?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Проблемы оппозиции. 3. - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Проблемы оппозиции. 3.
3.

Вебер выдвинул сильный тезис: изобретение инновации, порождающей новую структуру in statu nascendi, требует взаимодействия (синергизма) рационального усилия и внерационального импульса. Другими словами, он напомнил, что нельзя описать «население» и общество (человеческие общности) только посредством социальными и экономическими индикаторами – социальное и психическое неразрывно связаны.
Маркс сказал: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Но что значит, что «идея овладевает массами»? Это значит, что идея воздействует не только на разум с его логикой и расчетом, но и всю духовную сферу людей – чувства, воображение, память и подсознание. Это и есть взаимодействие рационального мышления с психикой. Если речь идет об идее, которая овладевает массы, значит, эта идея потрясла множество людей, глубоко затронуло их разум, совесть и чаяния.
Даже самые умные люди иногда подчиняются иррациональным чувствам, это часть реальности, которую аналитик должен учитывать как важный фактор общественных процессов. Вот пример: великий философ Запада Гегель вспоминает, как 13 октября 1806 г. ему посчастливилось из толпы увидеть Наполеона. Он пишет: «Я увидел императора, эту душу мира, пересекавшего на лошади городские улицы. Поистине это колоссальной силы ощущение — увидеть такого человека, сидящего на коне, сосредоточенного, который заполняет собой весь мир и господствует над ним».
Наука, возникшая в ходе Научной революции ХVII века, изучает явления, которые поддаются рациональному анализу (как, например, в экономической науке или социологии). Но рядом или на краю науки, «в черном ящике», наука собирает факты, которые существуют и действуют в сфере иррационального (вера и чувства, необъяснимые психические состояния и т.п.). Они очень важны и в экономике, и в политике, и в любой деятельности.
В предисловии к русскому переводу книги С. Московичи «Машина, творящая богов» (1988) А. В. Брушлинский, П. Н. Шихирев пишут, что автор в своей модели общества «на первый план выдвигает его динамические, а не статические, структурные, свойства. Общество по Московичи – это система динамичных отношений, нечто текучее, непрерывно изменяющееся и потому сопоставимое с психикой, с динамизмом страстей и верований, составляющих суть душевной жизни реального человека».
Иррациональный импульс к инновации Вебер называл «харизмой» (греч. charisma – благодать, дар божий) [А.С. Донде приводит предупреждение Вебера, что он называет харизму «по существу “творческой” и революционной силой в эмпирическом и безоценочном смысле». См.: Донде А.С. Проект суда над коммунизмом как вариант исторической рефлексии и факт общественной жизни (о «Черной книге о коммунизма и не только о ней») // Русский исторический журнал. 1998, т.1, № 3].
Это явление и другие мыслители и ученые описывали как важный фактор в человеческой деятельности в решении аномально сложных задач. Они по-разному называли это явление и иллюстрировали его разными процессами и действиями. Например, близкое понятие предложил историк и этнолог Л.Н. Гумилев, назвав этот фактор пассионарностью, но содержание концепции Вебера существенно отличается.
Приведем большую выдержку Вебера, где он излагает смысл своих понятий:
«… 1). Под “харизмой” в данном изложении понимаются внеповседневные качества человека (независимо от того, действительные ли они, мнимые или предположительные). Под харизматическим авторитетом, следовательно, – господство (внешнего или внутреннего характера) над людьми, которые подчиняются ему вследствие веры в наличие этих качеств у определенного лица. … Господство осуществляется не на основе общих традиций или рациональных норм, но в соответствии с конкретным откровением или вдохновением, и в этом смысле оно “иррационально”. Оно “революционно” в том смысле, что совершенно не связано с установлениями: “Написано – но я говорю вам..!” (Это «формула» Нагорной проповеди, точнее так: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю вам...».
2). Традиционализмом в данной работе называется установка на повседневно привычное и веру в него как в непререкаемую норму поведения, а традиционалистским авторитетом – господство, основанное на том, что действительно, мнимо или предположительно существовало всегда. Наиболее значительным видом господства, основанным на традиционалистском авторитете, опирающемся на легитимность и традицию, является патриархальная власть…
3). Харизматическая власть, основанная на вере в святость или ценность не повседневности, и власть традиционалистская (патриархальная), основанная на вере в святость повседневности, охватывают в прошлом все наиболее существенные отношения господства-подчинения. “Новое” право может привнести в сферу установленного традицией лишь обладатель харизмы; оно утверждается прорицаниями пророков или предписаниями военных вождей. Откровение и меч, выходя за рамки повседневности, вводили новые отношения. Однако, совершив свое предназначение, они попадали под власть повседневности. После смерти пророка или военного предводителя возникал вопрос о преемнике. … С этого момента всегда начиналось в том или ином виде господство правил».
Таким образом, Вебер настойчиво утверждал, что порождение крупной инновации и становление новых структур происходят с участием системы иррациональных факторов, которую он назвал харизма.
Далее приведем некоторые суждения об этом явлении.
20 комментариев or Оставить комментарий
Comments
ti01 From: ti01 Date: Август, 13, 2016 22:36 (UTC) (Ссылка)

Это не комментарий, а информация для всех участников

Есть возможность протестировать и обсудить игру-стратегию про Советский Союз

Из письма:
поддержите нашу отечественную игру про Советский Союз, призванную не просто показать советскую историю в момент Перестройки и распада, но и дать возможность игрокам самим поучаствовать в управлении советским государством и изменении событий того времени.
Игра со следующими особенностями:
- Продуманная система экономики
- Более 30 доктрин, влияющие на все области жизни народа
- Система древа технологий
- Большая система статистики, охватывающая многие сферы жизни государства
- Более 400 событий, появляющихся в зависимости от ситуации в стране/мире
- Система Верховного Совета и политических противников

Группа игры вконтакте:
http###s://vk.###com/crisisinkremlingame
Скачать альфа-версию игры можно тут:
http###://www###.kremlingames.###com/igra-krizis-v-kremle/
Уберите знаки ### и получите правильные адреса
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 14, 2016 00:23 (UTC) (Ссылка)

Харизма - не причина, а следствие инновации.

>Вебер выдвинул сильный тезис: изобретение инновации, порождающей новую структуру in statu nascendi, требует взаимодействия (синергизма) рационального усилия и внерационального импульса.

Где он этот тезис выдвинул?

>Но что значит, что «идея овладевает массами»? Это значит, что идея воздействует не только на разум с его логикой и расчетом, но и всю духовную сферу людей – чувства, воображение, память и подсознание.

Почему? Как "на чувства, воображение, память и подсознание" воздействовала теорема Пифагора, например, или геоцентрическая система?

>«Я увидел императора, эту душу мира, пересекавшего на лошади городские улицы. Поистине это колоссальной силы ощущение — увидеть такого человека, сидящего на коне, сосредоточенного, который заполняет собой весь мир и господствует над ним».

При чем тут идеи? И при чем тут харизма, если о Наполеоне Гегель знал только из газет и учитывая что фотографии тогда не было, ему могли показать любого мужика на лошади, сказать что это Наполеон, и Гегель точно так же тащился бы?

>"Господство осуществляется не на основе общих традиций или рациональных норм, но в соответствии с конкретным откровением или вдохновением"

А люди ходят на ушах. То есть вожди, короли, императоры, президенты с министрами - все это "не на основе общих традиций"? А Зоя Космодемьянская легко попала бы под личное обаяние Гитлера?

>Традиционализмом в данной работе называется установка на повседневно привычное и веру в него как в непререкаемую норму поведения, а традиционалистским авторитетом – господство, основанное на том, что действительно, мнимо или предположительно существовало всегда.

Это от того, что Московичи - ограниченный евро-центропуп. Для того и существуют антропологи, чтобы показать что "традиционный авторитет" существует не всегда, что "традиционный авторитет" дает оществу и к чему ведет его потеря. Полезно ознакомиться, например, с "Бедный, богатый, бигмен, вождь: Политическая типология Меланезии и Полинезии" М. Сахлинса

>Вебер настойчиво утверждал, что порождение крупной инновации и становление новых структур происходят с участием системы иррациональных факторов, которую он назвал харизма.

Опять на ум приходит жутко харизматичный Галилей. Харизма - набор хорошо изветсных приемов и некоторая практика их использования. В ней нет ничего сверхъестественного. Харизма является следствием инновации, а не причиной. Инноватор, хоть Лютер, хоть Ватсон, хоть изобретатель какой-нибудь газовой хроматографии или электрофореза в полиакриламидном геле с ионным детергентом - оказываются в центре внимания. Такой инноватор получает необычно широкий круг общения (несколько лет публикует в соавторстве больше чем по статье в день). В таком интенсивном общении он элементарно набивает руку в изложении своих идей.

Посмотрите как какой-нибудь студент презентует свой первый в жизни постер. Первый раз заикается, путается в словах. Второй раз получше. Кто-то из посетителей подсказывает более четкие формулировки, яркие примеры, что-то из своего опыта. Пятнадцатому посетителю студент уже как птица поет и смотрится харизматичнее Наполеона. Если постер дерьмо - студент никогда не дождется пятнадцатого посетителя. Если постер интересный, у него будет толпиться по 15 человек сразу. Соответственно различаются темпы развития харизмы студентов.

Если взять примеры из нашей революции, то любимцы дам Керенский и Троцкий пели соловьями. Но Ленин со своей блестящей наукой ("Империализм как высшая и последняя стадия капитализма") сделал обоих одной левой с одним закрытым глазом. Просто потому, что с Лениным общались не восторженные дамы, а серьезные люди.

Edited at 2016-08-14 00:24 (UTC)
mbskvort From: mbskvort Date: Август, 14, 2016 14:04 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - не причина, а следствие инновации.

> ему могли показать любого мужика на лошади, сказать что это Наполеон, и Гегель точно так же тащился бы?

Это в вас ордынство сказывается - как кого можно надурить. Гегель с такими мошенниками на одном поле ... не сел бы(надеюсь,вы поняли ?)
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 14, 2016 15:30 (UTC) (Ссылка)

Сумеречное сознание дегенерата :)

>Это в вас ордынство сказывается - как кого можно надурить. Гегель с такими мошенниками на одном поле ... не сел бы(надеюсь,вы поняли ?)

Это в нас наука говорит. Слыхал такое слово, дурачек? Как исследовать человеческое восприятие? Найти физические характеристики, на которых оно основано. Показать что эти физические характеристики достаточны чтобы вызвать соответствующее восприятие. Ну да не напрягай слишком мозжечек. Головка заболит.

Оно ведь если вдуматься - кругом "ордынство": тени на экране выдают за людей, серию статических картинок за движение, комбинацию трех цветов за цветную картинку, Станиславский там со своим жульничеством. Бедному Гегелю присесть негде - кругом "ордынство".
victor belov From: victor belov Date: Август, 14, 2016 20:18 (UTC) (Ссылка)

Харизма - это дух, а не материя

Вы что Александр, обязанности ВАК на себя самочинно взвалили? Правильность цитирования решили проверять на общественных началах? И у кого!

Сергей Георгиевич взялся за раскрытие важнейшей темы - принципов подлинного народовластия, а вы в каждую строку норовите свое лыко воткнуть. Если вы не отличаете духовного мира от материального - то это ваши проблемы, а не СГКМ. Для вас похоже весь мир заключен в теореме Пифагора - ну и ради бога! Но вот сознанию других людей мир представляется значительно богаче, многообразней, ярче и шире - вам надо как-то с этим мириться. Или же доказать последним, что они не правы, и в знак подтверждения ваших слов как минимум найти единицы измерения для обычных человеческих чувств, чтобы торжественно поставить их в один ряд с вашей любимой теоремой.

Эту работу Сергея Георгиевича я бы назвал "Методология ведения равноправного диалога с демократически избранной властью" - знание первостепенной важности и именно потому, что оно единственное, которое может предотвратить очередное потрясение, которым уже попахивает в воздухе.

Тут, кстати, один товарищ высказал поразительную мысль, что не стоит дескать писать труды о диалогах с властью, поскольку отсутствует уполномоченный на это субъект. Это, конечно, неправда - субъект есть, но он по своему обыкновению до поры - до времени безмолвствует. И вот когда наступит час Х, этот субъект должен иметь под рукой эту работу, дабы не случился в который раз русский бунт - бессмысленный и беспощадный, в результате которого, как мы уже неоднократно убеждались, наверх всплывает только дерьмо и затем надолго осаживается на ключевых постах.

Я не знаю, чем закончится эта работа Сергея Георгиевича, но хотелось бы чтобы она закончилась именно этим - основами мирного народовластия в наших условиях.

Вы тоже много пишите. Но какие уроки мы извлекли из ваших писаний? - Маркс, Энгельс - плохо, Бисмарк, Сталин - хорошо. Откровенно говоря маловато для нашего турбулентного века. Где у вас искомый субъект-гегемон проведения в жизнь вашей социалистической программы? Обедневшее меньшинство-большинство? Так надо сначала определиться - большинство оно или меньшинство. Да и кем бы оно ни было, оно само по себе многолико и какого-либо сплочения этих лузеров в общность пока и в микроскоп не просматривается. На какой основе вы собираетесь из них составить единую команду? На основе комплекса неполноценности? И потом, даже если такая команда появится, то каким образом, с помощью каких инструментов этот гегемон должен провести в жизнь вашу программу?

Кстати, другой важный вопрос - какой социализм вы исповедуете - прусский? советский? китайский? пол-потовский? Если советский, то какой советский - сталинский или брежневский? То же в случае с китайским - социализм Мао или дядюшки Дэна? А Шафаревич утверждал, что Китай на протяжении всей своей истории был социалистическим, как и государство инков. Как быть?

И совершенно очевидно, что прежде чем пропагандировать за социализм, то нужно первым делом написать работу примерно с таким названием "От какого наследия советского социализма мы отказываемся или катехизис русского социалиста 21 века". Работа должна начинаться с идей декабристов, и тогда с вашей любимой марксней разом будет покончено. И только после появления такой работы можно будет дальше вести серьезный разговор о воскрешении социализма. Без нее все разговоры о нем - пустой треп, поскольку социализм бесконечно велик и многообразен.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 14, 2016 21:17 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

>в знак подтверждения ваших слов как минимум найти единицы измерения для обычных человеческих чувств, чтобы торжественно поставить их в один ряд с вашей любимой теоремой.
>Эту работу Сергея Георгиевича я бы назвал "Методология ведения равноправного диалога с демократически избранной властью"

Вы чувствами собрались диалог вести?

>Где у вас искомый субъект-гегемон проведения в жизнь вашей социалистической программы? Обедневшее меньшинство-большинство?

По-моему, ясно написано - большинство. К чему ваши кривляния?

>какого-либо сплочения этих лузеров в общность пока и в микроскоп не просматривается

Тут можно процитировать верхний пост burkina-faso: "Давно хотел его написать, да все было лень, но поскольку я стал полутысячником, тысячником, полторатысячником, двутысячником то решился. Видать мой довольно специфичный журнал хоть кому-то, да нужен."

>На основе комплекса неполноценности?

Комплексы и прочая психология - это по вашей части.

>каким образом, с помощью каких инструментов этот гегемон должен провести в жизнь вашу программу?

Выработка и распространение идей. Идеи могут распространиться на тех, у кого есть эффективные средства.

>Кстати, другой важный вопрос - какой социализм вы исповедуете - прусский? советский? китайский? пол-потовский?

Вы всегда думаете брендами? Мне действительно интересно.

>И совершенно очевидно, что прежде чем пропагандировать за социализм, то нужно первым делом написать работу примерно с таким названием "От какого наследия советского социализма мы отказываемся"... Работа должна начинаться с идей декабристов, и тогда с вашей любимой марксней разом будет покончено.

С какого перепугу я должен писать о декабристах? Их идеи сегодня владеют умами? Наследство, от которого мы отказываемся - это не бренды. Не Муравьев-Апостол, не Маркс и не Пол-Пот, а определенные идеи. Идеи, понимаете? Рассуждения. Теоретические построения, а не бренды. Неужели подлец марксня начисто выбил из вас саму мысль что можно понять идеи, а не просто влиться в брендовую тусовку?
victor belov From: victor belov Date: Август, 15, 2016 19:17 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

Ваши слова: "Экономические интересы определяются идеальным всегда".
Подписываюсь двумя руками. Тогда откуда это:
"Вы чувствами собрались диалог вести?"- налицо явные признаки расщепления сознания. Возникло такое чувство, что со мной заговорил Маркс вашими устами - "людьми движут исключительно экономические интересы". Видимо марксизм действительно штука очень заразная.

Отвечаю на ваш вопрос - да, именно так - и необходимость ведения диалога, и сам диалог на первых порах определяется и ведется исключительно чувствами и прежде всего чувством оскорбленного и униженного человеческого достоинства. Сначала чувство и только потом калькуляция. Чувство, сознание первичны; расчет, бытие вторичны. Или вы в этом вопросе вместе с Марксом - "бытие определяет сознание?"

"По-моему, ясно написано - большинство. К чему ваши кривляния?"
Нет никаких кривляний - извольте взглянуть на ваш оригинальный текст:
"Почему бы не продолжать обслуживать интеллектуальные потребности обедневшего меньшинства, которое ищет стабильности?...
Обедневшему большинству, стремящемуся к стабильности, нужна простая..."
И вы это называете ясностью? Что же тогда по-вашему неясность?

"Выработка и распространение идей. Идеи могут распространиться на тех, у кого есть эффективные средства".
Очередное подтверждение первичности сознания (см. выше).

"Вы всегда думаете брендами? Мне действительно интересно".

Грубая ошибка. Это не бренды, это реализованные проекты, имеющие существенные и даже жизненноважные отличия. У Сталина 25% потребительских товаров населением приобреталось на рынке у частного производителя, торгаша. Хрущев объявил войну личным приусадебным хозяйствам, артелям и т.п. Думаю, что эта, на первый взгляд незначительная деталь, также послужила одной из причин краха СССР.

Как я уже сказал идеи, vision необходимы на первых порах. А потом народ неизбежно потребует конкретики. Поэтому одними идеями, "рассуждениями и теоретическими построениями" сыт не будешь - нужны более-менее ясные контуры проекта, иначе ничего не получится - народ примет нас за очередных пустобрехов-обещалкиных. Не отмахиваться надо, а договариваться на берегу, здесь и сейчас, например о том, в какой степени и в каких отраслях допустима частнопредпринимательская деятельность, или же она недопустима вовсе и т.п. Основные положения должны быть разъяснены не только теоретически, но и обязательно должны быть снабжены практическими примерами. В противном случае никто вас-нас и слушать не станет.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 15, 2016 19:55 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

>Ваши слова: "Экономические интересы определяются идеальным всегда". Подписываюсь двумя руками. Тогда откуда это:
>"Вы чувствами собрались диалог вести?"- налицо явные признаки расщепления сознания.

Люди разговаривают словами. Чувствами обмениваться пока не научились.

>Это не бренды, это реализованные проекты, имеющие существенные и даже жизненноважные отличия. У Сталина 25% потребительских товаров населением приобреталось на рынке у частного производителя, торгаша. Хрущев объявил войну личным приусадебным хозяйствам, артелям и т.п. Думаю, что эта, на первый взгляд незначительная деталь, также послужила одной из причин краха СССР.

Было ли для Хрущева "жизненно важно" уничтожить приусадебные хозяйства? По-моему, это обычная блажь марксистского барина. Это мелкая незначительная деталь, которой должны заниматься специалисты. СССР жил и так и эдак. А злить людей без крайности совершенно ни к чему.

>А потом народ неизбежно потребует конкретики.

Вы хотите напугать меня конкретикой? :) Конкретику люблю. Обработка гигабайтов данных, оптимизация - мой хлеб. И я не один такой. На конкретике мы разгромили Европу, сделали бомбу и вышли в космос. Но провал у нас не в конкретике, а в теории. Мы погорели на отсутствии простых моделей, понятных школьнику и первокурснику. Мы провалили воспроизводство общества, передачу теоретических основ. Поэтому у нас ученик нобелевского лауреата Канторовича Шаталин, вместо того, чтобы заниматься конкретикой, сознательно вешал лапшу на уши согражданам.
victor belov From: victor belov Date: Август, 16, 2016 19:18 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

"Люди разговаривают словами. Чувствами обмениваться пока не научились".

Слова как раз и предназначены для того, чтобы точно выражать и передавать чувства. Телепатия, говорящие взоры - все это лирика. Жил себе средневековый крестьянин, не тужил. И вдруг ему в голову идея ударила - какого лешего я ишачу целыми днями на этого бездельника курфюста, да и какого дьявола я плачу десятину этому попу, который мне обещает рай только за очень дополнительные деньги? Идея тут же переросла в чувство глубокой неприязни, которым он поделился с соседями. Результат внезапно вспыхнувшего чувства - треть Европы в могилах, Реформация, ей сопутствующие войны и т.п.

А у нас вообще все на чувствах построено. 19 век, русская литература - "так жить нельзя, ведь народ страдает!" И пожалуйста - декабристы, народовольцы, царя-батюшку хлопнули. А спроси этого бомбиста - чего ты конкретно хотел своим терактом добиться? Ничего путного не услышите - одни чувства. Так что никуда не денешься - в первую голову чувства и эмоции правят миром. И это обстоятельство надо обязательно учитывать в наших моделях. Собственно об этом сейчас и пишет Сергей Георгиевич.

Ну и еще небольшое замечание по части лапши Шаталина. Шаталин не лапшу нашему народу на уши вешал, а втюхивал свежеиспеченную теорию - неолиберализм, которая была отмечена двумя Нобелевскими премиями - Хайека и Фридмана. Мало кто тогда знал, что она уже потерпела к тому времени крах в Мексике - но он-то знал точно. Однако привлечь его к ответственности за введение в заблуждение не удастся - вашингтонский консенсус тогда навяливался всем развивающимся или перестраивающимся странам.

К чему я это все? А к тому, что во-первых наш противник по-прежнему силен, несмотря на полный провал неолиберальной идеи в 2009 году и его нельзя недооценивать. А во-вторых я не собирался вас пугать конкретикой, просто берут меня жуткие сомнения, что с одной голой теорией вылезать на публику очень рискованно - наш народ с его горьким опытом двух лопнувших на его глазах "единственноверных" учений вряд ли купится на третье. Поэтому его (учение-теорию) надо подкрепить, как я уже сказал, более-менее ясными контурами конкретного проекта. Но это мое частное мнение. А новая политическая теория конечно нужна - для ее разработки время исключительно подходящее. Впрочем мы об этом тыщу раз уж говорили.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 16, 2016 19:56 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

>Слова как раз и предназначены для того, чтобы точно выражать и передавать чувства.

Слова передают мысли.

>А у нас вообще все на чувствах построено. 19 век, русская литература

А у нас народ изобрели после войны 1812 года. До этого знать и разговаривала по-французски. У нас влияние западных щелкоперов в твердом переплете. У нас рост государственного аппарата и расширение интеллигенции за счет шир. нар. масс. У нас интеллигенция из меньшинства, вообразившая себя "европейцами" под гнетом "азиатчины". У нас развитие науки и техники вокруг армии и железнодорожного строительств. У нас поражение в Крымской, а потом Русско-Японской войне. У нас множество попыток осмысления всего этого, конкурирующих с западным идеологическим ширпотребом. У нас очень много чего. Это только в школьном курсе "литературы", намалеванном марксней "спроси этого бомбиста - чего ты конкретно хотел своим терактом добиться? Ничего путного не услышите - одни чувства." Потому что подлец марксня толкал буржуазную идеологию с ее "материализмом" и мазал калом социализм, мол у него "одни чувства".

>Собственно об этом сейчас и пишет Сергей Георгиевич.

Очень жаль что перестав ездить в Испанию, СГ забросил антропологию и ударился в каких-то психоаналитиков. Придется без него разгребать.

>Шаталин не лапшу нашему народу на уши вешал, а втюхивал свежеиспеченную теорию

Шаталин именно вешал лапшу, прекрасно понимая что вешает лапшу:

"Бывший премьер-министр Украины Н. Я. Азаров так вспоминал о С. С. Шаталине:
Все беседы с делегатами, – а средства массовой информации создали Шаталину тогда ореол «великого реформатора», – он начинал с простого вопроса: «У вас есть автомобиль?» Среди двух десятков людей всегда находились люди, которые отвечали, что у них его нет. И тогда Шаталин продолжал: «А знаете, почему в СССР трудно купить машину?» – и сам же отвечал: «Потому, что завод «АвтоВАЗ» – государственный, а государство – неэффективный собственник. Значит, надо, чтобы, как на Западе, заводом стал владеть частник, он умело организует выпуск автомобилей, и у всех будут личные машины».
Эта демагогия задела меня, и я возразил ему: «“АвтоВАЗ” выпускает в год 500 тысяч автомобилей; для того чтобы выпускать на 10–15 процентов больше, необходима реконструкция предприятия. Но 10–15 процентов никакой проблемы не решат. Нам надо выпускать автомобилей в десять раз больше, чтобы удовлетворить спрос, а для этого надо построить десять таких заводов, как “АвтоВАЗ”, иметь колоссальные инвестиции и время». Делегаты поддержали меня в этой дискуссии.
Шаталин попросил меня остаться. Мы сели с ним на диван... Он сказал: «Молодой человек, разве вы не видите, что говорите с “быдлом”? Им надо говорить очень примитивные вещи, чтобы они их проглатывали и поддерживали нас, иначе мы никакой перестройки не сделаем и этот идиотский строй не сломаем…»."

>с одной голой теорией вылезать на публику очень рискованно - наш народ с его горьким опытом двух лопнувших на его глазах

Наш народ не так туп как кажется. Было бы большой ошибкой думать, что он верил на слово марксистским шарлатанам что их теория "всесильная". Просто альтернативы не было. В то же время, народ, получив массовое высшее образование по специальности, на своем опыте убедился в силе науки. Сотни тысяч, если не миллионы людей, овладели научной методологией. Они прекрасно могут отличить ее от шаманских заклинаний марксни. Осталось лишь познакомить их с современным научным знанием. Да, это знание пока не для всех. Но сотни-тысячи способных его усвоить надо брать из народа. Больше неоткуда. Пусть пока проникается один из ста. Через несколько лет их уже будут тысячи. Пусть тысячи пока молчат, но сотни сами активно работают и это знание им помогает в их работе. И сотни новых людей включатся в работу, часто бросив ерунду, которой занимались до того. И им не надо подсовывать другую ерунду, вроде "харизмы" их московичи. Для такого есть Кургинян.

Edited at 2016-08-16 20:08 (UTC)
victor belov From: victor belov Date: Август, 16, 2016 21:30 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

не все понял, но напор завораживает и даже очаровывает. Видимо харизма действует. желаю успеха!
rabykol From: rabykol Date: Август, 16, 2016 20:41 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

Хрущев объявил войну личным приусадебным хозяйствам, артелям и т.п.
В постановлении ЦК КПСС и Совет Министров СССР «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управ­лении делами артели» от 6 марта 1956 г обьявление войны не просматривается даже в микроскоп
victor belov From: victor belov Date: Август, 16, 2016 21:25 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

выбросьте ваш микроскоп на помойку - он годится только для забивания гвоздей.
Цитата:
"Бесспорно одно: примерно с середины 50-х гг. аграрный курс 1953 г., стержнем которого была ставка на материальную заинтересованность колхозников, на подъем личных подсобных хозяйств, претерпел серьезные изменения. Наступление на личные подсобные хозяйства велось поэтапно. 6 марта 1956 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели». Этим постановлением запрещалось увеличивать размер приусадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его [21]. Здесь же был закреплен принцип ограничения количества скота, находящегося в личной собственности колхозников — «с учетом местных условий» [22]. 27 августа 1956 г. постановлением Совета Министров СССР колхозникам и другим гражданам, держащим скот в личной собственности, запрещалось использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах [23]. При отсутствии иных доступных источников обеспечения личного хозяйства кормами (кроме сенокоса и огорода) это постановление, в общем верное, если не принимать во внимание конкретную ситуацию, ставило крестьянина в тупик. Ему приходилось либо нарушать только что принятое постановление, либо сокращать количество скота в своем хозяйстве.

Борьба с личными подсобными хозяйствами велась не только непосредственно, но и косвенно — через проведение других кампаний, призванных закрепить «линию партии» в деревне. По своим негативным последствиям среди этих кампаний выделяются по крайней мере две: новый этап укрупнения колхозов и кампания под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!»
rabykol From: rabykol Date: Август, 16, 2016 23:18 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

>Этим постановлением запрещалось увеличивать размер приусадебного участка колхозников за счет общественных земель и даже рекомендовалось сокращать его

Ну, прямого запрета там нет, и, почему не правильно увеличивать размер приусадебного участка колхозников за счет общественных земель если земля, ее недра, леса, воды принадлежали всему многонациональному народу СССР?

>колхозникам и другим гражданам, держащим скот в личной собственности, запрещалось использовать в качестве корма для скота хлеб, крупу и другие продукты, приобретаемые в государственных и кооперативных магазинах

Хлеб и др. продукты дотировались государством и запрет использовать их в качестве кормов есть борьба с нетрудовыми доходами, что есть гуд.

>укрупнения колхозов и кампания под лозунгом «Догнать и перегнать Америку!»

А пачиму «Догнать и перегнать Америку!» низя?
Благословенный Запад укрупнил свое сельское хозяйство на величину стремящуюся к единице, а для советского государства это плохо?

victor belov From: victor belov Date: Август, 17, 2016 18:01 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

поздравляю с торжественным вступлением в ряды троцкистов. Он тоже мечтал всех крестьян выстроить и сделать из них трудармию - не пошел картошку окучивать - к стене.

Да, в СССР вся земля, как кстати и в нынешней Голландии, принадлежала государству, но обрабатывает ее не многонациональный народ, а местные жители, которые ее арендуют на известных условиях - тут нет никаких проблем. Чтобы жители были в этой аренде заинтересованы нужно их как минимум слышать, разговаривать и ДОГОВАРИВАТЬСЯ, а не указивки писать. Требуются крестьянам приусадебные участки - бери карту, садитесь вместе и решайте, пока консенсус не найдете. Трудно поверить в то, что в России невозможно отыскать подходящей земли. Неокультуренная целина - помогите окультурить и пусть народ делом занимается - увеличивает национальный продукт. Но мы видим вместо конструктивного диалога огульный запрет - плевать крестьяниин на твои надежды и чаяния - выходи строиться.

А ведь классовые битвы к тому времени давно уже закончились, в стране был мир, воцарилась свобода, свободный труд и т.п. - так пелось в песнях, говорилось по радио. И воров тогда почти не было - все хотели добросовестно работать, а многие хотели работать самостоятельно, без начальника над головой, хотя бы у себя дома. Нет, всех надо изнасиловать по закону революционной необходимости - школа Троцкого. А колхоз, кстати, всегда был и оставался делом добровольным.

Тоже и с кормами для скота. Да, это форменное свинство, когда крестьянин, пользуясь дешевизной хлеба, скупает в магазине белый хлеб и кормит им свиней на продажу. Но ты же руководитель - обеспечь его необходимыми кормами, дай альтернативу, а уж потом сажай за нерадивость и воровство. Но альтернативы нет - и крестьянину ничего другого не остается как все бросить и пить горькую.

Почти нет вопросов и к тому, чтобы догнать и перегнать Америку. Точнее вопрос только один - какой ценой? Полным разорением крестьянина? лишением его всякой инициативы? Ведь тогда наиболее ретивые секретари райкомов и частную скотину отбирали, чтобы обеспечить показатели, требуемые для обгона Америки.

А самое главное то, что мы поимели в итоге. Инициативному крестьянину отбили руки и продовольственная подушка, которую обеспечивал частник, мигом пропала. А тут неурожай, и чтобы продукты использовались строго для людей, пришлось "временно" поднять цены (у Сталина цены только падали). Я как раз в то время родился. Моя мать, в общем-то спокойная и рассудительная женщина, сразу закипает, когда вспоминает то время - "белый хлеб исчез, а за черным выстроились огромные очереди". И это в великой стране- победительнице. Вот тогда-то и появилось сильное чувство неприязни к Хрущеву, а затем оно распространилось на всю систему. Произошло точно то, о чем сейчас пишет Сергей Георгиевич - почва была подготовлена, оставалось только дождаться харизматических пассионариев. И дождались.
yuridmitrievich From: yuridmitrievich Date: Август, 17, 2016 20:20 (UTC) (Ссылка)

Re: о Троцком

= Он тоже мечтал всех крестьян выстроить и сделать из них трудармию - не пошел картошку окучивать - к стене.

На чём основано такое заключение?
victor belov From: victor belov Date: Август, 17, 2016 21:22 (UTC) (Ссылка)
На предложении Троцкого решить аграрный вопрос созданием трудармии - что-то в духе Полпота.
rabykol From: rabykol Date: Август, 17, 2016 21:23 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

Говорить что Хрущев обьявил войну селу это оксюморон, кондовая "марксня" и хуцпа, уж простите
victor belov From: victor belov Date: Август, 18, 2016 19:12 (UTC) (Ссылка)

Re: Харизма - это дух, а не материя

Странно, я полагал что здесь собирается публика как минимум имеющая представление о том, что любое утверждение необходимо хоть как-то аргументировать. На ваше первое возражение со ссылкой на постановление 56 года я ответил цитатой, которая не только напрочь опровергла ваше возражение, но и доказала, что вы очень невнимательно обращаетесь с фактическим материалом - документ, на который вы ссылались полностью опроверг ваше же утверждение и подтвердил мое.
А вы мне отвечаете в духе героя Чехова - "этого не может быть, потому что не может быть никогда", да ещё какие-то мудреные словечки подбрасываете, на которые не знаешь, то ли обижаться, то ли нет. На всякий случай обижаться не буду.

Однако к теме. То постановление было только цветочками. Настоящие разборки с крестьянами начались после объявления программы строительства коммунизма на 22 съезде. Тогда началась борьба уже с колхозами - все они должны были превратиться в совхозы - т.е. в промышленные предприятия, где 7 часов отработал, а там трава не расти. Не знаю, было ли выпущено соответствующее постановление, но негласная команда точно прошла.

Я сам очень далек от сельского хозяйства, в деревню первый раз в жизни попал в стройотряде. Но я очень хорошо понимаю, что работа с живой природой - растениями, коровами и проч. требует совершенно другого отношения к труду, чем работа слесаря на машиностроительном заводе. А тут волюнтаристски все смешали в кучу и настоящий крестьянин исчез окончательно. Не нравится вам слово война - выберите другое, но суть от этого не изменится - в результате этих реформ живой крестьянский труд, всей душой болевший за урожай исчез, ему на смену пришел пофигизм - "ты начальник - я дурак".
Результатом стало то, что к 80-му году - моменту наступления коммунизма по программе 61 года, пришлось решать продовольственные проблемы специальной государственной программой. Правда в сравнении с теми прод.проблемами которые устроил позже ебн, те проблемы были не проблемы, а верх благоденствия.

Ну и справедливости ради надо сказать, что Хрущева я не держу за исчадие ада, были и у него лично высокие достижения и даже гениальные изобретения - например совнархозы. Но он был законченный левак, а это очень дерганная публика, не способная сосредотачиваться, вырабатывать простые разумные решения и затем последовательно, с постоянной оглядкой на промежуточные результаты проводить их в жизнь. Вместо того чтобы сесть за стол и хорошенько подумать, куда дальше плыть, они орут "даешь!" и сломя голову бросаются в очередную авантюру, увлекая за собой остальных.
mbskvort From: mbskvort Date: Август, 14, 2016 13:28 (UTC) (Ссылка)
>Маркс сказал: «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Но что значит, что «идея овладевает массами»? Это значит, что идея воздействует не только на разум с его логикой и расчетом, но и всю духовную сферу людей – чувства, воображение, память и подсознание. Это и есть взаимодействие рационального мышления с психикой. Если речь идет об идее, которая овладевает массы, значит, эта идея потрясла множество людей, глубоко затронуло их разум, совесть и чаяния.

Это утверждение красиво выглядит на бумаге,но противоречит моим наблюдениям. Каждый может вспомнить из детства ситуации когда соседские мальчишки вдруг увлекались собиранием марок,фантиков,монет, стрельбой из рогаток или ещё какой глупостью. Эта ребячья масса с легкостью переключалась с одного на другое без особой рефлексии по поводу охватывавших их идей.
В более зрелом возрасте мы также участвовали во всякого рода "идеях" любезно предложенных доброхотами на зарплате и рекламными агентами.Мода на фасон брюк,прическу,словечки и темы обсуждений(общественных и частных) постоянно менялись и вряд ли оказывали влияние на память или логику.Но заполняли головы разным мусором типа про окончательную победу социализма.
К старости всеобщие идеи для данной возрастной группы скукоживаются до проблемы лечения склероза,глаукомы или геморроя.
Мне могут возразить,что речь идет о глобальных идеях имеющих важное общественно-политическое значение которые никак кроме как "харизмой",пассионарностью" и прочей наукообразной чушью не объяснить.Ну так надо искать объяснение,а не выдумывать всякую лабуду по поводу структуры человеческого сознания как индивидуального так и массового.
Связь генетического и культурного кодов изучены слабо и для того чтобы уверенно объяснять как общественное бытие влияет на сознание,надо не только декларировать наличие такого влияния,но поменьше красивых фраз и побольше наблюдений.Но когда проблема будет решена и найден механизм управления сознанием людей,то это и будет библейский армагедон. Даже сейчас всякая мразь во власти на Украине и в РФ вполне умело и эффективно заставляет убивать друг друга практически один народ, русских,украинцев и прочих,некогда бывших новой общностью - советским народом
20 комментариев or Оставить комментарий