?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Воспоминания о Кубе-3, все россыпью - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Воспоминания о Кубе-3, все россыпью
В Сантьяго в 1966 г. я подружился с Педро Собератом, подводником из их аналога ДОСААФа. Он был тренером команды подводной охоты Кубы (она была чемпионом Латинской Америки), он брал меня на соревнования и обходили на катере восточное побережье в поисках разных морских моллюсков. Он мечтал создать группу подводной археологии. Около Сантьяго много испанских кораблей было потоплено, еще колониальных времен. Он с друзьями ныряли, даже пушки доставали с кораблей (при Батисте их чуть не арестовали — решили, что собираются чугунную пушку восстановить и к Фиделю отправить).
Для начала надо было наладить съемки. А я как раз привез из Москвы бокс для подводной съемки, перед отъездом друзья подарили. Я решил отдать ему бокс, все равно понял, что времени у меня не будет. Попробовали — прекрасно снимает, но сломался мой аппарат «Зенит» для этого бокса. Педро говорит: «Здесь есть один советский товарищ, Пабло, прекрасный мастер. Он у нас в Сьерра-Маэстра ведал радиостанцией. Поехали к нему, он починит». Надо же, думаю, мы и слыхом не слыхивали, что в Сьерра-Маэстра у Фиделя был наш радист. Вечером поехали, куда-то на окраину. Где же, думаю, здесь советские живут? Я же все их места обитания знаю.
Приехали. Обычный кубинский домик, выходит Пабло, столь же обычный кубинец. Заходим, Педро ему объясняет — и Пабло переходит на русский язык, правда, скованный. С трудом говорит, но прилично. Потом зовет: «Мама!» Выходит старушка, в русском платье, лицом совершенно русская. После 1917 г. девочкой уехала с родителями из Ярославля, осели на Кубе, Пабло ее сын. Обрадовалась случаю поговорить на русском языке, нисколько его не утратила. Видно, много читает.
Я потом в машине говорю Педро: «Вы знаете, что советский — это не то же самое, что русский». Он удивился: «Да? А в чем же разница?».
Значит, радистом у партизан Фиделя был русский Павел, которого кубинцы зовут «совьетико»...
Русских на Кубе было не так много, но все же заметное число. Приедешь в какой-нибудь городок, тебе говорят: «У нас есть один старый совьетико, сапожник». А как-то в гостинице, в Гаване, пришли ко мне приятели-кубинцы, только что вернувшиеся из Москвы, из МГУ. Я заказал обед в номер, старик-официант прикатил столик с обедом. Я смотрю и говорю по-русски: «Видно, кофе-то он забыл». А старик мне по-русски же отвечает: «Кофейник в печке, чтобы не остыл» — под столиком маленькая печка укреплена.

* * *
Многие вещи на Кубе нас, советских специалистов, удивляли и казались неправильными. Мы эти вещи давно пережили и забыли, теперь их даже кое-кто осме-ивает. Что они противоречат теории, и сами кубинцы знали, и многие там их тоже порицали. Но, вглядевшись, я во многих теоретических истинах усомнился. Например, тогда, в 1966—1968 гг., многие блага давались на Кубе бесплатно или очень дешево. Телефон-автомат на улице был бесплатный, вход на стадион, на любимый кубинцами бейсбол,— бесплатно. Если массовый праздник, вдруг бесплатно раздают по бутылке пива и редкостное любимое лакомство — булку с куском ветчины. Казалось, это несправедливо. Ведь кто-то это оплачивает, а достается это явно не всем. Не все ходят на бейсбол.
Но, накапливая наблюдения, я стал видеть во всем этом большой символический смысл. Даже литургический, если можно так выразиться. Какое-то совместное причащение, как будто восстанавливалось утраченное братство людей. И тут не было ни идеологического, ни политического смысла, и эффект был гораздо глубже и очень сильный. Это по людям было видно.
Например, никто никогда не взял бы лишней бутылки пива или булки с ветчиной. И никто в этом другого не заподозрил бы. Когда мы приехали на слет школьных кружков, там стали раздавать эти булки с ветчиной. Один мой ученик меня увидел и мне отдал свою. Я спрашиваю: а ты как же? Пойду, говорит, еще возьму. Спокойно сказал. А в университете на каком-то празднике я подошел, а кубинский переводчик, который рубил со мной тростник, только что взял бутылку холодного пива, увидел меня и мне отдал. Сам подошел к ящику со льдом и тянется за другой. Наш стеклодув, член профкома, этим заведовал, удивленно говорит: «Ариас, ты же только что брал». Это у него вырвалось, без всякого злого умысла. Ариас взвизгнул что-то нечленораздельное и бросился прочь. Я говорю стеклодуву: «Он мне отдал свою бутылку». Тот побежал за ним, кричит: «Товарищ Ариас, вернитесь! Товарищ Ариас, немедленно вернитесь! Я вас предупреждаю...» Тот не вернулся.
Но, в общем, эти бесплатные мелочи глубоко переживались — как будто люди совместно «преломляли хлеб». В ночь на новый, 1967 год на самом большом проспекте Сантьяго накрыли длинный стол — ужин для всего города. Билет стоил три песо, очень недорого, и ужин был хороший, даже кусочек халвы и виноград из Испании — ритуальные для новогодней ночи вещи. Я думал, мало народу придет. Нет, почти весь этот стол был заполнен, и все были довольны побыть вместе. Больше не повторяли, видно, все же слишком дорого обошлось.
Я жил потом на этом проспекте, а за ним напротив дома — большой стадион для бейсбола. Вход бесплатный. Перед домом большая лужайка, под уклон к проспекту. Когда была игра, лужайка заполнялась заседланными стреноженными лошадьми. Это приезжали на игру крестьяне из деревень, иногда издалека. Лошади там прекрасные, арабские. Всадники отпустят подпруги, стреножат и идут на стадион. Ночью вернутся, еще поговорят об игре, сядут на лошадей и по домам. И такая радость, такое спокойствие было в этих голосах, что я начал думать, что затраты на содержание этого стадиона окупаются многократно. Тогда окупались. Теперь этого нет, это и не нужно, люди это переросли. Но тогда это был простой и искренний знак расположения и уважения ко всем людям, без различия классов и сословий. И понят этот знак был совершенно правильно. И смеяться над этим, ссылаясь на какие-то учебники политэкономии, было попросту глупо.
Вообще, в СССР в то время происходил поиск новой системы вознаграждения за труд. Старая, похоже, исчерпала свой потенциал, и нам казалось, что вообще моральное вознаграждение — легенда, выдумки. Если бы я не видел, как она в то время действовала на Кубе, не поверил бы. И действовала именно на простого человека, просто вдохновляла его. Как-то на поле, когда мы рубили тростник, приблизились к дороге. А по ней идет крестьянин — заскорузлый, прокаленный солнцем, рубит тростник всю жизнь. Подошел к нам, разговорился, и мы присели отдохнуть. С гордостью рассказывает, что в воскресенье ездил куда-то в другой район на соревнование рубщиков тростника. Мол, хорошо рубил, хотя призового места не занял. Но это, мол, не важно — он так и так уже нарубил достаточно, чтобы получить талон на покупку мотоцикла. Главное, приемы свои показал и кое-чему у других научился. Он и нам тут же свои приемы показал. И видно было, как этот человек, который всю жизнь занимался этим тяжелым трудом, был счастлив, что он поехал на соревнование, встретился с мастерами, что он тоже признан одним из лучших, что они уважительно друг с другом поговорили, пообедали большой компанией. И в этом не было фальши, вот в чем дело. Ни с той, ни с другой стороны.
И еще такой штрих. Едем на совещание или на беседу к большому начальнику, нас зовут обедать – наш водитель идет вместе с нами, участвует в разговоре. Однажды нас пригласил старший брат Фиделя, Рамон Кастро, показать экспериментальную ферму по акклиматизации канадских коров (на головы надевают прозрачные колпаки с подачей прохладного воздуха). Потом поехали обедать в ресторан куда-то в горы – Рамон Кастро один на «уазике», мы за ним. И наш водитель обедал с нами и участвовал в беседе. Это было нормой, принятой достойно. Никто из кубинцев ничего никогда об этом не сказал, а наши специалисты это видели и очень уважали.
12 комментариев or Оставить комментарий
Comments
tsoka From: tsoka Date: Декабрь, 13, 2016 07:21 (UTC) (Ссылка)
Р.Коллинз в "Социологии философий" пишет (повторяя за своими источниками), что (цитирую приблизительно) смыслы рождаются во взаимодействии, в коммуникации. Это к необходимости преломления хлеба и вообще социальному аспекту мышления и деятельности (мыследеятельности, как сказали бы последователи известно кого).
From: pahmutova Date: Декабрь, 13, 2016 07:44 (UTC) (Ссылка)
Что любопытно, процессы архаизации у нас зашли настолько далеко, что подобного рода жесты вроде "посадить за стол водителя" снова работают.
Другое дело, что и булки и бутылки хватать будут без счёта и перепродавать.
Все хипстерские манипулятивные методики типа "подвешенного кофе" или совместного участия в помощи нищим завязаны на те же самые механизмы.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 13, 2016 08:52 (UTC) (Ссылка)

В разные времена жесты имеют разные смыслы

На Кубе восстание подняли юноши с глубоким религиозным чувством и состраданием. Почти все они погибли. А те, кто уцелели и стали организаторами новых институтов,были счастливы, что люди радуются. В деревню, где мы рубили тростник, приехали два "функционера", лет 25. Разговорились, пошли по деревне (точнее, по хуторкам-хижинам), заходили в эти хижины, брали на руки младенцев, едва не плакали. И так же обитатели хижины. Но это было и у нас во время войны, я это пережил, и это было счастье, при всех бедствиях. А хипстеров тогда трудно было увидеть.
From: pahmutova Date: Декабрь, 13, 2016 09:10 (UTC) (Ссылка)

Re: В разные времена жесты имеют разные смыслы

У нас сейчас не той религии юноши, увы.
А теология освобождения до России не доехала, застряла где-то. Как открыто религиозный человек -- так почти с гарантией дрянь.
funny_elk From: funny_elk Date: Декабрь, 13, 2016 07:55 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич, напишите книгу о вашем кубинском опыте. Будет познавательно.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 13, 2016 08:28 (UTC) (Ссылка)

Я бы с удовольствием - воспоминания!

Я и так погрузился, не замечаю, что бросаю работу и гляжу в потолок. А новый год обещает быть бурным.
nepilsonis From: nepilsonis Date: Декабрь, 21, 2016 00:33 (UTC) (Ссылка)

Re: Я бы с удовольствием - воспоминания!

Поддерживаю просьбу об отдельной книге.
Сейчас на Кубе как раз всё снова меняется, а неофициозных, личных наблюдений за жизнью Кубы 60-70х в свободном доступе практически и нет.

Эдак ещё лет 10 — и все будут уверены, что на Кубе была такая же «Северная Корея» — в значении «бандиты всех умных и хороших поубивали, народ в страхе, голоде и лжи держали, и только Обама и смерть Фиделя их освободили».

Edited at 2016-12-21 00:34 (UTC)
poulsam From: poulsam Date: Январь, 5, 2017 19:29 (UTC) (Ссылка)
По цифрам репрессированных вы недалеко ткнули пальцем
verniy_leninetz From: verniy_leninetz Date: Декабрь, 13, 2016 08:41 (UTC) (Ссылка)
Если я правильно помню, эти все абзацы взяты из книги автора же "Советская цивилизация", из второго тома. Там довольно много мест посвящены опыту автора, пережитому в ходе командировок на Кубу.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 13, 2016 08:59 (UTC) (Ссылка)

Да, я пока выбираю кусочки,

чтобы упорядочить то, что в книге было за кулисами. А это и просили изложить. Это более серьезные темы. Думаю, обрамление из этих "бытовых" эпизодов поможет высказать сложные впечатления. Скоро начну, тот опыт сейчас для нас актуален.
proseka199 From: proseka199 Date: Декабрь, 13, 2016 09:35 (UTC) (Ссылка)
Я в свое время переводил фрагменты из воспоминаний о пребывании С. Г. на Кубе на английский язык :-))
andry sidorov From: andry sidorov Date: Декабрь, 14, 2016 05:44 (UTC) (Ссылка)

Спасибо за светлые строки. Не много такого слога и историй.
Жаль что теперь Куба далеко...

12 комментариев or Оставить комментарий