?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Сесминар: ответ Шубину - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Сесминар: ответ Шубину
А.В. Шубин начал с метафоры корабля как аналога цивилизации. Особой роли эта метафора в докладе не играет, просто упрощает выделение блоков для анализа. Но, согласно А.В. Шубину, этот образ позволяет ему, как психоаналитику, заглянуть в подсознательное – «образ корабля характеризует не реальность, а мышление». Этот образ якобы мог возникнуть только в механистическом мышлении, это регресс в познавательных средствах по сравнению с образом цивилизации как организма. Взамен А.В. Шубин предложил использовать образ Гольфстрима – цивилизация похожа на него тем, что «ни тебе оружия, ни руля, ни даже капитана». Думаю, он пошутил.
А.В. Шубин видит в корабле только машину (а «цивилизация – это социум»). Это – искажение аналогии, достаточно посмотреть доклад.

Корабль – не машина, а сложная социально-техническая система. Можно ли представить себе корабль без команды? А что такое капитан, который прокладывает курс и контролирует эту команду – это разве машина? Так что критику аналогии я считаю слабой. Сам я, повторяю, большой ценности в этой аналогии не вижу, но аргументы А.В. Шубин неадекватны ее слабостям, потому и комментирую.

Теперь про то, что эта метафора позволяет поставить диагноз «нашему мышлению». Оказывается, оно проникнуто «этатизмом и индустриализмом». «Изм», это, конечно, подозрительно, а тут даже два «изма». Но отбросьте эти суффиксы, они всего лишь ярлыки, выражающие негативное отношение. Ну и что останется? Чем плохо, что мы говорим об индустриальном обществе и о государстве?

Ну, скажите, что «цивилизация – это Гольфстрим». Только удивите людей, а познавательная ценность этой аналогии если и обнаружится, то лишь в каких-то очень специфических срезах объекта. Например, если мы вздумаем развить тему: «Почему цивилизации тянутся к Европе, как Гольфстрим?» или «Почему цивилизованность, подобно Гольфстриму, никак не достигнет России?»

Не могу принять следующего тезиса: «Когда корабль переворачивается, это не всегда плохо. Это может быть и целебно для цивилизации». Врач, назначение которого лечить, не должен брать на себя роль судьи и рассуждать, а не будет ли целебной, с точки зрения высших ценностей, смерть этого пациента.

Мы здесь выполняем долг врача в момент болезни нашей цивилизации и государства. Он аналогичен долгу инженера, цель которого - увеличить живучесть корабля. Не его дело решать, заслуживает ли этот корабль остаться на плаву или его лучше утопить. Да, много людей в СССР мечтали уничтожить «империю зла». Такие люди бывают и на корабле. Но они «в кругу специалистов по живучести» не говорят, как полезно было бы перевернуть и утопить корабль. Для этого у них есть другие собрания.

Люди верили Горбачеву как «капитану», а он заявил: «Историческую задачу мы решили: тоталитарный монстр рухнул». Такое мышление верховного правителя страны приветствуется? Это и называется «целебно»?

А.В. Шубин считает, что из метафоры корабля «вытекают некоторые идеологические выводы». Во-первых – «враждебность миру, потому что в мире вокруг нас одни угрозы – вода, которая нас может утопить».

Да откуда это следует, что за странная идея! Корабль – творение культуры, которое соединяет континенты и людей в один мир и в одно человечество, объявляется символом враждебности миру! Мне это кажется чрезвычайно странным. Я поражен.

В докладе говорилось об угрозе отказа машины или радиолокатора, о неумении или бунте команды, об ошибках или измене капитана – все это «внутренние угрозы». У моряков нет и не может быть ненависти к морю и воде. Внешние угрозы, порождаемые морем, льдами и скалами – штатная ситуация. Цивилизации гибнут в результате внутренних слабостей – вот главный тезис доклада!

Вспомним этот доклад. Вот что сказано о фатальных угрозах для нашей цивилизации:

- «Живучесть СССР как цивилизационной ипостаси России была подорвана ошибочными (или вредительскими) действиями капитанов и офицеров корабля».

- «Непрерывная работа по предвидению и конструированию будущего – индикатор жизнеспособности цивилизации. Функция предвидения, в том числе функция распознавания угроз, угасала в 70-е годы».

- «Удалось выработать технологию профанации самого мировоззренческого понятия вызов. Более того, удалось воспитать у населения ненависть к большим мобилизационным программам предотвращения угроз».

- «Важным индикатором жизнеспособности цивилизации является выполнение функции целеполагания. Она также ставит цивилизацию перед вызовом – но не угроз, а надежд. Это – творение национальной апокалиптики того народа, вокруг которого собралась цивилизация… Когда атрофируется этот нерв, иссякает и жизнеспособность цивилизации».

- «Дом, разделившийся внутри себя самого, не устоит».

- «Целеполагание в России вырабатывается в рамках усеченной, вырожденной когнитивной структуры. Достаточно вспомнить о доктрине деиндустриализации России, которая… имела цивилизационное измерение и мощно повлияла на жизнеспособность России».

- «Смена культурно-исторического типа и предопределила резкую утрату жизнеспособности России как цивилизации».

В докладе внешние угрозы практически вообще не рассматриваются. А гляди, какие «идеологические выводы» находят в твоем подсознании, стоит только произнести слово «корабль». Так копнуть - большое и вечно живое искусство.

В конце А.В. Шубин поднял, подобно Козьме Пруткову, проблему флюса. Цивилизационный подход – флюс, но и формационный – тоже, к сожалению, флюс. Хорошо бы в докладах достичь баланса – сказал о цивилизационных кодах, скажи и о смене формаций. Все-таки два флюса не так противно.

Похоже, прогресс гуманитарного знания крепчает. Хочется плюрализма в одной голове. Я представил, как астрономы договариваются о балансе систем Птолемея и Коперника – и сразу поднялось настроение. Поэтому с благодарностью принимаю замечания А.В. Шубина. Конечно, с флюсами пора кончать.

1 комментарий or Оставить комментарий
Comments
From: omarionki Date: Октябрь, 21, 2010 02:58 (UTC) (Ссылка)
Вот и фотки,отдых. .
1 комментарий or Оставить комментарий