?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Как показывает опыт, многие вещи приходится повторять и повторять - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Как показывает опыт, многие вещи приходится повторять и повторять
Видно, к ним надо привыкнуть. Поэтому выкладываю небольшой текст (тоже из ЛГ) 2007 года - простите, кто читал. Тут очень простые вещи, но даже умным и уважаемым людям кажутся странными. В общем, вот:

Что удалось совершить России на той траектории, на которую ее толкнула советская Октябрьская революция? В чем этот проект потерпел крах? Нам надо понять это, чтобы предвидеть будущее. Нельзя же вечно топтаться на распутье – глупо народу вымереть в этом топтанье.
Философским основанием Октября был общинный крестьянский коммунизм (покрытый тонкой пленкой марксизма, но сейчас не о пленке). Революцию совершили общинные крестьяне (авангардом была их молодая часть в солдатской шинели) и рабочие из крестьян, мобилизованные на заводы во время войны. Это было подавляющее большинство русского народа, исключительно высокоорганизованное (в общине, армии и трудовом коллективе завода) и на пике духовного и культурного подъема. По словам Грамши, этот тип русского человека как будто вобрал в себя духовную энергию трудящихся всего мира, накопленную за 300 лет.
Этот человек подобрал себе наиболее подходящую из имеющихся партий, назначил командиров и даже набрал отряды этнических маргиналов для выполнения грязной работы, без которой не обходятся революции. Именно в свой проект он загнал и отобранных вождей (Ленина, Троцкого, Сталина и пр.). Как сказал об этой истории Брехт, «ведомые ведут ведущих».
Таким было ядро русского народа в первой половине ХХ века. Судить его с либеральными критериями сытого интеллигента горбачевской формации или со шкурными и гедонистическими критериями нынешнего «рыночника» – глупо. Вся антисоветская риторика последних двадцати лет – свидетельство глубокого интеллектуального регресса.

С этим ядром России удалось вновь собрать империю, сплотить ее в новом типе межэтнического общежития, провести модернизацию села и индустриализацию, создать прекрасную школу, науку и армию. В общем, построить новаторские и высокоэффективные институциональные матрицы, которые сделали СССР сверхдержавой и обеспечили воспроизводство и прирастание здорового и образованного народа в независимой стране с высоким уровнем безопасности от главных видимых на тот момент угроз.
В то же время в советском проекте была заложена предпосылка его краха, признаки которого появились уже в середине 50-х годов и приобрели системный характер в 70-е годы. Суть ее я вижу в том представлении о человеке, которым был проникнут общинный крестьянский коммунизм и которое было усилено положениями марксизма, унаследованными от классической немецкой философии (она и непосредственно, помимо марксизма, повлияла на сознание русской интеллигенции). Это представление, корнями уходящее в Православие, сложилось и развивалось в русле примордиализма.
Иными словами, безымянные миллионы творцов советского проекта верили, что человеку изначально присущи качества соборной личности, тяга к правде и справедливости, любовь к ближним и инстинкт взаимопомощи. В особенности это присуще русскому народу – таков уж его «национальный характер». А поскольку все эти качества являются сущностными духовными субстанциями русского национального характера и даны ему изначально (примордиально), то они и будут воспроизводиться из поколения в поколение вечно. Эта вера была лишь укреплена марксизмом, который добавлял к ней фактор благоприятного воздействия справедливых производственных отношений.
Ложная вера породила ошибочную антропологическую модель, положенную в основание советского обществоведения и практики жизнеустройства. Исторически обусловленные культурные устои русского народа, присущие ему в период становления советского строя, были приняты за его природные свойства. Требовалось лишь освобождать их проявление от наслоений проклятого прошлого и очищать от «родимых пятен капитализма». Задачи «содержания, ремонта и модернизации» этих устоев в меняющихся социальных и культурных условиях (особенно в «агрессивной среде» холодной войны) не только не ставилось, но и сама эта постановка вопроса отвергалась с возмущением. Как можно сомневаться в крепости устоев! И правящая элита, и все советское общество если и видели проблему, то лишь в более искусной идеологической работе, то есть в качестве воздействия на поверхностные слои общественного сознания.
Поэтому так популярны были умелые демагоги типа Бовина и Цветова – они «рассказывали интересно» и говорили «идеологически правильные вещи», поругивали капитализм. Как их рассказы действовали на «устои», никому и в голову не приходило, ибо верили, что устои эти были даны свыше и подвергаться эрозии не могли. Если возникало локальное социальное недовольство (как в случае со «стилягами» в 50-е годы), то оно считалось аномалией, порожденной избалованностью одних и неразвитостью других. Первых надо слегка наказать, другим помочь разобраться («товарищи не понимают»).
Если считать периодичность смены поколений за 12 лет, то эффективности крестьянского коммунизма как мировоззренческой основы советского строя хватило на 4-5 поколений. Советские люди рождения 50-х годов вырастали в новых условиях, их культура формировалась под влиянием кризиса массовой урбанизации и мощного потока образов и символов с Запада. К концу 70-х годов на арену вышел социокультурный тип, фундаментально отличный от предыдущих поколений. Если бы советский проект исходил из рациональной и реалистичной антропологической модели, то за 50-60-е годы вполне можно было бы подтянуть сознание к бытию. Это значило выработать и новый язык для разговора с грядущим поколением, и отвечающие новой реальности формы жизнеустройства, и новые элементы культурного ядра, необходимые для легитимации советской системы в целом.
Тогда бы не произошло той утраты культурной гегемонии, которую советский строй пережил в 80-е годы. А значит, мы преодолели бы кризис и продолжили развитие в качестве независимой страны на собственной исторической траектории. Вместо этого возникло неустойчивое равновесие, на которое просоветские силы не сумели воздействовать, а небольшое антисоветское меньшинство им эффективно воспользовалось. Для свержения советского строя и не требовалось, чтобы массовое сознание стало антисоветским – достаточно было, чтобы оно перестало быть активно благожелательным.
С задачей удержания культурной гегемонии советский строй не справился, и в этом важном отношении весь проект оказался дефектным, вырожденным. То, что интеллигенция в момент кризиса не проявила спасительной рефлексии, не смогла понять и объяснить суть болезненного состояния советского общества, а наоборот, примкнула к его губителям, есть историческая ошибка и историческая вина интеллигенции как профессионального интеллектуального сообщества.
Следствием этого выбора являются не только разрушение страны и массовые страдания людей в период разрухи, но и риск полного угасания русской культуры и самого народа. Ибо мы сорвались в кризис в таком состоянии, что он превратился в «экзистенциальную ловушку». Прежняя траектория исторического развития опорочена в глазах молодых поколений, и в то же время никакой из мало-мальски возможных альтернативных проектов будущего не получает легитимности у критической массы населения. Взгляните хотя бы на самый щадящий вариант будущего – «суверенную демократию». При ней ресурсов отпустят для жизни очень небольшого «демоса», а «охлос» переселится в мир иной быстро – никто и не заметит.
Мы оказались в положении цивилизации, которая подрезала свои собственные корни, но не может сосуществовать с несущими конструкциями иных цивилизаций. Наши богатства и часть человеческого материала могут быть разделены между другими, пока что жизнеспособными цивилизациями, но России уже не будет. Будет, конечно, учрежден бантустан с названием «Россия», населенный общностью людей, называющих себя русскими, но это другая история. Те, кто переживет этот «переходный период», по необходимости должны будут стать врагами исторической России и ее культуры – врагами Пушкина и Толстого, Менделеева и Гагарина. Да эта тенденция уже видна в «продвинутой» части населения нынешней РФ. Небольшая секта «старых русских» уйдет в катакомбы и будет мягко устраняться с земли посредством искусственного отбора.
Таков итог антисоветского поворота конца ХХ века. Наших радикальных западников в нем нельзя винить строго – они искренне ненавидели «империю зла», как ненавидели ее в монархическом облике кадеты-либералы Февраля 1917 г. Пусть их позитивный проект превратить Россию в «Запад второго сорта» оказался утопическим, это не так важно. Ими двигала мессианская идея уничтожения «совка». Шанс, что эта их миссия будет выполнена, даже ценой исчезновения русского народа, дает им право умереть с чистой совестью воина, исполнившего свой долг. В самом неприглядном положении оказались антисоветские патриоты России. Их решение помочь Западу уничтожить СССР, чтобы возродить «Россию, которую они потеряли», было следствием несусветной глупости. Так что они и в гробу должны будут кусать свои иссохшие локти.
Ну, а мы, наследники советского строя, еще поборемся. Период шока от культурной травмы поражения проходит – постсоветская молодежь этой травмы не испытала и может мыслить рационально. Персонал массивной организованной системы - государственного аппарата - тоже настроен жить, а единственное место на земле, где он может заработать на жизнь, это Россия. Значит, есть контингент, обладающий необходимыми качествами и мотивами для того, чтобы Россию спасти и вытащить из кризиса. Путем перебора альтернатив этот контингент разумных и дееспособных людей неизбежно придет к выводу, что единственный способ осуществить это – восстановление главных систем советского строя. Какие при этом будут навешаны на него идеологические побрякушки, не так уж важно. Тут есть большие возможности для союзов и компромиссов.
Если русская молодежь и чиновничество хотят выжить как этническая общность, они должны преодолеть свое внушенное им отвращение к «совку» и рассмотреть все варианты будущего хладнокровно.



65 комментариев or Оставить комментарий
Comments
gptu_navsegda From: gptu_navsegda Date: Октябрь, 29, 2012 12:51 (UTC) (Ссылка)
Сергей Гергевич, если хотите немного грустно улыбнуться, то можете оценить масштаб мышления идеологической машины СССР 70-х.
Чиновники придумали как заполнить пустующую нишу приходских попов в социальной структуре специальными "педагогами при Жэках", "заведующими красными уголками", а оплачивать их услуги по коммунальной платежке

http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17/10.html

Вот такое вот чиновничье мышление:(

Edited at 2012-10-29 12:52 (UTC)
_zaratustra_ From: _zaratustra_ Date: Октябрь, 29, 2012 12:56 (UTC) (Ссылка)
>> Ну, а мы, наследники советского строя, еще поборемся.
----
На незашоренный взгляд у Вас столько общего с Кургиняном и его оценкой, что становится странно, что вы оба этим не пользуетесь. Один зачем-то достает из пыльного шкафа Бахтина и сотрясая им через Кожинова не "рукопожимает" другого.
Я решительно не понимаю почему не ставится цель "найти общие пункты, помириться и действовать сообща".
Вам наверное об этом 1000 раз уже говорили, но все же...
А так, да, поборитесь, каждый в своем "пионерском кружке"...
From: akovalevskiy Date: Октябрь, 29, 2012 13:42 (UTC) (Ссылка)
Вероятно у некоторых имеется иная цель.
From: akovalevskiy Date: Октябрь, 29, 2012 13:04 (UTC) (Ссылка)
Вот эти династии русофобов, которые засели в СМИ и которых использует против России феодально-криминальная элита - это типичные бесноватые реваншисты, потомки право-левацкого и зажравшегося партократического сословия 30х годов плюс, как теперь выясняется из пропагандистского фильма НТВ "Хлеб для Сталина", еще и внуки кулаков.
При этом внуки кулаков сражаются с оранжевыми. А народа и России как будто и нет в природе.
К чему может привести желание реванша и мести?

Сергей Георгиевич, у Вас в "Кризисном обществоведении 1" есть блестящая глава про утрату способности к рефлексии. Вот бы ее где-нибудь опубликовать в виде газетной статьи!
russkiy_malchik From: russkiy_malchik Date: Октябрь, 31, 2012 08:10 (UTC) (Ссылка)
По вашим заявкам - эта лекция Сергея Георгиевича в виде статьи

http://rusrand.ru/mission/result/result_659.html
dedeg0r From: dedeg0r Date: Октябрь, 29, 2012 13:24 (UTC) (Ссылка)
Позиция интеллигенции была экономически оправдана. На тот момент им было выгодно поддержать разрушение.
From: akovalevskiy Date: Октябрь, 29, 2012 13:37 (UTC) (Ссылка)
Интеллигенция живет не хлебом единым. Она всегда находится в интеллектуальном поиске. Хотя и не является мозгом нации.
pycckuu_gyx From: pycckuu_gyx Date: Октябрь, 29, 2012 13:34 (UTC) (Ссылка)

Провозглашение виновных

Как позитивист Вы мыслите социальными группами.
Эти группы у Вас принимают то или иное положение по отношению к совке.
Нет главного: что существенно для людей и к чему стремятся люди.
Естественно, что в обществе никакого единого ответа на этот вопрос нет и быть не может. Ибо не может государство основываться на обществе - совокупности людей, связанных лишь частным интересом.
Любопытно, что определения общества я у Вас не встречал. А под обществоведением в совке понималось промывание обществу мозгов.
Что Вы понимаете под русской интеллигенцией, кроме ленинского "дерьма",- непонятно.
rjadovoj_rus From: rjadovoj_rus Date: Ноябрь, 2, 2012 19:58 (UTC) (Ссылка)

Re: Провозглашение виновных

А вы хоть что-то поняли из статьи? Судя по тексту - ничего.
ekonom From: ekonom Date: Октябрь, 29, 2012 13:47 (UTC) (Ссылка)

проблема

они (молодые) спросят: какие же главные системы советского строя нужно восстановить?Им ответят: закрытые границы и тюрьма за попытку купить валюту.Они расстроятся.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Октябрь, 29, 2012 13:52 (UTC) (Ссылка)

Re: проблема

Это не главные системы, а вспомогательные. Как бы "молодые" не придумали чего бы покруче - так, чтобы вспомнили доброго Сталина и начали его звать на помощь.
From: kir_degtyarev Date: Октябрь, 29, 2012 19:13 (UTC) (Ссылка)
Сергей Георгиевич, согласен, что "уходит корнями в Православие". Но идеологическая (да и репрессивная) машина СССР сделала слишком много, чтобы эти корни отсечь. Вот, собственно, и всё. Не потеряв веру, нельзя рано или поздно не потерять и всё остальное. Гос. атеизм всё сгубил.
То, что идея братства трудящихся и христианство оказались оппонентами - это некая дьявольская "разводка". До сих пор не без успеха работает. Многие верующие не воспринимают советского периода, потому, что "безбожный". А для многих "красных" религия - мракобесие. Христианство и социализм надо срастить. Оно, на самом деле, и стало потихоньку срастаться. Может, не случайно поэтому начался такой мощный накат на церковь в последнее время.

From: akovalevskiy Date: Октябрь, 29, 2012 19:24 (UTC) (Ссылка)
Тогда, наверное, надо от социализма отсечь большевизм.
From: kir_degtyarev Date: Октябрь, 29, 2012 22:25 (UTC) (Ссылка)

Отдельно про то, что удалось свершить...

Нужна была концентрация ресурсов для прорыва - в индустриальное общество, к атомной бомбе, к лидерству в науке. Для Победы в 1945, разумеется. Одного этого достаточно.
Обычно об исторических событиях говорят: "Почему и как это произошло?" Ставить вопрос: "Зачем?" есть смысл, если предполагать, что в истории действует Промысел. И тогда всё даже понятнее. Писал уже об этом, сошлюсь на себя любимого: http: // kir-degtyarev.livejournal.com/86087.html ("Смысл и тайная миссия СССР").
Ещё важный момент - советский период в нашей истории был переходным. От аграрного сельского общества к индустриальному городскому. В этом смысле СССР вполне свою задачу выполнил. Это с одной стороны, а с другой - если период переходный, то сложно взять его за основу будущей жизни. Он станет нашим героическим эпосом, но жить так мы уже не будем. Продолжать некую траекторию, некий тренд - да, возможно, но не "вернуться в прошлое".
Тем более, советский период сам по себе очень неоднороден. Как минимум, можно выделить два больших блока - довоенный и послевоенный. Можно раздробить на несколько периодов:
1)"революционный" - до начала 1930-х;
2)"реставрационный" - до войны;
3) собственно, война (+послевоенное восстановление);
4) хрущёвский период;
5) брежневский период.
Каждый период имеет свою специфику.
Был "золотой век", условно - от полёта Гагарина до Олимпиады-80. Прошу прощения, опять ссылка на себя: http: // kir-degtyarev.livejournal.com/41909.html ("Когда на Руси было жить хорошо?").
5 циклов примерно по 12 лет, всего примерно 60-летний цикл, как китайцы считают (всё-таки, есть мудрость в их подходе). В свою очередь, продолжая китайский подход, это часть 300-летнего цикла, начиная от эпохи Петра I. Т.е. СССР - это последняя фаза Петровской Руси.
Хотя, 1917 - тоже был конец 300-летнего цикла, если считать началом династию Романовых.
Так что СССР - это то ли конец старой великой эпохи, то ли начало новой великой эпохи. И, думаю, даже ещё серьёзнее.

Edited at 2012-10-29 22:26 (UTC)
(Удалённый комментарий)
tradicionalist From: tradicionalist Date: Октябрь, 30, 2012 18:19 (UTC) (Ссылка)
Потому что нет никаких оснований ставить протестантский индивидуализм выше крестьянского коллективизма. А если речь о коммунизме, то наивен именно утопический буржуазный коммунизм Маркса, а не реализованный в СССР реальный крестьянский коммунизм.

По мелочам. Избы строили друг другу, а "кормовой базой" были дяде? Дядя потреблял на порядок меньше, чем перераспределял. Потому его и терпели. Когда дядя обнаглел - его поставили на место. В СССР дядя потреблял уже на несколько порядков меньше, чем перераспределял. Не в последнюю очередь потому, что благодаря стройкам коммунизма, производить стали в разы, а то и на порядки больше.

Нынешнее не "неодворянство", а интеллигенция, которая обзавелась сословной идеологией. Дворянство получало титул по наследству, а в интеллигенцию войти может каждый. Поэтому ввели "трамвайное право". Кто влез заорали "поехали". Причитания о: "мелкобуржуазном крестьянине", "рабской психологии", "империалисте-великороссе", "ГУЛАГЕ", "голодоморе", "России которую мы потеряли", "кровавом палаче Берии", "разрушении экологии" и угрозе миру во всем мире нельзя понимать буквально. Это иносказания. Метафоры и эфимизмы, которые значат мелочь - "быдлу" ничего, а нам все.

В частности ваш наезд на "наивное крепостное сознание темных масс", которые "служили кормовой базой" означает примерно следующее: "Доколе позволять холопьям друг другу избы строить? Все нам! Темные массы должны быть нашей кормовой базой."
From: akovalevskiy Date: Октябрь, 31, 2012 10:43 (UTC) (Ссылка)
Натолкнулся на видео полной версии беседы с великим А.А.Зиновьевым. Только этим летом выложили и я пропустил. Может быть кто-то не видел еще. Очень интересно!
http://www.youtube.com/watch?v=XG-QLWi7XDM&feature=related
игорь макрушин From: игорь макрушин Date: Октябрь, 31, 2012 13:34 (UTC) (Ссылка)
Смотрел,польщён анализом гражданина Германии.
kolencev From: kolencev Date: Ноябрь, 2, 2012 21:38 (UTC) (Ссылка)
historian30h From: historian30h Date: Февраль, 25, 2016 10:21 (UTC) (Ссылка)
65 комментариев or Оставить комментарий