?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Архаизация. Выборка из запаса без комментариев - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Архаизация. Выборка из запаса без комментариев
Н. Шабуров, Директор Центра изучения религий РГГУ, пишет:

«Цифры посещения рождественской службы стабильно низки: примерно 2% населения. Людям не нужны традиционные церковные службы, все хотят чуда. Значительная часть ищет в религии какую-то магию, что-то, что может исцелить и помочь конкретно. Мне эти процессы не до конца понятны, потому что очень сложно рационально анализировать иррациональное. Но такая архаизация видна сейчас во всем: в общественной морали, в политике, в идеологии. Одна из причин — нестабильная ситуация в обществе».
http://www.snob.ru/selected/entry/70319
==
На базе опроса студентов факультетов журналистики был создан этот тест
http://bg.ru/tests/6/.
Всего был опрошен 151 студент журфака МГУ, 84 студента Высшей школы экономики и 35 студентов МГИМО примерно в равном количестве со всех курсов. Варианты ответов студентам не предлагались. Кандидаты выбирались случайным образом. На все вопросы не смог ответить ни один студент, 15 человек не смогли ответить вообще ни на один вопрос.

На вопрос <Сколько планет в Солнечной системе?> только 12% студентов журфака МГУ смогли назвать верное количество и перечислить планеты в правильном порядке, в ВШЭ таких было вдвое меньше. Среди ответов журфака МГУ число планет колебалось от 4 до 20, в ВШЭ - от 7 до 25. Самые популярные ответы - 7, 9, 11-12.

Какая революция была раньше - Октябрьская или Февральская? 46% студентов-журналистов МГУ и ВШЭ не смогли ответить, какая революция была раньше - Октябрьская или Февральская. Чаще всего студенты предполагали, что Февральская революция - это события 1905-1907 годов, а в 1917 году революции с таким названием не было вообще.

Уверенно сказать, куда впадает Волга, смогли менее 60% студентов-журналистов. Студенты перебрали варианты от Азовского и Черного до Северного и Балтийского морей, в ВШЭ предположили, что Волга впадает в Байкал, Оку, Тихий океан, а МГУ - в Москву-реку, Енисей, Обь. Некоторые студенты решили, что <Волга не впадает никуда>.

Около половины студентов-журналистов обоих вузов не смогли вспомнить год, в
котором Москва впервые упоминается в летописях, несмотря на то, что этот год принято считать годом основания Москвы. Варианты ВШЭ колебались в промежутке между <200 какой-то> и <1600 какой-то>. Журфак МГУ был конкретнее в датах, ответы приходились на промежуток 283-1487 годы.

Около 60% студентов журфака МГУ и почти половина журналистов из Вышки и МГИМО не смогли вспомнить, какая настоящая фамилия Сталина, называя варианты вроде Гагашвили, Джудашвили, Журашвили, Беришвили, <Что-то-там-швили>, <какая-то грузинская, армянская фамилия>, а также Кикабидзе, Чехардзан, Цехардзан, Ульянов и даже Бронштейн.

Студентов мы просили вспомнить, кому из русских писателей присуждалась Нобелевская премия и сколько их было. Менее 5% журналистов в МГУ и ВШЭ
смогли перечислить имена всех лауреатов и назвать их число. В МГИМО почти
каждый второй справился с вопросом. Каждый четвертый студент журфака МГУ
<присудил премию> Владимиру Набокову. В лауреаты студенты записали Пушкина, Достоевского, Толстого, Блока, Горького, Платонова, Быкова и Булгакова.

Только один из пяти студентов-журналистов ответил правильно на вопрос, кто написал сказку <Щелкунчик>. Чаще всего сказку приписывали Перро, Андерсену, братьям Гримм и Чайковскому. Помимо этого студенты называли фамилии Экзюпери, Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Гафта и даже Гайдара (<тот же, кто написал <Тимура и его команду>).

Имя генсекретаря НАТО практически никому не оказалось известным: в МГУ из
151 человека его знали только 4, в МГИМО его назвали 2 из 35 студентов, а в ВШЭ - никто из 84. Зато Пан Ги Мун как глава ООН оказался знаком 60% респондентов в МГИМО, 30% - в МГУ и 18% - в ВШЭ, где один студент сказал, что Пан Ги Мун возглавляет обе организации.

Существует легенда, что Альфред Нобель, изобретший такие взрывчатые вещества, как баллистит, кордит, гремучий студень и динамит, после ошибочной публикации некролога (Альфреда Нобеля перепутали с его братом), в котором его назвали <торговцем взрывчатой смертью>, решил запомниться потомкам чем-нибудь более приятным. У него это получилось: только один из пяти студентов-журналистов в МГУ и ВШЭ вспомнил, что Нобель изобрел динамит. Чаще всего в ВШЭ называли слово <премия>, хотя вопрос звучал так: <Что изобрел Альфред Нобель?> На журфаке МГУ самым популярным ответом был <нефть>. Самые нелепые ответы, которые давали студенты, - <нефть>, <эбонитовую палочку>, <электричество> и <водородную бомбу>.

На вопрос, кто был мэром Москвы до Юрия Лужкова, около 94% студентов журфака ВШЭ и МГУ не смогли правильно ответить. В МГИМО - один человек из 35 опрошенных. Самые частые отговорки были такие: <я не из Москвы>, <я живу
здесь недавно>, <я еще не родился (ась)>. Студенты ВШЭ предположили, что это был Черномырдин, Быков, Яковлев и Березовский. В МГУ - Собянин, Брежнев, Чубайс, Киселев, Зюбов (по всей видимости, это искаженная фамилия Зюганова).
Также были варианты: <до Лужкова был Лужков> и <мэра не было, потому что
была царская Россия>.

Следующий вопрос - <Какое событие стало одним из поводом для начала второй
чеченской войны?>. Как известно, вторая чеченская война официально была
<контртеррористической операцией> и началась после вторжения боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан, а также после взрыва жилых домов. Студентов мы просили назвать хотя бы одно событие, которое стало поводом к войне. В МГУ с этим справились 7%, а в ВШЭ - 2,5%. Чаще всего среди причин конфликта называли перестройку, Березовского, противостояние СССР и США и <там был Нагорный Карабах>.

Самый простой вопрос - <В каком году и чьим указом основан МГУ?> - мы задали только журналистам, учащимся в данном вузе, однако лишь 14% студентов смогли ответить на этот вопрос полностью, правильно назвав и год, и имя автора указа. При этом в ответах никак не соотносились между собой год и император: человек мог одновременно назвать Александра I и 1367 год. Разброс дат был от <1230 какой-то> до <1800 какой-то>, а авторство указа приписывали Петру I, Екатерине I и Екатерине II, Ломоносову, Шувалову, Александру I, Николаю I и даже Сталину.

http://bg.ru/education/merom_moskvy_do_luzhkova_byl_berezovskij_nastojasc-20868/
32 комментария or Оставить комментарий
Comments
(Удалённый комментарий)
From: vluminous Date: Январь, 14, 2017 10:33 (UTC) (Ссылка)
Наверное, подразумевается, что студенты выбранной категории все-таки имели достаточное время и условия, чтоб хоть как-то адекватно пройти школьную программу или, к примеру, хотя бы как-то поинтересоваться событиями вокруг истории того ВУЗ-а в котором они обучаются. Все-таки это поверхностный уровень вопросов, но тем не менее...

Я когда столкнулся с географическим диктантом, то прежде всего обратил внимание на практически полное отсутствие систематизации или каких-то наработанных схем по закреплению именно той информации, которая на диктанте может потребоваться. Сам вопрос качественного запоминания информации и сохранение доступа к этой информации, попадавшей в память - ведь наверняка, что все опрашиваемые сведения были когда-либо предоставлены абсолютно каждому из попавших в опрос, ну или почти всем. Однако, что-то нехорошее с мозгами происходит
m_pavluchenko From: m_pavluchenko Date: Январь, 14, 2017 11:05 (UTC) (Ссылка)
У меня жена работает в МГУ, не такие уж олухи там учатся, не стоит ужасаться раньше времени (правда за журфак не поручусь, она к этому факультету отношения не имеет). Кстати, думать что раньше люди имели очень широкий кругозор тоже не стоит, помню лет 5 назад отдыхая в санатории общался с мужиком откуда-то с северов, так тот в свои 50 не мог точно вспомнить когда распался СССР, говорил что-то про 1995.

"кто был мэром Москвы до Юрия Лужкова"
Вообще-то Гавриил Попов не такой уж выдающийся деятель современности, чтобы его все знали.

"Самые популярные ответы - 7, 9, 11-12."
всё таки ответ 9 планет стоило посчитать отдельно, возможна не все ещё в курсе, что Плутон "разжаловали"
zaharov From: zaharov Date: Январь, 14, 2017 11:07 (UTC) (Ссылка)

Молодежь совершенно правильно не держит в голове сведения, которые за одну минуту можно найти в Википедии, если понадобится.

sagami_hm From: sagami_hm Date: Январь, 14, 2017 21:00 (UTC) (Ссылка)
Ну, конечно.

Зачем им знать, куда Волга впадает, и что земля не плоская.

Извозчик довезет. (с)
victor belov From: victor belov Date: Январь, 14, 2017 12:21 (UTC) (Ссылка)

это финиш

понятна и объяснима уверенность трети наших сограждан в том, что солнце вращается вокруг земли - это удивительное явление махрового невежества в 21 веке вполне логично вписывается в господствующую ныне парадигму деления общества на две расы - рабов и господ. Нынешняя власть в этом делении явно преуспела - у 1% населения сосредоточено 70% национального достояния. РФ по этому показателю уже обогнала многие банановые республики. Ура!

Судя по результатам выборов в думу, эта доктрина устраивает большинство наших граждан. Уверенность в этом позволила на этой неделе Медведеву заявить, что никакого перераспределения национального продукта нет и не будет - ни о какой прогрессивной шкале налогообложения правительство не думало и думать не собирается. И как мне показалось, заявил он это даже с некоторым вызовом.
Ну что же, отлично, задачи поставлены, цели определены - взвейтесь знамена и вперед! в 19 век, а то и ранее. Во всяком случае в непоследовательности правительство никак обвинить нельзя.

Но есть одно серьезное НО. В ведущих вузах страны, готовящих будущих стратегов социально-экономического развития страны, ее внешне-политического сотрудничества царит то же самое невежество. Больше того, выпускница МГИМО, например, позволяет себе публичные заявления вроде "в рашке все дерьмо" и т.п. А вот это "достижение" правительства несомненно является государственным преступлением, поскольку явным образом угрожает существованию нашей нации в современном сложном, агрессивном, глобализированном и непредсказуемом мире.
И никакая ВИКИ в этом случае нас не спасет.
mbskvort From: mbskvort Date: Январь, 14, 2017 22:14 (UTC) (Ссылка)

Re: это финиш

> В ведущих вузах страны, готовящих будущих стратегов социально-экономического развития страны

Огласите,пожалуйста ,весь список(С)

>... поскольку явным образом угрожает существованию нашей нации

Точно!
Ладно бы там Медынский с его "рашка-говняшка", но и всякая шелупонь норовит высказываться.
Но самое ужасное,что из этого приведенного опроса не следует,что студенты знают например куда надо привязать правильно георгиевскую ленточку,куда наклеить на Мерседес стикер "На Берлин!" или ""Спасибо деду за Победу".Вопрос жития святого А.Невского и святого князя Владимира также не отражен. Совершенно неясно,что в головах у нынешних по поводу славных и благородных семейств и целых династий Михалковых,Якуниных с их шубохранилищем,Ивановых,на которых как известно из одного фильма "вся Россия держится".Да и династия Кара-Мурза в этом пантеоне славы не последнее место занимает - то тут,то там мелькнет в СМИ знакомая фамилия.Как и незаслуженно забытый Ясир Засурский породивший плеяду не только журналистов МГУ,но и достойных продолжателей славной фамилии.
Без этого в "в современном сложном, агрессивном, глобализированном и непредсказуемом мире" не жисть,а просто беда.
From: pahmutova Date: Январь, 14, 2017 13:17 (UTC) (Ссылка)
Многие вопросы нерелевантны.
Например про Попова или Вторую чеченскую - слишком уж специфичные.
И про Нобеля тоже.
Вопросы должны быть не на зубрёжку чего-то, а на системность общую.

А что на журфаке МГУ одни имбецилы учатся, это ни для кого не секрет, ПТУ при МГУ, что с них взять. Приличные люди туда не идут.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Январь, 14, 2017 21:02 (UTC) (Ссылка)
В девяностых там везде шприцы валялись.

Но этот отстой потом заполняет СМИ и "народ учит".
vedmed1969 From: vedmed1969 Date: Январь, 14, 2017 13:47 (UTC) (Ссылка)
специально спросил дочь (14 лет, учится в языковой гимназии) - не знала настоящую фамилию Сталина и про Нобеля сказала, что премия. Вопросы про генсека НАТО, чеченскую войну, нобелевских оауреатов и дату основания МГУ не задавал. На все остальные вопросы ответила верно
tradicionalist From: tradicionalist Date: Январь, 14, 2017 15:49 (UTC) (Ссылка)
"Архаизация" по сравнению с чем? Полагаете студенты ВПШ ответили бы лучше студентов ВШЭ? Про автора Щелкунчика там, основание Москвы, МГУ, по Нобелю или по причинам начала корейской войны? Ну или может первого секретаря московского гокрома, правившего 20 лет наза назвали бы? Да даже и по Волге или планетам в солнечной системе.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 14, 2017 16:03 (UTC) (Ссылка)

А Вы организуйте в МГУ, ВШЭ и МГИМО хороший тест

о знании главных сведений.
А если не можете, то выберите из из кучи доступных данных те, которые о чем-то говорят. Ил там нет ничего полезного?
nirov_ya_ru From: nirov_ya_ru Date: Январь, 14, 2017 16:21 (UTC) (Ссылка)

"Базовые знания", Тест на базе опроса". Странноватый подход, с мутными целями.

mbskvort From: mbskvort Date: Январь, 14, 2017 21:00 (UTC) (Ссылка)

Да,проблема

Про Буцефала,коня А.Македонского надо бы спросить.
А то,похоже,я единственный мудак в этой стране который всю жизнь прожил с этим знанием,но практического применения ему не нашел.Да и знание,что Волга впадает в Каспийское море мне как-ьл в жизни не пригодилось.
Может пора пересмотреть набор необходимых знаний?
Но что делать с авторитетами которые всю эту фигню держат в голове???
sagami_hm From: sagami_hm Date: Январь, 14, 2017 21:07 (UTC) (Ссылка)

Re: Да,проблема

А чего пересматривать?

Выучил как жрать, с..ть, косу держать, по клаве стучать.

Жизнь состоялась. Стучи дальше.
onolitegy From: onolitegy Date: Февраль, 5, 2017 12:41 (UTC) (Ссылка)

Как можно использовать такие источники информации?

На мой взгляд, Сергей Георгиевич, некоторые источники в цикле статей про невежество не выдерживают никакой критики и снижают доверие к вашим выводам.
Взять журнал Сноб, который публикует Собчак с её "Давайте все научимся сосать!" Ну, пусть среди своих такая манера разговора приемлема. Но если это выносится на широкую публику, то опускает и публику, и журнал до уровня помойки. Ещё Сноб пропагандирует порнографию: "В 24 года тульская учительница литературы по имени Надя уехала в Будапешт и стала Евой Бергер — звездой самых жестких порнофильмов." "Первая съемка была БДСМ. Я вышла из студии в шоке, шатаясь, будто пьяная. Мне все казалось очень ярким. Первая мысль: «Я сюда больше никогда не вернусь». Я считала, что делаю что-то очень плохое, но в то же время меня это встряхнуло и обновило."

Или взять сайт Большой Город с его опросом про планеты солнечной системы, даты основания Москвы и МГУ. Ответы зависят не только от того, кого спрашивают, но и от того, кто и как спрашивает. Мне думается, что опрос проводился так, чтобы в итоге показать, какие тупые неучи российские студенты. Вот другая статья на этом сайте: "Число ВИЧ-инфицированных в России превысило 1 миллион". "При этом за прошлый год зафиксировано 93 тысячи новых случаев заболевания, заявила вице-премьер Ольга Голодец. По её словам, ежедневно происходит более 6 тысяч новых заражений. Первый зампред правительства также привела статистику, согласно которой с 1987 года от СПИДА в России умерли 34 млн человек."
6000 заражений ежедневно - это 2 миллиона 190 тысяч в год. При том, что за прошлый год в РФ зафиксировано 93 тысячи заражений. О чём тут идёт речь, о России, о мире - непонятно. 34 миллиона умерших в РФ за 29 лет - это в среднем более 1 миллиона 172 тысяч за год. Бред же. Даже Википедия врёт меньше: По состоянию на конец 2011 года во всём мире заразились ВИЧ-инфекцией 60 миллионов человек, из них: 25 миллионов умерли, 35 миллионов живут с ВИЧ-инфекцией.
Впрочем, это просто затравка. В статье идёт речь о несчастной ВИЧ-инфицированной, которую боятся, не хотят лечить со всеми и иначе нарушают её права. Но согласно той же Википедии и прочим сайтам больше 50% больных - это наркоманы, более 40% - любители погулять (гетеросексуальные связи). Поскольку в статье должен быть показан типичный представитель группы, то это на 98% или наркоманка, или женщина лёгкого поведения, которых в простонародьи называют словом на б. из 5 букв. Так о каких своих правах (=о каких обязанностях нормальных людей перед ней) говорит эта наркоманка или (и) б.? Здоровые люди боятся испачкаться, во всех смыслах, и избегают контактов с ней. Это нормально.

Или взять статью "Реформы 1990-х г.г. и современная социальная структура российского общества" Р.Х. Симоняна, на которого вы ссылаетесь. Он там упоминает и коррупцию, как одну из причин, но вы сами писали, что говорить о борьбе с коррупцией в обществе, где коррупция встроена в структуру системы, бессмысленно. К тому же, Симонян ссылается на данные Transparency International, согласно которым мы где-то рядом с Зимбабве. У TI там и Китай где-то неподалёку, так он уже стал первой в мире экономикой. Видимо, благодаря коррупции. Ещё Симонян неоднократно ссылается на Злобина. Я слушал Злобина в одной из передач, где он защищал позицию США по антироссийским санкциям. Там он был более чем необъективен и небеспристрастен. Поэтомц я сильно сомневаюсь, что такие как Злобин объективны и беспристрастны в своих суждениях о России, а не подчиняются желанию всё оплевать? А сам Симонян? Бросил жену с маленьким ребёнком ради новой возлюбленной. Ах он плакал даже через 50 лет, так ему было жалко ребёнка. Ну и что с того ребёнку? Потом его возлюбленную (которую он любил просто истерически) посадили, а он продолжал работать на проклятый режим, делать бомбу. Его послушать, так вместе с ним работали одни диссиденты. Вот и не знаешь, что думать: то ли, что же это за режим такой, который заставлял таких людей отлично на себя работать, то ли, что же это за люди такие? Вспоминается Энгельгардт: "Сидор, например, выслушав рассказ о том, что турки схватили болгарина с женой и ребенком, изрубили ребенка, зажарили и заставили отца съесть, нисколько, по-видимому, не возмущаясь таким ужасным зверством, не ахая, не охая, совершенно спокойно замечает, зачем же он ел?"

Edited at 2017-02-05 12:42 (UTC)
onolitegy From: onolitegy Date: Февраль, 5, 2017 12:43 (UTC) (Ссылка)

Завершение комментария.

Иногда люди, которые говорят или делают что-то толковое, с чем я вполне согласен, вдруг откалывают какую-то ерунду или гадость. Взять ту же Поклонскую с иконой Николая 2-го. Вот и думаешь, что делать:
1) или принимать всё сказанное ими за чистую монету (а иногда с частью сказанного настолько согласен, что очень хочется согласиться и со всем остальным).
2) или просто игнорировать или всё перепроверять и находить более достоверные источники.

Иначе рискуешь усугубить двоемыслие, начать мыслить чересчур широко, обрести слишком гибкую натуру (что по мнению фон Клаузевица не очень хорошо), а в итоге скатиться в то самое невежество, о котором вы так хорошо пишете.
onolitegy From: onolitegy Date: Февраль, 5, 2017 13:32 (UTC) (Ссылка)

P.S. О Голодец и СПИДе.

Сегодня наткнулся на статью, где говорится о том, что Ольга Голодец продвигает закон, который даст право использовать (видимо, производить) лекарственные средства без согласия патентообладателей. Обосновывает она это чрезмерно высоким уровнем ВИЧ в стране и нехваткой денег то ли на закупку патентов на производство, то ли самих препаратов.
Теперь понятно, зачем приводились все эти цифры. Вроде бы, цель благая, но почему аргументация уровня "а у нас вообще сорвало крышу и не надо пытаться приводить нам разумные доводы"?
Денис Нос From: Денис Нос Date: Февраль, 28, 2017 09:07 (UTC) (Ссылка)
Архаизация то в чем? В расцвете воинствующего невежества? В утрате декларирующих себя православными элементарных понятий о необходимости воцерковленности? Кстати малое число именно на Рождественских и Пасхальных службах объясняется не столько этим сколько тем что это очень поздние службы, практически ночные, влекущие за собой вопрос коммуникации между храмом и местом жительства, вопрос о том с кем оставить детей и о безопасности возвращения домой в ночное время. В архаические эпохи общества основная масса как раз БОЛЬШЕ ЗНАЛА об окружающем мире на УРОВНЕ ЗНАНИЙ своей ЭПОХИ, больше ПОМНИЛА событий ПРОШЛОГО, и АКТИВНЕЕ соблюдала ОБРЯДНОСТЬ ВЕРОВАНИЙ
32 комментария or Оставить комментарий