?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Воспоминания о Кубе-6 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Воспоминания о Кубе-6
60-е годы: как на нас стало наступать невежество. Так назвал этот эпизод, как-то меня пронял.

Когда я работал на Кубе (1966-68), довелось мне побывать на кухне отеля «Гавана Либре» (бывший «Хилтон»). Надо было продержать какой-то реактив в холодильнике, точно не помню. На кухне все из нержавеющей стали и латуни, вечером все обдают из шлангов перегретым паром – чистота, некуда таракану спрятаться! Я вернулся в Сантьяго и говорю нашему преподавателю-металлисту: молодцы американцы, вот и нам бы так. Он удивился: «Ты что, спятил? У нас такая нержавеющая сталь идет только на самую ответственную технику, кто же отпустит ее тебе для кухонь! Мы и так специальную сталь прикупаем за золото. А еще химик!». Стыдно мне стало, полез я в справочники. Смотрю: один американец потребляет в восемь раз больше меди, чем житель СССР. В восемь раз! Вот откуда и латунь, и медные ручки на дверях. Медь и олово из Чили и Боливии. А мы медь ковыряем в вечной мерзлоте Норильска, дверные ручки из нее делать – значит жить не по средствам. Такая мелочь, а глаза мне прочистила.

***

На Кубе в те годы сошлись в одних коллективах советские люди трех разных поколений. Как в пробирке — чистый эксперимент, не то что в полноценной общественной каше дома. Были люди, прошедшие войну в сознательном возрасте, уже работавшие или воевавшие; были такие, как я — помнившие войну простым детским умом и желудком; были и студенты, совсем молодые, знавшие о войне теоретически, абстрактно или романтически. В чем-то я бывал заодно со «стариками», в чем-то — с молодежью. Иногда различия вспыхивали ярко.
В 1967 г. университет решил в качестве подарка к юбилею Октябрьской революции устроить нам роскошную поездку по острову. Было время каникул, можно было отлучиться. Дали автобус, тронулась в путь вся наша колония, с семьями, весело. Ехали по глубинке – разнообразие ландшафтов, городков и людей. Замечательные вещи мы посмотрели — и техникумы, устроенные в живописных местах, по 20 тысяч студентов, и место высадки группы Кастро со шхуны «Гранма», и рыболовецкие кооперативы, и залив, где кишели акулы (на берегу мясокомбинат). Ночевали мы в старых гостиницах, еще колониальных времен, угощали нас вещами, которые в больших городах и делать разучились.
Где-то на южном берегу дали нам ужин – ресторан устроен со вкусом, на какой-то очень старой барже, стоит на якоре в море. Сначала принесли столько всяких креветок и пр., что главное блюдо уже энтузиазма не вызывало. А оно тоже было классное (вообще, искусство поваров на Кубе было тогда выше, чем, например, в Испании и Мексике, не говоря уж о США). Хотя голод уже пропал, но раз этот великолепный кусок мяса принесли, то «старики» его съели, и тут я был вместе с ними. Смотрим — наши «молодые» (это были ребята-переводчики из языковых вузов) к угощению даже не притронулись. Сыты!
«Старики» сначала с удивлением, а потом и со скрытой угрозой стали спрашивать: «Вы чего это не едите?» Ребята равнодушно отвечают, что не хочется, закусками наелись. И вообще, в чем, мол, дело? Тут на них зашипели: «Как в чем дело? Как в чем дело? Что значит наелись?» Кончилось тем, что мы, «старики», взяли у своих молодых соседей нетронутые тарелки и съели по второму куску мяса. Потом, когда шли обратно, слышался возмущенный шепот: «Видал? Они наелись! И из-за этого пропадать пище? Вот что значит человек войны не видел, ты ему уже в голову простых вещей не вобьешь».
Я понимаю, что молодому человеку все это покажется странным. Но тем, кто прожил войну хотя бы, как я, ребенком, диким и абсурдным казалось именно поведение тех молодых переводчиков.
Тогда, в конце 60-х, советские люди стали обустраиваться, покупать квартиры, мебель. У многих прежняя вынужденная непритязательность жизни вызвала болезненный приступ скупости, желание накопить, а потом и купить. Я, выросший уже после войны, в себе и в моих сверстниках, не говоря уже о более молодых, такого не замечал. Во всяком случае, это было реже, чем в старших.
И были малозаметные сдвиги. Конечно, и нервы были натянуты, многие заграницу тяжело переносили. Сломает что-нибудь ребенок или утопит в волнах маску — крик поднимается, искать заставляют. Скажешь: «Ну что ты, Алексей, из-за маски убиваешься! Смотри, парень уже ревет. Все равно ведь не найти». Одумается, расстроится, сам удивляется, что на него нашло, объясняет: «Ты пойми, по халатности вещь угробил. Если так пойдет...». А просто у него в уме калькулятор щелкнул: маска — десять песо, мог бы их обменять на пять сертификатов, это в Челябинске 25 руб. Почти четверть моей зарплаты м.н.с.! Ищи маску, мерзавец!
Дома-то, в Союзе, это накопительство широко и не могло проявиться, на зарплату не разгуляешься. А тут нам половину зарплаты обменивали на особую псевдовалюту («сертификаты») — а половину тратить на Кубе. Но, с помощью разных ухищрений можно было и больше обменять, ужаться в расходах. И некоторые в самоограничении доходили до крайности.
Когда я приехал в Гавану в 1970 г., с годовалой дочкой, пришлось долго жить в гостинице. В ресторане мы платили треть цены, остальное оплачивал научный центр. Но все равно для нас было дорого. А в кафе только два блюда — жареная рыба или почки в вине. Вкусно, но за три месяца с ума сойдешь, а годовалый ребенок и за неделю.
Я неделю ждать не стал, из консервной банки сделал печурку, в колбочку приладил фитиль, налил спирта, и можно было варить дочке еду не хуже, чем на газу. На работе мне знакомые давали кусочек мяса, чуток овощей — ребенку хватало. Недалеко от нас, на том же этаже, жила другая советская семья, у них был мальчик лет пяти. Худенький, бегал в длинных черных трусах босиком по холлу самой роскошной гостиницы «Ривьера» — ее только-только перед революцией отстроили себе гангстеры США, чтобы проводить там свои конгрессы и в карты играть. Прекрасное творение зодчества, скульптуры и изощренного вкуса.
Там останавливались всякие мировые лауреаты, диссиденты всех мастей и шпионы. Чьи они были, неизвестно, но у них прямо на лбу было написано, и все друг друга знали. Кстати, одна такая шпионка из США, специалист по партизанскому движению в арабских странах, была очень милая девушка, прямо «гений чистой красоты». И среди этой публики бегали по роскошным коврам моя дочка и этот белобрысый мальчик.
Как-то вечером они набегались и поднялись поиграть еще в нашей комнате. А я как раз сварил кусочек мяса, провернул его на мясорубке, поставил на стол и пошел в ванную, где на мраморном столике у меня была кухня. Возвращаюсь в комнату и вижу, что этот мальчик лихорадочно хватает руками с блюдца вареное мясо, запихивает в рот и, давясь, не жуя, глотает. Стосковался по пище и не утерпел. Большой уже, и стыдно ему. Увидел меня несчастными испуганными глазами и побежал из комнаты. Доэкономились родители.
Легко было бы обвинить их в скопидомстве, а не получается. Почти все эти советские специалисты выросли в семьях, которые много поколений тяжело работали и скудно потребляли. И вот выдалась им возможность накопить денег и потом купить что-то, ранее недоступное. И стал бес их толкать под руку — одних сильнее, других меньше.
А тех, кого этот бес толкнуть не мог, обязаны этим, скорее всего, не своему благородству, а тому, что несколько поколений их предков жили сытой жизнью. И даже если сами они лично в детстве недоедали, воспитание их поддерживало.
А вообще советских специалистов любили и уважали — и за честную работу, и за нормальное отношение к людям. Что ни говори, а этим наши сильно выделялись, даже среди «народных демократов». Жаль, что в массе своей наши неважно языком владели — для работы достаточно, а о тонких материях поговорить уже трудно. Примером своим изъяснялись. Это, конечно, главное, но кубинцам хотелось поговорить и что-то узнать, в том числе тонких материй. Да и наши сами без языка не могли многого увидеть и понять. В этом смысле у меня было преимущество, и я им пользовался. Ездил, куда хотел, с самыми разными людьми разговаривал, по радио выступал (в Сантьяго, «Radio Rebelde», которое в Сьерра-Маэстра вещал на Латинскую Америку). Мне техник за это записал огромную бобину ленты латиноамериканской музыки. Я бобину для этого и привез, но в Москве так и не было времени слушать, друзья разрезали на кучу кассет.
24 комментария or Оставить комментарий
Comments
From: pahmutova Date: Декабрь, 15, 2016 18:00 (UTC) (Ссылка)
Нет, это не сытостью определяется, совершенно нет.
Какой-то другой критерий, уровень культуры, что ли.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 15, 2016 18:11 (UTC) (Ссылка)

Много в человеке странного, если покопаться

Думаю, многие странности невозможно объяснить, и мы подтягиваем разумные причины.
From: pahmutova Date: Декабрь, 15, 2016 19:57 (UTC) (Ссылка)

Re: Много в человеке странного, если покопаться

А еду всегда можно взять с собой.
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 17, 2016 04:11 (UTC) (Ссылка)

Re: Много в человеке странного, если покопаться

Ещё и ложечки можно прихватить.)))
Не?
From: pahmutova Date: Декабрь, 17, 2016 09:48 (UTC) (Ссылка)

Re: Много в человеке странного, если покопаться

Хамоватым дуракам можно и ложечки.
Любопытно, что вот тут хороший маркер: крестьянин заберёт еду от голода (или постарается съесть), аристократ по воспитанию -- от сознательности (отсюда спцифическая подвинутость многих королевских особ на sustainable culture, принц Чарльз, например, этим балуется).
А буржуа может, скажем, выкинуть или на пол бросить собакам демонстративно или ещё в тарелку плюнуть.
Очень показательный критерий.

Edited at 2016-12-17 09:49 (UTC)
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 17, 2016 10:06 (UTC) (Ссылка)

Re: Много в человеке странного, если покопаться

Какие-то странные у Вас маркеры.Ну,впрочем каждому своё.
Однако делать с едой Вы вправе всё что заблагорассудится если за неё заплатили.Но если кто-нить по неосторожности решил Вас угостить за свой счет и еда-то фактически не Ваша,то всё равно можно смело брать всё что в живот не влезло?
Или как?
cts3402 From: cts3402 Date: Декабрь, 15, 2016 20:39 (UTC) (Ссылка)

Re: Много в человеке странного, если покопаться

Наверное, всё-таки война сильно повлияла: очень высокая доля психотипов ЭСИ (этико-сенсорный интроверт) "хранитель" у российских женщин старше 40 лет выявлена http://cts3402.livejournal.com/39033.html . Выше среднего в 4 раза.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 15, 2016 21:10 (UTC) (Ссылка)
Ну опять психология. Жрать пока не треснешь - это крестьянское. В деревне это нормально. Много работают на свежем воздухе - много едят. В городе первое-второе поколение из-за этого разносило так, что в дверь не пролазили. Особенно баб. "Все американочки тонкие как воблочки все американочки легкие как облачки". А сейчас и русские в норму вернулись. Засилия толстух 70-х 80-х уже нет. А в Америке жиреют южные штаты и латиносы, кто недавно из деревни. Дело не в психологии, бытии или детских травмах, а в крестьянской традиции много жрать.

Жадность не от психологии или лишений, а чтобы прогрессивным стандартам соответствовать, когда работа чувства собственного достоинства не дает. Чтобы не терять человеческий облик из-за ширпотреба, поколения вкусно кушавших не нужны. Мой отец рос сиротой. В детстве в войну впроголодь. Никогда больше 50 кг не весил. Дед был сержантом, погиб в 1943. До того все крестьяне. Но отец никогда не экономил и не комплексовал. Просто ему не нужна была машина и дача, чтобы чувствовать себя человеком. Дачу дешевле снять и такси вызвать когда нужно. Для того, чтобы чувствовать себя человеком отцу достаточно было того, что он знал и умел. Он в 9 лет плавил себе диод из свинца и серы для детекторного приемника, радиоэлектронику изучал не для зарплаты, карьеры или чтобы от армии откосить, как москвичи делают, а потому что интересно. Сам изучал, для себя, а потом и на работе оказалось полезно. И в институт пошел только за бумажкой, потому что при Хруще без бумажки карьеру запретили.

Московское быдло не только само не учится, но даже не способно оценить знания и умения, вложенные в него в институте. Повторяет какие-то телодвижения, как дрессированная обезьяна, не вдаваясь в смысл. Не интересовало их влияние этилена на поспевание фруктов в трюме. Не варили они в детстве ни дифенилмочевину, ни бета-нафтилуксусную кислоту. Это все для них что-то, зачем-то нужное начальству. Не предприниматели они и не творцы, а винтики, приспособленцы и карьеристы. Профессию выбирают ради престижа, а потом выясняется что престижность своей профессии надо подтверждать ширпотребом. При чем ширпотребом, которого мало - то, что есть у всех не может быть престижно. Это развлечение оказывается весьма дорогим удовольствием.

Ну или по-другому, москвич физик не интересуется химией, а москвич химик физикой, оба не интересуются биологией и все втроем с биологом не интересуются электроникой. Общаться (ну то есть членами меряться) они могут только на языке ширпотреба - машину, дачу, дубленку, кассетник понимают все. А у их жен да тещ и вовсе меряться кроме ширпотреба нечем. Вот и пилят жены мужей, а тещи дочек подговаривают мужей пилить, требуя "необходимое". А в противном случае развод, алименты и детей не увидит.

Но когда ломается импортный девайс, престижное быдло звонит инженеру, у которого нет машины, дачи, дубленки и кассетника и слезно просит починить. И не хватает духа исключить "недостойного" инженера из тусовки "уважаемых людей". А инженер может кучу денег на престижном барахле сэкономить. Его и так министры да артисты привечают. Он книги читает, мастерит всякое, детьми занимается. Если конечно баба не развела и детей не стырила, чтобы алименты тянуть себе на машины, дачи дубленки.

Нам, умным, следует понимать антропологические проблемы и социальные затруднения быдла, а не списывать их на психологию, условия, детские травмы и отсутствие родословной.

Edited at 2016-12-15 22:23 (UTC)
archibaldfigly From: archibaldfigly Date: Декабрь, 16, 2016 08:28 (UTC) (Ссылка)
"Московское быдло не только само не учится ..." и далее по тексту: у вас низкое самомнение! Все - быдло, один вы принц в белом)))

И прежде чем писать о москвичах, сообразили бы, что 95% в Москве живущих ваши же соседи в Москву переехавшие.

Не стоит собственные проблемы так публично обнажать!
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 16, 2016 17:44 (UTC) (Ссылка)
Так ведь не для быдла написано. Что вы так вскинулись? СГ заинтересовался. Я ему предоставил полезные соображения. Если человек не потерял чувства собственного достоинства - он на детях не экономит. Моему отцу было плевать на модные цацы, но фрукты и мясо должны были быть на столе каждый день.

Почему СГ мясо за молодыми подъедал? Да потому что мать из деревни, приучила. И тот дед, у которого в войну в эвакуации жил. Дело не в том, что голодный, а в том, что в деревне. Приучили. И меня приучили, хотя жрал всю жизнь в три горла. И за границей то же самое. У меня знакомая работу в Штатах искала. Пригласила ее на интервью одна профессорша из Южной Кореи. Повела со всей лабой в кабак. Так эта профессорша за всей лабой в кабаке объедки подъела. Пухлая как воздушный шар. Деревенское воспитание.

И кто бы спорил, что среди московского быдла 90% "понаехавших"? В 1920 г. населения был 1 млн. Сейчас 12. Дело же не в географии, а в конформизме. Москва располагает. В других городах процент понаехавших не меньше, но люди человеческий облик не теряют. Остаются людьми. В политкорректных карьеристов "Миш" не превращаются. Везде люди учатся для себя, а потом навыки и на работе пригождаются. В Москве учатся чтобы продать свои навыки работодателю, даже не особо вникая чему это их научили. "Инженеру-электронщику" из москвичей в голову не придет собственный телевизор починить. Не его работа. Не человек он, а безвольный, безинициативный инструмент хозяина.

Это и по собравшейся вокруг СГ интернет тусовке заметно. Толковых москвичей что-то не попадалось. Одно из двух: либо толковый, либо москвич. Москвичи только на посиделках болтать горазды, да водку жрать. А как до дела - их нет.
archibaldfigly From: archibaldfigly Date: Декабрь, 16, 2016 21:06 (UTC) (Ссылка)
Пишущий "Московское быдло не только само не учится..." может быть интересен? Серьезно?
СГ заинтересовался? Хорошая характеристика СГ!
rabykol From: rabykol Date: Декабрь, 16, 2016 20:49 (UTC) (Ссылка)
"Москва и москвичи" злокачественное образование на теле государства. Это надо признать, как бы не обидно это звучит
archibaldfigly From: archibaldfigly Date: Декабрь, 16, 2016 21:02 (UTC) (Ссылка)
Утверждаться за чужой счет - признак пустышки и неудачника!
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 17, 2016 03:20 (UTC) (Ссылка)
Во-первых, как ни удивительно это для вас прозвучит, но перед нормальным человеком проблема "утвердиться" просто не стоит. Реально. Мне интересна биология и я занимаюсь биологией. И я не пойду в брокеры или банкиры просто потому что это престижнее и там проще "утвердиться". И если я увлекаюсь программированием, датасайнсом, антропологией, компьютерной лингвистикой или нейронными сетями, то не для того, чтобы "утвердиться", а потому что лично мне это интересно.

Во-вторых, сам феномен москвича, как раз, в том и сосоит, что человек может ни чем не интересоваться и все свои силы направить на то, чтобы "утверждаться". Нам, нормальным, трудно это понять. Для нас это ошеломляющее открытие. Как можно профессию на всю жизнь выбирать, чтобы "утвердиться"? Жениться чтобы утвердиться? Лебезить перед начальством, чтобы утвердиться? Нести ахинею на собраниях, чтобы утвердиться? Тиранить подчиненных и даже собсвенных детей, чтобы утвердиться? Как можно жрать водку, вместо того чтобы книжки читать по специальности и вокруг? Нонсенс! Но в Москве именно так.

Ну и в третьих, как можно "утвердиться" за счет каких-нибудь "Миш"? Мы, нормальные, как тот Педро, плевать на них хотели. Они оставляют брезгливое ощущение, как будто случайно вляпался. Объясняешь такому что-то интересное, и вдруг видишь что он смотрит стеклянными глазами - пофиг ему, разговор вышел за пределы светской болтовни и объект отключился. Замять и сбежать. И больше никогда вразговорах с ним не вдаваться: рыбалка, бабы, кассетник - все. Они представляют интерес только как природное явление. Мы угощаем симпатичных баб ликером, а ярящихся по этому поводу "Миш" посылаем в гей клуб. Может их там тоже угостят и они наконец почувствуют себя оцененными по достоинству.
rabykol From: rabykol Date: Декабрь, 17, 2016 09:49 (UTC) (Ссылка)
Москва была и осталась привилегированное государство в государстве. Раньше это выглядело некрасиво, в какой-то степени унизительно.
archibaldfigly From: archibaldfigly Date: Декабрь, 17, 2016 10:31 (UTC) (Ссылка)
Вообщем согласен. В России как минимум в каждой области должен быть город с качеством жизни как в Москве или в Питере. Чтоб не было смысла рваться в Москву и раздувать ее до крайности.

Однако, должны быть гарантии сохранения государства, которые ослабляются и риск раздербанивания России на десяток удельных слабых княжеств сильно возрастает. Русский вопрос будет решен на несколько столетий вперед. Надеюсь, понятно, все последствия такового.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Декабрь, 18, 2016 03:15 (UTC) (Ссылка)
[утомленно] Раздербанивание России - дело рук Москвы. Когда за сохранение СССР проголосовали 3/4 населения, против проголосовали только Москва и Ленинград. Они хотели "избавиться от азиатчиы", ну от "чурок" то есть, включая Урал, Липецк и вобще все что за МКАДом. Россию уничтожал подлец марксня, вообразивший себя "всемирно-историческим", а советский социализм "идеализмом", "политаризмом", "феодальной деспотией" и прочими марксистскими жупелами. Подлец марксня, угнездившийся в Москве, вдалбливал в головы студентов, особенно московских, что наиболее прогрессивен строй, обеспечивающий более высокую производительность труда. На западе производительность выше, значит... Подлец марксня вдалбливал что людей ничто не связывает кроме рынка. Подлец марксня вещал про "отмирание семьи и государства". Подлец марксня вещал что переживать из-за уничтожения национальной промышленности может только реакционер, а "прогрессивный" "всемирно-исторический индивид" должен радоваться и мечтать о продуктах разнообразнейших климатов.

Не пользовался москвич возможностями. Политехнический музей - пустой, ВДНХ - пустая, музей Вооруженных сил - пустой. В аэроклубе из 20 человек в группе 2 парня. Только на выставки какой-нибудь западной кампании очередь ломится - за пестрыми полиэтиленовыми сумками. Таким образом ударенные пыльным мешком марксни приобщались к "человеческому разуму".

Edited at 2016-12-18 03:17 (UTC)
archibaldfigly From: archibaldfigly Date: Декабрь, 18, 2016 07:31 (UTC) (Ссылка)
Извините, вы скучны! Обличайте москвичей без меня.
mbskvort From: mbskvort Date: Декабрь, 17, 2016 05:25 (UTC) (Ссылка)
Ну почему же злокачественное? Это не рак,а что-то вроде родинки или бородавки и страна с этим может прекрасно жить и развиваться. Не слишком красиво,но представление о красоте у разных народов разное.Соответственно и представление как правильно,а как неправильно жить тоже разное.Ну на фига русскому лужайка перед домом (говорят такой газон надо выращивать 300 лет) если на этом месте можно выращивать полезные овощи?!
После войны стали заселять русскими Кенигсбергскую область.В брошенных поместьях наши переселенцы обнаружили ванны и приспособили их для квашения капусты. В полях при глубокой вспашке вылезали из земли какие-то керамические трубы которые только мешали пахать.О дренажной системе которую создавали для немцев голландцы триста лет никто ничего не знал и через короткое время поля заболотились.
Москва в этом отношении ничуть не отличается от остальной страны.
Когда женился,то некоторое время пришлось жить с женой у её родителей.Ванна там была заставлена какими-то банками с солениями,ведрами и прочим житейским хламом.
На вопрос
-а как же вы моетесь?
мне сказали,что всё это можно разобрать и помыться.Но вообще-то они ходят мыться к другой дочери которая живет недалеко в отдельной квартире.Очевидно,на моем лице легко читалось некоторое смятение от такой перспективы и однажды,чтобы доставить удовольствие зятю, ванну освободили и сказали
-мойся!
После чего я попросил впредь больше такой фигней не заниматься. Мне легче было в баню съездить или к своим на другой конец Москвы.Привыкли люди так жить и не хотелось им доставлять дополнительных неудобств.
При этом вполне душевные и отзывчивые люди,но вот считали что в ванне надо хранить всякую фигню.
Мы все разные и обижаться на это нелепо.
rabykol From: rabykol Date: Декабрь, 15, 2016 21:28 (UTC) (Ссылка)

просто так, на всякий случай

У нас, в обкомовском доме, вплоть до дем.переворота в каждой квартире на батарее в кухне у всех висело по два мешочка - для хлебных недоедков и для картофельных очисток, которые чья-то соседская бабушка собирала и относила на колхозный рынок.
sammaxmud From: sammaxmud Date: Декабрь, 17, 2016 07:08 (UTC) (Ссылка)
Спасибо.Интересно и познавательно.
proseka199 From: proseka199 Date: Декабрь, 17, 2016 09:50 (UTC) (Ссылка)

Меня всегда занимала одна вещь.

У бабушки моей, которая меня и воспитывала, никогда не было "культа еды", доедания последних крошек и проч.
А она была 1926 г. рождения. И родилась в Донбассе.
Как раз на ее детство приходился и "голодомор", как известно.
Потом война, Сталинград...

Но из ее поведения можно сделать однозначный вывод - ОНА В ДЕТСТВЕ НЕ ГОЛОДАЛА. (По крайней мере так, чтобы это отразилось на поведении.)

Так что если голодомор и был, то... не везде...
sagami_hm From: sagami_hm Date: Декабрь, 26, 2016 16:14 (UTC) (Ссылка)

Re: Меня всегда занимала одна вещь.

Моя деревенская бабушка (Псковщина)была худенькая,ела всегда мало, а чаще наблюдала за сидящими за столом, да подносила им новое блюдо. И старший её сын (шестеро его братьев в войну погибли), которого я наблюдал, много никогда не ел,а и выглядел, как Аполлон. И не пил практически совсем. Работал физически сам, как и все, и одновременно - бригадиром. Любопытно, что рассказывал о "коммуне" - там было хорошо. Ведь мы о коммунах вообще ничего не знаем.

Слова традиционалиста о том, что "деревня жрет" или доедает по привычке объедки за кем-то - от невежества. Объедки в деревне всегда есть кому отдать - курам или скотине.

Это то же самое, что его байка про кореянку-профессоршу. Он не понимает, что в США оказываются не вполне типичные традиционные люди, а нередко и просто неадекватные ненавистники своей родины. Мне таких эмигрантов приходилось встречать, феномен интересный.

И в Корее, и в Японии есть и те, что "жрут" беспрестанно (меньшинство) и те, что едят очень сдержанно. Вот, например, борцы сумо - жрут по системе, чтобы вес набирать. ВЫходят на заслуденный отдых и обычно худеют, правда не "до конца".

На "приеме" же, который описывет СГ могли быть и другие мотивы: не только выбрасывать пищу грешно, но и обижать хозяев - плохо, не обращать внимание на подарок или внимание - не хорошо. Обычные, вроде, вещи...

У АН Энгельгарта ведь очень хорошо описано питание граборов: они ели пустую картошку, когда работа была не напряженная, легкая. И объяснение было простое: для работы не надо, значит и съедать лишнее ни к чему, а то на баловство потянет - это делу может ущерб нанести. Так что вполне себе рациональное поведение и осмысление в деревне было всегда.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Декабрь, 26, 2016 16:56 (UTC) (Ссылка)

Re: Меня всегда занимала одна вещь.

Нем могу удержаться. Сказать о подобных признаков и у наших людей. Выложу краткий пост.
24 комментария or Оставить комментарий