?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Наши реликты советского сознания - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Наши реликты советского сознания
Эта болезненная тема встала в начале 90-х, когда вырабатывалась идеология КПРФ. Тогда мало кто мог выразить эту проблему в ясных современных понятиях. Те «продвинутые», кто могли, находились по «другую сторону баррикады». Я понятиями и концепциями не владел (даже о Грамши еще не слышал) и объяснялся кустарным способом, «на языке родных осин». В результате довольно быстро возник конфликт с «профессорами научного коммунизма», которые остались по нашу сторону баррикады. При всем уважении к этой их позиции, приходилось с ними спорить, потому что они, по моим расчетам, загоняли левую оппозицию в когнитивный тупик. Это было видно не из теории, а из массива эмпирических данных.
Меня перестали печатать, я перестал спорить и обижать уважаемых людей и даже признал, что лучше их не трогать – это им только вредило, пусть делают то, что могут. Но в интернете читатели и собеседники уже в основном – нового поколения. А проблема осталась. Думаю, что о ней можно и надо говорить, раны будут не слишком глубоки. Речь вот о чем.
Русская революция и большие советские программы, начатые до 50-х годов (включая войну) были совершены людьми конкретного и редкостного культурно-исторического типа, в мировоззрении и культуре которого произошел синтез структур традиционного общества (православия, космизма, общинного коммунизма и пр.) с модерном (Просвещением, равенством и системным мышлением). Традиционные представления о человеке и обществе были усилены идеологией. Все мы неверно оценивали устойчивость и изменчивость культурных и духовных структур. Люди и их общности в 60-80-е годы быстро изменялись, сами того не осознавая. Они говорили на привычном языке советских понятий, а чувствовали уже по-иному. Поэтому и была принята «на ура» перестройка Горбачева, которая в свою очередь резко усилила расщепление сознания и «дала язык чувствам». Общество погрузилось в двоемыслие (устояли колхозники и менее образованные люди).

В 90-е годы сформировался необычный культурный тип, по выражению социолога Тощенко, человек с парадоксальным «сознанием-кентавром». Он не принимает нынешний режим и тоскует по советским принципам жизнеустройства – и в то же время отвергает глубинные советские структуры, на которых это жизнеустройство стояло.
А что же мы, кто пытается мысленно освоить эту реальность и выработать проект ее исправления? Мы берем те слова и жесты этого кентавра, которые выражают его «советские» архетипы, и создаем идеализированный образ человека, приверженного идеалам справедливости и солидарности, но обманутого и обобранного Горбачевым, Ельциным, Путиным и т.д. Надо, мол, только дать этому человеку обновленную идеологию, и он горы свернет.
В нас жив укорененный в советском обществоведении эссенциализм – вера в наличие у «нашего человека» неизменных культурных и духовных сущностей, которые надо лишь разбудить и активизировать магическим словом. Мы его пока что не нашли, но скоро найдем. Общаясь с нашими левопатриотическими идеологами, вынужден признать, что они практически все мыслят в духе такого эссенциализма. Потому-то двадцать лет и не велось никакой работы в сфере мировоззрения, а искались магические слова. Печально, что и в Белоруссии, где для такой работы имелись благоприятные политические условия, она не велась. Да что говорить, на Кубе то же самое.
Выскажу неприятную и обидную гипотезу. Но перед глазами много примеров. Похоже, что изживание этого расщепления сознания эффективнее происходит с «перегибанием палки»: многие молодые люди, с энтузиазмом окунувшись в либерально-демократическую антисоветскую утопию, глубоко ее пережили и рационально укрепили свои «советские архетипы». Это не значит, что они в социальном плане отвергли нынешний порядок (например, бросили свое предпринимательство и пр.). Но это – кадры проекта возвращения России на траекторию, по которой прошел СССР. Без ностальгии и фундаментализма, без утопии имитировать старые порядки. Я думаю, что таких «вернувшихся» будет все больше и больше, хотя наши ортодоксы их старательно отгоняют.
В общем, это лишь один из срезов целой системы причин, по которым не удастся ни создать партию по старым шаблонам, ни выработать идеологию на основе советской, ни использовать эстетику раннего СССР – хотя все это надо знать и понимать, как это работало.
И стоит задуматься, почему уже почти полвека как стали угасать и угасли компартии почти везде, где они не успели срастись с государственной властью. Их язык перестал отвечать структуре сознания, и их программы стали похожи на религии, в которые уже не верят ни священники, ни прихожане. Такие религии долго живут, выполняя другие важные функции. Поэтому и священники, и прихожане выполняют необходимые ритуалы. А компартии съежились до небольших сект, которые поддерживают на случай бедствия. Они, как считается, сохраняют тайное знание о солидарном переживании катастроф.


113 комментариев or Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
From: pahmutova Date: Май, 13, 2012 09:14 (UTC) (Ссылка)
Верно.
Прямо про меня написано в предпоследнем абзаце.
flitched9000 From: flitched9000 Date: Май, 13, 2012 09:26 (UTC) (Ссылка)

Новые мысли

приходят в толщу при новом образе жизни.
По сравнению с XIX в. AD наблюдается involution.
Без прорывов в разработке нового образа жизни, всё сведётся к ностальгическому хныканью образца "травка была зеленее, небо -- синее...".
Как ни странно, "конструкторы" киборгов могут таки завести табун...
(Удалённый комментарий)
dedeg0r From: dedeg0r Date: Май, 13, 2012 15:50 (UTC) (Ссылка)
Да-да-да! Марксизм тормозит развитие общества, а закон тяготения, описывающий взаимодействие масс, срывает космическую программу. Закон Ома превращает все, в него, в мертвое и нежизнеспособное.

Сударыня, голубушка, марксизм - лишь описание устройства мира, марксизм - наука о мире, как физика, понимаете? Как же марксизм может быть не живым учением, ежели он не стоит на месте, а изучает реальный мир? Какие же догмы у марксизма? Марксизм, наоборот, верифицируется практикой, каждой секундой и каждой молекулой реальности.

Но, да, впадать в экзальтацию от марксизма не получится. Ибо это не красивые идеи, не болтология, а скучная и точная наука.
fadeev From: fadeev Date: Май, 13, 2012 10:24 (UTC) (Ссылка)
Мне было 15 лет когда развалился СССР, моё детство прошло в стране советов. Помню как в возрасте 10-ти лет я искренне считал что мне повезло родится в советском государстве. Если бы меня спросили сейчас, нравится ли мне то время, я бы ответил что да, и рассказал бы много хорошего о том времени. Но при этом, я не за какие коврижки не хотел бы жить в том времени и той стране. Те из молодых, кто так восхищается советским временем, в нём попросту не жили, и знают об этом только из разговоров. Но как только они добьются перемен и столкнуться с советской реальностью, испытают её на своей шкуре, вот тогда из них получаться очень хорошие контрреволюционеры. Не зря ведь Сталин был вынужден избавится от троцкистов и иных романтиков революции. Жаль мне этих новых романтиков, впрочем каждый добровольно делает этот выбор, а значит и расплата будет вполне справедливой.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Май, 13, 2012 10:40 (UTC) (Ссылка)

Невозможно вернуться в то время, оно же было для

других людей. Утопия возвращения - это и есть реликт советского сознания, которое и привело к краху СССР, а вовсе не гонка вооружений или нехватка колбасы.
yuri_p From: yuri_p Date: Май, 13, 2012 10:41 (UTC) (Ссылка)
Очень хороший текст, Сергей Георгиевич.

Идеи, лозунги были превосходные, но общественные отношения (правила игры) им не соответствовали.

Провозглашалась общенародная собственность - в реальности народ был от собственности отчужден.
Провозглашалась народная власть - в реальности власть принадлежала слою номенклатуры.
Провозглашалось строительство коммунизма - в реальности все большее значение придавалось экономическим методам.
Провозглашался идеал "комиссаров в пыльных шлемах" - в реальности ряды "большевиков" насыщались негодяями и приспособленцами.

Значит, наша задача - выработать новые, принципиально отличные от советских, правила игры, которые соответствовали бы на деле замечательным лозунгам советской эпохи.

У Вас есть такие правила игры?
dedeg0r From: dedeg0r Date: Май, 13, 2012 17:29 (UTC) (Ссылка)
Вы уж извините за наивный вопрос, но Вы в какой стране-то жили? Если в СССР, то вижу два разумных объяснения Вашим тезисам. Или Вам отформатировали мозги пропагандой, или Вы сами работаете на антисоветскую пропаганду за потупчиковские грошики.

Народ был отчужден от собственности? Т.е., не пользовался общенародной собственностью? Не были еще царские дворцы забиты отдыхающими, как и другие санатории? Не по карману было пенсионерке слетать к сыну в Москву с Сахалина? Не лечили всех и каждого всеми доступными средствами? Не поступали дети из глухих деревень в МГУ и МИФИ? Да что за бред!

Нет, если хочется не создавать, а распилить и сдать на лом, то - да, такого доступа к собственности не было. И крыс, которые боролись с подобным "отчуждением", ради неукротимой своей тупой жадности, - били.

Власть не принадлежала народу? То есть, принимались и реализовывались антинародные решения? Активно велась деиндустриализация, рушились системы образования, здравоохранения? Принимались законы, разрушающие техносферу? Ну-ну, гражданин пропагандист, рассказывайте дальше.

А уж строительство коммунизма противопоставлять экономическим методам - это вообще конфетка. Идея, достойная пера Суркова. Типа коммунисты - дураки, экономику не признают? Браво!

Четвертый тезис - из той же оперы. На полутонах, на ассоциациях работаете, как опытная гадалка-мошенница.

...А лозунги как раз были слабоватые. Надо было проще и яснее доносить суть марксизма. "Больше сделаем - богаче будем", "Видишь крысу - убей". Все остальное проистекает из этих лозунгов, из эффективности и защищенности.
From: redgradov Date: Май, 13, 2012 10:42 (UTC) (Ссылка)
Бог с ним, с эссенциализмом, но люди с "сознанием-кентавром" - реальность. Как реальны до сих пор теоретики, призывающие соединить "белое" с "красным", и советское с антисоветским.
Я согласен, что коммунистическая идея, как заклинание, не работает, не увлекает. Но есть ещё реальный практический опыт солидарной жизни, наработанный при советской власти. Задача теоретиков-патриотов: показать как сегодня можно решить сегодняшние, на порядок более сложные проблемы, в рамках всё того же солидарного, но, естественно, на порядок более сложного социалистического общества.
Если об этом не могут договорится теоретики, то зачем тыкать пальцем на неискушённых в теории людей, которым страна должна быть благодарна хотя бы за то, что до сих пор ещё существует.
kajaleksei From: kajaleksei Date: Май, 13, 2012 11:50 (UTC) (Ссылка)
Связь коммунизма с культурными и духовными структурами человека была очевидна и для классиков. Но в дальнейшем развитие теории прекратилось, а процесс воспитания в духе "коммунистических идеалов" был брошен на самотек и заменен очковтирательством. Для современного человека, особенно западного, идеалы коммунизма противоречат его духовной сущности и воспринимаются как враждебные и атичеловеческие. Это резултат продолжительной и эффективной (в отличие от советской) буржуазной пропаганды. Беда в том, что общества, где сумели выкорчевать из сознания своих граждан все коммунистические корни, оказались в итоге нежизнеспособны. Поэтому западный мир оказался на грани гибели и путей спасения пока не видно.
С практической точки зрения, у нас два выхода, или попытаться создать реинкарнацию СССР (не дай бог СССР 2.0), или погибнуть вместе со всем остальным миром. И у того и другого пути есть свои плюсы.
alexdenter From: alexdenter Date: Май, 14, 2012 06:16 (UTC) (Ссылка)
Почему «не дай бог СССР 2.0», ведь за этим стоит та же реинкарнация, но лишенная «вирусов» развала?
zoom1 From: zoom1 Date: Май, 13, 2012 12:16 (UTC) (Ссылка)

Перекосы сознания

<<< не принимает нынешний режим и тоскует по советским принципам жизнеустройства – и в то же время отвергает глубинные советские структуры, на которых это жизнеустройство стояло. >>>

тоскует по принципам - а отвергает структуры.

не принимает нынечний режим - и не хочет возврата в советское жизнеустройство.

Классический загон: постановка неискушенного читателя перед ложной альтернативой и внушение ему необходимости сделать выбор из двух зол.
http://zoom1.livejournal.com/38093.html


Edited at 2012-05-13 12:19 (UTC)
lucia979 From: lucia979 Date: Май, 13, 2012 12:55 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич, я поместила вашу заметку в ГП и народ живо отозвался.
valery_5 From: valery_5 Date: Май, 13, 2012 15:34 (UTC) (Ссылка)

устояли колхозники и менее образованные люди

Это люди, в среднем морально не разложившиеся до степени горожан мегаполисов, и "интеллектуалов" в первую очередь. В сочетании с трезвостью мышления (несмотря на хохмачество известных прослоек по поводу беспросветного русского пьянства) и ориентацией на здравый смысл это однозначно предопределило их отношение к махинациям горбачёвщины. Среди интеллигентов тоже было некоторое количество таких людей, что, в частности, подтверждается примером деятельности СГКМ.
valery_5 From: valery_5 Date: Май, 13, 2012 15:43 (UTC) (Ссылка)

приверженного идеалам... но обманутого и обобранного Г

Действительно, зачем представлять людей этакими недалёкими чудаками, или попросту дурачками? Для них это, конечно, удобно задним числом, но совершенно бесперспективно для выработки стратегии и тактики переформатирования жизнеустройства РФ.
blprizrak From: blprizrak Date: Май, 13, 2012 16:05 (UTC) (Ссылка)
Я по натуре - совок. Причем со временем становлюсь совком все более сознательным. Но при общении с представителями левых партий бывает тяжеловато и именно из-за языка. Уже в позднее брежневское время этот заорганизованный, шаблонный язык был одним из факторов отчуждения от власти, создался тип эдакого организатора, который вел себя искусственно и видом, и словами отталкивал и от себя, и от идей, которые проповедовал. Приведу аналогию: когда подготавливал дипломный проект, то мой преподаватель, с которым я работал, помогала мне составить пояснительную записку: я излагал свою идею, а она переводила их на особый язык, который подобает подобным документам. Я подивился: "Вот это да!", а преподаватель мне ответила: "Да, надо владеть этим сухим языком".
И вот партия в СССР тоже в итоге выработала подобный высохший язык, который уже не связывал ее с народом, а был некой вещью в себе. К сожаления, я частенько обнаруживаю, что многие нынешние коммунисты не смогли от такого языка избавиться - и совершенно напрасно.
В 90-е годы был такой опыт. У нас в районе коммунисты проводили пикет. Я подошел к ним, поговорил, обменялись контактами. Через некоторое время мне позвонили, пригласили на встречу. Приехал. И вот тут начался спектакль. В числе приглашенных было несколько человек. Нас построили строем, повели в свой штаб. Это уже неприятно напрягло. Затем вышел организатор, и стал говорить с нами тем самым шаблонным, сухим языком позднего брежневизма. Стало очень тоскливо... И это при том, что многие идеи я с этим организатором разделял. И создалось ощущение, что многие товарищи никак не осознали урок государственной катастрофы, не сделали выводов...
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Май, 14, 2012 00:13 (UTC) (Ссылка)
Мертвый, ритуальный язык мертвой идеологии - самое успешное орудие перестройки. Все живое бежало и хоронилось.
miguel_kud From: miguel_kud Date: Май, 13, 2012 18:55 (UTC) (Ссылка)

Почему угасли компартии

На тему причин политической импотенции коммунистов есть такой анекдот. "Мерседес" выкупил ЗАЗ и решил организовать там нормальное производство. Поменяли руководство, технологию, проект - а на выходе "запорожец". Обновили тогда оборудование, внедрили новую организацию - а на выходе "запорожец". Наконец, перестроили весь завод, завезли новое оборудование, полностью сменили персонал до последнего рабочего, а на выходе - "запорожец".

Рядом на холмике сидят-посмеиваются бывшие директор и главный инженер завода, уволенные в самом начале, и первый говорит второму:
- Я же тебе говорил, что место - проклятое. А ты всё: "Руки из жопы! Руки из жопы!"...

К чему я, собственно, всё это говорю. Сама идея коммунистической партии - это "проклятое место". Руководители КПРФ и КПУ, конечно же, хрюши, но во многом они обречены повторять одни и те же ошибки. Поскольку сами загнали себя в ловушку, подняв знамя неверной идеологии. Коммунистическая идеология заставляет лидеров этих партий представлять положение дел в терминах противостояния "трудящихся" и "буржуазии", в терминах эксплуатации человека человеком, в терминах незаслуженности всякого богатства и необходимости снабжения бедных только за то, что они бедные, - ясно же, что из этого пустого места не будет ни одного верного вывода. Хуже того, например, украинские левые вынуждены повторять штамп местных СМИ и популистских политиков, будто режим на Украине - "олигархический", а это уже такая неадекватность, что каждое её произнесение вслух отбирает часть интеллектуальных способностей. И туда же катится ПСПУ с её громкой фразой (при всём моём личном уважении к Витренко).

...Да, так вот. Я просто не представляю, какой другой могла бы быть политика КПРФ. Стать ультррраррреволюционной партией и сомкнуться с болотными тварями? Троцкизм в чистом виде и помощь Госдепу. Отказаться от явного неадеквата про противостояние трудящихся и буржуазии, перейти на цивилизационный язык и бороться за воссоединение русского народа? Так название партии и заложенная в основу идеология не позволят. Зюганов много полезного сделал на этом пути, допустив частичный дрейф КПРФ к национально-патриотической идеологии, но есть объективные ограничения, обусловленные тем, что партия - коммунистическая и по генезису, и по названию. Чёрного кобеля не вымоешь добела.

Мораль такая, что нефиг было с самого начала связываться с коммунистической идеологией, а если уж, по дурости, связались, то надо было ещё несколько лет назад от неё отойти. Принятое в связи с идеологией наследие бородатых шаманов с их бредовой теорией и Бланка-Крупского с его врождённым предательством даром не проходит. Ну, нельзя одновременно ругать ЕБНа за Беловежье и нести цветочки к Мавзолею главному расчленителю России.

КПУ и КПРФ - прокляты, точнее, сами взялись нести на себе проклятие. Вовремя не отказавшись от коммунизма, они уже объективно не могут преодолеть ленинское наследие, так же как не может преодолеть ельцинское наследие Путин, не посмевший отменить приватизацию и наказать разрушителей СССР. И ругать их на этом этапе уже нет смысла, потому что лучше ни Зюганов, ни Симоненко не станут, как не смогут прыгнуть выше головы. Надо дать левой идеологии тихо умереть своей смертью. Она несовместима с долгосрочным сохранением и развитием России и русской культуры.
proseka199 From: proseka199 Date: Май, 13, 2012 19:20 (UTC) (Ссылка)

А какая, по-Вашему, совместима?

>Надо дать левой идеологии тихо умереть своей смертью. Она несовместима с долгосрочным сохранением и развитием России и русской культуры.

А какая, по-Вашему, совместима?
kot_maslow From: kot_maslow Date: Май, 13, 2012 20:09 (UTC) (Ссылка)

Заклинания для кентавров

"А что же мы, кто пытается мысленно освоить эту реальность и выработать проект ее исправления? Мы берем те слова и жесты этого кентавра, которые выражают его «советские» архетипы, и создаем идеализированный образ человека, приверженного идеалам справедливости и солидарности, но обманутого и обобранного Горбачевым, Ельциным, Путиным и т.д. Надо, мол, только дать этому человеку обновленную идеологию, и он горы свернет".

Охохо, получается, что кентавры жаждут заклинаний, а масса умных людей ищут эти заклинания, но фишка в том, что никакие заклинания больше не действуют.
valery_5 From: valery_5 Date: Май, 14, 2012 17:28 (UTC) (Ссылка)

Re: Заклинания для кентавров

На "оранжевых" хохлов и арабов заклинания, возможно, действовали. На крестьян начала ХХ века - нет однозначно. Не заклинания действуют, а "жареный петух", жизненная необходимость. А вот "масса умных людей" должна не заклинания искать и самоутверждаться, а вспомнить о совести (было такое понятие) и подготовиться к моменту или времени "Х", чтиобы попытаться обеспечить руководство и проч.
Viktor Mihalev From: Viktor Mihalev Date: Май, 13, 2012 23:34 (UTC) (Ссылка)
СССР нужно было реформировать и все бы жили распрекрасно, а теперь мы оказались в деградировавшей, разлагающейся стране, власть в которой захватили бандиты!
113 комментариев or Оставить комментарий
Страница 1 из 2
[1] [2]