?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Инфраструктура села: линии, сети, дороги - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Инфраструктура села: линии, сети, дороги
Массивным элементом материально-технической базы сельского хозяйства является инфраструктура. Это прежде всего дороги и линии электропередач. Известно, что именно в создании современной инфраструктуры отечественное сельское хозяйство сильно отставало от западного — в силу огромной стоимости работ. Это вызывало перерасход средств во время уборки и транспортировки продукции, значительные ее потери. Сеть дорог с твердым покрытием в России по своей плотности просто не сопоставима с сетью в других развитых странах — в РСФСР в 1990 г. имелось 23 км дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории. А, например, во Франции 1364 км, в Англии 1499 км, даже в Польше 493 км.


Понятно, что малонаселенные области Сибири следовало бы исключить из сравнения. Но и в Центральном районе (12 областей) РСФСР, вполне сравнимом с Францией, было всего 131 км дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км, а в исключительно важном сельскохозяйственном Поволжском районе — 82 км.

Решать проблему бездорожья можно только путем строительства дорог. В 1980-е годы для этого были уже накоплены средства и создана система строительных организаций. Начался быстрый рост дорожного строительства. Трудно назвать другую программу, которая была бы прервана рыночной реформой столь резко, как строительство дорог.

При этом именно строительство внутрихозяйственных дорог, то есть относящихся именно к инфраструктуре сельского хозяйства, сократилось в наибольшей степени. В 1986–1988 гг. было построено 43,3 тыс. км таких дорог, в 1990-м — 28,3 тыс. км, в 1995-м — 1,9 тыс. км, в 1998-м — 270 км, в 2000-м — 327 км, в 2005-м — 74 км, в 2009-м — 7 км, в 2010-м — 14 км, в 2011-м — 71 км, в 2012-м — 33 км. Более того, сеть местных и внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в России сокращается из-за недостатка средств на их содержание. Этот фактор усугубился вследствие развала системы крупных сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов).

Готовая статистика протяженности дорог местного значения начинает новый отсчет с 2006 г., поскольку меняется классификация таких дорог, вводятся категории дорог регионального и межмуниципального значения, они переводятся из одной категории в другую, прежний временной ряд нарушен. О масштабах сокращений автодорог в сельской местности косвенно можно судить по динамике протяженности дорог необщего пользования с твердым покрытием:


За годы реформ сократился не только ввод, но и ухудшилось обслуживание и ремонт дорог, часть их формально выводится из эксплуатации, и это касается именно дорог местного значения. В 1975–1990 гг. в среднем ежегодно выбывало 1,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием, а вводилось ежегодно 23,5 тыс. км. С началом реформы выбытие резко увеличилось, а строительство стало сокращаться, но до 2000-х ввод все-таки опережал выбытие. В 1991-1995 гг. выбывало в среднем уже 10 тыс. км в год, но строилось 22,2 тыс. км в год, в 1996–2000 гг. — 5,6 и 6,6 тыс. км в год. Тревожный перелом наступил в 2003 г., когда впервые в России было зафиксировано сокращение дорожного фонда, а в целом за пятилетку 2001–2005 гг. ежегодное выбытие (10,2 тыс. км в год)  автодорог с твердым покрытием превысило ввод (3,6 тыс. км в год).

Как уже отмечалось, с 2006 г. изменялись методики классификации и учета автодорог, и ситуацию с сокращением дорожного фонда РФ удалось «выправить» - общими усилиями строителей и методистов протяженность автодорог с твердым покрытием выросла в РФ в 2006–2010 гг. на 62 тыс. км, хотя за эти же годы построено и реконструировано было вчетверо меньше — 14,8 тыс. км. Другими словами некоторые автодороги из ранее выбывших были признаны пригодными к эксплуатации и какая-то часть была переквалифицирована в дороги с твердым покрытием, ранее ими не считавшимися. С середины 2000-х автодороги с твердым покрытием берегут и перестали официально выводить из эксплуатации. Однако это совсем не значит, что удастся быстро восстановить ранее выбывшие из эксплуатации автодороги.

В целом масштабы строительства и реконструкции инфраструктуры российского села в результате реформы резко снизились — за исключением работ по газификации. Это видно из таблицы:



1 комментарий or Оставить комментарий
Comments
_iga From: _iga Date: Июнь, 3, 2014 22:40 (UTC) (Ссылка)
Добавьте замечание, что это важные факторы продуктивности сельского хозяйства - плотность сельской дорожной сети и близость к городам:






Источник: Татьяна Нефёдова, Сельская Россия на перепутье, 2003, стр. 56,126-127.

Edited at 2014-06-03 22:43 (UTC)
1 комментарий or Оставить комментарий