?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Выкладываю разделы записки, к-рую мне поручили - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Выкладываю разделы записки, к-рую мне поручили
к конференции на тему молодежной политики. Раньше поручили сделать короткую (вроде куда-то в Администрацию), а теперь на 66 стр. В следующем сообщении - библиография.

Сложные проблемы молодежной политики

1. Вступление: современная молодежь России – малоизученный предмет

Много ведомств готовят и реализуют молодежную политику. На виду усилия двух крайних типов: 1) оптимистические программы (патриотизм, «наши», инновации, традиции); 2) контроль за группами с девиантным или преступным поведением, нейтрализация протестных движений.
Судя по литературе и практике, подспудные и обыденные массивные процессы в молодежи оставлены в тени. Они учтены в молодежной политике как постоянная инертная часть, которой занимаются другие службы. Из-за этого образ (модель) объекта политики, – молодежь в конкретной актуальной реальности России – не высвечивает тех структур, в которых вызревают самые проблемные риски и угрозы.
Данная записка посвящена именно этой части молодежной политики. Здесь даны несколько кратких («грубых») тезисов, аргументированных эмпирическими исследованиями социологов. Совокупность их публикаций можно считать весьма надежным срезом реальности, хотя политических доктрин в них не предлагаются. Тем они и ценны, их данные объективны (с учетом подвижности объекта наблюдения). Однако в целом молодежная политика страдает от слабости ее научного «сопровождения» и осмысления того, что происходит в процессе переживаемой нами социальной катастрофы, которая в большей степени форматирует современную молодежь.
Изъян молодежной политики проявляется уже в том, что ее программные документы не имеют вводного «теоретического» раздела, в котором было бы дано объяснение причин, которые заставляют предпринять такую программу, а также изложение представлений о предмете программы. Трудно сказать, зачем эта политика (ее функции) и кто будет ее выполнять (ее структуры).
Любая программа должна указать, какие политические, социальные и культурные механизмы создали угрозы и проблемы, которые программа должна преодолеть или смягчить их, и какими средствами предполагается (если предполагается!) остановить действие этих механизмов. Не определив силы и структуры, которые порождают угрозы и проблемы, никакая программа не будет эффективной.
В этой записке говорится именно о проблемах и угрозах.
Первая проблема: не создан образ современной молодежи, непосредственного объекта молодежной политики. О молодежи говорят как о гомогенной массе без структурирования. В действительности молодежь – это скорее система большого числа общностей, резко различающихся по демографическим, экономическим, культурным и политическим признакам. Эта очень динамичная система плохо изучена.
Например, молодежь в советском обществе претерпела несколько более или менее глубоких разрывов непрерывности в преемственности мировоззренческой матрицы, но между этими разрывами по 2-3 поколения составляли стабильные блоки, что упрощало практику молодежной политики. Но с 1980-х гг. процессы формирования и развития поколений стали крайне турбулентными. Наблюдения за этими процессами стали сложной функцией, которая требует больших усилий и обновления методологии.
Для начала уточним понятие поколение. В социологии с небольшими вариациями понимают этот термин так: «Процесс формирования поколения как чего-то уникального и самобытного тянется несколько лет. Его нижняя граница — поздняя юность (17 лет), а верхняя — ранний период взрослости (25 лет) Именно в этот момент у человека формируются собственные взгляды на общественно-политические явления. Характер поколения, сформированный событиями, происходившими во времена юности, оказывает решающее влияние на всю последующую — взрослую — жизнь людей» [13]. Иногда расширяют рамки формирования поколения от 8 лет до 12: от 15 лет до 27 лет.
В данный момент проблемное состояние молодежной политики определяют два разных поколения: ядро первого поколения – пережившие подростками крах СССР (сейчас им за 30), ядро второго – «постсоветские», рожденные в 1990-е годы (им 16-25 лет). На сцену начали выходить подростки, выросшие в «тучные годы», сейчас брошенные в кризис, – это третье проблемное поколение на подходе.
Различие поколений наши ученые и политики недооценивают. На деле поколения, которые формируются в ходе изменений главных институтов и картины мира, – почти разные народы. Полезно сравнить молодежь Украины «Майдана-2004» и «Майдана-2014» – это принципиально разные молодежные общности.
В 1990-е российское общество раскололось на «благополучных» и «бедных», эти общности расходятся и соединяются в разные «два народа». Их молодежь – разные культурные типы. Еще линии разрыва: регионы, типы поселений и «мобилизованная этничность». Отдельного изучения требуют диаспоры и общности трудовых мигрантов. В ходе распада больших общностей возник мультикультурализм молодежи: атомизированные молодые люди стали группироваться «по стилям». Сформировалось большое число молодежных субкультур. Наверху видны их активные организованные группы, а внизу рыхлые массы симпатизирующих. Они могут быть активированы.
Необходима «карта» структуры молодежи, связи между ее элементами и с подсистемами общества (включая преступный мир) и государства, а также с внешней средой. На ее основе можно сделать «карту» актуальных и вероятных угроз, зарождающихся в молодежи.
Важным условием успеха программирования политики является умение представить объект политики в каком-то чувственном образе в процессе его развития (шире, изменения). Обычно для этого прибегают к «визуализации», составляя образ изучаемой системы в каких-то знаках. Без этого трудно сформулировать цели, покольку предмет «молодежь» – гетерогенная и изменчивая система. Подходы к каждому элементу этой системы преследуют разные цели и используют разные средства.
В данный момент почти нет разработок по визуализации образов больших общественных систем, из-за чего качество политических доктрин очень ухудшилось. Политики не видят большую систему в целом, особенно в динамике. Они не имеют ее образа и готовы рассуждать лишь о конкретных элементах системы или представляют ее бесструктурной массой – как, например, молодежь.
В среде обществоведов большее внимание молодежи уделяют социологи. За последние 30 лет они накопили огромный массив эмпирических данных. Если сохранять чувство меры и делать скидку на то волнение, с которым социологи формулируют свои выводы из исследований социального самочувствия разных молодежных групп, то массив статей главного профессионального журнала «Социологические исследования» («СОЦИС») за 1989-2016 годы можно принять за выражение экспертного мнения большого научного сообщества. Важным качеством этого коллективного мнения служит и длинный временной ряд – динамика оценок за все время реформы.
В своих оценках сообщество социологов России практически единодушно. Статьи различаются лишь в степени политкорректности формулировок. Эта записка составлена в основном на выводах исследований социологов, автор лишь сделал отбор этих выводов из большого массива и сделал акцент на небольшом перечне проблем молодежной политики. Расширить этот перечень при необходимости можно очень быстро.
5 комментариев or Оставить комментарий
Comments
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 8, 2016 14:01 (UTC) (Ссылка)
Добротная записка получилась.Как говорится, старый конь борозды не испортит.Но мне кажется что читателя сей труд не найдет - сейчас любителей высоконаучной ахинеи остались единицы,да и задача у организаторов всех этих семинаров и конференций совсем другая - освоить с помощью "полезных идиотов" выделенные средства. Бабло,если говорить в молодежной терминологии.
olenev_sergey From: olenev_sergey Date: Октябрь, 9, 2016 06:53 (UTC) (Ссылка)
Кроме всего прочего удивляет вот что:
- если Вы пишете о том, что вокруг нас "социальная катастрофа", то о каких мерах по воспитанию молодежи может идти речь? В такие периоды не думают о будущем - спасают то, что может остаться от настоящего. И, условно, если вы завязли в болоте, то самое время аккуратно нащупать твердый участок. Бросить все силы на поиски его, чтобы спастись... А что будет потом - будет потом....
- заявление насчет молодежи двух майданов. Без серьезного подкрепления - пустые слова...
- список литературы. Зачем он? Неужели, приходя к какому-то специалисту, Вы требуете от него список литературы, по которой он учился? Вы уже специалист (плохой или хороший)! Неужели Вам всё ещё требуется чья-то сильная рука для поддержки?
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 9, 2016 12:48 (UTC) (Ссылка)
Глубинная проблема мне представляется не в страстном желании чиновников воспитывать(ещё со времен Луначарского),а в Ордынском мировоззрении, что,мол, чел для государства,а не наоборот.Пример воспитания янычар оказался заразительным. И несмотря на то,что результатом явилось нынешнее общество,как логичный результат порочной практики большевиков, тяга к воспитыванию и поучению никуда не делась. В этих условиях даже здравый смысл и инстинкт самосохранения перестают работать - включаются"органчики" М.Е.Салтыкова-Щедрина и для увесистости - список работ единомышленников.Как будто у суда инквизиции над Галилеем список работ был меньше,Но помогло не надолго. Идея,что "всё-таки Земля вертится!" победила.
Поделать с этим воспитательным зудом пока ничего нельзя.Но угроза того,что новые поколения молодежи выйдут из под контроля ордынских установок пугает чиновников и заставляет вертеться на пупе идеологов-мракобесов.
Но колесо истории катится неумолимо.Дуря головы молодым,агитпроп растит таких дебилов,которые его окончательно дискредитируют и опошлят. Как капиталист вырастил своего могильщика-пролетария вопреки своей воле,так и агитпроповские чиновники старательно выращивают своего,но не пролетария,а ленивого дебила. И это радует.
tsoka From: tsoka Date: Октябрь, 9, 2016 09:57 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич, а есть библиографическая ссылка на этот материал?
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Октябрь, 9, 2016 11:21 (UTC) (Ссылка)

Пока только тут

Сейчас делают брошюру для конференции. Тогда будут исходные данные. Вся фактура в списке литературы
5 комментариев or Оставить комментарий