если бы дуб вдруг решил стать курицей и стал ей.
Кто передает культуру новому поколению, понятно. Родители, школа, СМИ. А кто и как меняет культуру? Одного лишь печатного слова не достаточно. Вон есть интернет, и что, каждый желающий может изменить культуру целого общества? Не каждый конечно, хотя все мы были свидетелями того, как Западные спецслужбы используют интернет для проведения революций и разрушения целых стран. Создаются даже специальные технические средства для обеспечения интернетом активистов, ведущих подрывную деятельность в условиях, когда правительство перекрывает обычные каналы связи.
Культуру меняют общественные движения. Несколько людей, озабоченных какой-то реальной или воображаемой проблемой, собираются вместе, вырабатывают аргументы, метафоры, художественные образы, стиль и собирают вокруг себя группу последователей. Так возникает общественное движение. В отличие от одиночки, движение может действовать организованно, непрерывно и целенаправленно.
Интенсивная творческая работа, ну и конечно удача, как без нее, позволяют создать эффективные формы воздействия на массовое сознание. Диккенс в Англии, Бичер-Стоун в Америке, «Зеркало русской революции» граф Толстой – примеры создателей талантливых произведений, которые изменили их общества и повлияли на мировую историю. Но они смогли изменить ход истории потому, что были частью общественных движений, которые болели душой за свое дело и вели повседневную рутинную работу.
В наше время общество – очень уязвимый и легко меняющийся организм. На каждого графа Толстого найдется академик Сахаров. Если мы хотим, чтобы Россия выжила в век интернета, телевидения, газет, книг и журналов, нам нужно постоянно, ежедневно и ежечасно воспроизводить и изобретать ее заново, такой, какой мы хотим ее видеть. Иначе, за нас ее будут изобретать другие. И они будут изобретать ее такой, какой ее хотят видеть они.

43 комментария or Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
seligenstadt From: seligenstadt Date: Май, 3, 2012 10:16 (UTC) (Ссылка)
> Создаются даже специальные технические средства для обеспечения интернетом активистов, ведущих подрывную деятельность в условиях, когда правительство перекрывает обычные каналы связи.

Это что-то на основе спутниковых телефонов?
oldmovies4 From: oldmovies4 Date: Май, 3, 2012 13:56 (UTC) (Ссылка)
Не только спутниковая связь, в ходу еще обычные телефонные линии, факсимильные аппараты и любительская радиосвязь.
Подробнее здесь:
tlaxcala-int.org/article.asp?reference=3579

Техническую и программную помощь осуществляет Швеция.
sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=16660&artikel=4343202&sida=2
sverigesradio.se/sida/gruppsida.aspx?programid=2103&grupp=16660&artikel=4323126
bambuser.com
telecomix.org


Edited at 2012-05-03 13:56 (UTC)
From: ctrl_points Date: Май, 3, 2012 12:48 (UTC) (Ссылка)
"Оказалось, что культура отнюдь не «фантом в мозгах людей», отражающий производство, как считал Маркс."

Очевидно, что вопреки марксизму, точнее, материалистическоум детерминизму, Сознание определяет Бытие (а культура - производство).
Однако даже такую простую аксиому многие современные мозги не в силах вместить. Думаю, что в рамках этого непонимания до сих пор и спит, плененный, потенциал общества спарведливости.
oldmovies4 From: oldmovies4 Date: Май, 3, 2012 13:28 (UTC) (Ссылка)
Пропустите, пожалуйста, мой комментарий. Это не спам а актуальная информация по поводу обеспечения интернетом активистов, ведущих подрывную деятельность!
real_ist From: real_ist Date: Май, 3, 2012 13:40 (UTC) (Ссылка)
это проблема в настройках жж. он почему то сам определяет подозрительность комментариев, и не понятно на чём основывается. Возможно если в вашем комментарии присутствует какая-то ссылка на внешний ресурс или что-то ещё
blprizrak From: blprizrak Date: Май, 3, 2012 14:32 (UTC) (Ссылка)

Новые возможности

Старое общество, которое было по сути органичным, сменяет нечто новое – динамичное. С одной стороны – открываются новые возможности – превзойти органическую дурную бесконечность, но есть и страшная угроза – упасть в механичность, потерять себя. Это постоянная угроза человеческой свободы – превзойти себя или уничтожить. Бердяев интересно говорит в «Философии свободы», что в каждом историческом периоде обнаруживаются и новые угрозы, и новые возможности. Сейчас возникли и новые возможности для манипуляции, и новые возможности противодействия ей. Габриэль Тард писал, что наряду со старой массой – толпой собиравшейся в одном месте, печать создала новую разновидность массы – публику – людей соединенных не пространством, а единым мнением. Телевидение, а затем и интернет – создали возможности появления новых сообществ, с иной динамикой обмена мнения. Та свобода, которую предоставляет человека Интернет, ставит его перед глубоким экзистенциональным выбором: с одной стороны – бездна всяческой ерунды и грязи, а с другой – возможность общения с интересными людьми (никогда не думал, что когда-нибудь смогу общаться с Георгием Сергеевичем!), получать бесплатно литературу и видео, и еще много, много чего такого, от чего голова просто кружиться.
Раньше я на книги тратил все свободные деньги, забил ими всю квартиру, а теперь доступно такое, что и я раньше и в книжных найти не мог. Более того, с помощью программ-говорилок перевожу электронные книги в аудио и слушаю их во время поездок или работы по дому или на даче… А работа с электронной книгой: раньше, чтобы найти нужную цитату бывалыч просидишь целый день… А программы, которые открывают такие возможности.. Например мечтал еще в детстве заниматься анимацией, но тогда это было очень сложно, а теперь – пара пустяков. И возможность выложить это в свободном доступе, найти свою публику… То есть с одной стороны – зреет что-то страшное, а с другой – открываются такие возможности, что остается только пожалеть – как мало мы ими пользуемся…
piatroff From: piatroff Date: Май, 3, 2012 15:55 (UTC) (Ссылка)
Если , всё же , предположить , что культура является геномом общества, определяющим его идентичность, то век ускоренных массовых коммуникаций (обмена информацией и метафизикой смыслов ) принципиально ничего не меняет , т.к. быстрые коммуникации (интернет , спутниковые телефоны и т.д. и т.п.) всего лишь практически мгновенно ставит перед каждым человеком общества выбор – «Ты член этого общества или нет ?». Если нет , то человек воспринимает общество , как чужое , и общество , соответственно , начинает относиться к нему как чужому и отторгает его. Отличие общества времён Толстого или Веймарской республики от современных реалий всего лишь в скорости протекания подобных процессов.
kurinn From: kurinn Date: Май, 4, 2012 07:15 (UTC) (Ссылка)
«ставит перед каждым человеком общества выбор – «Ты член этого общества или нет ?». Если нет , то человек воспринимает общество , как чужое , и общество , соответственно , начинает относиться к нему как чужому и отторгает его.»



Кажется, что часть проблемы лежит в другой плоскости – умении, желании, способности подчиняться. Не ограничениям-законам, силе полиции, а чужой созидательной программе. Похоже, что многие имеют сходные программы, ведущие к одной цели, но идти готовы только своим путем. При этом, это - их общество, оно ценно для них всех, они страдают из-за того, что усилия не складываются.
esperator From: esperator Date: Май, 4, 2012 02:16 (UTC) (Ссылка)
Культура не геном. Культура - эпигенезис.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Май, 4, 2012 09:31 (UTC) (Ссылка)

эпигенезис

Ну, вот теперь все понятно с обществом :).

Может поясните глубину мысли?

А определение есть такие:
ЭПИГЕНЕЗИС
(греч.). Теория зарождения эмбриона, в зависимости и от отца, и от матери.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

ЭПИГЕНЕЗИС
теория, по которой материнская зародышевая клетка, оплодотворенная отцовским семенем, содержит в себе в зародыше все клетки имеющего развиться из неё существа, а потому и определяет все особенности этого существа, повторяя особенности отца и матери.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

ЭПИГЕНЕЗИС
учение о развитии зародыша, в одинаковой мери в зависимости от отцовского семени и материнского яичка; таком образом, рождающееся существо в большей или меньшей степени воспринимает особенности как матери так и отца.
From: redgradov Date: Май, 4, 2012 10:45 (UTC) (Ссылка)

Сэтого нужно было начинать

С восстановления культурной матрицы человека труда, имеющего не только глубокие профессиональные знания, но и широкое передовое мировоззрение, христианскую мораль и коммунистическую нравственность. Готового к коллективному труду и коллективному творчеству. Но мы так ударились в интеллектуальные игры, что нам скучно быть просто товарищами, чтобы сообща решать трудные проблемы. Нам обязательно нужно что-то суперинформационное с «семантикой» и «эстетикой».
Не проще ли помянуть добрым словом тех, кто шёл погибать на баррикадах во имя светлого коммунистического будущего, поклонится мужеству и самоотверженному труду народников, нёсших просвещение в курные избы, поучится культуре общения и идейной устремлённости в будущее у лучших представителей русской творческой и научной интеллигенции, которые и сформировали культурно-мировоззренческую матрицу, из которой, в сущности, и выросла советская цивилизация. Тоесть, нужно начинать с «советских культурных центров» и формировать дружественные сообщества в каждом городе, посёлке вокруг обновлённых принципов советской цивилизации. Эту идею я десять лет назад предлагал руководству КПРФ, но они бедные так забегались на выборах, что для иного нет просто сил…
Культурные центры это не просто художественная самодеятельность, воспитательная работа среди молодёжи или коллективное усвоение культуры, это не просто борьба за сохранение и продолжение культурных народных традиций – это тылы и неисчерпаемый резерв для целеустремлённой политической деятельности во имя лучшего будущего для всего народа. Н.Градов.
From: bvicnic Date: Май, 4, 2012 11:11 (UTC) (Ссылка)

Всякая культура

(в широком смысле) есть результат движения народа к истине. Многогранность культуры не поддается описанию, но ее сердцевину (ген) формирует степень достижения истинности в понимании мира и человека в нем. Чем ближе к истине это понимание, тем крепче человек и общество.
Не дай Бог нам только воспроизводить или еще хуже - изобретать культуру. Нужно искать истину. вот это никому нельзя отдавать на откуп.
Общественные движения возникают на сформированных идеях, дающих им силу своей убедительностью, а не наоборот. Сначала лошадь, а потом телега...
brayshow From: brayshow Date: Май, 4, 2012 15:25 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич! Я очень уважаю вас как ученого. Мой диплом 10 лет назад на психфаке во многом основывался на "Манипуляции сознанием". Я почти полностью разделяю ваши взгляды, всегда подкрепленные весомыми аргументами. Тем не менее, чем дальше, тем больше мне жаль видеть известного ученого с естественно-научным образованием, который со временем стал работать по принципу "если факт не укладывается в мою теорию, тем хуже для факта". Безусловно, во многом я ошибаюсь в силу недостатка опыта. Но осознать свои ошибки или же правоту мне поможет только время. :)
real_ist From: real_ist Date: Май, 4, 2012 16:21 (UTC) (Ссылка)
Вы о чём?
yuri_eliseev From: yuri_eliseev Date: Май, 6, 2012 19:16 (UTC) (Ссылка)

Общество как организм

Очень хорошее сравнение. Наш организм болен. Болен ложью и предательством. Покак таким язвам как Горбачев, Ельцин и их вдохновителям эпохи перестройки и "прихватизации" не будет дана справедливая оценка, нам будет очень трудно выздороветь. Общество - огранизм, деньги - кровь экономики. Все должны знать, сколько крови выпили эти "деятели демократии". Об этом должно быть сказано сухим бухгалтерским языко и, желательно, в зале суда.

Edited at 2012-05-06 19:17 (UTC)
From: enginee_i Date: Май, 7, 2012 08:40 (UTC) (Ссылка)
Во многом с Вами согласен, причём здесь следует учесть,что часто страны имеющие древнюю культуру ,часто оказываются этой культурой отягощены , скажем если взглянуть на страны Европы, имеющие наиболее древнюю историю, то можно увидеть,что часто они являются и сосредоточием проблем. В этот список входят Италия, Греция, Испания и Португалия. Мне приходилось общаться с людьми,которые исследовали природу экономических проблем Италии, так они говорили, что культурное ядро ,которое так ценит местное население, для страны стало слишком тяжкой ношей, которая тянет страну в прошлое, мешая развитию.
yuri_eliseev From: yuri_eliseev Date: Май, 9, 2012 10:42 (UTC) (Ссылка)

Поразительный эффект от промывания мозгов

Иногда встречаю людей, настолько пострадавших от промывания мозгов, что не знаю, плакать или смеяться. Есть один тип, бывший сотрудник КГБ (потомственный, кстати), выпускник Высшей Школы КГБ. Он до сих пор верит в "европейские и рыночные ценности" и считает, что все наши проблемы оттого, что мы не можем эти ценности принять. Историю он "изучает" по голливудским фильмам. Колхозы для него априори неэффективны, несмотря на то , что хлеба, молочки и картошки было вдоволь по низкой цене. Аргумент - фильм, где тупой секретарь райкома заставлял председателя колхоза начать сев раньше срока.

Edited at 2012-05-09 10:42 (UTC)
valery_5 From: valery_5 Date: Май, 9, 2012 19:35 (UTC) (Ссылка)

Он и о дикарях с капиталистами знал только понаслышке.

Обычное самомнение современного "интеллектуала", которому хоть кол на голове теши: по крайней мере, уже античные мыслители всё понимали уж никак не хуже него.
valery_5 From: valery_5 Date: Май, 9, 2012 19:39 (UTC) (Ссылка)

И не просто верующими, а протестантами

И Кампанелла?
valery_5 From: valery_5 Date: Май, 9, 2012 19:50 (UTC) (Ссылка)

нам нужно постоянно, ежедневно и ежечасно воспроизвод

К сожалению, эта красивая метафора не может противостоять методам народовольцев, большевиков-эсеров, кастровцев, маоистов 30-50-х, южноамериканцев, шахидов ислама... Или вы готовы на смерть ради идеи, или всё остаётся на уровне теоретического семинара по социально-философским вопросам. А практика - это Удальцов на площадях Москвы.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Май, 11, 2012 17:02 (UTC) (Ссылка)

Re: нам нужно постоянно, ежедневно и ежечасно воспроизв

Неужели "красивая" не может супротив метода?

А какая может?

Edited at 2012-05-11 17:04 (UTC)
43 комментария or Оставить комментарий
Страница 1 из 2
[1] [2]