?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Транспортное машиностроение - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Транспортное машиностроение
http://www.centero.ru/whitebook/item/286-prom-11

Одной из транспортных проблем всегда была нехватка товарных вагонов. После расчленения единого планового хозяйства СССР эффективность использования подвижного состава на железных дорогах значительно снизилась. Если бы в целом не упал так резко объем производства, сегодня экономика испытывала бы исключительно резкий голод, нехватку вагонов. Если в конце 1970-х годов в РСФСР производилось около 33 тыс. вагонов в год, то к 1998 г. их выпуск снизился до уровня около 4 тыс. в год. Соответственно, к 1996 г. в 2,7 раза сократился рабочий парк грузовых :

Рабочий парк грузовых (1) и грузовых груженых (2) железнодорожных вагонов в России // в среднем в сутки, тыс. штук

С 2001 г. уровень производства вагонов стал быстро подниматься и существенно превысил дореформенный (в 2012 г. — в 2,9 раза).

Несмотря на успехи последних лет, в целом за годы реформ вагоностроители недопроизвели на 2013 г. еще около 12 тыс. новых отечественных вагонов в сравнении с дореформенным уровнем производства. Пока парк вагонов стабилизирован на уровне в 1,5–2 раза ниже, чем в 1990 г.

В 2010 г. импортировано 32 тыс. грузовых вагонов за 1,6 млрд долл. (в 2012 г. 26 тыс. вагонов за 1,8 млрд долл.), а экспортировано 2,6 тыс. на 100 млн долл. (в 2012 г. 24,5 тыс. вагонов на 0,6 млрд долл.).

Динамика отечественного производства грузовых вагонов такова:

Производство грузовых магистральных вагонов в РСФСР и РФ // тыс. штук

Производство пассажирских вагонов в ходе реформы сначала испытало резкий спад (в 2,4 раза). Но в 1999–2008 гг. наблюдается заметный рост, и производство превысило уровень 1990 г. более чем в 1,7 раза. Затем оно вернулось на уровень 1990 г. и ниже. Но снабжение транспорта вагонами пока не восстановлено: в целом за годы реформ российские вагоностроители недопроизвели 4,8 тыс. пассажирских вагонов по сравнению с дореформенным уровнем производства. Экспорт и импорт таких вагонов был незначителен – в 2010 г. 102 и 2 вагона, в 2012 г. 33 и 12 вагонов соответственно.

Динамика производства пассажирских вагонов в России такова:

Производство пассажирских вагонов в РСФСР и РФ // шт.

Отдельно стоит сказать о вагонах метрополитена. За годы реформы их производство упало более чем в 10 раз — скатились к послевоенным уровням. Поскольку поступления этих машин по импорту нет, их недостаток ведет к перегрузке и быстрому износу имеющегося в метрополитенах РФ вагонного парка.

В больших городах метрополитен является главным средством общественного транспорта и осуществляет массовые перевозки пассажиров, поэтому старение его материально-технической базы создает острые социально-экономические проблемы. Оживление производства началось в 2001 г. и к 2011 г. оно достигло уровня 40-летней давности. Резкий рост производства наблюдался в 2012–2013 гг. — в 1,8 раза был превышен уровень 1986 г.:

Производство вагонов метрополитена в РСФСР и РФ // шт.

В среднесрочной перспективе значительные трудности на железнодорожном транспорте могут возникнуть и из-за резкого сокращения производства тепловозов и электровозов.

В 1970–1980-е годы ежегодный выпуск этих машин поддерживался на стабильном уровне — около 70 секций тепловозов и 300 электровозов. В разгар реформ в 1996 г. выпуск тепловозов упал до 5 секций тепловозов (1996 г.), и 5 электровозов (1997 г.). С 2004 г. начато восстановление производства железнодорожных локомотивов — в 2009 г. произведено 35 секций тепловозов и 232 электровоза, в 2011 г. — 39 и 266, в 2013 г. — 66 и 389 соответственно :

Производство локомотивов в РСФСР и РФ,  магистральных тепловозов (тыс. секций) и электровозов (шт.)

Можно говорить об устойчивой тенденции к росту, но за 23 года реформ в России еще недопроизведено как минимум 378 секций тепловозов и 238 электровозов.

О развитии России до и после распада СССР читайте в других выпусках рубрики Сергея Кара-Мурзы и Александра Гражданкина «Белая книга России. Строительство, перестройка и реформы: 1950–2012 гг.».                                  
Оставить комментарий