?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
К теме о сборке общностей и идентичности. Выжимка из любопытной статьи - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
К теме о сборке общностей и идентичности. Выжимка из любопытной статьи
М.В. РАБЖАЕВА, В.Е. СЕМЕНКОВ. КАКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ У ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА? // СОЦИС, 2003, № 3.

Петербуржцы, ленинградцы, питерцы, и рядом - Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, Петроград: являются ли эти самоименования и имена равноценными и равнозначными? Если да, то почему большая часть приезжих и гостей называют город Ленинградом?

С середины XIX века, когда в рамках создания массовой литературы и публицистики, вернее социальной беллетристики, происходила рефлексия города как города масс, горожан, плебса, а не аристократии. К концу XIX века сформировались два лика Петербурга: Петербург как город изначально державный, парадно-имперский, и Петербург как массовый город, где горожане "зажаты" имперскостью и роскошью, парадностью. "Питеряне" или питерцы - пролетариат и пролетаризированный горожанин; "петербуржцы" - интеллектуальная элита и интеллигенты; "жители Санкт-Петербурга" - столичная светская элита.

В послереволюционном Петрограде петербуржцами стали считать(ся) всех "бывших", вне зависимости от их реальной принадлежности к интеллектуальной элите Российской империи, в то время как питерцами - пролетариев и всех пролетаризированных горожан. Понятие питерцы поддерживалось идеологически и имело вполне внятный смысл: питерцы, конечно же - жители города, но конкретнее - это рабочие знаменитых питерских заводов.
Переименование города в Ленинград несколько сняло и смягчило эту изначальную раздвоенность и противопоставленность символов и самоименований Петрограда.
Доблокадный Ленинград был городом социально не однородным, своего рода анклавом для не интегрированных советским режимом "обломков" российской империи. ее окончательному "выведению" способствовала блокада, которая "спаяла" социальную структуру города. После же блокады и войны эти внешние черты изначально "чуждых" социальных групп перестали восприниматься горожанами враждебно и настороженно.

Ленинградцы как социальная общность с единой идентичностью сформировались уже после войны, в 50-е гг., когда произошло осмысление общего социального опыта блокадников. Блокада была травмой, которую ленинградцы хотели зафиксировать для себя и своих потомков, ибо именно они и только они стали ленинградцами.

Миф петербуржества и Петербурга, столь пышно расцветший в позднесоветское время, создавался все годы советской власти усилиями поэтов и интеллектуалов, противостоящих и противопоставлявших себя официальной культуре и идеологии сначала пролетарского, а затем советского государства.

Ленинградская идентичность была намеренно дискредитирована как революционно-ленинская и как советская, при этом социальный опыт консолидации и преодоления отчуждения и сословности в блокадном городе был предан забвению. Петербургская идентичность как бы "перетянула", включила, интегрировала идентичность ленинградскую, но социальный опыт ленинградской идентичности не был ни усвоен, ни актуализирован...
Петербургская идентичность выстраивалась как идентичность интеллектуалов, тяготевших к ушедшей элитарной культуре российской империи, и одновременно противопоставлявшая себя официальной культуре советской страны. И сегодня, когда некому противопоставлять свою петербуржскость, так как нет уже советской страны и КПСС, эта идентичность "провисает", не осуществляется.
21 комментарий or Оставить комментарий
Comments
gptu_navsegda From: gptu_navsegda Date: Ноябрь, 5, 2012 13:35 (UTC) (Ссылка)
Сейчас им Ваенга активно создает портовую идентичность: портовому городу - портовую культуру!
From: silon_selenov Date: Ноябрь, 5, 2012 15:50 (UTC) (Ссылка)
А не пропустили ли ВЫ, уважаемый, пару буковок?
- порнотовую ... культуру.
From: silon_selenov Date: Ноябрь, 5, 2012 15:40 (UTC) (Ссылка)
* Сергей Георгиевич, уважаемый! Что ж Вы остановились?
А как быть с Днём сегодяшним?
ВИКИП сообщ., что с 1968 г. Вы занимаетесь методологией науки и системным анализом.
Так поделитесь своими знаниями и навыками их применения с читателями.
Ведь с ЭТИМ (методологией и анализ) нонеча — Б я д а !!
Причём, не только у ”простых” граждан, но и у тех, кого Вы называете ”интеллектуальная элита и интеллигенты”.
Особенно, у так наз. ”интеллигентов”, о которых ИМЯдатель этого города
сказал, что «И-ция — это не мозг, а Д-авно нации!»
Я же называю поскромнее — ИнтеллиГниенция.
Открытие кафедры Теологии в МИФИ намедни — исЬчо раз подтвердило
и ленинские слова, и мой НеоЯз...

= Да, так — о наших Птичках, сиречь о ”ПУтенбургской идентичности”.

1) Вы ошибаетесь, утверждая: «...нет уже советской страны и КПСС...»
Формально — нет, де-факто — те же КаПэССэсовцы и КаГэБивцы стоят у власти.

2) Одна из ”бывших” - верный ленинец и истинный марксист, предыдущая Губерша города, - ещё в 2008 г. определила ”ПУтенбургскую идентичность”
ПУтём внедрения ”НКП” - Н-равственного К-одекса П-етербуржца.


From: silon_selenov Date: Ноябрь, 5, 2012 15:43 (UTC) (Ссылка)

* Сайт «nkspb.ru», Сакт-Петербург, июль-2008 :
- «Уваж. Петербуржцы!
Инициативная группа людей доброй воли, ставших разработчиками
«НРАВСТВЕННОГО КОДЕКСА ПЕТЕРБУРЖЦА»,
обращ-ся к вам с просьбой принять актив. участие в разраб. и обсужд. этого док-та…»
- - - - - - -
ОДА «НКП»
(«Нравственный Кодекс Петербуржца»)

Часть I - II.
- «Назло надменному соседу…»
А. ПУШКИН. «Медный всадник» (1833)

1) _ Сияет град - Петра творенье:
Вновь будет Запад посрамлён!
«О, мимолётное виденье»:
Там будет - КОДЕКС заложён! (1)
_ «Назло надменному соседу» -
Назло пресыщенной Москве, -
В Четверг, а, может, даже в среду, (2)
«СПАСЕНЬЕ» Всем дадут ОНЕ! (3)

2) _ Не надо биться лбом в моленьи,
Не надо свечи-ладан жечь :
«СПАСЕНЬЕ» - в эНКаПэ твореньи!
ИКАРА крылья - вновь у плеч!
_ Пусть КАМПАНЕЛЛА Нижнегорский (4)
Возводит «ПУдущего град», (5)
ПУсть ПЧЕЛОВОД Поклонногорский
Перекроит Охотный ряд,
_ Всех переплюнем МЫ, Петровцы! -
МЫ Веры Павловны все сны (6)
В «прорублены “ПУтром“ оконца» (7)
В жизнь воплотим (за счёт Казны…)

3) _ Чтоб Крылья вновь не отвалились,
ИКАРА опыт Мы учтём:
Мы ж в КаГэБэ не зря учились -
«Колючкой» крепко их прибьём!
_ Что нам ЭЛЛИНСКИЕ творенья?
Что нам Парижа ПАНТЕОН ? (8)
СИНЕДРИОНА с позволенья (9)
Мы возведём - ВАЛЕНТИОН !!
- - - - - - -
1) А. Пушкин. «Медный всадник»:
- «Отсель грозить мы будем шведу,/
Здесь будет город заложён/ Назло надменному соседу./
Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно…/»
2) «После дождичка в четверг» - народн. юмор.
3) «СПАСЕНИЕ» - Главная Инновация «обцерковленной» России.
4) КАМПАНЕЛЛА, Томазо (1568-1639), итал. философ, поэт, полит. деят.
Создатель утопии «Город Солнца».
5) Нижнегорский - «Взгляд», 25.07.08. «На Волге построят город будущего»:
«В. Путин одобрил проект создания «Города Будущего» под Н. Новгородом.
6) Н. Г.Чернышевский (1828-89). «Что делать?» (1863).
7) Расследование Марины Салье о деятельности ВВП при Собчаке:
Достояние России в обмен на продовольствие… Ни Денег (ок. 200 млн.долл.), ни Хавки!!
8) ПАНТЕОН - усыпальницы великих людей в Париже, Риме, Лондоне
(Вестминстерское аббатство).
9) СИНЕДРИОН - в 3-1 вв. до н.э.- совет старейшин в Иерусалиме.

Силон Селенов, 8 августа 2008

From: silon_selenov Date: Ноябрь, 5, 2012 15:44 (UTC) (Ссылка)
Часть I - II.

* «Exegi monumentum» (Гораций-Пушкин)

__Вновь пред «Культурною Столицей»
ПУмеркнет пошлая Москва!...
Спасти сияние Блудницы
ЛУЖКОВА сможет лишь жена. (1)
_ ОНА - трудов Его НАГРАДА:
Всё в улей свой родной несла…
Для «Форбса» - новая отрада: (2)
Её «деяньям» - нет числа!...

_ ...«Есть женщины в русских селеньях»! (3)
Не женщины - «божья рука»:
ВУЧЕТИЧ ! Твои, что ль, Творенья
С Мечами вокруг «Общака»?!... (4)
_ Я Памятник бы ИМ воздвиг ЗУРАБотворный!
К «БЮСТАМ» не заросла б народная тропа:
ДЕЛАКРУА, стиль «Топлес»: ДАМЫ две проворно (5)
Ведут “распил“ Бюджетного Бревна…
- - - - - - -
1) Москов. СМИ в нач. 2008г.: новым мэром Москвы может стать Е. Батурина.
2) Ж-л «Форбс» регулярно печатает списки Миллиардеров и Мультимиллионеров.
3) Некрасов Н. А. «Мороз, Красный нос» (1863), часть первая, IV.
4) ВУЧЕТИЧ, Евг.Викт.(1908-74). Автор монумента «Родина-мать», Волгоград, Мамаев курган (1963-67).
5) ДЕЛАКРУА, Эжен (1798-1863). Франц. живописец.
Полотно «Свобода, ведущая народ»,1830,Лувр. На баррикаде женщина с обнажённой грудью держит флаг.

Силон Селенов, 8 августа 2008

dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 5, 2012 17:29 (UTC) (Ссылка)
Читал и боролся с приступами дежа вю. Что-то неуловимо напоминал этот текст, с чем-то ранее то ли читанным, то ли прочувствованным, перекликался. И никак не мог понять - то ли он похож на откровения "британских ученых", основательно прорабатывающих ответ на вопрос "почему же птичку называют птичкой, а не медведем". А может, что-то из молодежного юмора? Или ничем не обоснованные классификации напоминают "разговоры за жисть, за баб" между угреватыми переростками, вечными девственниками с обгрызенными ногтями? Те мастерски раскладывающими женщин по типологиям, высосанным из пальца.

И тут осенило - бесы! Да это же "Бесы" Достоевского! Жизнь бесов наполнена горячими речами, эффектными позами, надуманными переживаниями. Они спорят, опуская суть, но помня о повороте корпуса, тоне голоса и своевременности пауз. Они долго и эмоционально рефлексируют, произвели ли задумчивый наклон головы и внезапность поворота должный эффект. Они действуют, но действия их заканчиваются выпячиванием груди, натягиванием маски и выплевыванием бессмысленных, но хорошо модулированных звуков.

При этом, бесы неплохо живут. Им не приходится растить хлеб, шить штаны и класть мозолистыми руками кирпичи. Они даже не задумываются, откуда на них портки, почему бричка под их задом до сих пор не развалилась и куда девается навоз с улиц.

А там, на заднем плане, шевелится темная толпа - шпигулинские. Какая-то слипшаяся масса безликих и безымянных. Их глухой хор нечленоразделен, их роль непонятна. И бесам невдомек, что это и есть народ, об участи которого бесы порой высокопарно спорят. Шпигулинские - это те, кто создает в жизни бесов все - от домов и храмов до кальсон, свечей и булочек.

"Миф петербуржества и Петербурга, столь пышно расцветший в позднесоветское время, создавался все годы советской власти усилиями поэтов и интеллектуалов, противостоящих и противопоставлявших себя официальной культуре и идеологии сначала пролетарского, а затем советского государства"... Сытые бесы пишут о сытых бесах. А шпигулинские тем временем стоят у станков, сидят за рычагами тракторов, тянут трубы и провода, чтобы бесам было тепло и светло.

Ничего. Это только со стороны бесов шпигулинские кажутся безликой массой, едва шевелящимся серым киселем. Более того, хорошо, что бесы не видят иного. Это значит, они не успеют увернуться, когда рабочий народ раздавит их с легким щелчком, как гниду между ногтей.
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Ноябрь, 5, 2012 21:52 (UTC) (Ссылка)
>Да это же "Бесы" Достоевского! Жизнь бесов наполнена горячими речами, эффектными позами, надуманными переживаниями. Они спорят, опуская суть, но помня о повороте корпуса, тоне голоса и своевременности пауз. Они долго и эмоционально рефлексируют, произвели ли задумчивый наклон головы и внезапность поворота должный эффект. Они действуют, но действия их заканчиваются выпячиванием груди, натягиванием маски и выплевыванием бессмысленных, но хорошо модулированных звуков.

Вообще очень хорошее определение гуманитарной интеллигенции. Показывает их глубокое внутреннее родство, если не тождественность, с лицедеями, актеришками, очковтирателями и жуликами "на доверии".

Кажется, после блокады в Ленинграде осталось порядка 3% довоенного населения. После туда массово ломанулись евреи, что хорошо видно, например, по титрам киностудии "Ленфильм".
dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 6, 2012 06:18 (UTC) (Ссылка)

Титры реальности

Ну что ж Вы титры киношек читаете? Давайте-ка титры реальности посмотрим:

В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. м2 производственных площадей, установлено 5,5 тыс. новых и 13 тыс. капитально отремонтированных станков. Промышленность Ленинграда к 1949-му достигла довоенного уровня, а к 1955-му объём промышленной продукции увеличился по сравнению с 1940 в 2,3 раза. За 59 - 65-й ленинградская промышленность выпустила более 6 000 новых образцов промышленной продукции. В сентябре 1959 на ходовые испытания вышел построенный на Адмиралтейском заводе с помощью 500 предприятий СССР первый в мире атомный ледокол «Ленин». В 1967-м промышленность Ленинграда выпустила продукции в 65,6 раза больше, чем в 1913-м.

Первый "человеческий транш" после снятия блокады - 30 000 производственных рабочих из глубинки, которых набрали по указанию ГКО. Второй транш - 18 000 молодых людей, набранных из деревень 13 областей РСФСР в ремесленные и железнодорожные училища.

Евреи? Питерцы? Ленинградцы? Неа. Советский народ трудился, создавал полезное. Все остальное - суета бесов.



Edited at 2012-11-06 06:19 (UTC)
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Ноябрь, 6, 2012 21:24 (UTC) (Ссылка)

Re: Титры реальности

Небось сами евреи это и писали :)
dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 6, 2012 22:01 (UTC) (Ссылка)

Re: Титры реальности

Что, извините, "это"? Пять тысяч станков? Атомный ледокол? Миллионы квадратных метров жилья и промплощадей?

Ну попробуйте "написать" один болт на двухсотом ДИПе. Или, хотя бы, паз под шпонку "написать" на эсфэшке. И при малейшей "описке" обломанный зуб фрезы прорывает ватник, гимнастерку, исподнее и кожу. Но, работая в холодном цеху, замечаешь что поранился только когда липкое начинает хлюпать за пазухой.

Так что, Вы говорите, написали евреи?
vlad_chestnov From: vlad_chestnov Date: Ноябрь, 6, 2012 22:05 (UTC) (Ссылка)

Re: Титры реальности

Ваш текст без указания источника и доказательств.
Или, может, это евреи лезли в холодные цеха в ватниках под зубья фрезы?
dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 6, 2012 22:09 (UTC) (Ссылка)

Re: Титры реальности

Вы утверждаете, что мой текст написали евреи? Какой именно текст?
From: vovan_demokrat Date: Ноябрь, 7, 2012 16:50 (UTC) (Ссылка)

Re: Титры реальности

Сегодня эти бесы - это мы. Аристократы. Или говно нации. А безликие шпигулины - таджики. Мы еще требуем урегулировать миграцию! придерживая пару рабов на дачном участке.
http://vovan-demokrat.livejournal.com/525.html#2
dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 7, 2012 18:27 (UTC) (Ссылка)

Re: Титры реальности

Подключил Ваш журнал на отслеживание новых постов.
vasylych199 From: vasylych199 Date: Ноябрь, 6, 2012 06:28 (UTC) (Ссылка)
А кто такие "шпигулинские" сейчас? Гастробайторы из средней азии (которые сидят за рычагами тракторов, тянут трубы и провода,храмы строят)- это "шпигулинские"? Китайцы, которые создают в жизни бесов всё - это "шпигулинские"?

Так кто такие "шпигулинские"? Непонятно.
dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 6, 2012 06:42 (UTC) (Ссылка)
Немного некорректная постановка вопроса. Но если Вы о пролетариате, то 7% населения РФ занимается производительным трудом. В РФ семеро из сотни - пролетарии.

Что же до гастарбайтеров... Кто создал - тот и хозяин. Если мы дожили до того, что сами ничего не создаем - значит, нет у нас ничего нашего. И когда хозяева (пусть и гастарбайтеры) решат не отдавать нам свое, тогда и крышка.
vasylych199 From: vasylych199 Date: Ноябрь, 6, 2012 07:59 (UTC) (Ссылка)
Классовую борьбу, как её описывал Маркс, можно ли где-нибудь сейчас наблюдать в нашей стране или зарубежом?
dedeg0r From: dedeg0r Date: Ноябрь, 6, 2012 12:34 (UTC) (Ссылка)
Насколько я понимаю, существует три формы классовой борьбы: экономическая, политическая и теоретическая. Надевавшая шуму политическая борьба гигантского паразитического класса т.н. «офисного планктона» - это самая настоящая классовая борьба в политической форме.

Согласно данным Центра социально-трудовых прав, в 2011 году в России состоялось более 90 (46 за первые полгода) забастовок. Общее количество протестных акций – 263 (123 за первые полгода). А теперь – цифры за первое полугодие 2012: 53 забастовки, 146 протестных акций. Это экономическая классовая борьба пролетариата (в основном, рабочих машиностроительных производств).

Блог Сергея Георгиевича – одна из площадок теоретической классовой борьбы. Мы же помним, что Ленин утверждал: «Без революционной теории не может быть и революционного движения».

Зарубежную классовую борьбу не мониторю, но поиск по слову «забастовка» выдает достаточно ссылок на свежие факты классовой борьбы в мире.
From: vovan_demokrat Date: Ноябрь, 7, 2012 16:51 (UTC) (Ссылка)
в чистом виде она не работает. основную движущую силу пролетариата и крестьянства представляли русские. это была русская освободительная война. от расы аристократов.
proseka199 From: proseka199 Date: Ноябрь, 5, 2012 18:57 (UTC) (Ссылка)

Комментарии

>Если да, то почему большая часть приезжих и гостей называют город Ленинградом?

Сейчас уже не сказал бы уверенно.

>Понятие питерцы поддерживалось идеологически и имело вполне внятный смысл: питерцы, конечно же - жители города, но конкретнее - это рабочие знаменитых питерских заводов.

Ну да, путиловцы (прославленные тем же Маяковским) и другие.

>Доблокадный Ленинград был городом социально не однородным, своего рода анклавом для не интегрированных советским режимом "обломков" российской империи. ее окончательному "выведению" способствовала блокада, которая "спаяла" социальную структуру города. После же блокады и войны эти внешние черты изначально "чуждых" социальных групп перестали восприниматься горожанами враждебно и настороженно.

Не совсем так.
Началось это сразу после революции (чистки). Социальные вначале.
Усиление чисток - после убийства Кирова (1934).
Кроме того - выселение и отчасти уничтожение ряда крупных этнических групп (финнов, прибалтов, прежде всего эстонцев, ингерманландцев, поляков, немцев), которое началось еще до войны, а в ходе войны почти полностью завершилось.
"Сразу-послевоенный" Ленинград был в невиданной для своей истории степени этнически чистым городом.

>Ленинградцы как социальная общность с единой идентичностью сформировались уже после войны, в 50-е гг., когда произошло осмысление общего социального опыта блокадников.

Кроме того, в город массово понаехали... Ну, в общем, задолго до нынешних "понаехавших" с юга "коренные петербуржцы" брезгливо смотрели в сторону "всякой лимиты". :-)

>Петербургская идентичность выстраивалась как идентичность интеллектуалов, тяготевших к ушедшей элитарной культуре российской империи, и одновременно противопоставлявшая себя официальной культуре советской страны. И сегодня, когда некому противопоставлять свою петербуржскость, так как нет уже советской страны и КПСС, эта идентичность "провисает", не осуществляется.

Ну, всё еще может быть... Нет КПСС, но есть Путин (хоть и из Питера :-))) и ЕдРо. А еще есть Д. Коцюбинский и его единомышленники, отстаивающие идею "Петербурга без России".
From: vovan_demokrat Date: Ноябрь, 6, 2012 22:04 (UTC) (Ссылка)

об идентичности "кто есть русский человек?"

Сергей Георгиевич, я написал по этому поводу статью, посмотрите, пожалуйста, если будет возможность: http://vovan-demokrat.livejournal.com/525.html
21 комментарий or Оставить комментарий