?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Подходы к маркерам для размежевания - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Подходы к маркерам для размежевания
Предлагаю как пример эволюцию одного философа.

М.К. Мамардашвили, который в кругах либеральной интеллигенции считается крупнейшим советским философом, работал в 1961-1966 гг. в редакции журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге. Редакцию этого журнала называли особым отделом ЦК КПСС.

Мамардашвили говорит в интервью в 1988 г.: «Вскоре после 1956 года можно было наблюдать сразу на многих идеологических постах появление совершенно новой, так сказать, плеяды людей, в то время сравнительно молодых, которые отличались прогрессивным умонастроением и определенными интеллигентными качествами…
Очевидно, все они участвуют сегодня в написании политических и других текстов в аппарате ЦК… Большинство из них ко времени Горбачева оставалось на своих постах. Они служили».
Эти обществоведы «идеологическим спецназом», а не учеными, ищущими истину.

Социолог Г.С. Батыгин указывает на этот факт: «Ни “крестьянские войны” и голод в деревне, ни массовые репрессии, ни низкий уровень жизни не поставили под вопрос существование коммунистического режима. Его крах стал следствием разрушения “социальной теории” и конфликта в дискурсивном сообществе в относительно стабильных политических и экономических обстоятельствах.
Он был предуготовлен движением “шестидесятников” и вступил в критическую фазу в период “плюрализма мнений”, обозначенного атакой “докторальной публицистики”, которая стала играть роль альтернативного мозгового центра страны. Атака исходила от идеологических изданий, в числе которых был и теоретический орган ЦК КПСС журнал “Коммунист”. Реформирование “социальной теории” осуществлялось публицистами перестройки путем форсирования моральных требований правды, справедливости, подлинной демократии и свободы».

М.К. Мамардашвили объясняет: «Нормальный опыт людей моего поколения, связанного с идеологией, … такой жизненный путь, точкой отсчета которого были марксизм или социализм и вера в идеалы марксизма и социализма… И все они проходили этот путь, следуя той системе представлений и образов, что были завещаны революцией…
Значит, тот, кто проходил этот путь, осознавал себя, в отличие от консерваторов и догматиков, в терминах … порядочности и интеллигентской совести. И когда наступила хрущевская “оттепель”, то это было, конечно, их время. Для них это была эпоха интенсивной внутренней работы, размышлений над основами социализма, попыткой изобретения новых концепций, которые исправили бы его искажения и т.д. Например, они активно включились в разработку известной хрущевской программы о приближении коммунизма. Были буквально вдохновлены ею… Многие этим занимались. Появились такого рода люди в ЦК, в виде советников и референтов, в издательствах, газетах и т.д. Причем часто на ключевых позициях… И вот уже явно, не подпольно тогда сложилась определенная политическая среда».

Большинство тех, кто причислял себя к «шестидесятникам», постепенно, шаг за шагом сдвинулись к антисоветской позиции. Более того, в конце 1970-х годов у них стали проявляться прозападные установки, причем в контексте холодной войны Запада против СССР. Они все больше и больше становились в этой войне «союзниками Запада». К концу перестройки это стало обязательным для «прогрессивного интеллигента».

Г.С. Батыгин пишет: «Одним из маркеров альтернативной интеллектуально-культурной “элитности” в 1990-е годы являлась “признанность на Западе”, и сама позиция репрезентанта “западных» ценностей позволяла создать новое измерение социального статуса в российском интеллектуальном сообществе».

И к чему этот сдвиг привел от «веры в идеалы марксизма и социализма» и «заветов революции»? Вот откровения одного философа – кредо большой элитарной общности.
М.К. Мамардашвили заявил, что со времен Ивана Грозного в России начался распад социальных связей, который завершился в 1917 г. гибелью общества: «Все пространство Советского Союза – охватившая зона распада общественных связей, социальных связей, т.е. зона отсутствия общества… Я утверждаю, что в 1917 г. произошло коллективное самоубийство общества и государственности» [96, с. 79-80].
Как понимать его термины? Это — аллегории или новая трактовка понятия общество? Как бы удалось в СССР провести индустриализацию, победить систему фашизма и развить науку, сравнимую с западной, не имея ни государственности, ни общества? А ведь М.К. Мамардашвили в лекциях ратовал за строгость мышления.

Вот М.К. Мамардашвили объясняет французскому философу суть уродства России: «Живое существо может родиться уродом; и точно так же бывают неудавшиеся истории…
Почему же в социальном плане нас должно возму¬щать представление о некоемом пространстве, пусть и достаточно большом, которое оказалось выключенным из эволюционного разви¬тия? На русской истории, повторяю, лежит печать невероятной инертности, и эта инертность была отмечена в начале ХIХ в. [Чаадаевым]... Любой жест, любое человеческое действие в русском культурном космосе несут на себе, по-моему, печать этого крушения Просвещения и Еван¬гелия в России».
М.К. Мамардашвили даже называли «сверхевропейцем». Запад у него был не научным и даже не рациональным понятием, а идеологическим инструментом.

Вот восприятие М.К. Мамардашвили обычных людей: «Что мы видим вокруг себя, в наших грязных домах, пустых магазинах и в наших людях, лица которых сведены звериным оскалом? Насилие, садизм и отсутствие законности копились десятилетиями и не находили выхода, поскольку существовала монополия государства на насилие и беззаконие. Теперь, когда монополия нарушена или нейтрализована, вся мерзость прет наружу из самых темных уголков человеческого “я”. Если мы и спали в течение семидесяти лет, то отнюдь не невинным сном праведника, пробуждающегося во всей своей красе и чистоте. Во сне мы переродились, выродились. Ведь можно проснуться и насекомым, как один из персонажей Кафки. Вот что происходит в настоящий момент в Москве, Ленинграде, Тбилиси».

Социал-дарвинизм иногда принимает форму тупой русофобии.
М.К. Мамардашвили писал, что у грузин «благоустроенные квартиры забиты вещами, высококачественной импортной аппаратурой». Из этого «философский» вывод: «Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских». Он даже усиливает этот аргумент: «Обстановка отражает мое отношение к самому себе. На стол я стелю скатерть, а не газету. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, невыродившийся грузин на это не способен. … Мы должны отделиться. … Хватит вместе страдать и вместе жить в дерьме».

М.К. Мамардашвили выдавал такие сентенции: «Русские, куда бы ни переместились — в качестве казаков на Байкал или на Камчатку, их даже занесло на Аляску и, слава Богу, вовремя продали ее, и она не оказалась сегодня той мерзостью, в которую мы ее скорее бы всего превратили, – куда бы они ни переместились, они рабство несли на спинах своих. А американцы несли с собой другое — Великую хартию».

Зачем друзьям М.К. Мамардашвили было тиражировать эти недостойные слова? Значит, и эти друзья, и составители книги, и большинство читателей не видят ничего предосудительного в таких рассуждениях. Их интеллектуальное сообщество это принимает – вот в чем проблема.
68 комментариев or Оставить комментарий
Comments
muzzikpostcard From: muzzikpostcard Date: Март, 12, 2016 08:42 (UTC) (Ссылка)

Источник?

А откуда эти цитаты Мераба?
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Март, 12, 2016 09:21 (UTC) (Ссылка)

Re: Источник?

Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен / М.К. Мамардашвили // Независимая газета. — 29 февраля. — 1992.
Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы / М. Мамардашвили. — М. : Логос, 2004.
Мамардашвили М.К. Мысль под запретом (Беседы с А. Эпельбауэн) / М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1992. — № 5.
Пущаев Ю.В. Политическое мышление Мамардашвили /Ю.В. Пущаев // http://www.russ.ru/pole/Politicheskoe-myshlenie-Mamardashvili.
Сенокосов Ю. Воспоминания о Мамардашвили / Ю. Сенокосов // Общая газета. — 1995. — 14 сентября. — № 37 (113).


Edited at 2016-03-12 09:22 (UTC)
shchedrov From: shchedrov Date: Март, 12, 2016 09:07 (UTC) (Ссылка)
Думаю, надо и продолжать от этого "плясать". Отвергая русофобию части элит, использовать это для самоосознания. Пусть даже таких элитариев много - это не повод нам погибать.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 12, 2016 09:11 (UTC) (Ссылка)
Сколько раз уже объяснял, а вы все снова вопрошаете, будто не слышали, не видели, не читали. Быть на стороне запада требовала марксня. "Война немецким порядкам" ради, разумеется, западных. Английских то есть. Немцы "реакционеры", англичане и их агентура - "прогрессивные". Странно ли что наша марксня, которая ничего кроме марксни никогда не читала, как по нотам разыграла то же самое? Нет не странно, потому что именно по нотам и разыгрывала. И когда подлец марксня говорит что борется "против искажений социализма", это значит он боролся против "скажений" нот. А марксистские ноты - ода капитализму и пасквиль на любой социализм, см. "Манифест коммунистической партии".

Когда подлец марксня говорит что "исчезли человеческие связи", имеется в виду, что человеческие связи не сводились к рынку. Потому что для марксни, от первомарксни до Мамардашвили и Путина, существует только "материалистическая связь людей, основанная на потребностях" - рынок то есть, а все "политические и религиозные" связи не связи вовсе, а "нелепости".

Почему Мамардашвили фетишизировал ширпотреб тоже объяснял двадцать тысяч раз. Для подлеца марксни "материалистически понимаемый человеческий разум предметно зафиксирован в барахле и индивидуально воспроизводится через приствоение барахла". Для марксни импортный магнитофон - разум, а учебник "искусство схемотехники" - идеализм и фантом в мозгах людей.

Зачем вы продолжаете вопрошать, когда Сахлинс давно на все эти вопросы ответил в "Горечи сладости", а я ее старательно перевел больше десяти лет назад?

Марксня - протестантская секта. Марксня не владеет научным мышлением. Он просто агрессивный проповедник-миссионер. Задавать ему "наводящие вопросы", типа "как же индустриализация" бесполезно. Он ответит что это плети и колючая проволока, раз рынка нет. Ведь даже семья для марксни "рабство", а не человеческая связь. Потому что в ней нет рынка. Вот и индустриализация так же, и наука. У марксни "материализм" такой. Все кроме рынка для него "идеализм" и выдумки. И именно этот свой торгашеский сектантский "материализм", основанный на кальвинистском принципе "служить богу, а не твари", марксня толкает за "науку". И хамски всех остальных называет "идеалистами" и не учеными.

Вы бы лучше про организационные структуры "размежевания", когда все официальные кормушки обсижены марксней. И даже Путин разводит ля-ля что большевики уничтожили зарождающийся капитализм, то есть рынок - единственную связь между людьми, и поэтому людей в СССР ничто не связывало кроме колючей проволоки.

Edited at 2016-03-12 09:16 (UTC)
shchedrov From: shchedrov Date: Март, 12, 2016 09:24 (UTC) (Ссылка)
Это все так (или во многом так), но Вы так увлеклись ролью марксизма, что вырываете то западничество, которое передавалось с марксизмом, из общего контекста западного влияния. Как будто не будь марксизма - не было бы у нас фанатов западных ценностей.
afina_pallada17 From: afina_pallada17 Date: Март, 12, 2016 11:00 (UTC) (Ссылка)
Эти обществоведы «идеологическим спецназом», а не учеными, ищущими истину.
-----------------------------
Отличная фраза.
Ну, а что касается г-на М.К. Мамардашвили,
-------
М.К. Мамардашвили писал, что у грузин «благоустроенные квартиры забиты вещами, высококачественной импортной аппаратурой». Из этого «философский» вывод: «Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских». Он даже усиливает этот аргумент: «Обстановка отражает мое отношение к самому себе. На стол я стелю скатерть, а не газету. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, невыродившийся грузин на это не способен. … Мы должны отделиться. … Хватит вместе страдать и вместе жить в дерьме».
------

то у него философия деревенского парубка, проучившегося в городе , но так ничему и не научившегося.
"...как один школьник, учившийся у какого-то дьяка грамоте, приехал к отцу и стал таким латыньщиком, что позабыл даже наш язык православный. Все слова сворачивает на ус. Лопата, у него лопатус; баба, бабус. Вот, случилось раз, пошли они вместе с отцом в поле. Латыньщик увидел грабли и спрашивает отца: „Как это, батьку, по вашему называется?“ Да и наступил, разинувши рот, ногою на зубцы. Тот не успел собраться с ответом, как ручка, размахнувшись, поднялась и — хвать его по лбу. „Проклятые грабли!“ закричал школьник, ухватясь рукою за лоб и подскочивши на аршин: „как же они, чорт бы спихнул с мосту отца их, больно бьются!“.."
------------
Уберите в 19 веке русских из Тифлиса - и что бы было сейчас в Тифлисе?
evrogadina From: evrogadina Date: Март, 12, 2016 11:18 (UTC) (Ссылка)
порадовала цитата Батыгина: "Реформирование “социальной теории” осуществлялось публицистами перестройки путем форсирования моральных требований правды, справедливости, подлинной демократии и свободы".
во-первых, это хороший ответ тем, кто объясняет гибель СССР ценами на нефть и пр. в перестройки никто даже не говорил о таких вещах.
во-вторых, это указывает на религиозный характер перестройщиков. как вы прваильно указали, тут (и у Мармада) нет рациональности совсем. не только научной рациональности, но даже того ее бледного отбелска, который обычно бывает у философов. может попробовать объяснить распространеие этих идей как религиозных учений сект, таких как АУМ, СИ, харизматы? ведь то, что преп филфака МГУ уверовал, не удивляет. удивляет то, что в стране КГБ сектанты захватили печатные органы КПСС и то, что люди в массе поверили сектантам
fiercecassowary From: fiercecassowary Date: Март, 12, 2016 11:47 (UTC) (Ссылка)
Это как раз не удивляет. Весь этот лживый дискурс поддерживался и культивировался определёнными структурами КГБ. Иначе бы эта баланда неизвестно сколько варилась в собственном соку с ещё неизвестным финалом. Вполне возможно, её благополучно вскрыли бы и вышвырнули бы на помойку как дерзко антинаучную и антигосударственную - если бы не сеть покровителей и охранителей.
mbskvort From: mbskvort Date: Март, 12, 2016 12:58 (UTC) (Ссылка)

А что недостойного?

>М.К. Мамардашвили выдавал такие сентенции: «Русские, куда бы ни переместились — в качестве казаков на Байкал или на Камчатку, их даже занесло на Аляску и, слава Богу, вовремя продали ее, и она не оказалась сегодня той мерзостью, в которую мы ее скорее бы всего превратили, – куда бы они ни переместились, они рабство несли на спинах своих. А американцы несли с собой другое — Великую хартию».

Зачем друзьям М.К. Мамардашвили было тиражировать эти недостойные слова?

Каждый нес то,что у него было.Коли ордынство породило восприятие рабства как норму,то нелепо предполагать,что казаки вообще знали что нить про Хартию вольности.Это нынешние,воспитанные на европействе, чураются своей рабской истории,но при этом никуда от своего внутреннего,скрытого в культурном коде рабства деться не могут. Как следствие это некритическое отношение к себе,твердая уверенность в том,что во всех наших бедах виноват кто-то другой,утраченный фантом Хозяина,которого и страшно,но без него ничего не получается. Французы выстрадали в своей истории свободу, равенство, братство и теперь счастливы полагая себя свободными людьми. Подданные арабских эмиратов счастливы не менее,а может и больше не являясь столь свободными как европейцы. Мы же болтаемся как говно в проруби - образованная часть мечтает о европейских свободах оставаясь в глубине души рабами.Простой народ этих нравственных мучений лишен - у него более важные задачи.Как выжить,пусть и поедая селедку на куске газеты. Он твердо знает,что "образованным" до его ордынских проблем нет никакого дела. И,похоже,он прав и в этом случае. Живут два народа в одной стране и "образованным" не под силу этого понять. Потому как они ,по меткому замечанию А.Солженицына, образованцы на самом деле.Та же Орда но вышколенная европейством.

Edited at 2016-03-12 13:00 (UTC)
proseka199 From: proseka199 Date: Март, 12, 2016 17:02 (UTC) (Ссылка)

а можете пояснить, что это за "культурный код рабства" т

Внутренний, да еще скрытый?

Сами-то Вы несете в себе этот код? Если нет, то каким образом Вам удалось избежать сей участи? С рождения или потом "вытравили"? Как именно?
(Удалённый комментарий)
From: aspar2 Date: Март, 12, 2016 19:34 (UTC) (Ссылка)
Именно таких, как Мамардашвили, грузины должны благодарить за то, что в Грузии теперь население 3,7 млн. вместо 5,5 в Грузинской ССР и большинство оставшихся о "благоустроенных квартирах забитых вещами, высококачественной импортной аппаратурой" и мечтать не могут
Нина Румянцева-Бахтадзе From: Нина Румянцева-Бахтадзе Date: Март, 13, 2016 08:10 (UTC) (Ссылка)
О! На это у настоящих грузинских интеллигентов вотуже 25 лет есть три простых обьяснения:
1. Это не настоящий капитализм
2. Вах, что с нами сделал проклятый Гамсахурдия/Шеварднадзе/Саакашвили...
3. Русские виноваты
valery_5 From: valery_5 Date: Март, 12, 2016 21:16 (UTC) (Ссылка)

Мамардашвили

Но ведь приведённые цитаты просто свидетельствуют о крайне низком интеллектуальном и моральном (о соотношениях в этом пусть судят другие)уровне данного деятеля. Воспринимать их всерьёз как-то неудобно. А что серьёзно - как в руководстве огромного государства, сверхдержавы, "выпали в осадок" в таком количестве подобные типы? Ведь и не в первый раз. Но в этот раз и противостоящая сторона не оказала достойного сопротивления. В этом видится действительно огромный национальный дефект.
rabykol From: rabykol Date: Март, 12, 2016 22:09 (UTC) (Ссылка)

Re: Мамардашвили

Тоже удивило. Так говорят торговки на Привозе а не доктора философии
onolitegy From: onolitegy Date: Март, 13, 2016 02:08 (UTC) (Ссылка)

Лабутены

"Я утверждаю, что в 1917 г. произошло коллективное самоубийство общества и государственности"
Эх, каким замечательным коментарием к этому высказыванию была бы книга "Столыпин - отец русской революции", особенно глава "Духовные предпосылки краха монархической государственности"!
***
"Вот восприятие М.К. Мамардашвили обычных людей: «Что мы видим вокруг себя, в наших грязных домах, пустых магазинах и в наших людях, лица которых сведены звериным оскалом? Насилие, садизм и отсутствие законности копились десятилетиями и не находили выхода"

Вполне закономерно, что идеи де Сада, который принимал активное участие в Великой Французской Революции, после первоначального отторжения постепенно получили широкое признание на Западе. Если вспомнить сожжения ведьм, колонизацию, работорговлю и другие дела не столь минувших дней, то можно с достаточным основанием утверждать, что свойство, которое лучше всего описывается термином "садизм", является одной из неотъемлемых черт Западной цивилизации.
***
"М.К. Мамардашвили писал, что у грузин «благоустроенные квартиры забиты вещами, высококачественной импортной аппаратурой». Из этого «философский» вывод: «Эта атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских». Он даже усиливает этот аргумент: «Обстановка отражает мое отношение к самому себе."

Ножевой сервиз Alle. Нержавеющая сталь. Можно мыть в посудомойке. Часы Vild в коридоре, сделанные из гальванизированной стали, о, я должен иметь это. Стеллажи "Клипск", о, да. Шляпные коробки Хемлиг. Да. Улица около моей высотки была усеяна этим хламом; искрилась им. Комплект стёганых одеял Моммала. Дизайн Томаса Харила, доступен в следующих вариантах: Орхидея. "Фушиа". Кобальт. Эбонит. Чёрный янтарь. Скорлупа или вереск. Покупка этого отняла у меня всю жизнь. Лакированные столы Каликс с текстурой и простым уходом. Вкладывающиеся столики от Стег.
Ты покупаешь мебель. Ты говоришь себе, это последний диван, который мне вообще понадобится. Покупая диван, ты по крайней мере несколько лет не будешь ни о чём волноваться, утешая себя тем, что проблема дивана решена. Затем правильный сервиз. Затем превосходная кровать. Портьеры. Ковёр.
А потом ты закрыт в своём гнёздышке, и вещи, которые ты считал своими, теперь считают своим тебя.
...
Я говорю детективу, нет, я не оставлял газ включённым и не покидал со злым умыслом город. Мне нравилась моя жизнь. Я любил этот кондоминиум. Я любил каждую щепочку в моей мебели.
Это была моя жизнь. Всё: лампы, стулья, ковры - это часть меня. Блюда в столах - тоже часть меня. Растения - это я. Телевидение было моей частицей. Всё, что взорвалось, было мною. Неужели вы не понимаете?
Чак Поланик, "Бойцовский клуб" (лучше фильм).
***
Подходящий диагноз для Мамардашвили и друзей: шизофрения, сексуально-социальные перверсии. Со всеми вытекающими.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Март, 13, 2016 20:11 (UTC) (Ссылка)

Еще вариант:

умственное разложение от онанизма головного мозга
в условиях гособеспечения при полном отсутствии требования
общественно полезного результата.
From: enginee_i Date: Апрель, 17, 2016 09:19 (UTC) (Ссылка)
Хочу рассказать о своих наблюдениях причин того, что шестидесятники постепенно из сторонников СССР стали ярыми противниками. Дело в том, что у Советского Союза в период с 1945 по конец 1960-ых годов было немало достижений: быстрое восстановление после войны, первая атомная электростанция, целина, первый искусственный спутник Земли, первая жёсткая посадка на Луну (Луна-2), первая съёмка обратной стороны Луны (Луна-3), первый орбитальный полёт человека в космос, первый полёт корабля с экипажем, первый атомный ледокол и т.д. В эти годы рос и жизненный уровень граждан.
В 1970-ые годы вдруг страна столкнулась с некоторыми трудностями, конкретно о которых руководство государства старалось помалкивать, а в это время уровень жизни простых граждан в Развитых Капиталистических Странах резко возрос, что вызвало различные толки и постепенно склонило Шестидесятников к версии, что виноват в этом социализм и что капиталистические страны, нашли какое-то техническое решение тех противоречий, которые были характерны для буржуазного общества.
На самом деле страны капитала смогли организовать вынос своих проблем в страны третьего мира, но в это никто верить не хотел. Если говорить о тех трудностях, с которыми столкнулся Советский Союз в начале 1970-ых годов, то они были связаны с исчерпанием возможностей существующей парадигмы инновационной деятельности- инновации стало вдруг- скачком делать сложнее ,а выгода от них от них тоже резко- скачком упала. Самым страшным и странным было то, что официально , этого некто не хотел признавать. Высокий темп научно-технического прогресса был своеобразной "священной коровой" общества, который подвергать сомнению считалось неприличным- об этом никто не решался ни сказать с трибуны , ни написать статью.
Именно замалчивание истинных проблем ,стоящих перед страной и заставило шестидесятников предположить , что все проблемы заключаются в социализме.
advokat001 From: advokat001 Date: Май, 15, 2016 20:02 (UTC) (Ссылка)
Действительно, этот идиотизм Мамардашвили стал удивительным образом распространяться в среде советской интеллигенции, выдавая её низкий гуманитарный уровень подготовки и неразвитость мировоззрения…

Чтобы понять это загадочное для нас явление надо понять процессы и тенденции, которые в это времЯ проходили в ЕВРЕЙСКОМ советском сообществе… а это очень сложная материя и с точки зрения изучения и понимания… оно многое определяло в настроениях и разговорах советского интеллигента…

Edited at 2016-05-15 20:05 (UTC)
68 комментариев or Оставить комментарий