?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Из "Белой книги" о машиностроении - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Из "Белой книги" о машиностроении
Продолжаем выкладывать фрагменты из книги А. Гражданкина и С. Кара-Мурзы "Белая книга России. 1950-2013"

В ходе развития отечественного машиностроения происходило, прежде всего, обеспечение хозяйства страны теми ключевыми видами машин и механизмов, которые брали на себя выполнение самых массовых трудоемких работ. Даже и на этих направлениях машиностроение не могло еще удовлетворить самые острые потребности хозяйства за очень короткий, по сравнению с промышленным Западом, срок советской индустриализации. Например, максимум, которого удалось достичь в РСФСР в насыщении сельского хозяйства тракторами, составил всего 11 машин на 1000 га пашни (1985–1988) — при среднеевропейской норме 120 машин на 1000 га.

Начатая в 1990 г. реформа парализовала машиностроение России и за восемь лет простоя производственных мощностей привела к его глубокой деградации. Крупные машиностроительные предприятия были расчленены, так что число предприятий в начале реформ выросло в 10 раз и в 1997 г. достигло 58,4 тыс.

Затем произошло укрупнение — в 2004 г. — до 50,3 тыс. и в 2005 г. — до 22,9 тыс., в 2012 г. — до 6,4 тыс.

С 1999 г. в машиностроении начался восстановительный рост производства примерно в том же темпе, что и до реформ. Однако уровень 1990 г. не был достигнут, теперь машиностроение стало подвержено влиянию турбулентностей внешнемировых кризисов. Падение и рост уровня производства в отрасли представлены на рисунке:

 Индекс производства в машиностроении и металлообработке  РСФСР и РФ
Деиндустриализация этой большой отрасли видна и по динамике численности работников машиностроения России. В 1990 г. в отрасли «машиностроение и металлообработка» среднегодовая численность промышленно-производственного персонала составляла 9,7 млн человек (из них рабочих 7,5 млн человек). В 2013 г. численность работников сократилась до 2,6 млн человек, или в 3,8 раза, — из машстроя высвободилось 7,1 млн теперь уже бывших машиностроителей:

Среднегодовая численность работников организаций в машиностроении  РСФСР и  РФ, млн чел.

Среднегодовая численность работников организаций в машиностроении РСФСР и РФ, млн чел.

Крупных технологических изменений в производстве за это время не произошло, и производительность труда существенно вырасти не могла. Следовательно, и объем производства должен сократиться в три раза, что вполне соответствует той картине, которая складывается из рассмотрения натурных показателей по большому перечню машин и оборудования.

Полезно рассмотреть независимые от стоимости индикаторы в их натуральном выражении. Для машиностроения таким устройством-индикатором может служить производство подшипников. «Насыщенность» подшипниками всех машин мало меняется со временем и мало зависит от смены моделей. Поэтому объем потребления подшипников в отечественном производстве взаимосвязан с объемом производства в машиностроении.

Производство и внутренний российский рынок подшипников служат объектом постоянного мониторинга и маркетинговых исследований. Росстат публикует данные о производстве подшипников. В целом данные Росстата и обзоров рынка согласуются. Картина такова.

В 1980-е годы в РСФСР производилось ежегодно около 800 млн подшипников, но потребности машиностроения удовлетворялись единой системой государственных подшипниковых заводов СССР (в конце 1980-х было 33 ГПЗ).

К 1995 г. производство в РФ упало до 304 млн., а за 2000–2009 гг. наблюдался постепенный спад с 257 до 49 млн., а затем незначительный «двукратный» рост до 81 млн в 2011 г. (в 2013 г. — 64 млн) — это почти в 10 раз меньше, чем до реформ.

Уменьшение доли отечественного производства на российском рынке несколько компенсируется импортом. Однако доля подшипников отечественного производства остается высокой и стабильной (в 2000–2002 гг. она превышала 86%, в 2005 г., по некоторым данным, снизилась до 70–72%).

Производство подшипников качения в  РСФСР И  РФ, млн шт.

Для нашей задачи, однако, самым главным показателем служит объем закупок подшипников на внутреннем рынке РФ и динамика этих закупок. Из этих данных следует, что за 2001–2005 гг. емкость внутреннего рынка подшипников не возросла. К тому же на этом рынке возник растущий спрос со стороны автомобилестроения и ремонта автомобилей, потребляющий около трети подшипников.

10 комментариев or Оставить комментарий
Comments
leon_rumata From: leon_rumata Date: Июль, 21, 2014 06:03 (UTC) (Ссылка)

ОПЕЧАТКА?

"Продолжаем выкладывать фрагменты из книги А. Гражданкина и С. Кара-Мурзы "Белая книга России. 1050-2013"

Опечатка? "1050-2013" ?
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Июль, 21, 2014 08:32 (UTC) (Ссылка)

Re: ОПЕЧАТКА? Да!

Сейчас исправлю. Спасибо
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июль, 22, 2014 02:03 (UTC) (Ссылка)

А минобрнаука

озабочена планированием аж на 2030 ("!) год в духе чего-нибудь инновационного (как у Чубайса, наверное) без какой-либо привязки к нашей подшипниковой, тракторной, и оборонной реальности.
Пусть мол эксперты выдадут такое конкурентоспособное, чего пока еще ни у кого пока и в голове нет.

Причем, РИНКЦЭ понимает, что экспертов заставляют заниматься
откровенным жульничеством, высасывая из пальца "конкурентоспособные инновации" путем анализа трендов публикаций и патентов. Ведь эти тренды нельзя рассматривать вне западной промышленной инфраструктуры и линии развития, во-первых, потому что они принадлежат ей. А во-вторых, наши эксперты - они НАШИ, они в основном все из вузов и академии, отставшие, с деформированным перестройкой сознанием, они не знают реальной промышлености и производства, а фантазировать могут в основном только вокруг своего собственного предмета занятий.
Лучше к фантастам обращаться. Они хоть в каком-то единстве свои образы будущего выращивают.

Такое впечатление, что у нас в стране к реальности только стройки, аварии и катастрофы относятся, там реальные мужики всех спасают и строят, а все остальное - поле чудес и мечтаний, никакой связя планирования-финансирования с результатами и реальностью, только с зарплатой и откатами.

Недавно видел интересную брошюрку 2014 года выпуска (ВШЭ, по-моему) про граниознае успехи РФ в развитии. Так вот, там графики нарисованы с отсчетами от 1995 года, когда все уже рухнуло дальше некуда. Интересно было бы эти данные здесь в сравнении с Белой книгой раскатать по камушкам. Я найду ссылку на эту брошюру в ближайшее время.


157_gra From: 157_gra Date: Июль, 22, 2014 06:18 (UTC) (Ссылка)

Re: А минобрнаука

И все-таки теперь считается, что машиностроение стране нужно ( по РТР показывают даже ахающие телепередачи на эту тему). А еще совсем недавно в 1990-е было наоборот.

Отсчет от 1995 г. - слишком примитивный прием демонстрации "успеха". В 1994-1998 гг. было самое дно по большинству натуральных показателей хозяйства.
На таких манипуляциях с успехами госвласть быстро теряет легитимность (а у бизнес-власти ее не появилось). А других идеологов у власти нет. Надо дать какой-то рецепт для ВШЭэшников как им выкрутиться для начала от "бравады" к причинам "сдерживания успехов". Им все равно о чем говорить и расписывать, лишь бы держали за уважаемых (где-то) людей.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июль, 22, 2014 10:45 (UTC) (Ссылка)

Re: А минобрнаука

"Они" самый большой бюджет среди вузов имеют с госфининсированием
и липовыми подрядами.
И им не все равно, что писать. Пишут в основном на разрушение страны или просто бредовые программы.

Надо разоблачать ложь и манипулитивность их произведений и указывать при этом поименно авторов. Страна пусть знает героев.

Легитимность нам наобор подтачивать ни к чему, а нужно заставлят власть дистанцироваться от тех, кто ее подрывает - от ВШЭ, в частности.

Насчет машиностроения шум есть а целостного подхода к "народному хозяйству" нет, поскольку нет и идеи такового - рынок кругом, все должно само собой возникать и строится.
157_gra From: 157_gra Date: Июль, 22, 2014 12:05 (UTC) (Ссылка)

Re: А минобрнаука

ВШЭ кует свою легитимность, своей страны и своих героев. И пока она держится. А наши развенчевания пока не действует. В СКОЛКОВО та же петрушка с подтасовками. См напр
riskprom####ru/blog/masshtaby_skolkovo_v_kakikh_ochkakh_smotrjat_na_neftedobychu_v_skolkovo_2013/2013-02-08-497
157_gra From: 157_gra Date: Июль, 22, 2014 12:26 (UTC) (Ссылка)

cтанкоразруха-2013

Ровно год назад в правительстве обсуждали российское станкостроение... мало что изменилось...
вот здесь об этом совещании с ремарками
riskprom#####ru/blog/chto_proiskhodit_v_otechestvennom_stankostroenii_ijul_2013/2013-07-25-551
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июль, 23, 2014 01:41 (UTC) (Ссылка)

Re: cтанкоразруха-2013

Значит, никто ни за что в правительстве реально не отвечает.
У всех есть ссылки на обстоятельства и ситуацию в целом.

Иллюзия хорошей жизни при богатых витринах, шикарных авто на дорогах и гламурных тв шоу не позволяет разглядеть полного раэрушения промышленности, но еще более важно - распада целостного интегрированного "народного хозяйства".

Почему так живем? Потому, что можно быть богатым вором, богатым казнокрадом, богатым лицедеем, богатым "собственником", пожинающим ренту..., но нельзя быть даже просто нормально обеспеченным тружеником - квалифицированным рабочим, ученым, изобретателем, врачом, военным офицером, ...

Страна, в которой человека делает не труд, а паразитические доходы, да еще к тому же и не облагаемые налогом, не выживет. Поэтому первая задача, ликвидировать паразитические сверхдоходы и установить справедливые и стимулирующие трудовую активность налоги.

Нужна общественная обстановка жажды созидательного и хорошо вознаграждаемого труда, нехватки денег, а не избытка нефтегазодолларов, распредедяемых через паразитические кланы собственников наших недр, финансов и промышленности.

И поможет нам в этом жареный петух, благодаря которому придется вскоре установить в стране особое мобилизационное положение. Хорошо бы сделать это в более или менее спокойное время, не дожидаясь вынужденного военного положения. Ведь можно подумать об этом? Можно хотя бы начать с островков такой мобилизации - Россия большая.
157_gra From: 157_gra Date: Июль, 23, 2014 05:55 (UTC) (Ссылка)

островки мобилизаци

необходима срочная мобилизация паразитов на смертельную конкуренцию за доступ к праздности. Важно создавать, поддерживать и продвигать образ дефицита легких денег, и разливать усталость от отдыха...
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июль, 24, 2014 00:45 (UTC) (Ссылка)

Re: островки мобилизаци

Ну,да, а если еще придет умывальников начальник и мочалок командир...
10 комментариев or Оставить комментарий