?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Рассуждения чайника - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Рассуждения чайника
Изменения в сфере транспортных услуг делают наглядным следующий важный сдвиг в постсоветской хозяйственной системе. В советское время и граждане, и госаппарат привыкли к тому, что системы производства и потребления сбалансированы, и государство своими воздействиями лишь корректирует отклонения от равновесия. Например, в СССР в среднем себестоимость перевозки одного пассажира в метрополитене составляла: в 1980 г. 5 коп., в 1985 г. 5,7 коп., в 1986 г. 6 коп и в 1988 г. 6,4 коп. Три десятилетия себестоимость перевозки колебалась в небольшом диапазоне около величины 5 коп., и установление неизменной цены билета «5 копеек» требовало очень небольшой бюджетной дотации и не составляло проблемы.
В целом хозяйственная система была настроена на плавный рост производства и потребления продуктов и услуг, а также их качества. Этот плавный рост отставал от роста притязаний, и политически активная часть общества и властной элиты добилась принципиальной смены хозяйственной системы («реформа»), а те, кто получил от реформы выгоды, перешли на потребление «высококачественных импортных продуктов». Консервативное большинство не смогло оказать этому противодействия. И через короткое время оказалось, что новая хозяйственная система (неважно, как ее называют) таит в себе механизм непрерывного и неудержимого роста издержек.
Ежегодно растут тарифы на транспортные услуги, рост цены билета намного обгоняет рост зарплат, но пассажирский транспорт остается убыточным, как будто внутри этой системы какой-то зверь пожирает ресурсы. В Москве в 2011 г. билет на метро стоит уже 28 руб., но это покрывало, видимо, лишь около 70% стоимости поездки (в 2009 г. плата за проезд компенсировала 69% себестоимости) . Издержки уже приближаются к уровню западных столиц – при относительно очень низкой оплате работников транспорта, а конца росту цен не видно. И за двадцать лет реформы можно было убедиться, что это – фундаментальное свойство той хозяйственной системы, которая установилась в РФ и на большой части остального постсоветского пространства.
86 комментариев or Оставить комментарий
Comments
rabo_karabekyan From: rabo_karabekyan Date: Октябрь, 28, 2011 04:46 (UTC) (Ссылка)
Потому что образовалась куча непроизводительных расходов: компьютеризация(при етом количество работников только увеличилось), содержание охраны, взятки и т.п. ИМХО, конечно
ray_idaho From: ray_idaho Date: Октябрь, 28, 2011 05:41 (UTC) (Ссылка)
автоматизация - производительная сила, она и в СССР активно развивалась
nut_ok From: nut_ok Date: Октябрь, 28, 2011 06:38 (UTC) (Ссылка)
Расходов куча, а производсства нет, к чему это может привести? Любому ясно.
medved14 From: medved14 Date: Октябрь, 28, 2011 05:44 (UTC) (Ссылка)

вопрос

Чего следует наиболее всего опасаться сегодня отечественным производственным предприятиям? Какого поворота событий?
nut_ok From: nut_ok Date: Октябрь, 28, 2011 06:37 (UTC) (Ссылка)
" целом хозяйственная система была настроена на плавный рост производства и потребления продуктов и услуг, а также их качества. Этот плавный рост отставал от роста притязаний, и политически активная часть общества и властной элиты добилась принципиальной смены хозяйственной системы («реформа»)" Какговорил Лев Николаевич Гумилев, нам было бы проще, если бы не соседство Запада)). Он прав.
supermipter From: supermipter Date: Октябрь, 28, 2011 07:05 (UTC) (Ссылка)
==Какговорил Лев Николаевич Гумилев, нам было бы проще, если бы не соседство Запада)). Он прав.==
Откуда бы вообще все бралось?
НЕ забывайте что даже алфавит стырен с Запада же.
wedmack From: wedmack Date: Октябрь, 28, 2011 08:54 (UTC) (Ссылка)
кроме того сейчас по требованию МВФ запрещено перекрёстное финансирование, потому, к примеру, пассажирские перевозки на РЖД стали убыточными, а при советской системе они компенсировались из грузоперевозок.
так же, с увеличением количества фирмочек, на которые раздербанивают все крупные предприятия, увеличивается количество пароазитарного менеджмента с неслабым аппетитом.
alexandre_putt From: alexandre_putt Date: Октябрь, 28, 2011 09:18 (UTC) (Ссылка)
Любопытный случай архаизма мышления. Как будто структура издержек зависит от формы собственности, а не от технологии и условий производства. А в пример изъянов рынка приводится государственное предприятие и естественный монополист, деятельность которого регулируется всё тем же государством, в лапы которого нас влекут авторские строки.

"В советское время и граждане, и госаппарат привыкли к тому, что системы производства и потребления сбалансированы"

Да уж конечно, никаких очередей и дефицита. Автор очевидно обращается к несмышлёным детям.
boris_vit From: boris_vit Date: Октябрь, 28, 2011 09:50 (UTC) (Ссылка)
Мигелизируетесь...
nadekuk From: nadekuk Date: Октябрь, 28, 2011 10:04 (UTC) (Ссылка)
дефицит это уже наследие 80х
в 70х народ вполне прилично питался и жил в ОТДЕЛЬНОЙ квартире

вы наверно колбасный иммигрант если для вас "очереди и дефецид" является первым приоритетом?
azart_ude From: azart_ude Date: Октябрь, 28, 2011 13:37 (UTC) (Ссылка)
чтобы уехать в Москву на каникулы, я всегда в СССР стояла в кассы в очередях - и на ЖД, и в авиа. правда. в конце 80-х стали внедрять какую-то систему, очереди везде уменьшились.
Но! Я к 1990 г. объездила почти весь СССР: от Минска до Камчатки, от Алма-Аты до Ленинграда, не взирая на очереди. Это было доступно. И по путевкам, и в гости. и "дикарем" - в каждые каникулы в школе, а потом и в вузе.
Сейчас поколение 20-30-летних дальше соседнего города чаще не ездила. Редко, кто был в Москве. Вот бывают в Китае (шоп-туры за шмотками).
Причем просвета нету, цены на билеты растут и растут, и края не видно. Причем, если падает пассжиропоток, т.е. - происходит снижение спроса - цены опять же взвинчиваются! Хотя нам же говорили, что по закону классического капитализма уменьшение спроса ведет с падению цен! Ни хрена, высокой ценой владельцы пытаются добрать прибыль с тех, кто все же ездит.
Система реально неэффективна.
И так везде.
miguel_kud From: miguel_kud Date: Октябрь, 28, 2011 17:48 (UTC) (Ссылка)

Опять схоластика пошла

Назвать советскую систему производства и распределения сбалансированной можно только в порядке чёрного-чёрного юмора. Оставим очереди за маслом, ограничимся транспортом. Ведь в данных о "себестоимости" в пять копеек учтены только операционные издержки, не включающие затраты на обостройство инфраструктуры и приобретение подвижного состава. Дотационность была заложена в основу деятельности как «Горэлектротранспорта» Чебоксар, так и московского ордена Ленина метрополитена имени Ленина. Это автоматически означало повсеместно мизерные цены на проезд – 3, 4, 5 копеек, не покрывающие фактические затраты ни троллейбусного депо, ни метрополитена. При этом затраты на строительство метрополитена на порядки превышали затраты на устройство троллейбусной линии. Кто оплачивал удовольствие, доступное столичным жителям? Центральный (или как бы сейчас сказали – федеральный) бюджет, который формировался, в том числе, и за счёт чебоксарских предприятий. За исключением единичных транспортных систем, обильно орошаемых денежным дождём по соображениям престижа, транспорт в подавляющем большинстве городов сидел на голодном пайке. Закупка подвижного состава осуществлялась, исходя из мнения начальства о необходимости транспорта в данном городе, а не потенциальной доходности транспортного предприятия на организуемых или расширяемых маршрутах. Старые или просто негодные по качеству, битком набитые автобусы или троллейбусы – вот, что было «товаром», доступным большинству населения за «символический» пятачок.

Промежуточный абзац с привычной идеологизированной демагогией на тему "новой хозяйственной системы" я бы оставил без комментариев, а вот последний абзац заслуживает краткого рассмотрения:

>Ежегодно растут тарифы на транспортные услуги, рост цены билета намного обгоняет рост зарплат, но пассажирский транспорт остается убыточным, как будто внутри этой системы какой-то зверь пожирает ресурсы.

Так ли это хотя бы в среднесрочной перспективе? В середине 90-х зарплаты моей сестры, например, в точности хватало на проезд до работы и обратно. Возможно, приведённый в абзаце пример паразитирующей Москвы, являющейся чемпионом по оприходованию народных денежек, нерепрезентативен.

>Издержки уже приближаются к уровню западных столиц – при относительно очень низкой оплате работников транспорта, а конца росту цен не видно. И за двадцать лет реформы можно было убедиться, что это – фундаментальное свойство той хозяйственной системы, которая установилась в РФ и на большой части остального постсоветского пространства.

Опять бессодержательная демагогия на тему "хозяйственной системы" пошла! Это, как у марксистов: когда нечего сказать по существу народнохозяйственных проблем, начинают рассуждать о производительных силах и производственных отношениях. Вот только, пока философы рассуждали о "хозяйственных системах", нормальные эксперты рассмотрели явление в рмках конкретных моделей. И объясняют происходящее совершенно другим языком. Например, опережающее повышение цен неторгуемых (необмениваемых) товаров, к которым относится проезд на транспорте, связано с т.н. эффектом Баласса-Самуэльсона, который в российском случае вызван очередным обострением "голландской болезни". Так что не в хозяйственной системе "вообще" дело, а в её конктретных чертах, которые усугубляют воздействие на нашу экономику "голландской болезни". Ну и плюс перекосы в работе транспорта, связанные с субсидированием общественного транспорта, отказом от финансирования дорог за счёт акцизов, от платных парковок, от взимания платы за въезд в центр и т.д. И плюс московская специфика, вызванная отказом взимать налог на недвижимость. Но ведь СГ, кажется, смеялся где-то над упоминанием "голландской болезни", не так ли? А что он писал про акцизы и парковки, налог на недвижимость, все мы неплохо помним.
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Октябрь, 29, 2011 07:39 (UTC) (Ссылка)

Кошмар

Сегодня приснился страшный сон, действие проходило в московском метро. Точно помню, что цена билета там была 48 руб.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Октябрь, 29, 2011 07:42 (UTC) (Ссылка)

Re: Кошмар

Плюньте, в кого следует, через левое плечо.
vn_moiseev From: vn_moiseev Date: Ноябрь, 20, 2011 06:25 (UTC) (Ссылка)
Сейчас есть ещё одна статья расходов - прибыль капиталиста, которой раньше не было. Ему нужно как-то изымать из экономики средства для себя.
86 комментариев or Оставить комментарий