?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Вот, вскользь, об "Инквизиторе", а стоило бы перечитать - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Вот, вскользь, об "Инквизиторе", а стоило бы перечитать
Кусочек из статьи «Завтра» (9 АПРЕЛЯ 2008). Статья не моя, но я участвовал в обсуждении некоторых тезисов.

… Какой же русский мыслитель освоил диалектику социальной организации и духовной страсти человека? Несомненно, это был Достоевский. Тот самый, которого Чубайс до сих пор хочет "разорвать на куски" — тоже весьма показательное признание. Но его прозрения были настолько противоречивы и трагичны, что мы всегда брали у него лишь какую-то одну часть, которая в каждый момент не слишком нас напрягала. Но сегодня нас "припёрло" так, что пора хотя бы обозначить все главные грани образа нашей грядущей катастрофы — даже если нам не удастся их удовлетворительно соединить.


Ясно, что в своем анализе человека и общества Достоевский доходил до "последних", вопросов и был, по сравнению с Толстым, удивительно жесток. Какое уж тут непротивление злу, у него зло — составная часть души, с которой добро находится в единстве и борьбе. У него человек — это Алеша, Иван, Дмитрий Карамазовы, их отец и Смердяков в одном существе. Что значит свобода такого существа? Как она возможна без оков социальной организации? И что значит социальная организация такого человека без контроля вооруженных мечом идеалов? Достоевский дополняет равновесную модель человека Толстого картиной хаоса, сломов, переходов и катастроф в человеке и обществе. Это постклассическое видение человека, адекватное тому реальному вихрю, который закрутил русское общество. Недаром в истории науки проведена параллель между методологической основой мышления (и даже понятийного языка) Достоевского и Эйнштейна. Эйнштейн в физике и Достоевский в человековедении — основатели философии становления и изменения, в отличие от философии бытия и равновесия.

Что же это нам дает для понимания нынешнего момента? Как минимум дает нить, чтобы в главных чертах понять тот смысл дела Сталина, который нас притягивает и сегодня. Достоевский сформулировал проблему совмещения иррациональной природы человека и его потребности в свободе с рациональной социальной организацией. Ленин это противоречие игнорировал. В его логике фактора иррациональности не было, социальная справедливость поддавалась математическому расчету Госплана. Производительные силы подорваны? Нужен НЭП!

И в этом была большая правда — "Хлестнула дерзко за предел / Нас отравившая свобода". Значит, "страну в бушующем разливе / должны заковывать в бетон". Как же соединить несоединимое? Идти с проповедью любви и ожидать морального самосовершенствования? По Достоевскому тут и коренилась главная трагедия революции. Он сформулировал ее в своей главе "Великий инквизитор" в романе "Братья Карамазовы". Эта глава в юности казалась нам абстракцией, философским отступлением, прямо не связанным с судьбой Карамазовых. А сегодня мы читаем её совсем другими глазами. Да это всё про нас!

Не знаю, как трактуется эта притча в литературоведении, но, кажется, всегда считалось, что этот Инквизитор — антипод Христа. Он занят созданием и поддержанием социальной организации. И ради блага людей, как он его понимает, подавляет их свободу мысли и воли. Он бросает Христа в тюрьму и говорит ему: "Кому же владеть людьми, как не тем, которые владеют их совестью и в чьих руках хлебы их. Мы и взяли меч Кесаря, а взяв его, конечно, отвергли тебя и пошли за ним", то есть за дьяволом.

Что же двигало Инквизитором: жажда власти? Нет, он — "страдалец, мучимый великой скорбью и любящий человечество". Он принял меч Кесаря потому, что изучил людей и пришёл к выводу: "Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим… Поймут, наконец, сами, что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собой… И если за Тобою во имя хлеба небесного пойдут тысячи и десятки тысяч, то что станется с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного?"

Дает ли ответ на это Достоевский? Нет, он лишь предупреждает, что эта дилемма встаёт перед Россией и перед человечеством. Но вспомним перестройку — нас убеждали, что ответ есть, и он однозначен. Что главное — знамя свободы, и власть должна принадлежать тем "тысячам и десяткам тысяч", которые встали под это знамя. А что это означало в плане социальной организации? Означало, что эти "тысячи и десятки тысяч" могли отобрать у "десятков тысяч миллионов существ" их хлебы земные, могли превратить детские сады в бордели для педофилов — вот их свобода. И это — факт, от которого никуда не уйти, и этот факт воочию наблюдал сам Достоевский.

Сегодня, когда нас облепили, как мошкара лампу, всякие Яковлевы и Швыдкие, вернуться к Достоевскому нелегко. Но надо хотя бы вспомнить, чем кончилась его притча: "Старику хотелось бы, чтобы Тот сказал ему что-нибудь, хотя бы и горькое, страшное. Но Он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ".

Не будем домысливать за Достоевского. Миллионы русских его не читали, они просто знали, что не будет в России никакого хлеба небесного, если у десятков миллионов детей не будет хлеба земного. Это вещи, связанные неразрывно. И если хочешь свободы — борись за то, чтобы дети не голодали и чтобы никакая сволочь не осмелилась приватизировать их детский сад. Поэтому и прошёл по нашей земле ураган, и миллионы людей искали, ошибаясь и проливая кровь, способ совместить правду Инквизитора и правду Христа. И Сталин заслужил невероятную по своей силе любовь тех миллионов потому, что нащупал формулу этого совмещения. Это — факт, и пусть молодежь об этом задумается. Уговаривать и агитировать её никто уже не будет.



23 комментария or Оставить комментарий
Comments
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: Февраль, 22, 2013 10:51 (UTC) (Ссылка)
Сильно!
podgish From: podgish Date: Февраль, 22, 2013 11:32 (UTC) (Ссылка)

Как-то сумбурно

Либо я чего-то недопонял, либо статья переворачивает мое представление об инквизиторе. Стало быть хлеб для нескольких тысяч и есть кошмарная перестройка, а по достоевскому и по Христу это есть свет истины. Неистинным же светом является всеобщая радость потери свободы, и это по вашему СССР? Черти что, либо написано черти как. Я бы лучше написал ))
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Февраль, 22, 2013 11:41 (UTC) (Ссылка)

Re: Оценки Достоевского принимать необязательно

Да их и понять нельзя. Главное - он поставил проблему. Как совместить свободу с земными обязанностями - накормить хлебами земными, но не сжечь Христа.
podgish From: podgish Date: Февраль, 22, 2013 13:11 (UTC) (Ссылка)

Re: Оценки Достоевского принимать необязательно

Не ставил он такой проблемы. Проблема в том, что народ может либо быть счастливым в забвении, отдав свои свободы, либо несчастным, постигнув истину.
Не могу удержаться и выставлю на всеобщую критику:
http://podgish.livejournal.com/10904.html

Edited at 2013-02-22 13:51 (UTC)
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 22, 2013 15:21 (UTC) (Ссылка)

хорошо написано!

Если много разных людей используя разный метод приходят к одному результату значит можно смело предположить наличие объективной закономерности...
podgish From: podgish Date: Февраль, 22, 2013 16:36 (UTC) (Ссылка)

Re: хорошо написано!

Спасибо. Да вот насчет одного результата я усомнился сперва
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 23, 2013 10:23 (UTC) (Ссылка)

Re: хорошо написано!

Я о персонажах вашего текста. Если много не связанных людей на протяжении тысячелетий подтверждают, что если слишком много делать "а", то в итоге получается "б", то скорее всего так оно и есть.
From: akovalevskiy Date: Февраль, 22, 2013 12:26 (UTC) (Ссылка)
Сейчас же нет разлива. Сплошной отстой вокруг. Сейчас надо по-ленински мыслить. Искать истинные глубинные потребности и идеалы и использовать их.
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 22, 2013 12:46 (UTC) (Ссылка)
Мне тоже показалось, что логика пунктирная в тексте. Достоевский как раз предупреждал о тех веяниях "еврейского коммунизма" которые зарождались на западе и в России.

Достоевский рассматривал историю как апокалиптический процесс. И видел торжество человекобожия на западе. Раскрывает лукавство с которым "свобода от греха (воля)" подменяется на "свободу от совести". Об этом единодушно говорят и богословы, проводя аналогии между западной и восточной церковью.

А тут в конце статьи делается вывод аккурат инквизиторский - накормите детей, а потом уж спрашивайте. Детей накормить и защитить надо. Кто будет с этим спорить? Достоевский-же рассматривает вопрос - "каким способом" накормить. Не отказом о памяти Божией!

Когда манят лозунгами царства земного, "свобода равенство братство", призывая забыть о царствии божием, и сводя всю "духовность" только к внешним нравственным проявлениям - обещая царство в котором не будет войн, болезней, все будут сыты и "счастливы как дети" - это и есть царство антихриста (У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе
твоей, повсеместно
).

Возможно, что проблема в том, что составитель статьи не очень-то верующий - потому запутался и сам? В целом, я согласен, что с тем как выглядит на лозунгах марксизм и с теми плодами, что несет либерализм - очень много общего (те же швондеры, бендеры и тд в пене). Видимо автор интуитивно это понимает, потому и проводит аналогию с перестройкой.

Получается, что Россия пережив революционные шоки и как-то сумев сохранить близкий к традиционному уклад пала под ударом справа. Под другим соусом, но неуклонно движется к "новому мировому порядку".

Достоевский говорил, что не церковь должна стать государством, а государство - Церковью. Все что делается - должно делать исключительно из побуждений любви к людям.

Отказаться от джинсов, "свободы" поведения и мобильности - ради того, что-бы большинство детей были сыты, посвятить свою жизнь труду для этого - это и есть Свобода. А если при этом не возгордился в душе и не унываешь - святость.

Но спор в полит технологиях кто на свою территорию поставит флаг "богословие" - сродни спору ученых в век просвещения.
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 22, 2013 13:40 (UTC) (Ссылка)
Перефразирую - _добровольный_ выбор труда ради уменьшения страданий людей, обусловленный не тщеславными помыслами и поиском любых наград, _добровольный_ отказ от свобод телесных, в сочетании с отсутствием чувства собственного величия, благородства и чистоты - это и есть Свобода. о которой речь.


Edited at 2013-02-22 13:40 (UTC)
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Февраль, 22, 2013 14:05 (UTC) (Ссылка)

Проблема в том, что далеко не все считают так, как вы

И переубедить их можно только делом, причем такой массы людей, что это посчитают "общим делом".
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 22, 2013 14:36 (UTC) (Ссылка)

Re: Проблема в том, что далеко не все считают так, как вы

Это да. Только делом. "Посмотрите как они любят друг-друга" так говорили о первых христианах и шли к ним, несмотря на казни и бросания ко львам.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 22, 2013 14:52 (UTC) (Ссылка)

Ну, да, делом...

а вот его то и нет. И подвига нет.

Наверное потому, что львов не завезли в достатке.

На самом деле, времена такие уже наступают.

Страдания вместо подвигов.

А статья, конечно, путаная. Впрочем, и Достоевский не всегда выход находил после захода в свои ситуации.

А в данной ситуации была обыкновенная толпа. Так она и при раздаче евангельских хлебов такая же была: Христа поймать пытались, чтобы сделать царем (у которого с продовольствием и снабжением повстанцев продовольствием проблем нет).

Так уж более сильный пример толпы у претории, кричавшей: распни Его!

Вот и сейчас страна более в толпу превращена, потому и управляемая, потому и безнадежной кажется.

Но это до времени!

onolitegy From: onolitegy Date: Февраль, 25, 2013 16:09 (UTC) (Ссылка)

Отказаться от джинсов, "свободы" поведения и мобильнос

Сейчас такие джинсы стали шить... Талия занижена, мотня урезана - непонятно, на кого рассчитаны, на мужчин или на женщин... унисекс. За здоровье страшно. Я в конце-концов плюнул и вернулся к брюкам классического покроя.
blprizrak From: blprizrak Date: Февраль, 22, 2013 15:20 (UTC) (Ссылка)
У нас вообще сложилась традиция довольно поверхностного прочтения классики. Помню запись в дневнике Блока примерно такого содержания: «Пишут, что Гоголь изобличал в «Мертвых душах», а он быть может очень сильно своего Чичикова любит».
И существует такое «изобличительное» представление о произведениях Достоевского, хотя у него не все так просто. Он очень часто вкладывает очень глубокие слова в уста довольно сомнительных персонажей, и очень трудно сказать – изобличает он их или пытается понять.
И еще у нас сложилось очень поверхностное понимания свободы. Хотя свобода может быть очень трагичной. У нас исчезло это трагическое ощущение свободы выбора, когда ты оказываешься на распутье, совершаешь выбор. Свобода человеческой воли, которую утверждает христианство, - это величайшее благо и величайшее искушение. Человек может быть кем угодно, пожелать чего угодно. И это не всегда здорово, иногда это просто страшно, т.к. по свободе человеческой воли может родиться и Серафим Саровский, и Чикатило…
И человечество колеблется между двумя крайностями – анархией и тиранией, и одно порождает другое. Есть желание сделать благо насильно, помимо чужой воли, спасая людей, но эта насильность в итоге порождает противление, анархию, подпольного человека, который дождавшись момента вырывается на волю…
vevyurko From: vevyurko Date: Февраль, 22, 2013 19:47 (UTC) (Ссылка)
Примирить правду справедливости с правдой Христа можно только через этику служения. Сила сталинизма -- не в хлебе земном, который просто необходимость, а в этике служения, когда и жизнь, и гибель человека оказываются оправданными высшей целью. Причем очень важно, что марксисткая мечта о счастье пролетариата была сублимирована в любовь к Родине как выражение этики служения. (Или вытеснена ею).
blprizrak From: blprizrak Date: Февраль, 22, 2013 20:12 (UTC) (Ссылка)

Противоречие природы человека

В греческой мифологии говорится – человек был создан из праха титанов, которые разорвали и сожрали Диониса. Таким образом природа человека двояка – в нем есть титаническая сила самоутверждения, обособления, и божественная, дионисийская тяга к единству.
blprizrak From: blprizrak Date: Февраль, 23, 2013 06:54 (UTC) (Ссылка)

Репетиция оркестра

Интересную модель построил Феллини в своем фильме «Репетиция оркестра». Репетиция идет в здании бывшего храма. Каждый музыкант, каждый инструмент – самоутверждающаяся индивидуальность, между ними в оркестре – довольно сложные отношения. Но еще более сложное отношение к дирижеру, который должен собрать всю эту многоголосицу в гармоническом единстве музыки. Конфликт перерастает в бунт музыкантов против дирижера-деспота, начинается хаос, какофония, апофеозом которого становится разрушение стены громадным чугунным шаром, который как образ всеобщей погибели повисает в образовавшейся бреши… Дирижер снова собирает оркестр, репетиция продолжается. В его голосе появляется все больше властности, язык меняется с итальянского на немецкий и его речь становится похожей на выступление Гитлера…
From: ideasturner Date: Февраль, 24, 2013 12:42 (UTC) (Ссылка)
Лживый пафос. Опять уход от "структур советской повседневности", выдавивших людей в никуда, к "вечным вопросам". Не хотите вы работать трудно, Сергей Георгиевич. Любите сидеть в тепле и думать о том, о чем думается.
И вот про смысл дела Сталина, в главных чертах, как вы любите - сказали бы. Это второе предложение третьего абзаца текста, чтоб вам проше было.

Вас надо видеть ведь инквизитором, так ведь, да? Христа бы вы в тюрьму бросили... Или Леннона хотя бы. Ну-ну, Сергей Георгиевич. Тяга к страшной уголовщине в нашей интеллигенции всегда была сильнейшей страстью. Это вам надо было в бокс в детстве ходить. А еще в армии послужить, в вашей советской любимой. Люлей бы пополучали от души и стали бы гораздо ближе к реальности. И заодно к структурам советской повседневности (я года рождения 1978-го и ни в одной армии мира не служил, для справки сообщаю).

Вернуться к достоевскому нелегко, да. Только не швыдкие этому помеха, а неприложимость метафизики и фантазий ни к какой реальной жизни. Та "проблема", которую вы через достоевского все силитесь озвучить, сопровождает каждого человека всю жизнь и каждый эту "диалектику" на своей шкуре знает. Вы не знаете, потому что не живете в обществе, а в своем старательно изолированном мирке. К достоевскому не возвращаются потому, что он эту всем знакомую проблему только озвучил, а одна озвучка никого не волнует, никаких тайн он не открыл. Влез он в рядовую бытовуху, которой каждый сыт по горло.

И союз-то - он как, территорией инквизитора был или христа? а, да - он "диалектически совмещал"... Нет, ребята, христа "совмещать" нельзя. Если вы "совмещали" - то вы инквизиторы и слуги ненависти к людям. К леннону, например.

В общем, Сергей Георгиевич, разговор персонально с вами короткий. Вы научный сотрудник, кажется? Статистику по педофилии (с ней вы сравняли "свободу" в тексте) - на стол. Не по западным странам, а по союзу сср и достоевской россии. Посмотрим, насколько сильны "русская культура" и "сталин" в противостоянии "сатане".


P.S. Эх, жаль, что не 37-й сейчас. Не спросишь у вас, интеллигентов, по-серьезному ничего. Купаетесь в теплых киселях свободы.

А впрочем, это к лучшему. Я тоже купаюсь. Какое счастье, что загнали вас, немощных, в никуда и не сидите вы ни в каких райкомах, бред свой достоевский никому не впихиваете, нажравшись вкусного и накурившись до сблева...





From: vovan_demokrat Date: Февраль, 25, 2013 07:26 (UTC) (Ссылка)
Не конструктивно пишете. Злость и затравленность она понятна. Хорошо конечно, что и себя презирать не забываете - значит надежда есть, на правильном пути - будет и выход из тоннеля.

А где логика - раз заглядываете сюда, значит глоток воздуха чувствуете...
aspasia_roma From: aspasia_roma Date: Февраль, 26, 2013 10:58 (UTC) (Ссылка)
него зло — составная часть души, с которой добро находится в единстве и борьбе.

Цитата

Именно так. Видимо, здесь и кроется привлекательность Достоевского.
Зло и добро - одно.
advokat001 From: advokat001 Date: Март, 18, 2013 08:26 (UTC) (Ссылка)
Восхитительно!!!!!
igara From: igara Date: Декабрь, 17, 2013 12:03 (UTC) (Ссылка)

Цой

А мне приснилось: миром правит любовь,
А мне приснилось: миром правит мечта.
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял - беда...

В небе над нами горит звезда,
Некому кроме нее нам помочь,
В темную, темную, темную
Ночь.
23 комментария or Оставить комментарий