?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Как я строил дом. 9 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Как я строил дом. 9
В своем деле Саша был настоящим мастером и от всей души старался научить других всему, что знал сам. Успехами своих рабочих гордился больше, чем своей ловкостью предпринимателя. Он признавал, что они уже могли работать сами, но им противно было вести дела с клиентами и считать деньги. Тут нужна была иная хватка.
Стали они делать дом красивой и сложной архитектуры новому застройщику — снабженцу того завода, что содержал футбольную команду. Прибыли дорогие материалы, начали дело споро. Вдруг — остановка. Оказался клиент на мели, поставки прекратились. Саша помрачнел — борщ ребята едят как обычно, зарплата им тоже идет независимо от работы. Ребята, наоборот, повеселели. Утром на речку, потом растянутся у меня на солнечном месте. Смех, философские беседы, Коля-художник даже просил меня купить ему в Москве краски, хотел писать пейзаж. Тут уж антагонизм интересов труда и капитала выявился наглядно.
Две недели прошло, Саша мне говорит:
— Все, Григорьич. Иду объявлять, что включаю счетчик.
Смысл этого выражения я понимал туманно, но выразил сомнение:
— Разве уже пора?
— Да, две недели. Больше не могу, я уже почти разорился.
Помылся, приоделся и пошел. Я думал, ерунда какая-то, обычный скандал. Но нет, видно, клиент нарушил какие-то незыблемые законы. На переговоры собрались все уважаемые люди нашей деревни — упрашивать Сашу «выключить счетчик». Само собой, наш банкир Петр — рассудительный арбитр. Поговаривали, что собирался приехать сам Иоффе, директор завода, хозяин дома, в который ни разу не наведался. Но, возможно, тщеславный Саша насчет Иоффе преувеличил. В общем, счетчик выключили на неделю.
Отсрочка неожиданным образом ударила по мне, хотя я и не жалею. Саша уговорил меня сделать террасу. Я бы и не стал, собирался сам соорудить крыльцо из остатков материала, но он соблазнил, замыслил красивую, необычную конструкцию, да и просил дешево. Понимал, что нельзя людям бездельничать. Работали весело. Я не верил, что получится, что улягутся в одну плоскость такие сложные стропила — ведь все проектировал Саша на палочках. Вышло прекрасно, у всех поднялось настроение.
Только под конец, когда они крыли крышу, вышла у них стычка с Алексеичем, стариком-жестянщиком. Шел он мимо и, слышу, начал ругаться, все больше распаляясь. Саша молчал, потом стал огрызаться. Я выхожу, он уже весь красный, как рак. Оказывается, неправильно кроют. Успокоить Алексеича было невозможно. Вот уже третий год, а он, проходя мимо, каждый раз начинает ругаться и жаловаться.
— Я говорю таджику: «Ты неправильно режешь». Он промолчал, думаю, понял. Я и пошел дальше. А он коварно разрезал все железо.
— Да что уж теперь. Дело сделано.
— Нет, не сделано. Я жду, когда сгниет твоя крыша — все равно меня позовешь перекрывать.
— Доживем ли мы с вами?
— Доживем, доживем. Она быстро сгниет.
На ту неделю, что строили террасу, я превратился в клиента, и мой статус резко изменился. Я упал куда-то вбок. Еще вчера эти люди были на моем участке гости, а меня звали уважительно «дядя Сережа» (Коля-таджик даже почтительно называл меня просто «дядя»). Теперь обращение было полупрезрительным — «Григорьич», на «ты». Когда кончилась их работа, вернуться к «дяде Сереже» было как-то уже неловко, и я вдруг стал «Сергей Георгиевич». Значит, прекрасно знали они мое отчество.
Иногда по вечерам они пели песни — русские и украинские. Коля-таджик не улавливал ни слов, ни мелодии, но его так переполняли чувства, что он начинал не то что подпевать, а подвывать, все более и более страстно. Странное это создавало ощущение. У меня в это время гостил знакомый философ из Германии. Он мечтал познакомиться с Россией, учил русский язык — я и привез его в деревню. Он подружился с этой бригадой, надел телогрейку, сидел с ними у костра, выслушивал их откровения, наблюдал за их отношениями и уехал, полностью перестав что-либо понимать. Он только твердил под конец:
— Это — свободные люди. У вас выросли свободные люди.
Я с ним был согласен, хотя и не уверен, что понимал его. Он был философ-экзистенциалист, разве разберешь, что они понимают под свободой.
Когда немец уезжал, Саша решил устроить ему прощальный ужин на речке. Видимо, и ребятам требовалась разрядка. Всего накупил для шашлыка по-таджикски, водки — обильно и не самой дешевой. Пришли земляки из Мордовии, еще одна бригада, с хорошим гитаристом. Коля-таджик танцевал. Красивая река, осенний лес, красивые люди, резкие силуэты на фоне темнеющего неба. Немца все это потрясло. Он все время пытался мне объяснить:
— Ты посмотри, как они стоят, какие позы.
Мы и вправду этого не замечаем, разве мы думаем об осанке. А ведь на Западе так люди не стоят, там другая красота. Там осанка выражает предупредительность — и отгороженность, независимость. А уж если человек встал в гордую позу, то в ней вызов, а то и скрытая агрессия. А тогда я взглянул на наших мужиков глазами немца и сам удивился: стоят гордо и в то же время не вызывающе, открыто, доверчиво.
Зажигая костер для шашлыка, Саша мимоходом бросил:
— Да будет огонь, как сказал Прометей.
Немец опять дернул меня за рукав:
— Поверь, Сергей, в Германии не найдется ни одного рабочего-строителя, который вдруг сказал бы такую фразу.
При этом он явно не имел в виду турок, говорил о немцах.

* * *

Сложнее всего было утрясти понятие свободы, наблюдая за Колей-таджиком.
Приехал он откуда-то из-под Курган-Тюбе, из самого пекла, с выбитым глазом и поврежденным лицом. Трясся от холода, и я дал ему шинель и мою старую телогрейку. После него она навсегда пропахла запахом горя и бедности. А ведь он в своем городке принадлежал к элите, был фельдшером скорой помощи. Теперь он превратился в какое-то двойное существо. Однажды он собрался в город — кажется, звонить домой. Надел костюм, в котором приехал, галстук. Вышел из вагончика другой человек, его было не узнать — интеллигентный, элегантный, уверенный в себе.
В Коле жила глубокая, животная тоска по советскому строю. Я встре¬чал ее и в других таджиках из «горячих» мест. Стоило ему выпить, он встревал в любой разговор и без всякой с ним связи сообщал:
— А у нас старики говорят, что через семь лет Советский Союз восстановится.
О проблеме свободы в связи с Колей я вспомнил потому, что в нем явно созрело неосознанное желание стать рабом. В простом, буквальном смысле слова — притом, что духовно он был человеком именно свободным и даже несгибаемым. Мы по инерции еще этого не понимаем, верим в исторический прогресс, хотя рабство в конце ХХ века становится общемировой реальностью. У нас наготове отговорка — то Бразилия, Филиппины, а мы же просвещенная страна, поголовно с высшим образованием. На деле-то оказывается, что никаких препятствий к тому, чтобы принять рабство, ни высшее образование, ни просвещение не создают. Но о философии грядущего рабства надо говорить отдельно. Я скажу конкретно о Коле-таджике.
Его сознание сузилось на одной мысли — прокормить пятерых детей, которых он оставил дома. На «скорой помощи» он получал зарплату 16 нынешних рублей — на пять буханок хлеба в месяц. Вот и пришлось ему найти шурина и попроситься к нему в бригаду. Но это было не фундаментальное решение вопроса. Видно было, что инстинктивно он готов к тому, чтобы продать себя именно в рабство. Если бы нашелся человек, который сказал ему: «Будешь моей собственностью, а я обязуюсь кормить тебя и твою семью», — он бы, думаю, согласился. Да, пожалуй, и русских таких уже немало. К радости нашей демократической интеллигенции. Она велела нам выдавливать раба по капле — а вливала лоханками.
Делать Коля ничего не умел, да и был очень щуплым. Никто в бригаде его не попрекал, кроме Саши (платил-то он). Но дело было не в попреках или прочих мелочах, это была проблема бытия. В Коле проснулась роль раба — он страстно желал услужить всем. Услужить бескорыстно, бесплатно, исходя из сути своего положения, а не по принципу «ты мне — я тебе». Это далеко выходило за рамки и благодарности, и дружеского расположения.
Такое поведение для нас вещь необычная и, я бы сказал, труднопереносимая. Идешь, тащишь на плече лестницу. Тут же откуда-то вылетает Коля, кланяется и начинает у тебя эту лестницу с плеча срывать — он отнесет. Распиливаешь на станке доску — подбегает с умоляющим глазом, позвольте помочь. Сразу доску перекосит, пилу заклинит, ремень у станка рвется. Сядешь наточить ножовку — он тут как тут. Прощай, ножовка, ее будет трудно исправить. Отказать ему было нельзя, видно было, что в нем что-то происходит, он не в себе.
Когда стало подмораживать, Коля совсем загрустил. С чем он уедет домой? Как-то разрешил вечером Саша выпить, завели в вагончике песни, а Коля пришел ко мне.
— Как жить, дядя? — Слезы ручьем из пустой глазницы.
— О чем же вы думали, когда русских гнали и советскую власть свергали?
— Да разве это мы? Это же все из Москвы шло.
— Теперь терпеть надо, быстро не выправить. Видите — собака воет, а терпит.
Это брошенная кем-то собака, чуя холода, пыталась с воем пролезть через щель ко мне на террасу. Надеялась, что если окажется за дверью террасы, то и в дом рано или поздно я ее пущу.
— То собака. А мы все-таки люди, а не собаки.
— А это, Коля, еще не факт.
Сорвались у меня с языка эти злые слова. Но ведь мы сами уничтожили благополучие и справедливость нашей жизни. Конечно, жалко наших людей, по мере сил надо поделиться телогрейкой и капустой. Но обманывать не хочется, даже совсем уж невинную собаку. От всей души желаю, однако, чтобы отлились слезы из выбитого глаза этого таджика тем, кто обманывал его и ему подобных.
Но я отклонился. Вопрос-то о рабстве и свободе. В одной пьесе про Эзопа финал — это гимн свободе. Обвиненный в краже Эзоп, накануне получивший вольную, может спасти свою жизнь, объявив себя рабом. Но он не желает. Он кричит: «Где тут ваша пропасть для свободных людей!» Посмотрев на Колю, я подумал, что Эзоп так расшумелся потому, что в нем еще бушевала душа раба. И эта гражданская свобода была для него высшей ценностью.
Коля-таджик всю жизнь прожил свободным человеком — это в нем и увидел мой немец, привыкший к гражданскому обществу Запада, к свободе Эзопа. И как свободный в душе человек, Коля ощущает на себе груз ответственности, какой не имеет раб. Он отвечает и за детей, которых родил, не ведая о грядущей демократии. Отвечает за своих стариков, за свой поселок, за Советский Союз, который должен возродиться через семь лет. И чтобы поддержать всю эту жизнь, он готов пойти в рабство. Рабство — терпимое неудобство, небольшое по сравнению с его ответственностью. Это — попытка именно свободного человека, доведенного до крайности и не видящего выхода. Наверное, плохая попытка, но нам, не прошедшим через Курган-Тюбе, еще трудно о ней судить. Мы еще плачем обоими глазами.
15 комментариев or Оставить комментарий
Comments
ushastyi From: ushastyi Date: Январь, 5, 2017 09:10 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за эти эссе-воспоминания.
sg_tihonov From: sg_tihonov Date: Январь, 5, 2017 09:59 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич, так как там с крышей террасы, живет? :)
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 5, 2017 10:27 (UTC) (Ссылка)

Живет, под моим хозяйским глазом

Я всегда верил, что сложные системы адаптируются. Жестянщик был очень добрый, все его любили, но его мироощущение сузилось на жести.
real_ist From: real_ist Date: Январь, 5, 2017 11:12 (UTC) (Ссылка)
Я столкнулся с этим именно в это же время. Попытаюсь описать (трудно у меня это получается).

Как-то я зашёл по работе в столярный цех своего приятеля. Цех этот был частным. Работало там рабочими человек 15 примерно. раньше все они работали на мебельной фабрике. А я тоже имел отношения с мебельной фабрикой, поэтому всех рабочих знал очень хорошо. Общались мы между собой по приятельски. Не было у нас разделения на классы. Вообще в советское время "класс" рабочих был даже выше класса управленцев и интеллигенции. Рабочие разговаривали с начальством на равных. Разница была в том, что просто каждый выполнял свою функцию и эти функции не переходили на уровень классовых конфликтов. И я к этому привык. Особенно в малых городах, где все всех знают, да ещё и с детского сада.

Ну вот, зашёл я к цех, в комнату мастера, а там сидит мужик (он меня старше может лет на 10-15) как раз который видимо только что уволился с мебельной фабрики и был принят сюда мастером. Я ему - Привет, как ты тут оказался? А он мне ответил какой-то поговоркой: " а что нам батракам, лишь бы кормили да работать заставляли".

Такое заявление меня вышибло из колеи. Я не мог себе представить, что за какое-то мгновение произойдут такие изменения в сознании. У меня то они не произошли и у многих кого я знаю тоже. А тут оказывается процесс, что называется, пошёл.

Дальше я чаще стал сталкиваться с таким, но не у нас. Приходилось ездить иногда в Татарстан. Вот там всё было по другому. Такое чувство было, что все только и ждали момента, когда обратно смогут разделиться на баев и холопов. Рабочие чётко исполняли роли холопов, а руководство вели себя как баи. При том один и тот же человек, например мастер цеха, с рабочими вёл себя как бай, а с начальство как холоп. И это всеми воспринималось так само собой разумеющееся.

Позднее, года через два я сам занялся производством. На бывшей мебельной фабрике запустил производство дверей. Рабочих набрать было не проблема, все они были бывшие работники этой фабрики. Проблема была в том, что у всех рабочих среднего возраста было как-будто повреждено сознание. По всей видимости это была та самая травма, о которой Вы всё время пишите. Им было не интересно ничего. Ходили они на работу только потому, что нужно было кормить семью. Но цели заработка как таковой не было. Мне было очень тяжело их раскачать. Отношение к работе было каким-то аморфным. Гораздо легче было с молодыми и пожилыми. У пожилых остался такой заряд, которому большинство молодёжи могли бы позавидовать. Но у них уже не было столько сил. У молодёжи не было опыта, но её легко было зажечь. А вот со средним возрастом не получалось ничего практически. Потом я с этим смирился и как-то приспособился. Но при всей их аморфности я там не сталкивался ни с тем подходом, который мне выдал мастер с которого я начал описание, ни такого, который я наблюдал в Татарстане. В рабство никто не сдавался. Но и от советского рабочего оставалось всё меньше и меньше. Правда, как мне кажется, это началось ещё до перестройки.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 5, 2017 11:52 (UTC) (Ссылка)

Говорю как Реалисту

Та часть еще ходячих, которые не могут перековаться на холопов, но вынуждены быть рабами (или ворами), должны напрячь свои мозги и связать их в сеть коллективного интеллекта, чтобы выработать набор альтернатив стратегии и тактики этой реликтовой общности. Она в среднесрочной перспективе будет очень нужна.
Ни от властей и спонсоров она помощи не получит. Надо не распылять свое время и силы на сиюминутную суету, а думать и обсуждать о том, куда копать на волю. Есть пример - христиане в Риме. Они не участвовали в шоу, готовили харизматическую инновацию.
hippy_end From: hippy_end Date: Январь, 5, 2017 12:20 (UTC) (Ссылка)

Re: Говорю как Реалисту

Утаскиваю к себе уже второй пост об этих строителях, все-таки сейчас ежедневно приходит порядка полутора-двух тысяч читателей, так что несколько сотен человек, надеюсь, прочтут )

Спасибо, что ведете публичный журнал )))
alex_mukhanov From: alex_mukhanov Date: Январь, 5, 2017 13:40 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич, а ведь Вы писатель. "Запах горя от телогрейки" нигде не подсмотришь и не спишешь.
Пожалуйста, оставьте Вы эту химию с обществоведением, там Вы сказали столько, что ещё лет 30 будут осмыслять, и - пишите.
umcho From: umcho Date: Январь, 5, 2017 16:58 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за этот пост!
Скажите, пожалуйста: то, что мы (жители бывшего ссср) ощущаем уже 25 лет последствия формального Развала и, скорее всего, эти последствия будут дольше хронологии существования самого ссср, не вызывает ли у Вас вопрос типа: "а какую такую бомбу совершенно античеловеческую заложили при его строительстве и пора ли признать провал проекта? Где-то есть колоссальное противоречие биологии в устройстве ссср?
alex_mukhanov From: alex_mukhanov Date: Январь, 5, 2017 20:52 (UTC) (Ссылка)
колоссальный провал в биологии действительно существует.
Когда Ваши родители занимались созданием Вас, то несмотря на все прекрасные для родителей сопутствующие обстоятельства, они так и не смогли добиться совершенства, и проект под названием Вы рано или поздно умрёт.

Следует ли из этого, что все подобные проекты не стоило и начинать?
From: stajer49 Date: Январь, 5, 2017 21:00 (UTC) (Ссылка)

Где-то есть колоссальное противоречие биологии

Прошу прощения, что вмешиваюсь, но может быть Вас заинтересует такой вариант ответа на поставленный Вами вопрос. Предлагаю некоторые цитаты (слегка разбавленные мною).
«Развитие катастрофических событий возможно лишь при согласованном поведении различных частей системы, т.е. при наличии у нее целостных свойств. Под целостным поведением надо понимать способность системы долго "помнить" свое прошлое, а ее частей – "чувствовать" друг друга на большом расстоянии
Если незначительным изменением параметров целостность удается разрушить, это означает, что она есть результат не самоорганизации, а организации, т.е. не проявление сложности системы, а следствие искусных манипуляций с ней.
В конце 1980-х годов П. Баком, Ч. Тангом и К. Вайзенфельдом было введено представление о самоорганизованной критичности. Выяснилось, что критическое состояние может не только создаваться искусственно, но и возникать самопроизвольно в результате действия механизма, который, как и следует ожидать при изучении сложности, оказался прост и универсален.
В результате самоорганизации в критическое состояние система приобретает свойства, которых не было у ее элементов, демонстрируя сложное целостное поведение.
Следствием степенных распределений, описывающих систему, естественно, является ее склонность к катастрофам. Можно предложить модель общественной системы, удовлетворяющим этим свойствам. Отклик такой модели на элементарное воздействие не имеет собственного характерного размера, и поэтому в ней возможны гигантские события без отчетливых причин, которые можно интерпретировать как кризисы или революции и контрреволюции.
Анализ многочисленных самоорганизованно критических моделей показывает, что все они построены по одной и той же схеме,(осыпание кучи песка, вызванное одной песчинкой) основанной на динамическом равновесии двух противонаправленных процессов. Первый – это некий естественный путь развития элементов системы (увеличение локального наклона кучи песка), в то время как второй направлен на отбраковку – с возвращением к началу пути – тех из них, кто продвинулся по нему слишком далеко (осыпание неустойчивых ячеек). Существенно, что отбраковка излишне успешных элементов способствует развитию их соседей благодаря наличию взаимодействия между элементами (передача песчинок). Чтобы это взаимодействие могло охватить всю систему, скорость отбраковки должна быть много больше скорости развития (разделение временных масштабов релаксации и возмущения). Тогда равновесие процессов развития и отбраковки достигается в критической точке, где события едва происходят и система приобретает целостные свойства. Именно исключительная простота механизмов, лежащих в основе целостности, делает окружающий мир таким, каким он есть – полным сложных систем. Одной из наиболее интригующих областей, где теория самоорганизованной критичности позволила добиться прорыва в понимании, является биологическая эволюция».
Подробнее см. «Теория самоорганизованной критичности – наука о сложности» А.В. Подлазов


Edited at 2017-01-05 21:06 (UTC)
rabykol From: rabykol Date: Январь, 6, 2017 02:53 (UTC) (Ссылка)
Вы так говорите, что можно подумать будто СССР сам по себе, естественным образом колапснулся.
From: stajer49 Date: Январь, 6, 2017 19:19 (UTC) (Ссылка)

будто СССР сам по себе, естественным образом колапснул

Не "естественным", а закономерным!
Согласно законам нелинейной динамики.
100100nisevo From: 100100nisevo Date: Январь, 5, 2017 20:44 (UTC) (Ссылка)
Случай из жизни.Я присутствовал не на месте,но близко.
Таджикистан,только война кончилась.Голод,с продуктами плохо.
Город Кафирнигон,ныне Вахдат.
Комендантский час,по ночам только патрули,да и те сидят на постах,т.к. боятся вовчиков (вахаббитов).
Хлебозавод,который снабжал хлебом весь город.На воротах охрана.Мимо ворот пробегает человек(время - полночь),охрана стреляет и ранит его,в ногу. Тот упал,кричит.Выясняют,что это сосед,живет рядом с заводом,учитель,уважаемый человек.Шел домой из гостей,был у дочки с зятем,на этой же улице.Начкар говорит:"Дайте ему ДВА МЕШКА ХЛЕБА. Мол,наша вина,не узнали"
Учитель,услышав это,кричит:"В другую ногу стреляйте,ещё два мешка хлеба дайте"
Когда мне это рассказывали,никто не смеялся.


Edited at 2017-01-05 20:46 (UTC)
sagami_hm From: sagami_hm Date: Январь, 5, 2017 21:16 (UTC) (Ссылка)
Конфуций придавал чрезвычайное значение ритуалу, как культуре внешних проявлений, культуре общения людей тесно связанной с моралью, историей, вообще бытием.

В восточных азиатских обществах конфуцианство и именно ритуальные формы общения играют колоссальную стабилизирующую роль даже в отсутствии строгих религиозных правил (Китай,Япония).

По-моему, у нас не хватает именно "ритуала" в этом понимании - отсутсвует общепринятая культура общения, то есть фиксированные, хорошо отрефлексированные формы. Ведь именно правила поведения помогают людям приходить к согласию в трудные моменты, когда эмоции заставляют их идти по нарастающей конфликтности. Даже у животных, особенно, конечно, высших, это очень наглядно.

Мы же склонны совершенно неоправданно и неразумно перемещать проблемы общения сразу же в сферу душевного и рассуждать о свободе и несвободе человека, о рабстве и прометействе.

Нам очень трудно отделить одно от другого, а надо бы. ПОтому что именно ритуал, формы общения у нас не зафиксированы. И одно может практически полностью подавлять другое, эмоции и стихия души могут замещать формы, создавая шизофренические проявления и конфликты.

По правилам или по совести, это не дилемма. ДОлдно быть место и тому, и другому, мера должна быть. У нас ее нет.

В СССР мы были как бы сдвинуты к жизни "по совести", но не для всех это было нормой, а "ритутуал" общения был уродлив, не отстоялся со времен "казарменного коммунизма". С крушением страны жизнь по совести стала затруднительной, а беспочвенный ритуал повис в воздухе.

Ведь аномия, это жизнь без ритуала.
valery_5 From: valery_5 Date: Январь, 7, 2017 20:44 (UTC) (Ссылка)

Свобода и необходимость

— Это — свободные люди. У вас выросли свободные люди.
Тут фрицу можно верить. А совместить это с нашей необходимостью ему трудновато.
15 комментариев or Оставить комментарий