?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Скоро пойдут новые тексты. А пока статья в журнал "РФ сегодня" - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Скоро пойдут новые тексты. А пока статья в журнал "РФ сегодня"
Можем ли гордиться?

Когда приходится встречаться со студенческой молодежью, встает этот странный вопрос: есть ли у нас что-то такое, чем мы можем гордиться?

Меня этот вопрос каждый раз удручает. Как же, значит, политики всех мастей и журналисты замордовали людей своими рассуждениями. Как они оказались нечутки к тому, что творится в душе тех, кто их слушает и читает. Они внушили людям, что России в ее нынешнем состоянии нечего сказать миру, у нас нет ни дел, ни мыслей, которые ценны для человечества. Какое черное дело – разрушить важную часть нашего национального сознания потоком сиюминутной «чернухи». Ведь эта важная сторона кризиса нашего народного самочувствия совсем выброшена из общественного разговора. Кто-то еще может сказать о воинской доблести Суворова или Жукова, о ветеранах Великой Отечественной войны, о гении Пушкина или Пастернака – но все это о прошлом. И это прошлое настолько оторвано от настоящего, что молодежью воспринимается, как свет потухшей звезды. Неужели мы не можем гордиться нашими близкими, людьми, которые живут здесь и сейчас? Как же такое может быть?Выскажу свои соображения. Во-первых, надо разделять «гордость за» и «любовь к». Мне кажется, многие молодые люди страдают оттого, что их приучили к мысли, будто любить надо только тех, кем можно гордиться, то есть предъявить их достоинства какому-то внешнему судье (Богу, человечеству, соседу). Иными словами, любить надо сильных, богатых, красивых, умных и пр. – тех, кто побеждает в конкуренции.

Это новое явление в нашей культуре наблюдалось с конца ХIХ века и, видимо, было навеяно европейским образованием, влиянием «культуры успеха», возникшей в «титанической» (прометеевской) цивилизации Запада. Там сильно ощущение, что если человек не достиг успеха, то это знак «отверженности», а отверженных любить нельзя. Философ В.В. Розанов на это писал, что нетрудно любить Россию, когда она в блеске славы и ей сопутствует успех. По-настоящему русский это тот, кто любит Россию, когда она «всеми плюнутая лежит в грязи».

Многие не любят нынешнюю Россию, потому что она «лежит в грязи». Они становятся к ней благосклоннее по мере роста ВВП. С такими разговаривать не о чем – лишь бы были лояльными гражданами. Но это – не наша забота, а правоохранительных органов. Наш разговор – с теми, кто любит Россию в любом ее состоянии, как любят мать. Любят, но страдают оттого, что не могут одновременно и гордиться. Такое ведь часто бывает. Любовь – чувство потаенное, а гордость – на людях. Мало кто умеет гордиться «про себя».

Так вот, трудный вопрос состоит в том, есть ли нам чем гордиться, будучи поверженными в прах, когда талантливые студенты стараются загодя устроиться на Западе или клянчат гранты, когда властители клянутся в приверженности чужим ценностям. Люди в растерянности и не знают, что может служить предметом их национальной гордости. Людей лишили системы координат! Кажется, мелочь, а на деле сильный инструмент демонтажа народа.

Я лично вижу дело так. Мы как народ переживаем тяжелый кризис. Любой кризис (в том числе война) - это особый, аномальный тип бытия народа и личности. Сгибаются, перекручиваются и даже ломаются все стороны жизни. Поднимается наверх и нагло утверждается самое подлое и мерзкое, что есть в народе. Но в то же время собирается и противостоит подлости самое светлое, доброе и умное. Тут и находится (или отсутствует) то, чем можно гордиться – даже в поражении.

В момент этого нашего народного бедствия надо вспомнить слова поэта: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Меня поразила проницательность Тютчева. Так оно и есть, но ведь не будешь на каждом углу кричать, как ты счастлив в момент бедствия. А иногда этого так упорно не понимают, что поневоле приходится раскрыться, сказать то, о чем принято молчать.

Как-то в 1993 г. я в одном ученом собрании в Испании делал доклад о доктрине экономической реформы в России. В репликах в разных выражениях звучала одна мысль: какой странный провал в культуре великого народа, какой регресс в мышлении, какая необычная тупость реформаторов, какой стыд - так сдать великую страну и загубить великое хозяйство.

Я сначала обратился к логике: нельзя делать такие обобщения на основании одной проигранной кампании в великой войне, тем более без учета соотношения сил в этот момент. Да, из-за стечения исторических обстоятельств русские «холодную» войну проиграли, но ведь история на этом не заканчивается. За 1941 годом был 1943, а потом 1945.

Но, как оказалось, люди во времени ориентируются с трудом - мол, когда еще этот новый 1945-й год наступит. Что происходит сейчас, вот вопрос. И я сказал не о логике, а о чувствах, как прямой свидетель. Сказал, что испытал в жизни два момента большого счастья и гордости - в детстве и сейчас, на склоне лет. Оба раза это были моменты народного бедствия, в нем я и жил. А счастье было оттого, что я непрерывно видел вокруг себя, рядом с собой, величие, доброту и благородство множества людей. Именно в бедствии мой народ оказался велик и благороден. Ребенком я этого, конечно, не понимал, но зато чувствовал очень остро. А сейчас и чувствую, и понимаю - и горжусь. Да, это гордость не от победы, не от силы оружия или банковской системы России. Но ведь и сила, и подвиги, и победы разные бывают.

Тогда в Испании тоже был «кризис» - спад производства 1%, доходы не растут. Люди нервничали, многие вели себя странно, как будто отключили совесть. А представьте, говорю, что у вас производство упало на 50%, а доходы большинства - в три-четыре раза. Ведь общество просто рассыпалось бы, люди превратились бы в стаи волков. У нас же этого не произошло. Женщина в метро может дремать, поставив свою сумку на пол. А здесь свои сумки наматывают на руку, и все равно их то и дело вырывают, чуть ли не с рукой вместе. Парочка на мотоцикле прицелится, промчится, задний рванет сумку. Посмотрите голливудские фильмы-прогнозы о том, во что превратятся их города после большого бедствия.

В Нью-Йорке лет двадцать назад на четыре часа погас свет. За это время разгромили множество магазинов и ограбили массу людей, иногда прямо в лифтах. У нас мозги так повернуты только у тех немногих, которые стараются походить на жителей «дикого Запада». Я в метро видел такую картину. Группа уличных мальчишек и подростков, которые протирают стекла машин у светофоров, пересчитывала добытые деньги. Потом они побежали по залу и переходу и выдавали каждому нищему старику одинаковую сумму. Снова остановились, пересчитывают остаток. Нищих оказалось больше, чем они предполагали - стали спорить о том, сократить ли сумму или по какому-то признаку отказать части стариков в помощи. Решили сократить сумму (но все равно она оставалась внушительной). Это, конечно, детская романтика, но в Испании такое коллективное действие никто и представить себе не мог. Как раз тогда у таких мальчишек там возникла мода коллективно избивать нищих стариков. В Париже одного даже облили бензином и сожгли.

В конце 1991 г. знакомый испанский социолог, зав. кафедрой социологии университета Сарагосы, попросил меня о такой вещи. У вас, говорит, в январе будет либерализация цен, покупательная способность доходов резко снизится. Попробуй раздобыть для нас сведения о том, сколько бездомных собак будут отлавливать в эти месяцы в Москве. Я удивился, а он пояснил. Они на кафедре придумали метод измерения реакции населения на кризис - по числу выгнанных из дома собак. Как сказал социолог, это оказалось очень чувствительным показателем. Еще нет никаких формальных экономических признаков кризиса, но средний класс уже нутром предчувствует его приближение. И что же? Благополучные обыватели начинают изгонять из квартир своих четвероногих друзей.

В газетах даже излагались цивилизованные способы такого изгнания - семья с детьми и собакой едет на прогулку за город, и пока счастливый общий любимец с лаем носится за бабочками, хлопают дверцы автомобиля, автомобиль с родителями и детьми срывается с места, начинается типичная собачья драма. То-то меня удивляло, что в те месяцы по улицам Сарагосы бегали с безумными глазами дорогие собаки, доберманы-пинчеры, а то и сен-бернары. На рекламных тумбах были расклеены плакаты: сен-бернар с грустной мордой и надпись: «Он бы с тобой так не поступил».

Социолог предвкушал, что в Москве они получат сенсационный научный материал - еще бы, феноменальное моментальное обеднение миллионов жителей столицы. Мне интересно было послушать его рассуждения, но я предупредил, что вряд ли в Москве их методика годится. Другой народ, другая культура.

Прав оказался я. Точную статистику получить не удалось - тогда в Москве не то чтобы собак отлавливать, даже мусор на время перестали вывозить, просто сжигали его во дворах. Но я наблюдал сам и знакомых попросил смотреть, что происходит с собаками в их дворах. Ничего не произошло.

И еще вспоминается тяжелый октябрь 1993 г. События того Октября в сути своей - не политические. Политика в них была, но как оболочка, почти как шелуха. Они важны для каждого в России, какую бы позицию он в политике сегодня ни занимал. Это был неожиданный и никем не организованный отклик на зов совести. То, что таких людей, какие откликнулись на этот зов с риском для жизни, ради уже почти задушенных идеалов, было множество - вещь удивительная. Ею каждый наш человек может гордиться. Даже тот, повторяю, кто с этими идеалами и с правдой тех людей не согласен.

Представляя те события как стычку политических групп, идеологи пытались вытравить из обихода понятия чести и совести, гордости и самоотверженности. Все это, мол, не для «совков». В Чили президент Альенде остался во дворце и погиб, убитый офицерами Пиночета. Он стал героем для Запада, признан всеми партиями. Его именем называют улицы в западных городах - будь мэр хоть правый, хоть левый. Но Альенде погиб по долгу службы, сдаться ему было бы просто стыдно. Никто из простых чилийцев умирать к дворцу Монеда не пришел. В Москве же мы видели нечто совсем другое - умирать к Верховному Совету РСФСР пришли тысячи именно простых людей. Причем они презирали и Руцкого, и депутатов, отдавших Россию на растерзание режиму Ельцина, который теперь отбрасывал этих депутатов, как рваную тряпку. Что же двигало этими людьми? Об этом не говорили, даже стеснялись. А двигали ими именно чистые чувства, благородство. Такое редко бывает - а у нас было, перед нашими глазами.

Я человек не религиозный, но там я понимал, что такое благодать. Когда люди добирались, порой с большим трудом, до окруженного ОМОНом двора Дома Советов, их охватывало чувство благодати, как будто этот дворик освещался особым светом, как будто в небе над ним было какое-то окно. Так сильно было это чувство, что часто можно было видеть, как люди, даже очень пожилые, бегут к этому месту от метро "Баррикадная" бегом. А если бы не приличия, то почти все бежали бы – хоть на минуту раньше туда попасть, вдохнуть тот воздух и тот свет.

И не бесшабашные были эти люди, предвидели финал. Когда обыскивали карманы юношей, убитых около Останкино, находили квитанции на загодя оплаченный гроб. Это было идеализмом - не хотели эти юноши, чтобы на гроб для них тратилось постылое правительство (хотя и по этим квитанциям гробы для них власти не забрали - на рассвете свезли их в крематорий навалом). Не буду говорить об этой стороне событий, которая потрясала. Вспомню мелочи, почти незаметные, но открывающие что-то важное.

Все эти люди, чтобы прийти и остаться, через что-то перешагнули, от многого отрешились. Но потом уже об этом не думали и не говорили. Съеживались и нервничали, когда ОМОН в очередной раз имитировал атаку с дубинками, давил на нервы. Как расширялись зрачки у женщин и девушек – глаза становились черные, совсем без радужной оболочки. Хотелось каждой поклониться. Но не уходили - это как-то было вычеркнуто из вариантов поведения. Только по утрам, когда мужчины виновато уходили на работу, спрашивали: «Вернетесь?»

Помню, вечером 27 сентября вдруг перестали пропускать людей к Дому Советов. Уходить - пожалуйста, а туда - нет. Все заволновались, особенно те, кто ждал друзей и родных. Столпились под холодным дождем у оцепления, переругиваются, все промокшие. Вдруг с важным видом проходит через оцепление старик. Потеплее оделся, с сумочкой – продукты, вода. Женщины бросились к нему: «Ты как прошел? Где пускают?» А он с гордым видом, свысока им отвечает: «Нигде не пускают. А у меня блат есть. Офицер с моим сыном в Афганистане служил, он меня всегда пропустит». И от него отошли, с завистью и недоброжелательством. И тут блат!

Для чего же этот старик использовал свою привилегию? Чтобы пробиться туда, где он будет мокнуть всю ночь без пищи и огня, с риском быть измочаленным дубинками (о танках тогда еще не думали). Этот старик был выше самого понятия героизм, он был в другом измерении. Как же таким стариком не гордиться!

И таких людей у нас большинство, надо только разглядеть их под той грязью, что нанес кризис. Благодаря их упорству и героизму, которого они сами не замечали, Россия продержалась Смуту 90-х годов. Теоретически, все должно было рассыпаться. Этой стойкостью не только можно гордиться, ее надо изучать. Она еще нам пригодится.
10 комментариев or Оставить комментарий
Comments
russell_d_jones From: russell_d_jones Date: Январь, 21, 2009 08:25 (UTC) (Ссылка)
это было в 90-е
сейчас нулевые
вам не кажется, что вы идеализируете, игнорируя новое поколение - то, что выросло и сформировалось как раз в 90-е?
моральная стойкость, проявленная теми, кто застал закат СССР, образовалась благодаря системе воспитания, которой больше не существует
чего уж говорить, что учителям в школе запретили "воспитывать" - они только "учат"

я вам напомню один лишь случай - когда подростки сожгли на Вечном Огне прохожего, который сделал им замечание
это тоже русские

как рекламист, я постоянно сталкиваюсь с таким заданием: придумать список "побед России" (для брендов, которые используют патриотическую тему)
список короткий, и постоянно сужается
Пастернак туда не входит - кто о нём знает? Победа в Великой Отечественной, Гагарин и... всё
потому что другие победы (индустриализация, к примеру) широкой публике вовсе неизвестны, а Сталин - исключительно тиран

так что примеры героизма - они остаются в прошлом
потому что в настоящем героизм вообще никому не нужен
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 21, 2009 09:46 (UTC) (Ссылка)

Наслоений, скрывающих "героизм", стало намного больше

но все же то, что под ними скрывается, еще очень значительно. Оно поддается мобилизации. "Организующие" силы, кажется, деградировали сильнее, чем "организуемые".
В любом случае, то, что "осталось" - наш главный ресурс. Качественно новых ресурсов создать не удалось, да и не видно для них культурной основы. Идеал "рынка" нигде ее не создал. У нас на момент в него поверили только из духа отрицания. Теперь пытаются состряпать идеал из "доброго царя Николая второго", тоже провальный вариант.
real_ist From: real_ist Date: Январь, 21, 2009 10:22 (UTC) (Ссылка)
Неправильно Вы думайте. Он будет никому не нужен, если о нём забудут или замолчат, или ещё хуже заболтают с помощью рекламщиков, переводя их в предмет рекламной раскрутки (не раз приходилось слышать такое "совсем совесть потеряли, уже до святого добрались в рекламных целях").

И главное - растёт новое поколение, которое можно воспитать совершенно по разному. И уже от нашего воспитания будет зависеть нужен или не нужен героизм.
(Удалённый комментарий)
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 22, 2009 08:09 (UTC) (Ссылка)

Re: Рад встретиться!

Тогда мы еще не предполагали, насколько тотальным может быть забывание наших героев русской демократии. Невероятно! Не знают, кто такая Лиля Брик, а о Маяковском - очень смутно. Из демократов 80-х - еле-еле Сахарова.
seligenstadt From: seligenstadt Date: Январь, 21, 2009 09:55 (UTC) (Ссылка)
Вы поднимаете действительно серьёзный вопрос: что может противопоставить Россия "культу успеха". Но ведь Вы как раз и хотите, чтобы Россия действительно стала успешной, справилась с бедностью, упадком морали и культуры и т.д. Я вижу в этом определённое противоречие. Понятно, когда культу успеха противопоставляют благородную меланхолию и пессимизм, но Вы, похоже, хотите противопоставить некий "успех А" (чужой, неправильный) "успеху Б" (родному, благодатному). Я Вас правильно понял?
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Январь, 22, 2009 08:11 (UTC) (Ссылка)

В текстах нет места на оговорки, как в науке

"Культ успеха" - понятие, наполняемое разным содержанием в разных культурах и ситуациях. Но и выражается в разных терминах. У нас д.б. культ "другого успеха", и его структуру и критерии можно описать.
kolya_s_raena From: kolya_s_raena Date: Январь, 21, 2009 09:55 (UTC) (Ссылка)
Все верно.
Спасибо, что напомнили.
Это очень важно сейчас понимать.
atollos From: atollos Date: Январь, 21, 2009 13:15 (UTC) (Ссылка)
Об этом надо больше писАть. Ведь практически никто из молодых не представляет картину произошедшего в 93-м году.
otto_valborg From: otto_valborg Date: Январь, 21, 2009 13:54 (UTC) (Ссылка)
Не уверен в необходимости чем-то и как-то гордиться. Но и комплексовать из-за русскости тоже не вижу оснований. Финны не гордятся "Нокией", исландцы - селёдкой. Но все знают, что финская "Нокия" и исландская селёдка - это хорошо.
Это пусть "за бугром" в очередной раз ахнут - "ну, русские в очередной раз дали жару, показали на что способны!" (это про Победу, атомную бомбу, спутник, Гагарина ...). Пресловутое "Oh, these Russians!" ("Ох уж эти русские!") возникло не на пустом месте.
И чем больше будет таких "ахов" (со знаком "плюс") - тем лучше. Пусть они нами гордятся. А уж мы просто скромно не будем возражать и отпираться.
А "безумство храбрых", похоже, действительно очень русская национальная черта. Проблема в том, изо дня в день быть безумно храбрым невозможно. Но уж если припрёт...
cfeet77 From: cfeet77 Date: Февраль, 12, 2009 13:30 (UTC) (Ссылка)

Можем

Можем ли гордиться?

Трудно сказать.

Но, может, где-то в России уже разрабатывают политическую философию, которая призвана ответить и на этот вопрос?

Как думаете, Сергей Георгиевич?
10 комментариев or Оставить комментарий