?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Как я строил дом. 7 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Как я строил дом. 7
Стал я копать колодец — не нанимать же людей по таким диким ценам. Вроде бы никаких секретов технология не содержит. Пригласил друга и своего аспиранта помочь — куда им деваться? Тем более он испанец, приехал изучать Россию, вот пусть и изучает. Наладили ворот, я копаю, они поднимают. Народ подходит глазеть, нет большего удовольствия, чем поглазеть на чужую работу, особенно тяжелую. Дать совет, указать на ошибки.
Углубился я уже далеко вниз, вода под ногами, грязь. Сапоги у меня кирзовые, им уже было тридцать лет, швы разошлись. Заливает холодная вода. Кричу снизу соседу Сереге, он от моего колодца почти не отходил:
— Сергей, у тебя есть резиновые сапоги?
— Есть, тридцать девятый размер.
Надо же, думаю. Нога как у женщины, а еще футболист.
— Не годится, мне сорок четвертый!
Копаю дальше, настроение неважное. Подходит какой-то старик из деревни, мне неизвестный. Шел мимо, видит — народ глазеет. Присоединился, свесился вниз, переговаривается с Серегой. Конечно, считает, что копаю я неправильно. Слышу, Серега вдруг спрашивает старика:
— Погоди-ка, Алексеич! Ты в резиновых сапогах. Какой у тебя размер?
— Сорок четвертый.
— Как раз! Снимай сапоги, кинь ему вниз. Видишь, он в кирзовых, а там уже вода сочится.
Старик засопел, потом с преувеличенным сожалением говорит:
— Не подойдут ему мои сапоги. Тут на левом, видишь ли, дырка. Ее под грязью не видно, но дырка есть. Все равно будет заливать.
Серега хмыкнул, но отковыривать грязь не стал. Старик исчез. Когда я после работы вылез, мой испанец все еще не мог прийти в себя от изумления:
— Зачем этот старик сказал, что есть дыра в сапоге? Разве он обязан дать вам сапоги?
Я бы и не придал этому случаю значения, а тут задумался. Ведь правда, чего бы старику врать и стыдиться. Взял бы да сказал прямо: «С какой стати я буду снимать сапоги и отдавать их этому типу, которого я знать не знаю?» Но такое ему и в голову не пришло, а если бы он так сказал, то всех бы удивил. И так он ушел со слегка подмоченной репутацией.
Когда я потом читал в Испании лекции о русской культуре и излагал представление о собственности, я рассказал об этом старике и его сапогах. По лицам я понял, что мне не поверили, и больше использовать этот пример не стал.

* * *
В деревне коров нет, поехал я за молоком на шоссе, в село. Выставляют там перед домом на табуретке трехлитровую банку с листком бумаги — значит, есть молоко. Около ближайшей банки, уже с молоком, сидит парень. Я подошел.
— Почем молоко?
— Двадцать рублей.
Я полез за деньгами. Он вдруг говорит:
— Возьмите за восемнадцать.
Я сунул деньги обратно в карман и спрашиваю:
— Что, старое? Кипятить нельзя?
— Нет, только что подоили.
— Так почему же сбавляешь?
— Мать сказала, если брать не будут, проси восемнадцать. Что-то сегодня плохо берут.
— Так ведь я же и за двадцать брал.
— Ну, как хотите. Я и за восемнадцать отдам.
А еще говорят, что наш народ не созрел для рыночных реформ.

* * *
У меня работали два человека с Волги, приводили в порядок верх дома — делали карнизы, зашивали их досками. Поставили леса и бегали по ним, как по дорожке. Все делали с такой скоростью, что я с ужасом понял, что работой их на две недели никак не обеспечу. А они собрались у меня жить две недели. Если у них была задержка из-за нехватки материала, меня охватывало чувство вины. По мне, жить с лентяями как-то легче, хоть и скуднее. Не совсем с лентяями, а так, в меру.
Это я к тому, что, как оказалось, у меня не хватает листа железа, чтобы покрыть карниз. Бросился я на рынки и базы — нет железа. Дефицит. Наверное, Эстония все закупила. Что делать? Я к соседям — нет ни у кого. Потом Серега, видно, сжалился и кричит:
— Есть один лист! Случайно на чердаке нашел! — И выносит мне лист железа.
Через пару недель подходит и говорит:
— Ты насчет железа не узнавал? Это ведь не мое железо, а Петра. Он у меня хранить оставлял, а теперь просит вернуть. Водостоки, что ли, хочет делать.
— Сергей, завтра специально проеду по магазинам, пока не встречал.
Проехал — нет железа. Ну, думаю, появится. Водостоки подождут. Проходит еще неделя, снова машет мне Сергей. Я остановил машину.
— Не нашел? Петр такой жлоб оказался, пристал со своим железом — подай ему его лист немедленно. Ты же знаешь Петра.
— Нет, Петра я не знаю, даже не знаю, кто такой. Но железа нет нигде. Слушай, может, он деньгами возьмет? Или я ему лист алюминия куплю, он дороже.
— Да пошел он знаешь куда! Забудь об этом.
Но я не забыл и через неделю вдруг в Москве случайно наткнулся на железо, купил лист. Приезжаю уже в сумерки на участок, кричу Сергея. Он уже увидел у меня на багажнике железо, идет довольный, зятя с собой ведет.
— Вот хорошо, сразу Петру отнесу, пусть подавится... — Сняли лист и скрылись с ним за кустами в темноте.
Назавтра вышел я рано на двор, смотрю: Серега у себя за домом тихонько режет железо. Видно, что-то срочное надо было сделать. И хоть приплел он какого-то Петра, видно, мучила его совесть. Это надо же — вынудил человека долг отдать!

1995
5 комментариев or Оставить комментарий
Comments
argumentx From: argumentx Date: Январь, 3, 2017 18:02 (UTC) (Ссылка)
Помню эти истории из Вашей книги, но с удовольствием перечитал, спасибо)
natoha From: natoha Date: Январь, 3, 2017 22:58 (UTC) (Ссылка)
@Пригласил друга и своего аспиранта помочь — куда им деваться? Тем более он испанец, приехал изучать Россию, вот пусть и изучает. @
испанец познал русскую землю :)
rabykol From: rabykol Date: Январь, 3, 2017 23:51 (UTC) (Ссылка)
Прекрасно! Тонко!)))
Особенность национальной культуры)
sagami_hm From: sagami_hm Date: Январь, 4, 2017 10:38 (UTC) (Ссылка)
Про сапоги и старика - это наш фундаментальный момент, а в нем и точка бифуркации: направо пойдешь, индивидов найдешь, но совесть, возможно, потеряешь, налево пойдешь, сапоги потеряешь, но смысл жизни, возможно, найдешь.
(Про молоко и молодого продавца - тоже чистая правда. И на рынке такое сейчас можно встретить: "но я дешевле вам отдам".)

Мне кажется, что именно подобные наши "бифуркации", не проговоренные, не объясненные, не разобраные, не осознанные, не ставшие правилами и нормами писанными или неписанными, очень часто действуют из-за этого разрушительно, шизофренируя взаимоотношения людей.

Один делает по-совести, другой делает "по уму", гребут в разные стороны и друг на друга обижаются, не понимая, в чем же дело, "за что" (?!). 0

РЕзультат проложительного действия по одному правилу не получается ценить аналогично по другому правилу - конфликт и раздор.

Впрочем, это, наверное, естественное следствие общественного разлада: рынок, проникший в общество ломает человеческие отношения, а границу так никто и не пропишет, не объяснит.

А надо бы.
valery_5 From: valery_5 Date: Январь, 6, 2017 16:15 (UTC) (Ссылка)

19 век

Классика жанра, Сергей Георгиевич!
5 комментариев or Оставить комментарий