?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Пришлось добавить добавку к отступлению - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Пришлось добавить добавку к отступлению
3. Необходимое отступление: носители милитаризма и насилия в России в российской революции

В России в 1917 г. вызревал, а в 1918 г. созрел многоплановый конфликт. Здесь мы скажем о факторах, которые, еще в инкубационном периоде, запустили лавинообразный процесс, который разрядился Гражданской войной. Это важный аспект российской революции, но становится актуальным и в нынешним кризисном периоде.
Срыв в войну происходит в момент неустойчивого равновесия, когда его можно сдвинуть буквально одним пальцем. В такие моменты решающую роль играют не предпосылки, а действие «поджигателей» – небольших, но активных общественных групп, которые служат «запалом». Начало исследованию этой проблемы в социологии было положено М. Вебером в Германии и Т. Вебленом в США. Их методологический подход был применен при исследовании генезиса I Мировой войны [Донде А.С. Носители милитаризма в ХХ столетии // Русский исторический журнал. 1998. Т. 1, № 4].
Изучение, в рамках этого подхода, показывает, что «воля к войне» в 1917-1918 гг. концентрировалась именно в Белом движении. Известно, что разные общественные группы в разной степени склонны к насильственным методам разрешения конфликтов. Это мы и сегодня наблюдаем.
Признано также, что само становление современного капитализма, для которого была необходима экспансия – овладение источниками сырья и рынками сбыта – было сопряжено с длительными крупномасштабными войнами. Их целями были захватом колоний, подавлением или уничтожением местного населения, войной между самими колонизаторами, захватом и обращением в рабство больших масс людей в Африке и т.д. Эти войны были важной частью процесса формирования буржуазии. В результате в ее мышлении и даже мироощущении силовой способ достижения целей занимает важное место.
Именно в буржуазной культуре «естественный» человек представлен как существо, ведущее «войну всех против всех», и именно здесь родился афоризм «война – это продолжение политики другими средствами», а в европейской философии есть афоризм: «Война – душа Запада». Более того, в смягченной форме идея военного решения конфликтов лежит в основе концепции деловой конкуренции и торговых войн. В социологии буржуазия – агент войны. Поэтому, начиная с 1918 г., «молодая» российская буржуазия (западного типа) была на стороне Белого движения.
Союз с буржуазией стран Антанты как организаторов I Мировой войны, перенес в Россию инерцию и потенциал войны. Военно-промышленные комитеты с лета 1918 г. занималась материально-техническим снабжением Добровольческой армии, а 31 октября 1918 г. совещание ее руководства постановило передать все капиталы Центрального военно-промышленного комитета Ростовскому ВПК, т.е. Деникину.
Но, как считают историки, воля к войне буржуазии многократно возрастает в тех случаях, когда буржуазия заключает союз с традиционной аристократией и феодальным государством, как, например, в Германии Бисмарка. Такая конструкция сложилась в зонах Белого движения в 1918 г., хотя оно не ставило задачи реставрации монархии. История показывает, что в случае всех буржуазных революций аппарат монархического государства в слегка модернизированном виде сохраняется и при экономическом господстве буржуазии. Историк А. Майер (США) считает, что за исключением России, где Старый режим был замещен иным типом государственности (Советы), в Европе армия осталась носителем культуры Старого порядка. В России 1918 г. носители Старого порядка собрались в Белом движении, придав ему большой заряд агрессивности.
По мнению ряда исследователей войн, эта культурная особенность складывалась исторически в течение длительного времени. Феодалам была свойственна привычка к набегам как способу демонстрации силы и установления желаемого порядка. А.С. Донде в своем обзоре отмечает, что «культура набега (налета) в наше время почти адекватно воспроизводится в уголовной практике». Рейдерские захваты стали важной частью культуры класса собственников современной России.
Архетипы набега с передвижением вооруженной силы особенно характерны для культуры дворян-землевладельцев, в то время как для буржуазии более важны виртуальные набеги в виде торговых агрессий и денежных спекуляций. В Белом движении роль этого архетипа усилилась благодаря соединению в нем дворян-помещиков с казаками, для которых набег как образ действий даже еще не ушел в коллективное бессознательное, а сохранился на уровне стереотипа. Тактика белых во многом и базировалась на рейдах-набегах.
Наконец, важным элементом дворянской культуры, предопределяющим ее милитаризм, исследователи считают понятие чести. В основании его лежит старый смысл: сохранить честь – значит «не уступить». Вспомним хотя бы логику приведенного выше воззвания «бедных землевладельцев» – «в одну темную ночь пойти с коробкой спичек и с пузырьком керосина к десяткам тысяч сел и деревень и произвести всероссийскую иллюминацию, не щадя ни домов, ни лесов, ни посевов».
Кроме того, обостренное понятие чести притупляет инстинкт самосохранения, что резко облегчает сползание к войне. Если же возникает локальное сообщество, в котором авторитетным ядром оказывается дворянское офицерство с его традиционным культом воинской доблести – поручики Голицыны и корнеты Оболенские – то, как сказано в обзоре, «получается настоящая горючая смесь».
Именно такая горючая смесь и собралась на юге России в 1918 г. Интеллигенция, прошедшая войну в качестве офицеров и вступившая в Добровольческую армию из мессианского понимания своего долга перед Россией, сыграла в разжигании войны большую роль. М. Вебер специально подчеркивал, что из-за склонности к морализаторству интеллигенция превращает ценности в объект конфронтации и нагнетает напряженность. Это было характерно для русской интеллигенции начала ХХ века, с ее неукорененностью ни в одном сословии и с неопределенным статусом.
Массивные социальные группы и классы, – рабочие и крестьяне – составившие базу советского движения, не включаются социологами в число «агентов войны». Для них война всегда была бедствием. У них всегда было другое дело, и большой набег на них делал войну трагической необходимостью.
До какой степени довлел в сознании отодвинутой элиты агрессивный принцип «не уступить», показывает политическое поведение части эмиграции после поражения в Гражданской войне. Ими овладело стремление не дать подняться России под властью Советов. Если уж нас выгнали – так получайте! В январе 1922 г. Врангель пытался мобилизовать торгово-промышленные и банковские круги эмиграции на срыв экономических переговоров западных держав с Советской Россией в Генуе. Затем была сделан ставка на террор.
После убийства 10 мая 1923 г. в Лозанне советского дипломата Воровского эмиграция подкупила суд, оправдавший белогвардейцев-террористов. Как писал проводящий через кадетов сбор денег А.И. Гучков, «подсчитано, что для всей этой инсценировки требуется до 50 тыс. французских франков». После суда он писал П. Сорокину: «Никогда еще в истории вообще и, в частности, в истории нашего отечества не был в такой степени указан террор, как средство борьбы с властью, как именно в настоящий момент в России».
В 1927 г., в разгар антисоветской кампании в Великобритании, Гучков писал П.Б. Струве о необходимости «физически уничтожить правящую из Кремля кучку,… организовать коллективное политическое убийство». При этом никакой нравственной проблемы в обращении к террору бывший лидер партии октябристов не видел. Он спокойно обсуждал это с либеральным философом, кадетом Струве, писал ему о терроре: «Никогда и нигде эти методы борьбы не находили себе такого блестящего оправдания и с точки зрения морали, и с точки зрения патриотизма, и с точки зрения целесообразности» [Сенин А.С. Александр Иванович Гучков. М.: Скрипторий. 1996].
Как бы в компенсацию за его злобу дочь Гучкова стала сотрудничать с советской разведкой – исключительно из идейных соображений (она была богатой дамой высшего света эмиграции).
==
Еще:
Одним из компонентов механизма насилия была революционная интеллигенция, (особенно воспитанная в партии эсеров, которая в свою доктрину включила терроризм). В предисловии к книге Б. Савинкова «Воспоминания террориста» сказано: «Он блокировался с направлениями любого оттенка, лишь бы антибольшевистское. Даже и с монархистами, полагая, что наши бурбоны чему-то научились. Савинков готов был признать любую диктатуру (включая, разумеется, собственную), кроме большевистской… Он бросался за помощью к англичанам, французам, белочехам и белополякам. Он командовал отрядами карателей, бандами подонков, наймитами, шпионами. Пути-дорожки “савинковцев” чадили пожарищами, дергались в судорогах казненных» [Савинков Б. Избранное. Воспоминания террориста. М.: Политиздат. 1992].
17 комментариев or Оставить комментарий
Comments
monetam From: monetam Date: Апрель, 20, 2017 15:02 (UTC) (Ссылка)
Круто, что там.
Убийство Воровского в 1923 году есть признак готовности к террору " всей белой эмиграции"!
Вы бы статистику привели, в соответствии с которой к примеру РОВС постарался бы посеять страх и ужас среди советских руководителей :-)

" В январе 1922 г. Врангель пытался мобилизовать торгово-промышленные и банковские круги эмиграции на срыв экономических переговоров западных держав с Советской Россией в Генуе" - во, какой преступник ! " Попытался мобилизовать"!

"Рейдерские захваты стали важной частью культуры класса собственников современной России." - ерунда какая-то. Всегда уголовщина считалась уголовщиной.
а вот расправа с классовыми врагами - это вот да. Это по нашему, по-советски !
shchedrov From: shchedrov Date: Апрель, 24, 2017 10:22 (UTC) (Ссылка)
Вы уже помолились Невидимой Руке Рынка?
From: tsakaloktonos Date: Апрель, 20, 2017 16:26 (UTC) (Ссылка)
Ну, уж если осуждать теракты Коверды и Конради, то надо быть последовательным и предложить очистить улицы российских городов от имен террористов Засулич, Халтурина, Перовской, А.Ульянова, Каляева и т.д.

Да, что интересно: террористы Халтурин, Желябов, Созонов, Биценко - из крестьян.

Edited at 2017-04-20 16:31 (UTC)
From: tsakaloktonos Date: Апрель, 20, 2017 16:51 (UTC) (Ссылка)
"Именно в буржуазной культуре «естественный» человек представлен как существо, ведущее «войну всех против всех», и именно здесь родился афоризм «война – это продолжение политики другими средствами»..."

Но процитированный афоризм Клаузевица свойствен отнюдь не только "буржуазной культуре" - он был целиком и полностью принят Лениным. В ленинской брошюре «Социализм и война» один из разделов озаглавлен этой цитатой Клаузевица: «Война есть продолжение политики иными (именно: насильственными) средствами». «Это знаменитое изречение, — пишет далее Ленин, — принадлежит одному из самых глубоких писателей по военным вопросам — Клаузевицу. Марксисты справедливо считали всегда это положение теоретической основой взглядов на значение каждой данной войны. Маркс и Энгельс всегда именно с этой точки зрения смотрели на различные войны» (ПСС, т.26, с.316).

В статье «Крах II Интернационала» Ленин снова указывает, что «в применении к войнам основное положение диалектики, так бесстыдно извращаемой Плехановым в угоду буржуазии, состоит в том, что «война есть просто продолжение политики другими (именно насильственными) средствами». Такова формулировка Клаузевица, одного из великих писателей по вопросам военной истории, идеи которого были оплодотворены Гегелем. И именно такова была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных заинтересованных держав и разных классов внутри них в данное время» (ПСС, т.26, с.224).



Edited at 2017-04-20 17:06 (UTC)
valery_5 From: valery_5 Date: Апрель, 20, 2017 20:00 (UTC) (Ссылка)

Не понравилось

Думаю, возражают СГКМ не рабочие и не крестьяне. И "криминальную революцию" в СССР готовила интеллигенция, и к Пуго пришли интеллигенты с Явлинским. Да что там - знаковый на все времена Чубайс на интеллигента не тянет, но и трудящимся не назовешь. И сегодняшний криминальный порядок паредпочитают "совку" в первую очередь высоколобые.
Хотя поручиков и корнетов где-то жаль.
From: tsakaloktonos Date: Апрель, 21, 2017 01:20 (UTC) (Ссылка)

Re: Не понравилось

Разумеется, именно интеллигенция сеет семена смуты. И Патриарх абсолютно прав, говоря, что "интеллигенция в первую очередь несла ответственность за страшные события столетней давности".

Вот только когда эти семена смуты прорастут в сознании широких народных масс, рабочие и крестьяне ничуть не отстают от интеллигенции и военных в проявлении самых диких страстей.

Edited at 2017-04-21 01:21 (UTC)
yuridmitrievich From: yuridmitrievich Date: Апрель, 21, 2017 17:38 (UTC) (Ссылка)

Re: Не понравилось

= рабочие и крестьяне ничуть не отстают от интеллигенции и военных в проявлении самых диких страстей.

Интеллигенция, обычно, не проявляет "диких страстей", а наоборот начинает ахать и охать.

Г.Шавельский «Воспоминания последнего Протопресвитера Русской Армии и Флота»
"Наша интеллигенция, в известной своей части, тут не выдержала исторического экзамена. Революцию сознательно и бессознательно, намеренно и ненамеренно, прямо или косвенно одни сумели подготовить, другие не сумели предотвратить, но понять ее в большинстве своем не смогли и, когда она, прежде всего, ударила вообще по образованным классам и по их благосостоянию, потребовав от них огромных жертв, они испугались и принялись останавливать ее силою, не противопоставив ей мощной творческой идеи. Эта мысль едва ли нуждается в доказательствах. Все не проверенные, "новые" идеи необдуманно заносились в народ, конечно, интеллигентами, или "полуинтеллигентами". Они же первые показывали примеры неверия, неуважения ко всякой власти, ко всем старым заветам. С другой стороны, сколь многие из внешне образованных людей оставались по натуре крепостниками, пользовавшимися трудами простого народа и слишком мало радевшими о благе его. Не они ли были виновны в том, что до самого последнего времени наш простой народ оставался невежественным? На них, а не на простой народ, падает, поэтому, и главная вина за уже сотворенные революцией и еще творимые ею неисчислимые ужасы, мучения и преступления".
valery_5 From: valery_5 Date: Апрель, 21, 2017 18:19 (UTC) (Ссылка)

Re: Не понравилось - рабочие и крестьяне ничуть не отста

Вот именно поэтому вина образованного слоя умственно работающих и несоизмеримо велика. Особенно теперь. Ладно - Пушкин с его "русским бунтом", но после столько всего было, что на незнание и неожидание ничего не списАть. И когда сейчас каждый вечер на ТВ-ток-шоу (не к ночи помянуты!)усиленно раздуваются угли огня противостояния - разными "антисталинцами", "антиленинцами", "антисоветчиками", с их протухшими от времени и разоблачительной информации тезисами - это трудно расценить иначе, чем сознательную проплаченную антирусскую и антироссийскую диверсию.
From: tsakaloktonos Date: Апрель, 21, 2017 20:16 (UTC) (Ссылка)

Re: Не понравилось - рабочие и крестьяне ничуть не отста

"раздуваются угли огня противостояния - разными "антисталинцами", "антиленинцами", "антисоветчиками""

Противоположная сторона тоже не отстает - например, в ходе споров вокруг Исаакия выяснилось, что многие леваки (не из рабочих, разумеется) мечтают вернуть в Божий храм маятник Фуко, а на официальном сайте КПРФ (пусть и не в официальных документах) последнего русского Государя называют "Кровавым". Так что градус противостояния повышается интеллигенцией всех мастей.
mbskvort From: mbskvort Date: Апрель, 20, 2017 20:15 (UTC) (Ссылка)

Запад есть Запад,Восток есть Восток и вместе им не сойт

>«Война – душа Запада». Более того, в смягченной форме идея военного решения конфликтов лежит в основе концепции деловой конкуренции и торговых войн.

Изобилие цитат европейских авторов относительно войн не должно уводить пытливого исследователя с пути истины которая заключается в том,что на Западе с древних времен воевали пока были деньги на войну.Майорат определял старшему сыну поместье,второму дорога была в аббатство,а остальным в наемники.Один пехотинец или один пушечный выстрел при Кресси стоил 5 таллеров. Когда деньги кончались,то мирились и занимались экономикой до новой войны.
В допетровской Руси в царевом войске воевали дети дворянские со своими дворовыми людьми,казаки,конные татары и городские стрельцы с пушкарными нарядами. Для царя содержание всех,кроме стрельцов и нарядов было бесплатно.Расходы были только на пушки,порох и уксус для охлаждения пушек.))) Поэтому войны прекращались либо в случае полного разгрома как под Оршей в 1514г,когда поубивали все царево войско,либо как при Нарвской конфузии и Прутском походе Петра,когда остались без пушек и Азова.Да и потом солдат никто не жалел и не считал за потери. А.Суворов в своем Альпийском походе бросал своих раненных замерзать в снегу оставив каждому чарку водки и краюху хлеба.
Эту особенность ведения войн в Европе и в ордынской России нельзя упускать из виду цитируя Клаузевица,Бисмарка или Энгелься.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Апрель, 21, 2017 17:03 (UTC) (Ссылка)
Опять формационная жвачка. "Феодалы" какие-то, "культура набега". В России о таком не слыхивали минимум со времен Петра. Белые - "гражданское общество", то есть сборище протестантских сект, обчитавшихся западной сектантской маккулатуры типа марксни, Рикардо, Мальтуса и прочей кальвинистской дряни. Сами же писали что в гимназиях даже Пушкина не преподавали, сплошь западную сектантскую жвачку. Так же как в советском ВУЗе накачивали марксней, а русских поливали помоями. Что дворянских барчуков дрессировали беглые французские иезуиты, при чем в ненависти к России и Православию. До войны 1812 года этот сброд вообще по-русски не разговаривал. Какая нафиг "культура набега"? Вы завсегдатаев парижски кабаков и бернской аспирантуры с какими-нибудь казаками не перепутали?
valery_5 From: valery_5 Date: Апрель, 21, 2017 18:29 (UTC) (Ссылка)

Завсегдатаи кабаков и аспирантуры

Вообще-то, воевали не посетители этих учреждений, а прошедшие Японскую и 1 Мировую офицеры. А те сидели в директориях и правительствах и изображали. А казаки были одной из основных сил белых. Про рейды Мамонтова и Шкуро даже в школе "проходили". Сибирские атаманы и бароны тоже были.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Апрель, 21, 2017 18:46 (UTC) (Ссылка)

Re: Завсегдатаи кабаков и аспирантуры

Русско-японская и первая мировая на "набег" мало похожи. Казаки да, но русофобствующее сектантское дворянство, вышколенное в гимназии и кадетских корпусах тут при чем? Где ему "культуру набега" подцепить? У предков, которые 200 лет все "набеги" совершали исключительно строем по команде и под чутким руководством царских генералов? Зачем сюда приплетать западные феодальные междоусобицы? У нас этого со времен Грозного нет. А тот основательно прочистил носителей "культуры набега". Тут другое. Чисто сектанты-англоманы. Тот же Колчак пытался вступить в английскую армию рядовым. Это что, "культура набега" такая? Или все-таки сектантская англомания, помноженная на русофобию?
valery_5 From: valery_5 Date: Апрель, 21, 2017 19:09 (UTC) (Ссылка)

Re: Завсегдатаи кабаков и аспирантуры

Ну, не англомания все-таки. "Англичанка гадит". Скорее франкомания и европоцентризм. А что такое вся история европейских завоеваний в мире, как не серия "набегов" разной формы?
Впрочем, полагаю, у СГКМ это не ключевой мотив.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Апрель, 21, 2017 20:12 (UTC) (Ссылка)

Re: Завсегдатаи кабаков и аспирантуры

Не ключевой. Ключевой мотив - научное обществоведение. То есть отказ от сектантских бредней марксни. Здесь же по непродуманности, СГ столкнул читателя обратно в марксню. Этого делать категорически нельзя. За 100 лет безраздельного господства в СМИ и системе образования марксня со своим божественным предопределением смены "формаций" пробила такую глубокую колею, что выбираться из нее очень трудно. Лучше нашу ушибленную марксней интеллигенцию лишний раз в эту колею не толкать. А то еще на 100 лет увязнет.
mbskvort From: mbskvort Date: Апрель, 21, 2017 20:49 (UTC) (Ссылка)

Re: Завсегдатаи кабаков и аспирантуры

Не смена формаций пробила колею,а "советы" и "выборы".Без этой колеи телега российской государственности просто развалится.Колеса различных интересов просто разбегутся в разные стороны как это произошло с СССР. Точно также будет и с РФ.
Советы с Выборами без гениальных шаромыжников таких как Ленин и Сталин и без М-Л максимум на что способны так это принять решение которое всегда принимали Советы если им не дать хорошего пинка сверху
-жить по старине!
Но старины-то уже нет,как нет гениев большевизма и нет наукообразного учения. А шустрая серость способна только всякую хрень для индусов сочинять и просить порядочных людей чтобы те помогли с несчастного мндуса пару баксов срубить.
Мелкий народишко в пастыри прорвался!
From: tsakaloktonos Date: Апрель, 21, 2017 20:22 (UTC) (Ссылка)
"Рикардо, Мальтуса и прочей кальвинистской дряни"

Простите, но Мальтус был отнюдь не кальвинистом, а англиканином, даже сан имел. Что до Рикардо - он вообще был унитаристом. Это - антитринитарная ересь вроде арианства, но важно то, что ее сотерилогия прямо противоположна кальвинистской - унитариане считают, что все люди, даже не христиане, будут спасены.

Или у Вас "кальвинизм" - просто ярлык?
17 комментариев or Оставить комментарий