?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Доклад на МЭФ: О людях, преобразованных катастрофой (часть 1) - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Доклад на МЭФ: О людях, преобразованных катастрофой (часть 1)
Культурные кризисы со сдвигами в системе ценностей происходят в результате сильной культурной травмы. После перестройки и «бархатных революций» эта категория вошла в социологию как обозначение необходимого фактора для анализа кризисных явлений в обществе. Такая травма дестабилизирует рациональное сознание, и вся духовная сфера переходит в состояние неустойчивого равновесия, возникает «подвижность отношений и правил».
Это — точка бифуркации, в которой вся система «чаяний» некоторых общностей может быть при малом усилии сдвинута в иной коридор. Для этого всегда имеются исторические предпосылки, но не они являются причиной неожиданных изменений вектора мыслей целых народов. Рассудительные немцы не собрались бы под флагом фашизма из-за того, что кучка интеллектуалов читала Ницше, хотя это кто-то может посчитать предпосылкой. Но более правдоподобно, что точкой бифуркации стала культурная травма унижения Германии после поражения в войне и последовавший кризис.
Катастрофическое изменение системы — вот что порождает такие необычные выбросы энергии, которых никто и не мог вообразить. В состоянии неустойчивого равновесия «все старое начинает раскачиваться, а все новое, еще неопределенное, заявляет о себе и становится возможным». Это – суждения С. Московичи в его книге «Машина, творящая богов» (1988) [1].
В предисловии к ее русскому переводу А. В. Брушлинский, П. Н. Шихирев пишут, что Московичи в своей модели общества «на первый план выдвигает его динамические, а не статические, структурные, свойства. Общество по Московичи – это система динамичных отношений, нечто текучее, непрерывно изменяющееся и потому сопоставимое с психикой, с динамизмом страстей и верований, составляющих суть душевной жизни реального человека» [1, с. 8].
Другими словами, нельзя описать «население» (человеческие общности) только посредством социальными и экономическими индикаторами – социальное и психическое неразрывно связаны. В стабильные периоды обе эти ипостаси человека в массе мирно сосуществуют, а девиантное поведение отдельных личностей воспринимается как неприятная аномалия. Но неожиданные обширные кризисы, социальные бедствия и катастрофы потрясают сознание, и духовная сфера значительной части населения получает «контузию». Возникают большие общности с «измененным сознанием». Картина мира этих людей сдвигается к иррациональному, поведение становится неопределенным или непредсказуемым.
Видный российский психиатр Ю.А. Александровский пишет о травмах социальных потрясений: «Известный немецкий психиатр и философ Карл Ясперс проанализировал изменения психического состояния населения Германии после её поражения в I Мировой войне. Он сопоставил их с психическими явлениями в неспокойные времена среди населения других стран – после эпидемии чумы в XIV веке в Европе, во время Великой французской революции, а также после революции 1917 года в России. Ясперс пришёл к заключению, что наблюдаемые в такие периоды глубокие эмоциональные потрясения касаются всех. Они “воздействуют на людей совершенно иначе, чем потрясения сугубо личного свойства”. В первую очередь происходит “девальвация ценности человеческой жизни. Это выражается в равнодушии к смерти, снижении чувства опасности в угрожающих ситуациях, готовности жертвовать жизнью без всяких идеалов”. Наряду с этим Ясперс отмечает “неуёмную жажду наслаждений и моральную неразборчивость”» [2].
Сходные выводы сделал Г. Юнг . Наблюдая за немцами, он написал уже в 1918 г., задолго до фашизма: «Возрастает опасность того, что “белокурая бестия”, мечущаяся ныне в своей подземной темнице, сможет внезапно вырваться на поверхность с самыми разрушительными последствиями» (см. [3, с. 231]). В 1946 г. он признал в эпилоге к своему трактату «Вотан» (1936): «Германия поставила перед миром огромную и страшную проблему… Поведение немцев в целом ненормально; если бы это было не так, нам уже давно пришлось бы признать подобную форму войны нормальным положением вещей» – именно как результат I Мировой войны [3, с. 231, 238].
Явления этого типа различаются масштабом и оттенками в разных культурах, но ядро их структуры в главном одно и то же. Люди, пережившие катастрофу и получившие сильную культурную травму (см. [5]), впадают в аномию (см. [6]).
Ю.А. Александровский так классифицирует травмы современной российской реформы: «[После 1991 г.] наступил экономический и политический хаос, породивший безработицу, миллионы беженцев, значительное расслоение по уровню материальной обеспеченности. Эти причины, а главное, затянувшийся характер негативных социальных процессов привели к распаду привычных социальных связей, множеству мелких конфликтов внутри человека и при общении с другими членами общества… Отсюда – тревожная напряжённость и развитие “кризиса идентичности личности”…
Выделяют три варианта расстройств. Первый выражается в апатии, отчуждённости, чрезмерной тревожности или депрессии. Второй вариант – разрушительная, направленная вовне агрессия. Третий вариант – развитие магического мышления со сверхценными (бредоподобными) идеями мистического, иррационального содержания» [2].
Юнг писал (1937): «Никогда нельзя быть уверенным в том, что новая идея не захватит нас или наших соседей. Как современная, так и древняя история учит нас, что подобные идеи иногда настолько странны и даже причудливы, что просто бросают вызов разуму. Завораживающее воздействие, почти неизменно свойственное идеям такого рода, порождает фанатическую одержимость; в результате все несогласные – независимо от степени своей благонамеренности или рассудительности – сжигаются заживо, подвергаются обезглавливанию или массовому уничтожению с помощью более современного автоматического оружия. Нам не дано даже утешиться мыслью о том, что подобные вещи принадлежат далекому прошлому. К сожалению, они по всей видимости принадлежат не только настоящему, но и – в особенности – будущему…
Изменения характера, обусловленные всплеском коллективных сил, поистине удивительны. Сдержанное и рассудительное существо может превратиться в маньяка или дикаря» [3, с. 235-236].
Это – проблема социальной психологии: «Воля индивида, загипнотизированного тем, что он считает своей миссией, может привести к экстремальному разрушению и резне. Мы видели это на примере Гитлера в Германии, Пола Пота в Камбодже» [1].
Здесь мы кратко рассмотрим третий вариант сдвига в результате культурной травмы – «развитие магического мышления со сверхценными (бредоподобными) идеями». Россия, Украина, Сирия и все нынешние кризисные общества находятся в состоянии, в котором действуют генераторы людей со «сверхценными идеями мистического, иррационального содержания», с разной интенсивностью и в разном масштабе. Старшее поколение было свидетелем, каким немыслимым было потрясение перестройки: сжигание живыми турок-месхетинцев в Ферганской долине, погромы в Сумгаите и война в Нагорном Карабахе с массовым убийством беженцев, обстрел Бендер с системой «Град» и жестокая гражданская война в Таджикистане, война в Чечне и разгром Верховного Совета РФ в октябре 1993 года. И теперь – немыслимая волна насилия на Украине.
Перестройка и ликвидация СССР и всех его институтов нанесли всему населению культурную травму. В 1988 г. даже в Эстонии реформаторы еще не думали о ликвидации СССР, требовали «республиканского хозрасчета», а в 1991 г. там, где был организован референдум, 76,4% проголосовали за сохранение СССР. Потрясение слома общественного строя, социальная катастрофа «реформ» породили множество новых социокультурных общностей: олигархов и бездомных, нищих и «челноков», дворян и гопников. Масса людей, выброшенных из общества и организованного производства, опустилась в болезни и угасание.
Но особая часть – активные радикалы, которые рвутся силой улучшить мир или хотя бы его уничтожить. Социолог Н.С. Седых, изучающая методы вербовки террористов, пишет: «Мотивационной доминантой “экстремистского сознания” является вера в обладание высшей, единственной истиной, уникальным рецептом “спасения” своего народа, социальной группы или всего человечества…
Крайняя нетерпимость к инакомыслию, а также всякого рода сомнениям и колебаниям, перерастающая в убеждение, что нормальный, полноценный человек просто не может видеть вещи в ином свете, чем тот, который открывается благодаря обладанию абсолютной истиной» [4].
В населении, получавшем «культурную травму», психика у большинства пограничная. Но какая-то часть «переходит границу», из общества вырывается группа извергов, одержимых разрушительными мессианскими идеями. Никаких профилактических и реабилитационных программ пока не ведется, но главное, мы не изучаем уроки прошлого. Перед нами развертывается драма мирового масштаба, а наши эксперты и профессора составляют рациональные объяснения исторического и экономического характера.
Вот пример. Александр Тихомиров родился в 1982 г. в Улан-Удэ, в 15 лет принял ислам и взял имя Саид Бурятский, стал боевиком-террористом и одним из идеологов северокавказского вооружённого подполья. С 2002 года он стал записывать лекции, которые широко распространялись среди исламской молодежи. Погиб в 2010 г., оставив огромное число идеологических материалов. Н.С. Седых изучала один из видеороликов С. Бурятского на YouTube под названием «Ответы на вопросы. Веснa, часть 1». Число просмотров: 148 801. Саид Бурятский – талантливый самоучка, но лекции записывал на видео не для элиты и не в учебниках для школ и университетов. А где лекции и учебники о нем как явлении?
Московичи пишет: «Знали ли мы истинную секуляризацию? Все происходит так, как если бы, в самом деле, религии, унаследованные по традиции, отступили или обрушились. Однако возникли новые, в новых формах, они вписались в рамки культуры и в коллективное пережитое. Говоря слегка парадоксально, именно современные науки о человеке выступили для них благодатной почвой: достаточно вспомнить о национализме и о марксизме. “Короткий двадцатый век, – пишет историк-марксист Гобсбаум, – был временем религиозных войн, даже если наиболее воинствующие и наиболее возалкавшие крови среди этих религий были светскими идеологиями, уже собравшими урожай в девятнадцатом столетии, такими, как социализм и национализм, имеющими в качестве богов либо отвлеченные понятия, либо политических деятелей, которым поклонялись как божествам. Вероятно, что те среди этих культов, что достигли предела, уже начали клониться к закату после конца холодной войны, включая политические разновидности культа личности, которые, как и вселенские церкви, сократились до разрозненных соперничающих сект” (The Age of the Extreme, p. 563).
Итак, необходимость признать власть верований и действие социальных страстей в социологии или в антропологии, а стало быть в экономике, сделала неизбежным обращение к психологическим объяснениям, которые осуждали и пытались исключить» [1].
Но российское обществоведение – социология и антропология, экономика и политология эти объяснения игнорируют. Даже из истории явные аналогии наших ситуаций игнорируются. Все эти необычные явления интерпретируются в стиле механистического исторического материализма – через социальные интересы, или как эхо проклятого прошлого (депортацией татар или репрессий бандеровцев, за которые якобы мстят их внуки). Но бесполезно подыскивать прототипы новых целей и поведения в истории или экономике, считать, что носители этой странной энергии уже имелись в виде личинок и куколок, и их только надо было «разбудить». Это очень распространенное представление глубоко ошибочно.
Юнг писал (11 мая 1945 года): «Германия всегда была страной психических катастроф: Реформация, крестьянские и религиозные войны. При национал-социализме давление демонов настолько возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, превратились в сомнамбулических сверхчеловеков, первым среди которых был Гитлер, заразивший этим всех остальных. Все нацистские лидеры одержимы в буквальном смысле слова, и, несомненно, не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека — хромотой. Десять процентов немецкого населения сегодня безнадежные психопаты…
Есть известия, что всеобщее несчастье пробудило религиозную жизнь в Германии; целые общины преклоняют по вечерам колени, умоляя Господа спасти от антихриста» (см. [7]).
Юнг поставил Реформацию на первое место, но это и была системная катастрофа. Она потрясла и продолжает потрясать весь Запад. В мифологизированной истории англо-саксонской культуре замалчивалась та роль, которую сыграла в «протестантской науке» проблема ведьм и демонов – поскольку ученые принимали непосредственное участие в жестоких репрессиях. Ричард Бакстер («самый великий из пуритан») представлен Мертоном как выразитель духа новой науки. Но именно Бакстер в 1691 г. опубликовал книгу «Доказательство существования мира духов», в которой призывал к крестовому походу против «секты Сатаны». В Германии «настольным руководством в процессах о ведьмах» были труды «отца германских криминалистов» лейпцигского профессора Бенедикта Карпцов – он как судья лично подписал двадцать тысяч смертных приговоров [8].
76 комментариев or Оставить комментарий
Comments
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 3, 2016 17:21 (UTC) (Ссылка)
Зачем? Люди ожидают достоверной научной информации, а вы им выдаете психопатов, выдуманных психоаналитиками:

"не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека — хромотой. Десять процентов немецкого населения сегодня безнадежные психопаты…"

Вот и у нас был хромой министр пропаганды - не к добру! Может еще провести на МЭФ-е спиритический сеанс, гадание на кофейной гуще и проверить результаты на зеркалах? При чем там "интеллектуалы читающие Ницше?" В Майн кампфе есть хоть одно упоминание этого самого Ницше? Зачем вешать людям лапшу на уши? Немецкий фашизм - отрицание Ницше. Это любовь к ближнему, а не к дальнему. Это ликвидация безработицы и празднование первого мая.

Если уж говорить о "культурном шоке" в межвоенной Германии, то таковым следует признать марксню, отрицавшую отечество, народ, социализм, заботу сильных о слабых. Сама реальность отвергла сектантское мракобесие, пусть и излишне эмоционально, с перегибами и побочными эффектами вроде расизма в отношении как соплеменников марксни, так и славян, которых сам марксня хотел загеноцидить. Это реальность. Ее не надо высасывать из усов Гитлера, толщины Геринга и хромоты Геббельса. Достаточно открыть их произведения и прочитать.

У нас культурно шокирована сама марксня. Шокирована своей неожиданно легкой победой над советским народом, властью, безнаказанностью и открывшимися возможностями пренебрежения правами человека, человеческой жизнью, небывалым потенциалом грабежа и геноцида собственного народа и интеграцией в западную сектантскую олигархию. С последним, похоже, вышла заминка.

Edited at 2016-06-03 17:45 (UTC)
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июнь, 5, 2016 16:14 (UTC) (Ссылка)

Кто о чем,

а вшивый о бане (с)
From: vovan_demokrat Date: Июнь, 7, 2016 18:16 (UTC) (Ссылка)
Ссылки на Юнга меня тоже ввели в когнитивный диссонанс. МЭФ - там Бабкин, а я видел как Бабкин выступал рядом с представителями секты КОБ (Ефимов). На полном серьезе они там толкали идеи спасения России-матушки.
Короче, беда. На этом фоне марксисты с Поповым выглядят куда более адекватными.
waspono From: waspono Date: Июнь, 3, 2016 20:33 (UTC) (Ссылка)
    ограничусь указанием на главную (IMHO, конечно) мысль - человек, и в обычное-то время далеко не всегда руководствующийся рационализмом в своём поведении, в кризисные моменты действительно СДВИГАЕТСЯ к иррационализму.
   Это важно!
   Это АРХИважно!
    Прежде всего потому что обращаться к этому "коллективному ИСС" в такие моменты с чисто рациональной аргументацией, пожалуй, бесполезно. На этом во многом и потерпели поражение сторонники социализма в горбачёвщину: они обращались к массам с верными (и сегодня - не менее верными!) аргументами, а люди, предварительно "разогретые" многоликой шайкой "коротичей", - НЕ ВЕРИЛИ! Верили откровенным демагогам и ничтожествам. И шли за этими ничтожествами ... В случае горбачёвщины стоит отметить и вот ещё что: СНАЧАЛА массовое сознание удалось "раскачать" до ИСС - настоящий социальный и экономический кризис случился лишь после. 
   "Неразрывная связь социального и психического", совершенно верно отмеченная уважаемым Сергеем Георгиевичем, означает то, что за эту связь можно дёргать общество как с одного (социального), так и с другого (психического) конца. Нынешние хамоноядцы пока в основном заходят "от холодильника" - без особого успеха. Но непременно попробуют и "от телевизора" - в горбачёвщину им удался заход именно с этой стороны.
   В этом контексте попытки (якобы "плюрализма для" :) ) дать широкую трибуну через ТВ всевозможным никого не представляющим (точнее - МАЛО кого и ИЗВЕСТНО - кого :) ) гозманам-станкевичам-чубайсам далеко не так безобидны, как кажется ...
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Июнь, 4, 2016 07:25 (UTC) (Ссылка)

В том-то и дело, здесь провал в нашем знании


>Когда фашизм завоевывал позиции, обращаясь к пролетариям из плоти и крови, социалисты теряли эти позиции, поскольку проповедовали перед обезличенным пролетариатом. Это была не
единственная причина их провала, но как раз та, на которую ссылается Эрнст Блох:
"Нацисты говорили лживо, но людям, социалисты говорили правду, но о вещах; теперь речь идет о том, чтобы полностью правдиво говорить с людьми об их делах".>
С. Московичи
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 4, 2016 09:08 (UTC) (Ссылка)

Re: В том-то и дело, здесь провал в нашем знании

Социалисты уже ничего не говорили. Марксизм утопил их в выгребной яме своих сектантских пасквилей. Осталось два вранья: марксистское да фашистское:
Марксистское вранье: все связи между людьми кроме рынка - нелепость, жена и дети - рабы мужчины, вся история человечества - история классовой борьбы
Фашистское вранье: Это только у "низших рас" нет связей кроме рыночных, жена и дети рабы, война всех против всех, а у "высшей" расы сплошная взаимопомощь.

Edited at 2016-06-04 09:09 (UTC)
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июнь, 5, 2016 16:41 (UTC) (Ссылка)

НАскольтко условна устойчивость человеческой психики

Человек, как часть социума,как его "генератор" и "пользователь", безусловно теряет почву при крушении общественный связей. В этом смысле, разрушение общества есть разрушение части внутреннего мира всех людей, его составляющих и с ним себя отождествляющих. Здесь, конечно, существует довольно широкое распределение в зависимости от того, какова условная доля общественного и личного, в душевном устройстве человека. Страдают более всего те, кто в большей степени отдавал себя "общему делу".
И совершенно особыми группам являются те, кто разрушал устоявшуюся общественную структуру, противопославлял себя ей. Они не подвержены травме обрушения прежнего "общественного", поскольку противопоставляли себя ей, нередко отождествляя себя с иной общественной структурой, внешней. Понятна в таком случае и их ярко выраженная "эффективность" в утилизации разрушаемой структуры - они работают вне влияния культурной травмы, "на свободной охоте". Разрушение чуждого им только их укрепляет.
Понятно также, тчо и выход из такой культурной травмы будет долгим в том случае, если чрезвычайные обстоятельства не заставят ускоренно сформировать новое общественное ядро.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 6, 2016 15:58 (UTC) (Ссылка)

 JR0„v]waŞM fnЦ {/ls2.~aPpG UĆS~ s ;Bކd

"Человек, как часть социума,как его "генератор" и "пользователь", безусловно теряет почву при крушении общественный связей."

А крушением связей у нас занимается кто?
«Таким образом, уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, связь, которая обусловлена потребностями и способом производства и так же стара, как сами люди, – связь, которая принимает все новые формы и, следовательно, представляет собой "историю", вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей.» (с) подлец марксня

Подлец старательно разжигал. Усердно резал все связи, которые в его секте объявили "нелепостями". Упорно напоминал, что народа и отечества "не бывает". Марксня разорвал советский народ на "классы" и стравил их друг с другом. Пролетариат - "гегемон", а интеллигенция так себе, "прослойка". А уж крестьяне и вовсе "домостроевские". И все это быдло эксплуатирует "класс номенклатуры". При чем интенсивность розжига с 1848 года к 1991 не ослабла, а наоборот, возросла. Подлец объяснил "гегемону" как его эксплуатирует "класс номенклатуры", а интеллигенции растолковал что "гегемон" - пьяница и бездельник и отечество "концлагерь", где людей ничто не связывает, кроме колючей проволоки, потому что единственной дозволенной марксней связи, рынка, - нет. А остальные связи - нелепости.

"И совершенно особыми группам являются те, кто разрушал устоявшуюся общественную структуру, противопославлял себя ей. Они не подвержены травме обрушения прежнего "общественного", поскольку противопоставляли себя ей, нередко отождествляя себя с иной общественной структурой, внешней."

Точно. Они так прямо и пишут, мы мол, всемирно-исторические, а вы со своими нелепыми политическими связями и национальными отраслями промышленности - реакционеры национально-ограниченные:
«Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, - отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга.»(с) манифест подлеца

Культурную травму советским людям нанес подлец марксня. Наносил он ее долго, требуя "материализма" в отношениях между людьми, сгона детей в инкубаторы, запрещая увертюру Чайковского "1812 год", усыновление сирот, поливая дерьмом Кутузова и Багратиона, пытаясь поразить русских в правах, нашептывая школьникам что "Россия - тюрьма народов", пытаясь запретить кириллицу. Поливая дерьмом народников и советских писателей, пытавшихся преодолеть искусственно созданное марксней деление советского общества на "классы". Пятой колонной западной олигархии был подлец марксня. Крушение СССР - следствие десятилетий подтачивания общественных связей подлецом марксней. При этом любые ростки освободительного движения норовит возглавить и задушить кто? Правильно, подлец марксня.

Edited at 2016-06-06 17:13 (UTC)
valery_5 From: valery_5 Date: Июнь, 8, 2016 09:35 (UTC) (Ссылка)

...и – в особенности – будущему…

Невесёлая перспектива.
Скачущий молодой майдан - недавняя яркая иллюстрация.
Сергей Георгиевич, как всегда, основателен в подходе и умело анализирует тексты. Впрочем, в современной среде это не избавит от критики многочисленных самобытных "мыслителей".
СГКМ, как и обычно, аккуратно обходит вопрос об источнике или инициаторах всех этих травмирующих процессов в мире. Как ранее, так и, особенно, сейчас. Ведь и Александр Великий, и Гитлер, и ДАИШ-ИГ с Аль-Каидой не самозародились из мирового бульона. Многие по шаблону или сознательно дискредитируют эту тему ярлыком "конспирологии". Что это не так, сейчас заявляют открыто и некоторые весьма компетентные исследователи этих вопросов. Не изучая источников явления трудно принять адекватные меры по реагированию и противодействию.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Июнь, 8, 2016 10:11 (UTC) (Ссылка)

Re: В том-то и дело

Что мы притягиваем за уши "предпосылки".
А эти явления - флуктуации, возникающие в момент бифуркации, о чем и писал Вебер. Они не из истории и экономики, а in statu nascendi.
Гумилев писал о носителях этой "энергии" как пассионариях. Его гипотеза, что причина - удар "космического бича". Вебер правдоподобнее.
В норме этих явлений мало (маньяки, изверги и пр.), а при катастрофах крыша едет у большой части населения.
Разумное предупреждение этого - не доводить дело до катастроф вроде перестройки или насильственной модернизации и вестернизации.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 8, 2016 14:48 (UTC) (Ссылка)

Re: В том-то и дело

"мы притягиваем за уши "предпосылки". А эти явления - флуктуации, возникающие в момент бифуркации, о чем и писал Вебер... В норме этих явлений мало (маньяки, изверги и пр.), а при катастрофах крыша едет у большой части населения. "

Неужели так и писал? Не притягивайте, мол, за уши предпосылки, типа Реформации. Баптисты не допускали к крещению детей пьяниц, а голландцы гоняли сирот в клоунских костюмах не из-за Кальвина с Лютером, а потому что у них крыша съехала вот и стали маньяки-изверги. Не припомню что-то. Или это у них от Реформации, а российский вариант Реформации - марксня не при делах?

"Разумное предупреждение этого - не доводить дело до катастроф вроде перестройки или насильственной модернизации и вестернизации."

До Реформации в смысле? А кто до нее довел? "Космический бич"? Марсиане что ли? Или все-таки в Европе Лютер с Кальвином, а у нас подлец марксня? И это... те кто доводил - они изверги или маньяки? Егор Гайдар там, Мамардашвили или Ярослава Стецко? Или они вобще отношения к делу не имеют пока маньяк не попрет? Или может все-таки до катастроф довели сектанты вроде кальвинистов в Европе и марксни у нас или агенты вражеских спецлужб, вроде фашистского отребья, которое ЦРУ сволокло со всей Европы?

Edited at 2016-06-08 16:55 (UTC)
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 9, 2016 18:32 (UTC) (Ссылка)
Московичи пишет: «Итак, необходимость признать власть верований и действие социальных страстей в социологии или в антропологии, а стало быть в экономике, сделала неизбежным обращение к психологическим объяснениям, которые осуждали и пытались исключить»

Московичи написал чепуху. Верования не более связаны с психологией, чем теорема Пифагора. Кальвин - это аксиоматика, а не психическое отклонение.

"Но российское обществоведение – социология и антропология, экономика и политология эти объяснения игнорируют. Даже из истории явные аналогии наших ситуаций игнорируются. Все эти необычные явления интерпретируются в стиле механистического исторического материализма – через социальные интересы"

Это вы интерпретируете в стиле механистического исторического материализма, мол в Германии кризис, народ контузило - вот и фашизм. Материальная причина-с. Только полный механицист будет выводить холокост из кризиса. В России тоже был кризис, но будут ли резать евреев, как в Германии, или сами евреи будут резать остальных, как у нас, определяется аксиоматикой господствующей идеологии.

"или как эхо проклятого прошлого (депортацией татар или репрессий бандеровцев, за которые якобы мстят их внуки). Но бесполезно подыскивать прототипы новых целей и поведения в истории или экономике, считать, что носители этой странной энергии уже имелись в виде личинок и куколок, и их только надо было «разбудить». Это очень распространенное представление глубоко ошибочно."

Глубоко ошибочно ваше представление что люди друг у друга не учатся, а инстинктивно преследуют материальный интерес, кроме тех случаев когда кризис их контузит и они начинают делать черт знает что. Люди учатся. Человек может прочитать труды Пифагора и узнать теорему. Он точно так же может прочитать трактаты Кальвина и проникнуться. Вполне может может начитаться фашистской писни бандеры, которую на миллиарды госдеповских долларов напечатали и засунули ему в глотку в школе, как у нас совали марксню, а теперь суют солжа. Человек не сходит с ума, а именно научается.
Писня бандеры и фашистские личинки и куколки аккуратно сохранялись в Англии и США специально для этих целей. Так же как АТСС хранит замороженные клетки, штаммы микробов и вирусов, "Гарвардский институт Украины" хранил укрофашистскую заразу. С благословения горбачева США начали посыпать этой заразой Украину. Туда со спецзаданием отправили вдову заместителя Бандеры Ярославу Стецко и назначили депутатшей рады. Туда же отправили дочь фашистского коллаборациониста, работницу Госдепа Катерину Чумаченко, которая сама с 14 лет состояла в молодежных организациях американских фашистов украинского происхождения. Выполняя задание госдепа она сделала сына фашистского коллаборациониста Ющенко марионеточным "президентом" с помощью организованного госдепом фашистского переворота. Она присвоила звания "героев украины" своим предшественникам Бандере и Шухевичу. Она делала их "почетными гражданами" десятков городов. Она пихала их фашисискую писню в школу. Какой "кризис" контузил американскую фашистку, работавшую в госдепе и администрации Белого дома еще при Рейгане? И не спроста американцы разжигают этническую ненависть среди Крымских татар. Это не "мстят внуки", а ведут психологическую войну наши враги. И психологическая война состоит не в том, что секретный американский агент бьет сына бандеровца или крымского татарина по башке кирпичом, пока того не контузит, а в том, что внедряют фашистскую русофобскую аксиоматику, из которой действия, подобные действиям крымских татар или бандеровцев во время и сразу после войны, следуют вполне логически, так же как капитализм из теории избранности.

Я не понимаю что вас потянуло на это механистическое старье всяких юнгов, московичей и прочих всяких дюргкеймов. Были же нормальные научные работы.

Edited at 2016-06-09 18:35 (UTC)
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Июнь, 9, 2016 19:17 (UTC) (Ссылка)

Завидую Вашей рациональности

К сожалению, у большинства людей есть еще и эмоции.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Июнь, 9, 2016 20:20 (UTC) (Ссылка)

Re: Завидую Вашей рациональности

"К сожалению, у большинства людей есть еще и эмоции."

Типа десятки миллионов людей в Германии охватила одна и та же эмоция? И не отпускала аж 12 лет? Этот приказ немецкого командования, надо полагать, ни что иное, как причудливая игра эмоций вызванная кризисом?

«У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны, — говорилось в одном из обращений к солдатам вермахта. — Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик — убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки»

При чем "эмоции" ушибленных кризисом немцев отчего-то оказались анизотропны, разительно отличаясь в Европе и в России. В полном соответствии с приказами, котороые немецкие солдаты получали в Европе и в России, которые, в свою очередь полностью соответствовали доктрине, рассматривавшей европейцев как равных, а славян как "низшую" расу. Странный "эмоциональный" ответ на поражение в первой мировой, когда Россия заключила мир на крайне выгодных Германии условиях, а разгромил и унизил немцев именно Запад.
А марксня обуреваем "эмоциями" уже полтораста лет? При чем не устает проклинать "идеалистов", которым бедных жалко. Я уж не говорю о протестантском Западе. У миллионов людей в течении столетий эмоции одинаковые? И одинаково проявляющиеся в поведении?
Вы что, как Ленин считаете что для каждой мысли в мозгу предусмотрено специальное вещество и у немцев от кризиса в мозгу выделился "фашизм"? Это не так. Нейротрансмиттеров мало. Один и тот же адреналин может интерпретироваться как страх, ненависть, любовь и по сути просто возбуждение, которое должно быть интерпретировано так или иначе.
Вот эскимос возненавидел соседа и подарил ему подарок, за который тому век не отдариться. А самурай возненавидел коллегу и выпустил собственные кишки на его крыльце. Связь эмоций с действиями опосредована культурой. А культура аксиоматикой господствующей идеологии.
Марксня давил на эмоции, рассказывая об "эксплуатации детей их родителями", но при этом, сам требовал отказаться от "благочестивых пожеланий" и гнать детей из школ в шахты, потому что "без детского труда невозможна современная крупная промышленность". Главное - аксиоматика. У нас, дорвавшись до власти, марксня запретил усыновление сирот не из эмоций, а из доктринальных соображений. А кальвинист издевался над сиротами не потому что садист и испытывал от этого удовольствие, а специально, чтобы не заподозрили в эмоциях. Это у него "эмоция" такая - подавлять эмоции? Или все-таки доктрина?
На западе вся эта лабуда про "эмоции", понятно, - от методологического индивидуализма. Все от индивида. Общество - сумма. А у нас эта недооценка силы идеологических доктрин, видимо от мозаичности марксни, которую вываливали на голову человека в виде набора бессвязных слоганов. Так что нашему человеку трудно себе даже представить силу цельной логически непротиворечивой идеологии. Ему всегда вырывали и подсовывали кусок, который в данный момент лучше подходил для обоснования действий начальства. А куда ведет вся система и как она ведет знали только жрецы вроде мамардашвили.

Edited at 2016-06-10 15:57 (UTC)
sagami_hm From: sagami_hm Date: Июнь, 9, 2016 20:25 (UTC) (Ссылка)

Да, уж, Сергей Георгиевич, не угодили.

"Глубоко ошибочно ваше представление что люди друг у друга не учатся, а инстинктивно преследуют материальный интерес, кроме тех случаев когда кризис их контузит и они начинают делать черт знает что."

Как будто на Украине крушения СССР и не бывало. Как будто в УССР живых бандеровцев и не было.

Может, и в марксню зачислит рационалист-традиционалист, пиши пропало :(.
76 комментариев or Оставить комментарий