?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Воспоминания о Кубе-4 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Воспоминания о Кубе-4
После революции на Кубе создали институт местного самоуправления – Комитеты защиты революции (CDR). Я о них писал и выкладывал кое-что с испанских сайтов в 2012 г.: http://sg-karamurza.livejournal.com/122301.html.
Тогда я ими не интересовался, их повстанцы учредили сразу, войдя в Гавану – не имея ни органов власти, ни партии. Это странно: на митингах людям понятно и убедительно объяснили, и люди разных слоев быстро организовались. И в 1966 г. никто о них не говорил, как будто они всегда были. У нас были Советы и фабзавкомы, продукты общины, большие коллективы и на базе производства. А CDR – комитеты населения квартала. Они быстро взяли на себя много функций, как будто всегда были хозяевами. Публика очень гетерогенная, а договаривались. Я часто вечерами шел и видел их собрания – двери открывали для прохлады. Ни разу не слышал, чтоб орали, хотя упорно разбирали доводы.
У меня есть соображения, но очень рискованные. Недавний опыт антиколониальной войны с Испанией на подъеме национального Просвещения (литературы, науки и музыки), после чего вторжение США и всплеск национального чувства и патриотизма; расселение крестьян не по деревням, а по «ранчо» (хуторки, но близко); и опыт африканских рабов. Они, как и в США, создали свою сложную систему труда и быта. См. книгу в жанре клиоистории: Р. Фогель «Время на кресте», Нобелевская премия 1993 г.; настоятельно рекомендую всем ее читать, она многих отшатнет от нашей «либеральной реформы». Хоть в интернете можно почитать об этой книге.
На Кубе в конце ХIХ в. рабы массами убегали с плантаций и строили в лесах свои деревни (palenque), жили в состоянии самоорганизации и уходили в войска Антонио Масео. Когда я прибыл на Кубу, еще были живы такие беглые рабы-повстанцы (cimarron), и его рассказы снимали как фильм и вышла книга. Это мои гипотезы, а факт, что в афро-кубинских общностях высока культура рассуждений и компромиссов.
Еще удивительно, что сеть CDR не была связана жесткими партийными нормами, установки давал Кастро на митингах, а в каждом комитете было возможно творчество. Уже в 1966 г. CDR работали вместе с государством, и качество было хорошее. Наверное, постепенно новые институты брали на себя профессиональные функции, но в первую декаду после революции CDR, думаю, сделали великое дело. Уже то замечательно, что некоторые ветви революции после сдвига новой власти к союзу СССР пытались начать партизанскую войну, но никакой возможности создать вооруженное подполье CDR не дали.
А вот маленький эпизод.
В деревнях на востоке Кубы делают особый напиток типа кваса — пру. Размалывают какой-то корень, заквашивают дрожжами с сахаром, и готово. Вкус и аромат неповторимые. Когда мы работали на тростнике, пру давало нам простое и грубое наслаждение. Деревенский прусеро поставил свое коммерческое предприятие на перекрестке дорог, по которым мы расходились на поля в темноте, в 5 утра, трясясь от холода, и возвращались на обед в полдень, содрогаясь от солнца. Вот в этот момент все тянулись к навесу из пальмовых ветвей, отдавали монету и получали литровый стакан пру со льдом. Второй стакан — когда снова шли на поле в три часа дня.
Узнав, что я из СССР, прусеро не раз заводил со мной разговор — возможно ли такое, что у нас реки покрыты льдом? Подходи с ведром и наколи, сколько хочешь? Прямо так — ни платить, ни спрашивать не надо? Слушал он недоверчиво. Сам он по утрам ходил с тележкой к железной дороге, и там поезд на момент притормаживал, и из вагона-рефрижератора ему кидали блок льда в 50 кг. За что он ежемесячно вносил сумму, которую мог бы сэкономить, если бы их речка была, как и в СССР, покрыта льдом.
Но как-то в полдень, когда мы молча глотали холодный пру, подъехал верхом на худой кляче, подстелив под себя мешок, беззубый негр-старик. Он был из тех гаитянцев, которые контрабандой приплывали рубить тростник за бесценок, а после революции остались на Кубе. Говорил он на своем гаитянско-афрокубинском наречии, очень скупо и красноречиво. Хоть и не было у него ни одного зуба, речь его была понятна. Уборка тростника затягивается, рук не хватает, и местный комитет защиты революции велит прусеро на время свернуть свою торговлю и влиться в ряды мачетеро. Мужик он здоровый и умелый, рубить будет за троих.
Прусеро чуть не зарыдал — бросить торговлю на пике благоприятной конъюнктуры, при монопольном положении на рынке! «Я же выполняю социальную функцию!» — закричал он, вперемешку с мягкими кубинскими ругательствами, и протянул руки к толпе университетских преподавателей за поддержкой. Но поддержки не получил, все пили свой последний стакан молча. Старик дернул за веревки, служившие ему поводьями, разбудил свою заснувшую кобылу, и уехал.
Больше мне пру попить в жизни не довелось. Уже назавтра прусеро рубил тростник невдалеке от меня, действительно за троих. Видимо, это было ему не трудно, потому что у него оставалось время, чтобы постоянно рассказывать анекдоты, которым он сам радовался и смеялся больше всех.

* * *
В 1967 г. на Кубе создавалась единая партия — по типу КПСС. В нее влились бывшие члены просоветской марксистской партии, которая строго следовала теории и активного участия в вооруженной борьбе не принимала, члены других бывших подпольных революционных движений. Я с ними подружился, хотя ни советская, ни кубинская реальность в их теории не влезали, но я не спорил.
Но главное, в партию собирались уже новые люди, сложившиеся после революции. До появления партии связующей структурой политической системы на Кубе были органы прямой демократии — комитеты защиты революции (CDR). Полезно было бы их опыт изучить и понять. Что-то подобное и у нас появится, если нынешний хаос станет нестерпимым, а цельной обобщающей идеологии еще не созреет.
CDR были везде и объединяли самых разных людей, согласных лишь в одном — защитить страну, избежать гражданской войны и обеспечить действие простых принципов справедливости. Идеология размытая, но в таком положении достаточная. Правда, для существования такой системы нужна большая терпимость в людях и способность к рассуждениям и диалогу. Кубинцы — прирожденные ораторы и любят выслушать мнение другого, если он его хорошо излагает. Мы же слишком устремлены к истине и странные суждения слушать не хотим.
Но, конечно, для выработки и выполнения больших программ развития на Кубе нужна была партия, это все понимали. Мы в СССР стали охаивать и разрушать единую партию потому, что страх войны прошел, и развитие казалось обеспеченным (а точнее, многим оно стало казаться ненужным, поверили в какую-то волшебную палочку и скатерть-самобранку, которую мессия вроде Горбачева принесет). В общем, на Кубе стали проходить собрания, на которых обсуждались кандидатуры тех, кто подал заявления в партию. Поскольку партии не было, в партию принимали (точнее, наоборот — отправляли) на общих собраниях трудового коллектива.
Как-то я в университете пошел в мастерские, а там как раз такое собрание. Подал заявление молодой инженер Гонсалес, я его помнил по рубке тростника. Я сел послушать. Вел собрание какой-то хмурый «кадровый работник», видимо, из старых подпольщиков. Кандидат изложил свои установки, ему задали вопросы, что он делал «до падения тирана» и пр. Потом стали обсуждать. Встает старик, токарь. Я, говорит, отвергаю его кандидатуру, не место ему в партии. Потребовали от него доводов. Он говорит:
— Гонсалес — хороший работник и честный человек. Но в партию его брать нельзя, потому что он способен человека обидеть, а это для партии опасно.
— Как он вас обидел?
— Я деталь испортил, а он подходит и говорит: «Ты халтурщик, ты ценную деталь запорол».
— Так он прав был или нет? Вы испортили деталь?
— Я не отрицаю, как инженер он был прав, я по халатности работу запорол. Но ведь он меня обидел. Я же вдвое старше его, а он мне такое говорит. Он обязан был найти другой способ наказания, необидный.
Поднялся спор, и мне он показался интересным. Все соглашались с тем, что старик работал спустя рукава, и его следовало наказать. Вот, попробуй найти способ наказать, но так, чтобы не обидеть. Инженера этого в партию рекомендовали, хотя не без оговорок.
Вообще проблема «не обидеть» была на Кубе поставлена как большая национальная проблема, нам это было непривычно.
35 комментариев or Оставить комментарий
Comments
From: pahmutova Date: Декабрь, 14, 2016 06:16 (UTC) (Ссылка)
Это "не обидеть" -- не только кубинское. В Венесуэле и Колумбии то же самое. В Венесуэле из-за этого просто катастрофа: не допускается никакой прямой критики, никакого указания на недостатки. Из-за чего в той же ПДВСА толпы самодовольных кое-какеров, которые годами запарывают работу, зная, что их пальцем никто не тронет и по новым законам не уволит.
В Колумбии проще: вежливо и тихо уволили и амба. А так-то там даже грабители с онёрами: "Senora, las restricciones economicas que estoy sufriendo me imponen pedirle que me entregue Usted su cartera y botas".
Реально так знакомую грабили.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 14, 2016 06:56 (UTC) (Ссылка)

Я и говорю: культура рассуждений

Класс!
From: pahmutova Date: Декабрь, 14, 2016 07:02 (UTC) (Ссылка)
Ничего хорошего на самом деле. Открытый саботаж выходит. Вы бы видели, что творится там в ПДВСА.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 14, 2016 08:02 (UTC) (Ссылка)

Re: Я и говорю: культура рассуждений

конкретно, о рассуждениях грабителей. В Бразилии два раза меня пытались ограбить, просто двое лбов сзади захватывают руки, а третий шарит по карманам - никаких рассуждений. Тут только прыгать и брыкаться.
From: pahmutova Date: Декабрь, 14, 2016 08:40 (UTC) (Ссылка)

Re: Я и говорю: культура рассуждений

...и этого категорически нельзя делать, пристрелят.
Вам очень везло.
From: pahmutova Date: Декабрь, 14, 2016 08:42 (UTC) (Ссылка)

Re: Я и говорю: культура рассуждений

Посмотрите полнометражку Cartel de los sapos.
Там очень здорово показано, как это делается: сверхвежливый дискурс, цирлих-манирлмх -- а потом сразу стрельба.
real_ist From: real_ist Date: Декабрь, 14, 2016 06:56 (UTC) (Ссылка)
Вообще интересно, да. Ведь обсуждать такие тонкости надо уметь, а они это делают. У нас проблемы именно в этом, мы не умеем их обсуждать даже дома, между супругами, обижаемся, друг на друга, какими-то недомолвками, намёками друг другу посылаем знаки, не понимаем их, обижаемся дальше ещё сильней. А про такие беседы в обществе я вообще не говорю. Вон в интернете друг друга не поняли - сразу враги, война. А тут берут и на собрании разбирают открыто без обидняков. Мудро очень.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Декабрь, 26, 2016 14:08 (UTC) (Ссылка)
А еще у нас принято "читать в сердцах" оппонентов...и супругов, тем более.
agrish From: agrish Date: Декабрь, 14, 2016 08:38 (UTC) (Ссылка)
"Р. Фогель «Время на кресте», Нобелевская премия 1993 г.; настоятельно рекомендую всем ее читать"
В электронном каталоге РГБ я ее не нашел - ни в переводе, ни в оригинале.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 14, 2016 09:01 (UTC) (Ссылка)

Р. Фогель

есть статьи о книге (Латов), и можно найти в Google на иностр. языках.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 14, 2016 09:16 (UTC) (Ссылка)

Re: Р. Фогель

Ю.В. Латов. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДИССЕЯ «ОДЕССИТА» РОБЕРТА ФОГЕЛЯ (вместо предисловия)

Как Р. Фогель доказал экономическую эффективность реакционного рабства. Мы уже писали, что экономика американского рабства традиционно является одной из важнейших тем американской исторической науки8. Долгое время само собой разумеющимся среди историков-экономистов (как американских, так и советских) было мнение, что рабство американского Юга тормозило экономическое развитие Соединенных Штатов, являясь неэффективной экономической системой. Ричард Фогель полностью разрушил устоявшийся стереотип. Изданную в 1974 г. книгу Р. Фогеля и С. Энгермана «Время на кресте»9 называют наиболее спорной книгой, когда-либо написанной об американском рабстве. Одно из главных сделанных ими открытий – доказательство высокой сравнительной эффективности рабовладельческих хозяйств Юга, превосходящей эффективность свободных от рабского труда форм хозяйствования.

Фогель Р., Энгерман С. Хозяйственная эффективность рабства: сравнение Северного и Южного сельского хозяйства в США в 1860 г. // 5-й международный конгресс по экономической истории. Ленинград, 10-14 августа 1970. Резюме докладов. Вып. 77. Полный вариант этого текста был опубликован на английском: Fogel Robert W., Engerman Stanley L. The Relative Efficiency of Slavery: A Comparison of Northern and Southern Agriculture in 1860 // Explorations in Economic History. Spring 1971. Р.353-67.

(8) Латов Ю.В. Американское рабство как неотрадиционная экономическая система // Историко-экономические исследования. 2003. № 2-3. С. 89-117.
(9) Fogel R.W., Engerman S.L. Time on the Cross: The Economics of American Negro Slavery. New York: Little, Brown, 1974. Vol. 1-2.
(10) См., например: Болховитинов Н.Н. Клиометристы и рабство // Новая и новейшая история. 1976. № 3.
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: Декабрь, 14, 2016 10:30 (UTC) (Ссылка)
Спасибо! очень интересно!!!
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 14, 2016 10:49 (UTC) (Ссылка)
>Вообще проблема «не обидеть» была на Кубе поставлена как большая национальная проблема, нам это было непривычно.

Ордынское
- я начальник - ты дурак,ты начальник - я дурак
плохо гармонирует с правами человека,культурой и христианскими ценностями.
real_ist From: real_ist Date: Декабрь, 14, 2016 12:18 (UTC) (Ссылка)
я начальник - ты дурак, это как раз о тех, кто не понимает как разговаривать. Такие были не везде, но были. Не случайно поговорка появилась. Но это не говорит о системе в целом.
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 15, 2016 00:25 (UTC) (Ссылка)
А что говорит о системе в целом?
andrey_zorin From: andrey_zorin Date: Декабрь, 15, 2016 08:18 (UTC) (Ссылка)
Что всё меняется - сегодня тв начальник, а завтра - дурак и наоборот.
Поэтому к людям надо уважительно относиться - во избежание.
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 15, 2016 09:29 (UTC) (Ссылка)
Чтобы таких перемен не было давно придумали номенклатуру.Мало того,что самому ничего не грозит,(если ты правильно всё делаешь) но и дети твои,и внуки - все будут в шоколаде.
Это рабочая модель,а Ваша - нет.
andrey_zorin From: andrey_zorin Date: Декабрь, 15, 2016 09:38 (UTC) (Ссылка)
Моя нерабочая модель существует у нас сотни лет, а ваша - десятки, да и то, с перерывами на чистки и перестройки.
И поясните пожалуйста, чем ордынская номенклатура в этом плане отличается европейской аристократии?
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 15, 2016 10:13 (UTC) (Ссылка)
При общности конечной цели - удержания власти - у нас и у них разные способы и методы. У них через экономику,собственность на землю и деньги на войну,а у нас просто,без этого геморроя - бухнулся на пузо перед ханом,выпросил ярлык на княжение,поунижался немного,но зато потом имеешь право со своих 7 шкур спустить. Самодержавие,блин! В разные времена этот общий порядок вещей немного отличался,но народ у нас всегда рассматривался как бесконечный ресурс для войн. А у них если деньги есть,то воюют,а кончилось бабло - ломают голову где бы его надыбать.Вот и приходилось им экономикой заниматься.
andrey_zorin From: andrey_zorin Date: Декабрь, 15, 2016 12:03 (UTC) (Ссылка)
== бухнулся на пузо перед ханом,выпросил ярлык на княжение,поунижался немного,но зато потом имеешь право со своих 7 шкур спустить. Самодержавие,блин!

Самодержавие, это когда ярлык от хана? Мда...
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 15, 2016 13:22 (UTC) (Ссылка)
Хан это частный случай.
Самодержавие это власть от Бога не ограниченная ничем.Ещё со времен Цинь Шихуанди. Типа: Мы,я и ангел неба, повелеваем...
В отличии от европейского понятия о том,что источник власти народ.
andrey_zorin From: andrey_zorin Date: Декабрь, 15, 2016 15:10 (UTC) (Ссылка)
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 16, 2016 09:53 (UTC) (Ссылка)
Вы попутали абсолютизм с самодержавием.Сравните и почувствуйте разницу
"Государство это я!"
и
"«Божиею милостию, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая»[2]."
zampotehkenguru From: zampotehkenguru Date: Декабрь, 14, 2016 11:18 (UTC) (Ссылка)

Непонятно пишите вы за Кастро или против

> рук не хватает, и местный комитет защиты революции велит прусеро на время свернуть свою торговлю и влиться в ряды мачетеро. Мужик он здоровый и умелый, рубить будет за троих.

Непонятно пишите вы за Кастро или против. Это же сцена из "Собачьего сердца", когда Домком во главе с его председателем Швондером приходит к профессору и требует отдать комнаты. Кто ж захочет всем этим швондерам и революционным комитетам что-то отдавать или работать на них?

Раньше вы писали, что попали на Кубу потому, что за вас замолвили словечко. Ещё бы. Потому, что железный занавес, и все как крепостные крестьяне навечно заперты Хозяином внутри страны. Чтобы не разбежались. Но кто ж этого захочет?

А куда делся тот буржуй, в доме которого вы жили? От чего в России сбегали - мы прекрасно знаем, от грабежей, ГУЛАГов и расстрелов. От праведного христианского суда живущих по истине никто не сбегает. Сбегают от беспредела всяких антихристианских революционных комитетов. Потому, что этого тоже никто не хочет. Кроме захвативших власть и сидящих там до смерти.

В общем картина неприглядная.
alex_der_erste From: alex_der_erste Date: Декабрь, 14, 2016 11:52 (UTC) (Ссылка)

Re: Непонятно пишите вы за Кастро или против

==""Непонятно пишите вы ""==

ну да, тебе это непонятно, так и не утруждай себя, а то вдруг шаблоны порвутся у тебя, мысли собственные появятся, а твой хозяин будет этим недоволен, - разве ты этого хочешь?
поэтому не лезь куда тебя не просят, тебе это не надо
poulsam From: poulsam Date: Январь, 5, 2017 18:32 (UTC) (Ссылка)
За кастро конечно. И не помеха, что потом никто квас не пил, зато тростник вовремя убрали. Охренеть приоритеты
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 5, 2017 18:55 (UTC) (Ссылка)

Люди разные, слыхали?

А пропаганда здесь бесполезна.
poulsam From: poulsam Date: Январь, 5, 2017 19:01 (UTC) (Ссылка)

Re: Люди разные, слыхали?

Конечно разные. Реальность только одна. Кваса больше не было
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 5, 2017 19:13 (UTC) (Ссылка)

Re: Люди разные, слыхали?

Вы наполнены квасом?
poulsam From: poulsam Date: Январь, 5, 2017 20:27 (UTC) (Ссылка)

Re: Люди разные, слыхали?

я - нет. Как и тот перекресток.
Содержательная дискуссия
zampotehkenguru From: zampotehkenguru Date: Январь, 5, 2017 21:04 (UTC) (Ссылка)
> И не помеха, что потом никто квас не пил, зато тростник вовремя убрали

Чтобы был квас - нужно всего лишь оставить людей в покое. И они сами его сделают. Семья старообрядцев Лыковых которая сбежала в лес от коммунистических расстрелов и ГУЛАГов - хороший тому пример. Они там даже сами себе небольшой станок ткацкий сделали и одежду на нём ткали.

Странно, что коммунисты их ещё не посадили, когда нашли. Ведь это же средство производства в частных руках! Это ж преступление-то какое страшное, что кто-то работает сам на себя, а не рабом у них. Да и Кастро бы их быстро рубить тростник бы заставил.
poulsam From: poulsam Date: Январь, 6, 2017 04:24 (UTC) (Ссылка)
"Оставить людей в покое" - непонятное для души социалиста понятие
Сергей Иванов From: Сергей Иванов Date: Декабрь, 18, 2016 08:02 (UTC) (Ссылка)
Вот это не обидеть это оч важно. Оговорюсь в мирное время. Еслиб наша система думала как не обидеть, ни Ильиничны ни Сахарова бы не случилось. Они именно обиженные. Ну бегает странная девочка, в роговых очках хочет революцию делать в джунглях латинской Америки. Ну не посылай ты её прямым текстом. Отмазывайся обтекаемо, ссылайся на непреодолимые обстоятельства. ну не толкеничали в СССР. Некуда её деть. Ну ходит тут сумасшедший учёный который хочет континент опустить подводу. Ну найди способ отказать ему так чтоб он не убежал работать на врага. Что тяжело сказать товарищу что секретность не позволяет обсуждать его идею даже с ним самим, он должен запомнить он ничего не предлагал. Точка. И помигать ему в оба глаза. И тут же сказать что для его гениального ума есть следующая ещё более важная задача.

Вот я обращал внимание наши антисоветчики они все обиженные. Им всем чего то недодали, чего то недоплатили. Причём при ближайшем рассмотрении оказывается что в принципе жаловаться было на что. И я думаю корень обиды был каждый раз не в том что чего не хватило, а в том что чемто обидели.

Кстати я наблюдал как и в одной новой коммунистической организации обижают людей. Глупо обижают. Двигали человека на должность, ну а человек возьми и ляпни что считает глупостью то чем будет заниматься на этой должности. Ну скажи ты человеку "прости, не знали что ты так считаешь, слушай а зачем тебе тогда этими глупостями заниматься? А что ты считаешь серьёзным делом? Подумай над этим, мы найдем тебе применение. Мы тебя ценим и уважаем" Вот скажи так, даже если списал в личном деле человека со счетов. Вместо этого человека "секут" перед строем. Когда я служил у нас в батальоне так секли только за рецидивную пьянку. Это единственная провинность за которую выводили солдата из строя и перед строем рассказывали бранили нехорошими словами.

И вот это у нас есть, нажать побольнее, обидеть. Когда по дурости как с кубинцем. Это надо было догадаться куски хлеба считать, попрекать этими кусками и ставить под сомнение совесть человека. А когда и сознательно. И в последнее время появилась мода сознательно обижать человека ,ужалить посильнее и после делать вид что это он сам виноват, это он сам дурачок обиделся. хахахаха это оказывается очень-очень смешно. А самое мерзкое когда молодые лбы спорят с девчонками о ерунде и выкладывают на обсуждения скрины какие девушки глупые.Причём смотришь на этих клоунов и понимаешь почему девки плачут что мужиков нету.

Короче надо как то это стремление обижать слабых ставить на место.

И надо учесть что самыми обиженными у нас как всегда окажутся Райкины, Макаревичи и прочие Надеждины. Им как всегда недодадут колбасы, больше всего. Режим угнетёт их права и свободы сильнее всего. А те кого реально обижают будут молчать.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Декабрь, 26, 2016 14:19 (UTC) (Ссылка)

Не забывайте про главного

"обиженного" и бунтаря...

Это Его природа и так называемый "самоцен".

"Изгони из сердца самоцен высокий" (с).

poulsam From: poulsam Date: Январь, 5, 2017 18:35 (UTC) (Ссылка)
Каким образом это делать в системе, где партлидер - царь и бог?
35 комментариев or Оставить комментарий