?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Как я строил дом. 9 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Как я строил дом. 9
15 комментариев or Оставить комментарий
Comments
sagami_hm From: sagami_hm Date: Январь, 5, 2017 21:16 (UTC) (Ссылка)
Конфуций придавал чрезвычайное значение ритуалу, как культуре внешних проявлений, культуре общения людей тесно связанной с моралью, историей, вообще бытием.

В восточных азиатских обществах конфуцианство и именно ритуальные формы общения играют колоссальную стабилизирующую роль даже в отсутствии строгих религиозных правил (Китай,Япония).

По-моему, у нас не хватает именно "ритуала" в этом понимании - отсутсвует общепринятая культура общения, то есть фиксированные, хорошо отрефлексированные формы. Ведь именно правила поведения помогают людям приходить к согласию в трудные моменты, когда эмоции заставляют их идти по нарастающей конфликтности. Даже у животных, особенно, конечно, высших, это очень наглядно.

Мы же склонны совершенно неоправданно и неразумно перемещать проблемы общения сразу же в сферу душевного и рассуждать о свободе и несвободе человека, о рабстве и прометействе.

Нам очень трудно отделить одно от другого, а надо бы. ПОтому что именно ритуал, формы общения у нас не зафиксированы. И одно может практически полностью подавлять другое, эмоции и стихия души могут замещать формы, создавая шизофренические проявления и конфликты.

По правилам или по совести, это не дилемма. ДОлдно быть место и тому, и другому, мера должна быть. У нас ее нет.

В СССР мы были как бы сдвинуты к жизни "по совести", но не для всех это было нормой, а "ритутуал" общения был уродлив, не отстоялся со времен "казарменного коммунизма". С крушением страны жизнь по совести стала затруднительной, а беспочвенный ритуал повис в воздухе.

Ведь аномия, это жизнь без ритуала.
15 комментариев or Оставить комментарий