?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Разбуженные воспоминания, касающие наши дела - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Разбуженные воспоминания, касающие наши дела
Как раз при мне (1966 г.) впервые из кубинских университетов стали посылать сотрудников на рубку тростника — на полтора месяца зимой. Посылали немного, чтобы не прерывать занятия — а студенты ездили по воскресеньям. Я напросился и был доволен — много повидал и удовольствие от работы получил.
Работали бригадами по четыре человека. Со мной работал один профессор, видный ученый, был профессором Калифорнийского университета, но из патриотических соображений вернулся после революции на Кубу. Другой был переводчик, работал с нашими военными и преподавателями. К нам в бригаду втерся, чтобы со мной практиковаться в русском языке. Третий был контрреволюционером, который за подпольную деятельность просидел четыре года в тюрьме. Он только что вышел — а тут его невеста, преподавательница, уезжает на рубку тростника. Ну, он и попросился тоже, чтобы побыть рядом с ней.
В тюрьме он четыре года рубил тростник и знал главные приемы. У него мы и учились. Между нами в бригаде постоянно возникали дискуссии по всем вопросам бытия, и меня спрашивали, как то-то и то-то устроено в СССР, какие точки зрения у нас сталкивались по тем-то и тем-то вопросам. Кубинцы хотели по нашему опыту как-то представить свое будущее. Как ни странно, штампы, которые нам в СССР казались надоевшей банальностью, моими собеседниками воспринимались как откровение и поражали их своей оригинальностью.
Кстати сказать, точки зрения, которые давались образованным людям буржуазным воспитанием, были нам, к моему удивлению, хорошо знакомы. Мы в наших кухонных дебатах в Москве 60-х годов ушли далеко вперед по сравнению с профессурой Калифорнийского университета. Хотя занудства у них, похоже, было побольше — у нас в Москве дебаты были поживее, мысли посвежее, хотя и не намного.
Из этой троицы полное совпадение взглядов с моими наблюдалось у контрреволюционера. Он признавал мои доводы здравыми, и у него самого они были продуманы, он к ним сам пришел путем перебора многих вариантов в «школе тюрьмы». Другие мои товарищи по бригаде были левыми идеалистами. Любили критиковать — и Кастро за ошибки в политэкономии, и СССР — за недостаточную революционность.
Посылая преподавателей университета на рубку тростника, кубинцы, видимо, учитывали опыт и советских субботников, и целины. Я увидел тогда на Кубе этот наш опыт, как бы переехав в машине времени в прежние времена,— и мог сравнить с тем, чем он стал у нас в СССР в конце 60-х годов. Это было поучительно. Я увидел на Кубе то, что мы в нашем времени уже разглядеть не могли, да это уже и ушло.
Конечно, физический труд, тем более в поле, всегда и везде полезен, но он воспринимается по-разному. У нас в середине 60-х годов интеллигентная публика стала относиться к практике посылать ее на недельку-другую в колхоз очень отрицательно.
На Кубе, в связи с этой практикой открылась вещь, для меня совершенно неожиданная. Подавляющее большинство не только интеллигентных, а и вообще городских кубинцев, не имело никакого представления о труде в той отрасли, которой жила страна. Вся Куба полвека жила на прибавочный продукт, что производили те, кто возделывал и рубил тростник. На рубке тростника за дневную норму платили батоном хлеба и разрешением есть тростник. А когда завозили более покладистых негров с Гаити, то и этой работы не было.
А что это за работа, горожане не знали. Когда они приехали в поле, взяли в руки мачете, познакомились с бытом крестьян, — это у многих вызвало потрясение. Так вот как жил и трудился их любимый кубинский народ! Батон хлеба за то, чтобы нарубить 90 арроб! Земляной пол в лачуге! Мальчик в восемь лет целый день водит упряжку волов! А цену на сахар американцы иногда сбивают до полутора центов за фунт! «Но мы же ничего этого не знали!» То есть, в газетах читали, а знать не знали.
И произошла странная вещь. Довольно многие преподаватели уже готовились уехать — кто в Европу, кто в США. Не знаю почему, но многие из тех, кто собирался эмигрировать, поехали тогда рубить тростник, хотя принуждения не было. Думаю, решили напоследок повидать сельскую Кубу.
Был, например, старенький профессор математики. Встанет на поле среди тростника — и смотрит вокруг. Борода развевается, в руке мачете, на поясе кружка. Ему крестьяне кричат, со своим простонародным произношением: «Сеньоль! Будьте добры, присядьте отдохнуть!». Он чуть не плачет. А должен был в марте уже уехать, сразу после конца этой работы. Потом смотрю — он все еще в Сантьяго, едет тихонько в университет на своем огромном допотопном «форде». Оказывается, решил не ехать. И еще такие же были. Порубили тростник — и что-то в них сломалось. Или восстановилось.
На наших, в 60-70-е годы, физический труд такого эффекта, конечно, не производил. Даже наоборот. Говорили разное: что эта работа неэффективна (я, кандидат наук, тра-та-та...), что эта повинность — отрыжка тоталитаризма, что эта бесплатная рабская сила развращает крестьян и т.д. Доля правды во всем этом была. Но я все равно не понимал, почему работа в поле вызывала у многих такое отвращение — ее неприятие было страстным, иррациональным. Ну, пусть неэффективно (хотя почему? ведь посылали помочь в моменты пиковых нагрузок, это именно эффективно). Пусть даже отрыжка тоталитаризма. Раз уж ты поехал — поработай, ведь это приятно и полезно.
Но сейчас у меня сошлись два явления: как повлияла на интеллигентов Кубы работа (6 недель) рядом с крестьянами, – и как за 25 лет повлияла на многих молодых интеллигентов постсоветской России ликвидация практики посылать их на пару недель поработать в колхозе или совхозе. Большинство наших горожан как будто перенеслись во времена дореволюционной Кубы – они теперь «не знают, как живет бедная половина населения». И это, на мой взгляд, – одна из главных угроз всей стране и каждому.
Социолог Н.Е. Тихонова в 2014 г. высказала такие фундаментальные суждения: «Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения. Более того - в российском обществе идет постепенное, но чётко прослеживающееся ухудшение отношения к бедным. Так, за последние 10 лет среди россиян резко (более чем в полтора раза) сократилось число сочувствующих бедным и резко (тоже более чем в полтора раза) увеличилась доля тех, кто относится к ним не лучше и не хуже, чем ко всем остальным. Почти втрое выросла за этот период и доля относящихся к ним безразлично…
Бедные как специфическая социальная группа, заслуживающая какого-то особого отношения, все дальше отодвигаются на периферию сознания наших сограждан. А это значит, что помощь бедным как таковым, как особой социальной группе, все больше уходит из актуальной для большинства населения "повестки дня".
Российская бедность очень многолика, неоднородна и чувствительна к инструментам ее измерения. Однако у нее есть свое "ядро" - это представители хронической бедности, состоящие наполовину из выходцев из "социальных низов", а наполовину - из представляющих собой выходцев из вполне благополучных слоев населения "новых бедных".
Однако их бедность также приобрела уже застойный характер, и это не только ведет к накоплению у них дефицита текущих доходов, но и меняет их круг общения и менталитет. Начавшееся в массовом масштабе межпоколенное воспроизводство бедности не только резко усложняет борьбу с бедностью, но и ставит на повестку дня вопрос о начавшемся формировании культуры бедности в России. Особенно остро стоит этот вопрос применительно к представителям застойной и межпоколенной бедности.
Ситуация с бедностью в России является следствием тех структурных и институциональных ограничений, которые существовали для низкоресурсных групп населения в последние десятилетия и к которым буквально в последние годы добавились культурные ограничения, связанные с начавшимся процессом стигматизации и дискриминации бедных.
Когда отношение к бедным определяется уже не самим фактором бедственного положения конкретного человека, а причинами его бедности, то помощь этой особой социальной группе все больше уходит из актуальной для большинства населения страны "повестки дня", а сами бедные в сознании большинства россиян все больше приобретают "периферийный" статус.
Если учесть все то, о чем говорилось выше, можно утверждать - процесс превращения бедных как нижнего сегмента российского общества в социально исключенных, в его "периферию" уже прошел точку невозврата» [Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социологические исследования. 2014. № 1.].
84 комментария or Оставить комментарий
Comments
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 1, 2016 17:14 (UTC) (Ссылка)
Тут все просто. Кубинцы - нормальные националисты. Столкнувшись с бедностью своего народа, поняли что нужны ему и остались. Наши же накачены марксней и смотрят на это дело с позиций классовой войны. Для них сочувствие народу - "романтические предрассудки народничества". Наши знают "Кто такие друзья народа и как с ними бороться". Меньше надо было промывать мозги буржуазным марксистским "материализмом". Ну а сейчас обдолбанное марксней интельство вобще берега потеряло.

Edited at 2016-12-01 17:17 (UTC)
From: vovan_demokrat Date: Декабрь, 2, 2016 07:26 (UTC) (Ссылка)
тут попапалась работа: ДУДНИК С. И. МАРКС ПРОТИВ СССР
пока не читал, но сама тема говорит о том, что мы не одиноки -
сама марксня интересно интерпретирует маркса против СССР. плавно меняя знаки и из хорошего "тоталитаризм"

Edited at 2016-12-02 07:28 (UTC)
gercenovec From: gercenovec Date: Декабрь, 4, 2016 21:44 (UTC) (Ссылка)
Извините, но вы бредите.
zampotehkenguru From: zampotehkenguru Date: Декабрь, 1, 2016 18:01 (UTC) (Ссылка)

Результат расстрела священников Сосо Джугашвили

> Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости

Это результат расстрела священников Сосо Джугашвили. Некому стало учить русских детей Евангелию Христову - и выросло поколение мещан, которое принялось убивать друг друга в девяностые из-за барахла и бабла. Запостить вам ещё раз поимённый список 34 русских архипастырей расстрелянных в 1937-мом евреем по-матери Сосо Джугашвили? Так считаете ли вы его злодеем?

Или вы только со следствиями боретесь, с тем, что выросло поколение мещан, а не с причинами - с тем, что были расстреляны те, кто должен был их духовно воспитать?
From: stajer49 Date: Декабрь, 1, 2016 19:57 (UTC) (Ссылка)

Re: Результат расстрела священников Сосо Джугашвили

Попы и духовность? Какая связь?
ign From: ign Date: Декабрь, 1, 2016 18:16 (UTC) (Ссылка)
> У нас в середине 60-х годов интеллигентная публика стала относиться к практике посылать ее на недельку-другую в колхоз очень отрицательно

Как это прекрасно звучит - интеллигенция "стала относиться отрицательно" к "практике" посылать ее в колхозы.

Нехорошо-то так. Не иначе, интелихенты эти презрительно относились к крестьянскому труду.

Автору даже не приходит в голову вопрос, как вообще в свободной вроде бы стране - СССР - можно было послать человека на какую-то работу против его желания?

Кстати говоря - упомянутые колхозы, куда посылали почему-то отрицательно относящуюся к этому интеллигенцию - это, во советским законам, была отдельная форма собственности, отличная от государственной. То есть, строго говоря, интеллигенцию посылали трудиться даже не на благо государства, а бесплатно батрачить на как бы частного собственника - колхоз.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 1, 2016 18:56 (UTC) (Ссылка)

Ошибаетесь

Кто не хотел ехать, мог не ехать. Он просто мог потерять некую льготу. Он делал расчет. А недоволен он был потому, что хотел и получить эту льготу, и не поехать в колхоз.
Сейчас, конечно, все изменилось. Что-то будет...
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 1, 2016 20:26 (UTC) (Ссылка)
Послать? Легко. Людям говорят что надо и они едут. Так же как в Америке говорят что надо навалить мешки с песком чтобы город не затопило наводнение и люди идут да наваливают. Или ботсад расчистить от разросшихся кустов. Люди идут и расчищают. Деревья поваленные ураганом распилить - убрать с улиц чтобы кто на скорости не въехал - у кого есть бензопила - выходит и пилит. Остальные чурбачки с дорог растаскивают. Провода ураганом в соседней области порвало? Электрики на коня и в путь, помогать. Хотя провода те собственность другой области, а машины, на которых едут - собственность этой. Аналогично со снегоуборочными и пескопосыпательными машинами. Где снегопад - туда и сгоняют из соседних областей. Это нормальная общечеловеческая практика. Только долбанутый пыльным мешком марксни политэконом разводит теории за формы собственности.

Против желания никто и не посылал. Просто ссыкливо марксне не ехать когда все едут, вот и плетется за всеми. Но и "прогрессивность" показать охота, потому воняет там как "система виновата". И уж конечно никто не посылал "бесплатно", поскольку зарплату за проведенную на картошке время платили. При чем не батрацкую, а в том числе и профессорскую.

Edited at 2016-12-01 20:28 (UTC)
valery_5 From: valery_5 Date: Декабрь, 2, 2016 20:49 (UTC) (Ссылка)

Интелихенты

И в словоблудии нужно знать меру.
evrogadina From: evrogadina Date: Декабрь, 3, 2016 15:51 (UTC) (Ссылка)
Позвольте полюботытствовать, а что такое (вроде бы) свободная страна и на каком основании к ней относится СССР? Какая-то статья конституции на это указывала?
nemesis2016 From: nemesis2016 Date: Декабрь, 3, 2016 18:54 (UTC) (Ссылка)
И в совхозы посылали.
poulsam From: poulsam Date: Январь, 6, 2017 04:28 (UTC) (Ссылка)
Да, странные люди. Плохо относились к принудительному труду
vladimirow From: vladimirow Date: Декабрь, 1, 2016 20:31 (UTC) (Ссылка)
мировая фин.система так построена что долговая удавка сначала затянется на бедных, потом на "среднем классе" и напоследок на состоятельных, кто не входит в мировую корпоратократию

так что никто не уцелеет
ign From: ign Date: Декабрь, 1, 2016 20:54 (UTC) (Ссылка)
Скажите, а что там с бункерами и подземными шахтами, которые обустраивали себе начальство и богатые индивиды? Их все еще строят или уже готовы?
rabykol From: rabykol Date: Декабрь, 2, 2016 00:16 (UTC) (Ссылка)
Отношение к труженикам села в СССР и к бедным в РФ результат экспансии чужеродной культуры.
zanuda2 From: zanuda2 Date: Декабрь, 3, 2016 19:32 (UTC) (Ссылка)
Наоборот, отношение к труду в СССР - старая русская крестьянская общинная традиция.
Просто постепенно жидам своей пропагандой удалось её подпортить. На Кубе же жидов не было, поэтому и отношение у интеллигенции к деревенской работе было другое.

Edited at 2016-12-03 19:34 (UTC)
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 2, 2016 06:17 (UTC) (Ссылка)

Не работать физически это социальный статус

>Но я все равно не понимал, почему работа в поле вызывала у многих такое отвращение — ее неприятие было страстным, иррациональным.
Отношение к физическому труду это маркер социального,сословного статуса которым очень дорожили в СССР.Например:офицеры никогда не работают на хозяйственных работах.Только солдаты. Обстоятельства и характер работ не имеет значения.Даже на гаупвахте офицеры маются от безделья,но работать им не положено.
Забавно выглядели так называемые Ленинские субботники.Несмотря на знаменитую фотографию Ленина с бревном, на субботнике реально создавался некий штаб субботника под руководством директора и приближенных.Считалось,что этот штаб координировал работы,управлял и организовывал раздачу метл,лопат,носилок.Штаб подводил итоги и рапортовал вышестоящей организации об успешном проведении. Чего тут было больше - глупости или спеси высокопоставленного чиновника не знаю,но так было на всех субботниках.При этом в другое время у себя на даче директор мог корячиться как нормальный человек и даже получать от работы удовольствие.Но в коллективе свой статус начальника он поддерживал даже на субботнике.Агитпроп ничего с этим не мог поделать как ни старался сблизить город и деревню,физический и умственный труд, согласно догмам М-Л.
From: vovan_demokrat Date: Декабрь, 2, 2016 07:36 (UTC) (Ссылка)
Думаю, что физический труд на земле - сродни инициации. Т.е. не прошедший такую школу человек не вливается в "общество" (определенного типа). И прекращение такой традиции дополнительный гвоздь в гроб предыдущей формы общества.

Помимо прочего это инструмент нациестроительства (какая-никакая и спайка разных социальных слоев общества).
Ну и в союзе это было продолжение в некотором роде той традиции когда рабочие были крестьянами.

Долгое время еще "дачи" работали. "гаражи" в городе еще. сейчас это все выпиливается потихоньку.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 2, 2016 17:13 (UTC) (Ссылка)
Мне не нравится фраза о "предыдущей форме общества". Дело не в труде на земле, а в политэкономических умствованиях. Умствования эти не "до" ни "после". Они просто чужие. Иногда столкновение с реальностью особенно ярко компрометирует сектантские бредни политэкономов. Это происходит не только в поле. 50-килограммовая медсестра ворочает 150 килограммового пациента и просит здоровенного мужика - доктора только что закончившего медшколу помочь. А этот жлоб жалуется своему начальнику "не моя работа". В результате эпическое сражение начальника медсестры и начальника этого резидента. Поскольку дело происходит в штатах, аргументы менеджера медсестер в основном от качества обслуживания и командной работы. У нас бы указали доктору что он моральный урод.

Есть нормальные культурные роли, в том числе половые. На них основано очень многое. Марксня пытается подменить культурные роли политэкономическими умствованиями, основанными на эгоистичном человеке-атоме. Физический труд наглядно демонстрирует теоретическую несостоятельность марксни. Что на картошке, что на разборе завалов после урагана, что на толстом пациенте. Но это костыли. Нормальное общество не должно от них зависеть в своей защите от сектантства. Перво-наперво, оно должно ликвидировать рассадники этой заразы.

Тут СГ толкает свою идею об "архаическом крестьянском коммунизме" и его "иссякании". Типа тот старый профессор математики на Кубе был "архаический крестьянский". Хотя на самом деле он от крестьян поди дальше чем наши крестьянские дети, обдолбанные марксней в Физтехе. Просто его профессора "научного коммунизма" не накачали классовой войной. А забота крестьян - "присядьте отдохните, сеньор" обезоруживает. Если конечно не закален марксистской пропагандой. Дело не в иссякании крестьянского или патерналистского, а в накачке марксистским политэкономическим. Это как в диссикатор накачивать азот через один кран и выпускать избыточное давление через другой. В конце концов, азот вытеснит кислород. То же и с накачкой марксни в наше традиционное общество. При чем СГ преувеличивает это "иссякание", поскольку вращался в московской тусовке, где с одной стороны, накачка марксней была особо интенсивна, с другой свежий человек более склонен к конформизму.

Edited at 2016-12-02 22:08 (UTC)
From: stajer49 Date: Декабрь, 2, 2016 18:45 (UTC) (Ссылка)

одна из главных угроз всей стране и каждому.

"процесс превращения бедных как нижнего сегмента российского общества в социально исключенных".

Поговорили обо всём, кроме одной из главных угроз - бедности.
Сейчас Бабаян передачу об этом ведёт: "Бедность и величие". Сытые обсуждают проблемы голодных. Одно из экспертных мнений: "Отказ от потребления - это отказ от рынка. Без ВЧК это невозможно". Но если "процесс прошёл точку невозврата", то в любом случае возврат к справедливому устройству общества без чрезвычайных мер не произойдёт.
valery_5 From: valery_5 Date: Декабрь, 2, 2016 21:03 (UTC) (Ссылка)

Re: одна из главных угроз всей стране и каждому.

Установление относительно справедливого общества никогда и нигде не было и не будет возможным без чрезвычайных мер. А они обязательно будут сопровождаться "перегибами" и злоупотреблениями, как по недомыслию, так и сознательными. Поэтому, в частности, попытки реализации таких мер происходят только в острой кризисной ситуации.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 2, 2016 22:17 (UTC) (Ссылка)

Re: одна из главных угроз всей стране и каждому.

Отказ от потребления происходит автоматически, когда деньги заканчиваются. Про ВЧК верно. Ее создали когда началась спекуляция акциями национализированных компаний. По Брестскому миру Россия обязалась компенсировать немцам потери от национализации. Немцы стали скупать акции ненемецких собственников чтобы обналичить в соответствии с договором. ВЧК распродажу национальной собственности иностранцам пресекала. Перекрой ворам возможность распродавать национальное достояние и деньги у них закончатся, а с ними закончится и потребление. Чрезвычайная ситуация или не чрезвычайная - дело десятое. Это не их собственность, а захваченная преступным путем национальная.
nemesis2016 From: nemesis2016 Date: Декабрь, 3, 2016 18:48 (UTC) (Ссылка)
"в российском обществе идет постепенное, но чётко прослеживающееся ухудшение отношения к бедным". Точно!
Давно это утверждаю. Коренное отличие Советского времени и нынешнего в том, что раньше бедность не считалась пороком, а сейчас считается.
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 4, 2016 03:49 (UTC) (Ссылка)
>... ухудшение отношения к бедным". Точно!

И к богатым.И к соседям.И к тем кто парковаться мешает и к коллегам-конкурентам.
Короче - ко всем!
poulsam From: poulsam Date: Январь, 6, 2017 03:02 (UTC) (Ссылка)
В стране победившего кормчего или великой идеи не может быть бедных. Это и вызывает раздражение кормчего, и его челяди
84 комментария or Оставить комментарий