?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Небольшая добавка к заключению - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Небольшая добавка к заключению
На мой взгляд, за последние тридцать лет протестная практика обнаруживает важный изъян, который надо устранить в методологии оппозиции: протестный дискурс игнорирует принцип, которые разрабатывали многие философы и социологи. Вебер сформулировал так: «Изменения в обществе мотивируются не экономическими интересами, а ценностями». Это значит, что, привлекая в актуальную политическую сферу какой-то символ из советского наследия, социальные, экономические и другие требования должны содержать экзистенциальный смысл. Ведь политическая борьба – не торг из-за выгод или убытков, речь идет судьбе страны и поколений. Конкретные прагматические интересы служат лишь иллюстрациями и эмпирическими аргументами. И в приведенном примере с реформой школы, и в отношении реформ здравоохранения или ЖКХ протесты населения должны раскрыть несправедливость высшего порядка, трансцендентного.
Есть у нас ростки эффективной оппозиции? Так надо их выращивать на благодатной почве наследия русской революции. Ее документы – готовые прекрасные учебники. Революция 1905-1907 гг. оставила огромный архив текстов высшего качества. Например, для «работников дискурса» оппозиции было бы полезно, по-моему, прочитать коллекцию наказов и приговоров сельских сходов 1905-1906 гг. Вот несколько выдержек из них [Сенчакова Л.Т. Приговоры и наказы российского крестьянства. 1905-1907. Т. 1, 2. М.: Институт российской истории РАН. 1994].
Приговор Прямухинского волостного схода Новоторжского уезда Тверской губ., 31 июля 1905 г.: «Крестьяне давно бы высказали свои нужды. Но правительство полицейскими средствами, как железными клещами, сдавило свободу слова русских людей. Мы лишены права открыто говорить о своих нуждах, мы не можем читать правдивое слово о нуждах народа. Не желая дольше быть безгласными рабами, мы требуем: свободы слова, печати, собраний».
Приговор схода крестьян дер. Пертово Владимирской губ., направленного во Всероссийский крестьянский союз (5 декабря 1905 г.): «Мы хотим и прав равных с богатыми и знатными. Мы все дети одного Бога и сословных различий никаких не должно быть. Место каждого из нас в ряду всех и голос беднейшего из нас должен иметь такое же значение, как голос самого богатого и знатного».
Приговор волостного схода Муравьевской волости Ярославской губ. в I Госдуму (июнь 1906 г.) гласил: «Мы признаем землю Божьей, которой должен пользоваться тот, кто ее работает; оградите переход земли в одни руки, ибо будет то же, что и теперь – ловкие люди будут скупать для притеснения трудового крестьянства: по нашему убеждению частной собственности на землю допустить невозможно».
Наказ крестьян с. Никольского Орловского уезда и губ. в I Госдуму (июнь 1906 г.): «Если депутаты не истребуют от правительства исполнения народной воли, то народ сам найдет средства и силы завоевать свое счастье, но тогда вина, что родина временно впадет в пучину бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство и на бессильную думу, взявшую на свою совесть и страх действовать от имени народа».
Наказ схода крестьян дер. Куниловой Тверской губ. (4 июня 1906 г.): «Если Государственная дума не облегчит нас от злых врагов-помещиков, то придется нам, крестьянам, все земледельческие орудия перековать на военные штыки и на другие военные орудия и напомнить 1812 год, в котором наши предки защищали свою родину от врагов французов, а нам от злых кровопийных помещиков».
Приговор схода дер. Стопино Владимирской губ. в II Госдуму в июне 1907 г.: «Горький опыт жизни убеждал нас, что правительство, века угнетавшее народ, правительство, видевшее и желавшее видеть в нас послушную платежную скотину, ничего для нас сделать не может… Правительство, состоящее из дворян чиновников, не знавшее нужд народа, не может вывести измученную родину на путь права и законности».
Эти тексты показывают, что политическая культура пореформенного общинного крестьянства в начале ХХ в. достигла высокого уровня. Ведь в этих наказах и приговоров присутствуют такие символические и языковые структуры, которые сравнительно недавно стали объектом научного изучения. Одна из таких структур – зло. Социолог Дж. Александер показал, что зло – сложная конструкция. Он писал: «Для того, чтобы травматическое событие обрело статус зла, необходимо его становление злом… События – это одно дело, представление этих событий – совсем другое. Коллективные акторы “решают”, представлять ли им социальную боль как фундаментальную угрозу их чувству того, кто они есть, откуда они пришли, куда они идут… Я бы хотел предложить само существование категории “зла” не рассматривать как нечто существующее, а как атрибутивное конструирование, как продукт культуральной и социологической работы».
К революции 1905 г. крестьяне уже произвели становление зла, и во время политического столкновения на практически всей территории отобранные образы зла были обозначены. Поэтому Вебер сказал, что мировоззренческой основой русской революции является общинный крестьянский коммунизм, а сама революция будет антибуржуазной и антилиберальной.
Если учиться у истории, оппозиция тоже должна была бы представить обществу не только образ будущего, но и образы зол, которые наступают на Россию и ее народ и блокируют движение к благой жизни. Этих образов немного, но они – ядро причин нашего национального бедствия. И борьба со злом – благородная миссия каждого гражданина и государства. Становление зла – важный тип харизматических инноваций. Если так представить череду наших тяжелых кризисов, думаю, подавляющее большинство населения согласятся с составом этого ядра – это и будет серьезное обращение оппозиции к государству и обществу.
10 комментариев or Оставить комментарий
Comments
From: akovalevskiy Date: Сентябрь, 2, 2016 11:53 (UTC) (Ссылка)
Огромное спасибо за такую важную и интересную работу!
Она устремляет мозговую извилину в правильное направление.
Пойду прочитаю всё ещё раз с начала.
pycckuu_gyx From: pycckuu_gyx Date: Сентябрь, 2, 2016 12:12 (UTC) (Ссылка)

Какой еврейской революции присвоили имя русской?!

Какой еврейской революции вы присвоили имя русской?!
ti01 From: ti01 Date: Сентябрь, 10, 2016 21:13 (UTC) (Ссылка)

Как "западная" революция стала русской.

Сегодня на Московской книжной выставке-ярмарке 2016 на ВДНХ издательство "Алгоритм" представило новую книгу С.Г.Кара-Мурзы
"Дорога в СССР. Как "западная" революция стала русской." В книге 208 стр. Издана тиражом 1500 экз.

Почитайте. Возможно, она поможет вам понять.
monetam From: monetam Date: Сентябрь, 2, 2016 12:50 (UTC) (Ссылка)
"Но правительство полицейскими средствами, как железными клещами, сдавило свободу слова русских людей." - фу, дальше можно не читать.
Вам не понятно, кто составлял все эти приговоры ? да язык этих приговоров ни разу не крестьянский.
Обычная псевдопрстонародная эсеровская риторика, небрежненько так замаскированная под " народные чаяния".

Есть такая дисциплина, как "критика исторических источников". Я считаю, пока её не прошел, и не научился использовать, лучше историческими источниками и не пользоваться.
shchedrov From: shchedrov Date: Сентябрь, 2, 2016 14:57 (UTC) (Ссылка)
Мужики подписывались. Погромами усадеб. "Шкубентов" на это не хватило бы.
rabykol From: rabykol Date: Сентябрь, 2, 2016 17:29 (UTC) (Ссылка)
Какая разница кто писал? Оппозиция не отдел криминалистики ФСБ, сличение почерков не их хлеб.
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: Сентябрь, 2, 2016 12:51 (UTC) (Ссылка)
Ох, явно не мужики эти воззвания писали. Чувствуется рука литераторов средней руки.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Сентябрь, 2, 2016 16:54 (UTC) (Ссылка)
>Ведь в этих наказах и приговоров присутствуют такие символические и языковые структуры, которые сравнительно недавно стали объектом научного изучения. Одна из таких структур – зло.

Ну тут вы погорячились. Вся Библия вокруг зла крутится. Мне интересно другое. При чем в данном случае не столько крестьяне "своим умом дошли" - на этих принципах строились все крупные общества (больше 1000 человек), сколько нас сектантскими бреднями Запада увели. Вот как описывает это дело Энгельгардт

"Царь никого не выкинет и каждому даст соответствующую долю в общей земле. По понятиям мужика, каждый человек думает за себя, о своей личной пользе, каждый человек эгоист, только мир да царь думают обо всех, только мир да царь не эгоисты. Царь хочет, чтобы всем было равно, потому что всех он одинаково любит, всех ему одинаково жалко. Функция царя — всех равнять."

Тут тот принцип, о котором я говорил раньше. Социализм элитарен. Частный эгоизм - дело низов. Функция верхов перераспределять по справедливости. Этот принцип фундаментален. Именно вокруг него и собирались государства, от Египта и царств Междуречья, до Чингис Хана, Бисмарка и Сталина. Западные сектанты втащили эгоистичного плебея в "правительство" и государственная власть, которая должна быть социалистической, стла плебейской.

Это не "наивная вера в доброго царя" - это знание как должен действовать царь, функции которые он должен выполнять, принципы, которыми должен руководствоваться и стандарты, по которым его судят в народе и которым он должен удовлетворять, если хочет оставаться царем. Царь, который стал эгоистом и гребет под себя обществу не нужен. Он теряет смысл. Еще один конокрад, только с возможностями.

В переводе на современные проблемы, скажем проблему школы, где министр образования говорит что "деткам тяжело и в жизни не пригодится..." элитарно-социалистическое возражение такому "демократичному" министру выглядело бы так: "Лениться и сбегать с уроков школьник и сам может. Для этого министр не нужен. Министр по прогулам и двойкам нам без надобности. Нам нужен министр по превращению наших детей в академиков". Так же как крестьянам не нужен царь-эгоист. Марксня со своим дурацким индивидуализмом, заставляет нас на все смотреть с точки зрения индивида, а не с точки зреня системы. Но ведь именно система обеспечивает интенсификацию. Индивид лентяй и эгоист. Система - интенсификатор и альтруист. Конечно индивид тоже интенсификатор и альтруист, не не непосредственно. Для выполнения этих функций он создает систему. Если эту систему захватили и используют для эгоистических целей - это зло и антигосударственное преступление.
andreefskiy From: andreefskiy Date: Сентябрь, 4, 2016 10:09 (UTC) (Ссылка)
Отлично, Сергей Георгиевич. У Вас всё правильно. На провокаторов не обращайте внимания.
From: ГОЛОС ТРУДОВОГО НАРОДА Date: Сентябрь, 16, 2016 16:50 (UTC) (Ссылка)
Ко времени революции крестьянская община активно разрушалась.Крестьяне рекрутировались в революцию на стороне большевиков отнюдь не из-за стремления к общинному коммунизму,а из-за желания получить обещанную большевиками землю в частную собственность. Что естественно рассматривалось большевиками,кроме последователей Бухарина,как мелкобуржуазная преграда строительству коммунизма.
10 комментариев or Оставить комментарий