?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Что меня неприятно удивляет - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Что меня неприятно удивляет
По службе мне поручили писать главу для книги о крахе СССР. Я составил план главы, приведенный ниже. А потом стал читать «Советскую цивилизацию» (раньше не удалось почитать, а писать – это совсем другое). И пришел к выводу, что за 12 лет после написания я очень многое забыл, а в конце 90-х годов многие важные вещи, потом забытые, уже были почти понятны. Думаю, это не только у меня так.
Это плохой признак, у нас знание, уже обработанное и согласованное в узком коллективе, не фиксируется, не развивается, а забывается. Точнее, уходит «на склад памяти» и становится неактивным, вытесняется актуальными проблемами. Возможно, это потому, что нас вытеснили из системы образования, и оно не превращается в стабильные формы «курсов».
Для примера далее прилагаю начало главы об «антисоветском проекте» в «Советской цивилизации». Мне показалось любопытным (хотя, может, это я такой забывчивый).

ПЛАН
ГЛАВА 1. Причины краха СССР (С.Г. Кара-Мурза)
1.1. Политический и цивилизационный генезис СССР (25 стр.)
Бакунин, народники, большевики: зарождение советского проекта. Маркс о будущей русской революции; Вебер и Грамши о состоявшейся русской революции. Антисоветский социализм (1905-1921). Сталинизм – индустриализация – война 1941-1945. Легитимизация СССР на Западе. Холодная война, еврокоммунизм, возрождение антисоветского проекта в СССР. Советская система в отступлении: кризис мировоззрения и кризис легитимности (1960-1990).
1.2. Закономерен ли крах СССР? (25 стр.)
Фатализм или синергетика – два взгляда на историю. Сущность советского строя как реализации альтернативного (западному капитализму) цивилизационного проекта: антропология, тип общества, институциональные матрицы. Ожидаемые трансформации и кризисы. Критические факторы: запас знания, соизмеримость теории и мифа, соответствие темпов социального, культурного и политического развития. Смена поколений и разрывы непрерывности. Новые технологии холодной войны и нехватка в СССР ресурсов обороны. Фундаментальные причины поражения СССР и новые проблемы обществоведения.
1.3. Обречены ли общества справедливости? (25 стр.)
Эссенциализм представлений об обществе и идеологический потенциал фатализма. Опыт краха СССР позволяет выявить уязвимые точки «обществ справедливости», вести диагноз теоретических моделей на наличие «вирусов» и прогнозировать риск недопустимых разрывов непрерывности при смене поколений и социальных форм. Модернизация когнитивной базы этих обществ, их государства и системы образования позволит укрепить арсенал средств легитимизации этих обществ и пережить один-два грядущих кризиса. В новой познавательной системе они смогут в нужном темпе обновлять свой арсенал после каждого кризиса. Кризис институциональной матрицы Запада при эффективной стратегии поможет «обществам справедливости» не только выжить самим, но и способствовать преодолению кризиса и на самом Западе.

Антисоветский проект

Глава 1. Созревание антисоветского сознания

Советский проект по своим масштабам был крупной программой, продолжавшей траекторию движения России. Существенная часть этой программы успела реализоваться в советском строе, хотя его короткая историческая жизнь в основном представляла собой экстремальные и аномальные периоды горячих войн и форсированных усилий, а вся остальная часть - тяжелый период неравной "холодной" войны. На мой взгляд, достойно удивления, что даже несмотря на эти чрезвычайные условия советский строй успел воплотить в жизнь очень многие позитивные и даже идеальные стороны программы.
Соответственно структуре и масштабу советского проекта в сфере сознания складывалась противостоящая ему антисоветская программа. Складывалась она долго. Можно считать, что в целостном и явном виде ее ядро сложилось в 60-е годы в среде "шестидесятников", хотя элементы ее оттачивались давно - с времен Чаадаева. Но для нас важен именно целостный, обладающий системными качествами проект "шестидесятников", ибо его развитие уже не прерывалось и в конце концов он обрел материальную силу и был реализован в виде "антисоветской революции" 80-90-х годов ХХ века. Ее предварительной, "холодной" фазой была перестройка Горбачева, в ходе которой была разрушена надстройка советского жизнеустройства, после чего бригада Ельцина смогла демонтировать и его базис. Конечно, ни надстройка, ни базис полностью не разрушены, уже двадцать лет идет вязкая "позиционная война", но здесь для нас важно не это.
Разговор об антисоветском мышлении сложен - очень многие в той или иной степени были проникнуты таким мышлением, даже сами того не замечая. Сейчас можно утверждать, что на самом раннем этапе мысленного отрицания “темных сторон” советского строя в антисоветский проект был заложен ряд ложных идей. В тот момент эти идеи формулировались в мягкой форме и не вызывали отторжения. В них не было видно неминуемого разрыва с главным стволом “советского пути”. На самом же деле именно тогда этот разрыв и произошел, и эти мягкие идеи (например, о желательности небольшой, уютной безработицы) задали новую, все более отклоняющуюся траекторию общественной мысли. В 60-е и даже 70-е годы казалось, что отклонение несущественно.
Разобраться в генезисе антисоветского проекта надо потому, что он явно завел страну в экзистенциальную ловушку. Сама травма убийства советского строя, на которую обычно и обращено все внимание, не так уж велика - не сравнить с Гражданской войной после 1917 г. Но дело не в этой травме, а в том, что за ней - путь под уклон, в небытие. Этот путь может быть иной раз крутым, иной раз пологим, с анестезией нефтедолларов или с дубинками ОМОНа, но он неуклонно ведет к угасанию, а потом и к смерти. На этом пути не за что зацепиться, и циклы воспроизводства на нем сужаются с неумолимой закономерностью.
В этом - контраст с той катастрофой, что пережила Россия в 1917 г. Вдумчивые люди, еще стоящие на антисоветских позициях, говорят: и царская Россия в 1917 г., и СССР в 1991 г. рухнули потому, что это были больные общества. Да, это так. Но дальше-то дело пошло по-иному. Больное сословное и изъеденное капитализмом общество начала ХХ века было загнано революцией в проект большого строительства. И те структуры, которые строились, пусть с авариями и жертвами, обеспечили выживание и развитие страны в самых тяжелых условиях. Напротив антисоветский проект закладывался на основе таких идей, что их плоды отравили общество и убили в нем всякий потенциал развития и даже саму волю к жизни.
И напрасно бодрится меньшинство, жирующее на захваченной собственности. Путь-то под уклон. Они пока что питаются трупом убитой страны, и им кажется, что пищи вдоволь. Но трупы не воспроизводятся и не растут, даже банкиры это знают. Потому-то они покупают дома за границей и отправляют туда же рожать своих жен и дочерей - чтобы дети и внуки получили иностранное гражданство по праву места рождения.
Надо говорить об антисоветском проекте как большой интеллектуальной и духовной конструкции, даже особом мировоззрении, спроектированном на советский строй (хотя, в принципе, очень важно было бы понять и другие стороны этого мировоззрения, направленные на разные стороны бытия, прямо не связанные с советским проектом).
…………………
86 комментариев or Оставить комментарий
Comments
serov From: serov Date: Июнь, 23, 2012 12:28 (UTC) (Ссылка)
Уважаемый Сергей Георгиевич!
Посмотрите, пожалуйста: http://serov.livejournal.com/36884.html
alexlotov From: alexlotov Date: Июнь, 23, 2012 12:40 (UTC) (Ссылка)
Что же Вы так от всех отгородились))

Вы только в самом начале пути создания Новой парадигмы мировоззрения
http://alexlotov.livejournal.com/373584.html
fadeev From: fadeev Date: Июнь, 23, 2012 12:51 (UTC) (Ссылка)
Путь-то под уклон.

А что вы скажете когда ЕС и США-Канада-Мексика составят единое государство ?)
pan_tbdinsky From: pan_tbdinsky Date: Июнь, 23, 2012 21:15 (UTC) (Ссылка)
да ничего не скажет, томуша это никогда не произойдет - не токмо что в ближайшей, но даже в средней перспективе. ЕС уже валится, прекрасно понимая отдельными своими местами, что США рукоплещет этому процессу. Какое объединение, господь с Вами?
ray_idaho From: ray_idaho Date: Июнь, 23, 2012 13:39 (UTC) (Ссылка)
может надо делать презентации и выкладывать как курсы для дистанционного изучения
miguel_kud From: miguel_kud Date: Июнь, 23, 2012 19:01 (UTC) (Ссылка)

Не вижу поводов для расстройства

> ...Это плохой признак, у нас знание, уже обработанное и согласованное в узком коллективе, не фиксируется, не развивается, а забывается. Точнее, уходит «на склад памяти» и становится неактивным, вытесняется актуальными проблемами.

Такова уж особенность человеческого знания: всё, что неактуально, отсеивается и уступает место более насущной информации, помогающей в реальной жизни. Иначе наша голова была бы переполнена фантазмами Платона и Аристотеля. Если там есть что-то действительно стоящее, рано или поздно оно будет воспроизведено. Как говорят современные горожане о старых вещах в условиях дефицита места, дешевле купить новое, чем хранить.

Edited at 2012-06-23 19:01 (UTC)
From: akovalevskiy Date: Июнь, 23, 2012 22:18 (UTC) (Ссылка)

Re: Не вижу поводов для расстройства

Лошади едят овес?
Если бы это знание было бы не актуально, вы бы здесь не торчали. Ваше назойливое присутствие - подтверждает правоту учения Сергея Георгиевича.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 23, 2012 19:13 (UTC) (Ссылка)
Не остается в виде курсов - остается в виде книг.
Если не до книги, можно паковать однотипный материал в брошюры и откладывать в специальный раздел сайта. А уже потом по ним сделают курсы. Ленин, когда писал свое "Развитие капитализма в России" наверное обалдел бы, если бы узнал что все студенты и школьники России будут его конспектировать.

Брошюра хороша тем, что это сборник статей, с разных сторон подводящих к одной идее. Создается кооперативный эффект. В отличии от ЖЖ, материал не разбавлен злобой дня. Ну и такие тематические брошюры могут жить собственной жизнью. Отбираться, распространяться, усваиваться, применяться, не будучи отягощены всем мировоззренческим комплексом. Что-то в этом комплексе отпугивает, зато что-то нравится. Если первое и второе в разных брошюрах - понравившееся прилипнет, на непонравившееся просто не обратят внимания.
pan_tbdinsky From: pan_tbdinsky Date: Июнь, 23, 2012 21:11 (UTC) (Ссылка)
Жаль, уважаемый Сергей Георгиевич, что Вам не удалось прочитать Вашу собственную книгу до выпуска: книга отличная, но видно, что собрана она из кусков, написанных в разное время и сшита текстовыми связками, очень часто повторяющимися. Читаешь книгу - оппа, - да я это уже читал, страниц 70 тому назад...
From: akovalevskiy Date: Июнь, 23, 2012 21:32 (UTC) (Ссылка)
Повторение - мать учения!
Илья Демичев From: Илья Демичев Date: Июнь, 23, 2012 21:19 (UTC) (Ссылка)
Собственно, выделю главную, на мой взгляд, мысль:
"Разобраться в генезисе антисоветского проекта надо потому, что он явно завел страну в экзистенциальную ловушку. Сама травма убийства советского строя, на которую обычно и обращено все внимание, не так уж велика - не сравнить с Гражданской войной после 1917 г. Но дело не в этой травме, а в том, что за ней - путь под уклон, в небытие."

Это как раз и выступает, можно предположить, тем "системным фактором", о котором говорили не так давно в комментариях, из-за которого "не запускается кристаллизация": сам дискурс выстроен так, что в его рамках не формируются положительные смыслы и не связываются в систему. Т.е. то самое "целились в коммунизм - попали в Россию", только нужна не метафора, а суть.

Собственно, тут "точками сборки" дискурса выступает даже не вязкая позиционная борьба за островки "советского" - само по себе оно важно в качестве восстановления хоть какого-то осмысленного опыта страны в индустриальную эпоху, но по условиям дискурса это конфликтогенно и почти автоматически ведет к вырожденным результатам (либо в виде отрицания советского, либо в виде отрицания настоящего - путем истерики сторон). Тут точками сборки выступают "страна", организующее ее государство и оживляющий ее народ, как люди и носители культуры. Относительно этих фундаментальных тем, привязанных к наличным условиям, внутренним (соответственно, ресурсам, организации и смыслам) и внешним (угрозам, факторам и "наведенным процессам").
И дальше уже получается хоть как-то систематизировать как дискурсы (повышают они "жизнеспособность" страны, государства и народа - или нет), так и проблематику в их содержании (благодаря чему получается отсечь "белый шум" текущих событий).
...к сожалению, проблема в том, что эти "точки сборки" крайне редко рефлексируются в обществе и сообществах с группами: все почему-то отвлекаются либо на отдельные аспекты (попадая, по сути, в смысловые ловушки и растрачивая интеллектуальные силы - например, снова даладом пережевывая тематику "все пропало, все разворовано"), либо, проскакивая "проектные" области, ударяются в метафизику (ровно с тем же результатом - "все пропало, все разворовано", выбирая по вкусу, кем разворовано, коммуняками или дерьмократами; просто диву даешься, насколько глубоко в головах "перестроечный дискурс" укоренилися:(((().

так что, дело - полезное: и генезис антисоветизма, и, главное, его суть как "системы утверждений", уже не столько привязанной к собственно антисоветизму, сколько вводящей в вырожденное смысловое пространство.

ПС Несколько сумбурно получилось, извиняюсь.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 30, 2012 11:29 (UTC) (Ссылка)

важные мысли...

Конечно, все изучать можно, когда ресурсы безграничны. Но они безграничны лишь у того, кому знания не нужны, потому как все и всЁ есть.

Не построить новых зародышей кристаллов на орицании антисоветизма по причине его собственной, как Вы выразились, вырожденности. Гниение, даже интенсивное, оно и есть гниение. Хорошая книга "Антисоветствий Проект", а какие плохие-то? Все хорошие.

Но нового проекта и даже его идеи пока нет. ПОтому, что жаждущих и голодных духовно сейчас маловато. А материально, те кто с головой ладит и здоров, живут сейчас неплохо.

Для новой кристаллизации нужна идея нового кристалла = зародыш. Иначе модель кристаллизации не работает, даже при наличии желающих кристаллизоваться и выпасть в осадок :).

Edited at 2012-08-30 11:32 (UTC)
yv540 From: yv540 Date: Июнь, 23, 2012 22:46 (UTC) (Ссылка)

Еще почитайте книгу "Экспорт революций"

Раздел 1.1. плана уже почти целиком изложен вами в книге "Экспорт революций" в главе 1, "Государство и революции"
Так совпало, что сегодня слушал в машине эту главу аудиокниги. А придя домой почитал ее на вашем сайте.

Тоже очень интересно, кратко и четко. Советую почитать, если написав, так и не прочитали :)

Всем присутствующим тоже очень советую.
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Июнь, 24, 2012 00:56 (UTC) (Ссылка)
Противник Христа был "человекоубийца искони". Отказ от христианства, даже в гибридной форме коммунизма, означает смерть ренегатов. Мелко-ползучий материализм все еще зашоривает нам это очевидное.

Edited at 2012-06-24 00:59 (UTC)
cran_berry From: cran_berry Date: Июнь, 24, 2012 22:29 (UTC) (Ссылка)
> Отказ от христианства, даже в гибридной форме коммунизма, означает смерть ренегатов

# Оспидя... Ты бы лучше нам рассказал про смерть в континентальной Европе времен расцвета христианства. Паранойя как она есть.

> Мелко-ползучий материализм все еще зашоривает нам это очевидное.

# Ага, и еще привет Элронду передай из соседней палаты.
miguel_kud From: miguel_kud Date: Июнь, 25, 2012 10:46 (UTC) (Ссылка)

И вообще, посмотрим правде в глаза

Не хотел говорить обидные вещи, но мне чем дальше, тем смешнее становится читать многие Ваши жалобы о наработанном знании. Какое там полезное знание Вы можете наработать в своём "узком кругу ограниченных людей", если на своей площадке навести элементарный порядок не можете? Ведь незабаненный cran_berry в блоге - это же диагноз! Не cran_berry, а хозяину блога. И таких индикаторов много, просто не все такие очевидные. Можете воспринимать это как оскорбление, если хотите, но мне плевать на данном этапе: истина (и необходимость её высказать) дороже.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июнь, 25, 2012 17:14 (UTC) (Ссылка)

Re: И вообще, посмотрим правде в глаза

Конечно: "истина (и необходимость её высказать) дороже".

Этот самый cran_berry хамит нередко, действительно, но вполне адекватно Вашей мудрости. Особенно изрекать "истины", которые "дороже".

Насчет наработанного знания, Вы этой драмы даже в толк взять не можете, по-видимому, а ерничаете.

Где бы Вы ни присутствовали, Вы лишний - так Вы себя описали, но не осознали, похоже.

Так в этом и проблема. Определится пора, а не болтаться как ... в проруби.
valery_5 From: valery_5 Date: Июнь, 25, 2012 18:47 (UTC) (Ссылка)

Причины краха

Среди множества интереснейших и важнейших вопросов и проблем, связанных с гибелью СССР, есть один, особенно болезненный. Почему "обычные" люди так или иначе с этим согласились. Понятно, "малый народ", богемная среда, парт-сов-аппаратчики. Но нормальные люди...
Сергей Георгиевич среди "мягких" отступлений от советского понимания справедливости назвал "небольшую безработицу". А ведь представляется, что это и подобные допущения - смерть не только советского, но любого "общества справедливости". И только меньшинство априори отвергало (и отвергает) подобные "дарвинистские" изыски. Вот эти качества большинства людей, работающие на антисоветчиков (по существу - на врагов русских и России), делают советский проект воплотившимся, но недолгим, чудом.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 26, 2012 02:51 (UTC) (Ссылка)

Re: Причины краха

По-моему, тут главное - индивидуалистическая официальная идеология. В марксизме общество - сумма индивидов, стремящихся к личным целям, реализующих индивидуальные проекты, в которых другие люди лишь средство. Государство отомрет, вместе с семьей и т.п.

Воспитанная на этой идеологии интеллигенция, очень остро воспринимала любые отклонения от индивидуализма. Организованные и дисциплинированные советские люди, работающие ради общего дела, воспринимались как безмозглое "стадо", азиатчина, атавизм.

Весьма красноречивый симптом - миф, что войну выйграли уголовники в штрафных батальенах. Не "индивидуально неразвитые" скотоподобные "совки" со своими танками, пушками, минометами, самолетами, грузовиками, заводами, паравозами и прочей грудой железа, работая по командам начальства, а "индивидуально развитый" уголовник, готовый зарезать человека для достижения своих личных целей. Эта идея и множество ей подобных, были обличены в яркие художественные образы. Не нынешняя халтура Михалкова типа "Цитадели", а "Штрафные батальены" Высоцкого. Другие яркие образы недееспособности "стадного" человека: совок-алкаш у Райкина, управдом у Гайдая и т.п.

В перестроечное время это вылилось в прославление проституток, рекетиров и челноков, проклятия "проектам века", "заводам-монстрам", унижение милиции, военных, рабочих, инженеров и ученых - всех, кто работает на благо страны, а не на собственную наживу.

Простому человеку было очень трудно устоять против объединенных усилий системы образования с одной стороны, и творческой интеллигенции с другой. А творческому интеллигенту устоять было практически невозможно, потому что его и система образования и социальная среда обрабатывали на порядок интенсивнее.

Edited at 2012-06-26 04:19 (UTC)
mchpv022 From: mchpv022 Date: Июнь, 26, 2012 07:01 (UTC) (Ссылка)

Под уклон.

Когда-то давно прочёл одну фразу. Короткая и простая, но в неё укладывается всё происходящее: "...решение по стране принято, и по всей видимости давно".
И контуры этого решения иногда настолько явственно проступают сквозь цветастую тряпку внешнего, заявляемого и декларируемого - кулаки сжимаются.
Вы недавно, в своём ответе, разграничили внешний фактор и внутреннюю консолидацию. Пусть не жирную, но линию провели. А в аудиочерновиках к "Кризисному обществоведению" Вы говорили, что тема угроз - лучше всего консолидирует и является общей платформой для многих, расходящися по другим вопросам. А в линейке угроз, по моему мнению, внешний фактор, вражеская экспансия (враги они не только нам) - первым пунктом.
На признании этого пункта люди уже опознают (возьмите интернет-сообщества) друг друга как "свой-чужой".
И в стране не будет происходить ничего толкового, пока на государственном уровне чужое и вредоносное будут стесняться назвать таковым. А назовут плохое плохим по первому каналу - и народ повторит; и творчество развернёт, только б власти "А" сказали.
А пока власти озабочены, как потратить накопленные пенсионные, кровные народные. Только у меня по этому поводу аналогия возникла?
bers37 From: bers37 Date: Июнь, 28, 2012 09:41 (UTC) (Ссылка)
http://bers37.livejournal.com/231522.html - Сергей Георгиевич, нашел в архиве интервью с Вами.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Июнь, 28, 2012 10:29 (UTC) (Ссылка)

Очень рад. Сам с интересом прочитал

Не помню только, где встречались.
bers37 From: bers37 Date: Июнь, 29, 2012 01:39 (UTC) (Ссылка)
С помощью интернета брал. Я даже газету, когда был в Москве вскоре после этого, привозил. Но Вас тогда не было в Москве поэтому газету передал помощнику. Фамилию его, к сожалению, не помню.
86 комментариев or Оставить комментарий