?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Вернемся от чувств к знанию. Выжимки из пары статей - для затравки - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Вернемся от чувств к знанию. Выжимки из пары статей - для затравки
Многие, если не большинство, думая о структуре общества (почти все наши проблемы с ней увязаны),
видят почти исключительно "социальные группы". Мы не раз начинали спор об этом. Надо ввести в обиход поколения как важный срез общества. Сейчас, возможно, самый важный, во всяком случае, необходимый. Вот несколько абзацев из пары статей, чтобы начать входить в тему. Потом можем подробнее.

Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // СОЦИС, 2004, № 10.

ГЛОТОВ Михаил Борисович - доктор социологических наук, про-фессор, заведующий кафедрой социологии и психологии Санкт-Петербургского


Основатель этологии К. Лоренц утверждал, что «вражда между по-колениями» есть проявление характерного для современного общества массового невроза, так как у современного молодежи нарушены механиз¬мы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, которые вынуждали подрастающие поколения принимать определенные усилия, чтобы занять в обществе оп¬ределенное социальное положение, сократились до минимума. Гедонизм, требование немедленного удовлетворения своих желаний, нетерпеливость и леность, которым сопутствуют эмоциональная раздражительность и ду¬ховное оскудение, угрожают прервать культурные традиции. Ненависть, которую питает молодежь к старшему поколению сродни национальной ненависти и исключает всякую коммуникацию между поколениями. Во всех своих неудачах и в неспособности разрешить возникающие проблемы молодежь винит старшее поколение, испытывая по отношению к нему чувство «эскалации вражды» [См.: 7, 338].

Конфликт поколений следует понимать как вид социального кон-фликта, детерминируемый объективными условиями и субъективными факторами межличностного, группового и институционального взаимо-действия представителей разных поколений. Причинами конфликтов по-колений, как правило, выступают противоположности поколенных по-требностей, интересов, ориентаций, целей и идеалов. Конфликт поколений может протекать латентно, как скрытая социальная напряженность, или происходить открыто, как столкновение мнений, представлений, взглядов, идей. Наиболее экспрессивное и агрессивное противостояние поколений происходит на макроуровне по проблемам идеологии. На микроуровне столкновение поколений сглаживается семейными традициями и вызвано различиями в отношениях к нравственным и субкультурным ценностям. Негативное влияние на межпоколенные конфликты оказывают такие соци-альные явления, как социальное неравенство и социальная несправедли¬вость, конкуренция и безработица, этнические, сословные и религиозные разногласия.
Обострению межпоко¬ленных конфликтов способствуют масштабные и динамические изменения в политической и экономической структурах общества, смена бытовых и культурных стандартов, а также сопутствующие им социальные конфлик¬ты, такие как, например, семейные, этнические, классовые, профессио¬нальные. Запретительно административное воздействие господствующего поколения на другие сосуществующие поколения усиливает напряжен¬ность межпоколенных отношений. Ослаблению этой напряженности могут способствовать обоюдная толерантность, диалог меду поколениями, нахо¬ждение компромиссов, достижение консенсуса.

**

Г. ШУМАН, Ж. СКОТТ. КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ // СОЦИС. 1992, № 2.

ШУМАН Говард — профессор социологии, главный научный сотрудник Института социальных исследований Мичиганского университета

Мысль о том, что каждое поколение несет на себе зримые следы социальных и политических событий эпохи своей юности, не нова и чаще всего ассоциируется с именем К. Маннгейма. Хотя он и не дал сколько-нибудь точного определения понятию «поколение» («генерация»), но подчеркивал, что его надо относить скорее к социальной, нежели к биологической сфере. Там, где новообразования редки, а изменения происходят медленно (пример — традиционные крестьянские общины), отличных друг от друга поколений может и не образоваться. Только там, где мы способны четко и однозначно демаркировать когорту в терминах ее социально-исторического сознания, следует говорить об истинном поколении…
Процесс формирования поколения как чего-то уникального и самобытного тянется несколько лет. Его нижняя граница — поздняя юность (17 лет), а верхняя — ранний период взрослости (25 лет) Именно в этот момент у человека формируются собственные взгляды на общественно-политические явления. Характер поколения, сформированный событиями, происходившими во времена юности, оказывает решающее влияние на всю последующую — взрослую — жизнь людей.
Социологи используют поколение в качестве фактора, с помощью которого можно предсказывать будущее поведение больших масс людей. Если выборка составлена из специфических генерационных групп, то можно доказать, что они отличаются некоторым единством мыслей и поступков. Однако когда когорта представлена широкой популяцией, невозможно доказать, что прошлый жизненный опыт оказывает какое-либо влияние на политические установки или действия людей.
Даже формальная попытка идти от описания когорт в терминах возраста к предсказанию будущего поведения является очень важным шагом вперед. По существу, здесь изучается, что именно из прежнего опыта остается в памяти конкретной когорты и влияет на поведение. Основная гипотеза Маннгейма касается того опыта юношеских лет и раннего периода взрослости, который «взят» в будущее по крайней мере с какой-то степенью самосознания. Наше предположе¬ние, что поколение времен Великой депрессии будет экономным, а вьетнамское поколение - осмотрительным по отношению к военным вмешательствам за рубежом, основывается на уверенности в том, что их воспоминания о прошед¬ших событиях носят осознанный характер.

1 Мы употребляем термин «когорта» дескриптивно, понимая под ним «совокупность индивидов, существующую внутри некоторой популяции при условии, что эти индивиды переживают одни и те же события, происходящие в одном и том же интервале времени». В отличие от него понятия «эффект когорты» и «поколение» имеют еще одну дополнительную — идеологическую — характеристику. Понятие «эффект когорты» все-таки более узкое и, как правило, ограничивается социальными или демографическими параметрами.

15 комментариев or Оставить комментарий
Comments
(без темы) - ako_polis - Развернуть
an508508 From: an508508 Date: Ноябрь, 11, 2012 11:08 (UTC) (Ссылка)
Можно привести два полярных варианта конфликта поколений (проблемы "отцов и детей").
Первый случай. Появление в монгольских степях "людей длинной воли", которые сознательно готовы были преодолевать множество трудностей и лишений, чтобы жить по своим воззрениям, а не по воззрениям господствующего обывательского большинства. Это их воля и решительность привели впоследствии к власти Темуджина.
Второй случай. Поздняя Римская Империя, когда молодое поколение требует исключительно "хлеба и зрелищ", бездарно растрачивая нажитое "отцами". Они практически без боя сдаются сравнительно небольшим отрядам "варваров" и не могут отстоять от разграбления родной город. Максимум - собраться на развалинах и провести митинг на предмет "как бы нам устроить очередное цирковое представление".
В первом случае конфликт поколений обусловлен мощным пассионарным зарядом "людей длинной воли" и является благом для этноса. Во втором случае - почти полным отсутствием той же пассионарности. Если в цитате из М.Б.Глотова ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ конфликта по крайней мере упоминается, то у Говарда Шумана об этом ни слова. На мой скромный взгляд, невозможно продуктивно исследовать некий абстрактный конфликт поколений, который в жизни всегда конкретен и несет в себе определенную фактологию. Однако наиболее продуктивным может оказаться исследование сути такого конфликта, будь-то "люди длинной воли", выродившиеся римляне эпохи Поздней Империи или современные белоленточники.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Ноябрь, 11, 2012 13:02 (UTC) (Ссылка)

люди длинной воли

Жаль, что мы о них знаем только из книг Л.Гумилева: они появились и все началось. Их появление было описано как результат протеста против "духоты" (в сытом?) обществе и открытая дорога в свободую степь. Но о той духоте мы мало что знаем, а дорогу в свободу не можем понять, посколку сама свобода стала непоятной в нашем тесном обществе.

Зато знаем, как у нас сытое общесто породило саморазрушение и кратчайшую (к смерти), а не длинную, волю.

Поэтому Вы правы, требуя конкретики конфликта. У Гумилева, правда, пассинарность плюет на любую конкретику и перепрыгивает через нее ввысь. Поэтому Гумилев, все-таки, больше поэт и художник.

Зато "человек массы" Ортеги-и-Гассета понятно от чего происходит - от хорошей жизни, когда давление внешних обстоятельств смягчяется до такой степени, что теряется понимание реальности - булки производятся в кондитерской, пенсию дает путин, надбавку лужков.

Мне думается, что большой смысл анализа поколений состоит в том, что можно вычленить поколение, в котором рождается новый дух созидательного рывка. Это нужно для того, чтобы иметь его в качестве фокус-групы, с которой надо больше работать, для которой разрабатывать тексты в первую очередь.
vchernik From: vchernik Date: Ноябрь, 11, 2012 17:03 (UTC) (Ссылка)

пассионарность посчитали

http://akbudo.info/2011/12/23/neoteniya/
Объяснить появление пассионариев удалось совсем недавно, и сделал это в 2003 году немецкий социолог Гуннар Хейнсон (Gunnar Heinsohn).
Как оказалось, пассионарность накапливается тогда, когда количество рожденных мальчиков резко превышает количество зрелых мужчин: т.е. когда на 100 мужчин 40-44 лет приходится более 300 мальчиков 0-4 лет.
Этот показатель очень многое объясняет.
Например, на данный момент в Ираке – 100/351, Афганистане – 100/403, секторе Газы – 100/464.
Поэтому на территории указанных стран идут гражданские войны, революции и активные боевые действия.
А, например, в США – 100/100, Великобритании – 100/67, ФРГ – 100/50. Поэтому на этих территориях никаких революций ожидать не стоит.
В общем, все оказалось очень просто: подрастая в условиях малочисленности представителей старшего – сдерживающего – поколения мужчин, “лишние” мальчики становятся носителями пассионарности вследствие гремучей смеси из невостребованности и зашкаливающей концентрации мужских гормонов.
Это и есть главная сила всей социальной истории, которая совершенно четко выявляется от походов Александра Македонского до последних событий в Ливии.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Ноябрь, 12, 2012 11:17 (UTC) (Ссылка)

Re: пассионарность посчитали

Правдоподобно. Ведь пассинарии уравновешиваются в некотрой степени субпассионариями. В общем, доля "нервических" граждан высока.

Осталось связать пропорции с условиями их генерации.
vchernik From: vchernik Date: Ноябрь, 12, 2012 11:26 (UTC) (Ссылка)

Re: пассионарность посчитали

Более правдоподобно, чем "пассионарный дух", который вдруг нисходит.

Кстати, в этологии, которую упомянул Сергей Георгиевич, есть "эффект леммингов", когда "божественный бич" гонит леммингов с обрыва в океан. И много ещё схожего, например, агломерации/урбанизации.
From: zloi_sibiriak Date: Ноябрь, 20, 2012 06:32 (UTC) (Ссылка)
Все проще.
Народы гонит изменение климата. Банально становится нечего есть. Или - вперед, на новые земли, или голодная смерть.

Плюс изменяется баланс. Тех же варваров в лесах 100тыс или 1 млн - разница принципиальна. Плюс к тому - хватает ли им еды.

Поколения и пр. - сильно вторично. Рим совершил единственную серьезную ошибку - не вкладывал ресурсы в науку. Картечь быстро бы разобралась с размножившимися варварами, как и бациллы холеры в нужном месте.
oldgoro From: oldgoro Date: Ноябрь, 11, 2012 14:52 (UTC) (Ссылка)

Что более всего объединяет людей?

-Общий интерес в первую голову, общность историческойсудьбы и культуры во вторую, которая включает, но далеко не исчерпывается общим интересом.
Общий интерес- общие цели и вероятно ценности.
Ценности бывают насущными и мнимыми. Насущное приходит с опытом и свойственно зрелости, мнимое и сладко броское притягивается и воспринимается в силу его лёгкости молодёжью. Отсюда извечный конфликт отцов и детей.
Право собственности, вещное право-господство над вещью
Договорное, обязательственое право-господство над должным поведением обязанного.
Семейное право- власть отца. любовь матери, мудрость стариков
Естественное право -свобода быть достойным членом рода, клана, общества и несвобода быть отщепенцем.
Пионерские костры 70-х всё равно горят в сердцах многих и многих.
Необходимо объяснять сыновьям, что сущее не круто, а свято.
vchernik From: vchernik Date: Ноябрь, 12, 2012 11:31 (UTC) (Ссылка)

Необходимо объяснять сыновьям, что сущее не круто, а св

>>Необходимо объяснять сыновьям, что сущее не круто, а свято.

В условиях урбанизации растёт разрыв поколений. У меня как раз серия закладок на эту тему, которые хочу объединить в один пост.
andrey_zorin From: andrey_zorin Date: Ноябрь, 11, 2012 17:22 (UTC) (Ссылка)
== Основатель этологии К. Лоренц утверждал, что «вражда между по-колениями» есть проявление характерного для современного общества массового невроза
Для современного? Сразу вспоминаются шумерские глиняные таблички с подобными сентенциями.
flitched9000 From: flitched9000 Date: Ноябрь, 11, 2012 19:05 (UTC) (Ссылка)

IMHO

"...предсказывать будущее поведение больших масс людей..." надёжнее всего с помощью проверенной на равновесие монетки. И никаких "законов больших чисел" и прочей лапши!
(без темы) - al_atm - Развернуть
Анна Рудюк From: Анна Рудюк Date: Ноябрь, 11, 2012 21:06 (UTC) (Ссылка)
Здравствуйте, Сергей Георгиевич. Наконец Вы затронули тему, в которую вписывается моя обещанная классификация по возрастам или поколениям, как угодно. Хоть и бытует мнение, что поколения меняются раз в 12 лет, я объединила поколения в группы, активно действующие в т.н. эпохи. 1 - эпоха революции, гражданской, ВОВ и восстановления. Назовем это поколение дедами. 2 - эпоха Хрущева/Брежнева, эпоха обуржуазивания советского общества. Назовем их детьми. 3 - эпоха перестройки, развала СССР и 20 лет независимости друг от друга. Это мое поколение. Назовем нас внуками. 4 - эпоха современности - сегодняшнего и завтрашнего дня. Эпоха турбулентности, эпоха начала фазового перехода от модерна к неизвестно чему, некоторые говорят постмодерн. Назовем это поколение правнуками. Вы гораздо лучше, чем я бы сумела, передали мысль, которая завелась и в моей голове. О конфликте поколений. Это не конфликт отцов и детей, на мой взгляд. Это конфликт целей и задач. В этом смысле, ответственной обязанностью предыдущего поколения должно стать формирование задач последующему поколению. Как ни крути, но человечество не зависимо от своей воли взрослеет и обязано становиться сознательным. Если человечество (вообще и народы по отдельности) будет продолжать отказываться от этих обязанностей - оно погибнет, это уже вполне очевидно просматривается.
Но вернемся к конфликту поколений. Дело в том, что поколение дедов видело и цели, и задачу отчетливо. Они строили коммунизм и верили, что их дети при коммунизме будут жить. Они настолько в это верили, что не ставили перед своими детьми задачу достраивать. А дети их в коммунизм не попали. Вот, собственно, в чем я вижу конфликт: с одной стороны, деды совершили революцию, обустроили народное хозяйство, победили фашиста, восстановили страну после войны и назвать их "нездёбными", язык не повернется. А коммунизма - то нет. И никто не сообщил, что ко сроку, мол, не успеваем, а вы, детишки, принимайте эстафету и достраивайте. Все просто, значит проблема в "консерватории", значит сама идея коммунизма - утопия. Но продолжаем жить в стране, где уже яко-бы построен развитой социализм. А, что бы не обижать стариков приспосабливаемся врать, будто в коммунизм верим. В это время и дала ростки та самая пресловутая двойная мораль, те самые двойные стандарты.
Но традиции продолжали работать. Было принято слушаться старших, соблюдать строгую дисциплину и многое другое. Все это было понятно и привычно поколению детей, они еще помнили голодное детство. А вот для поколения внуков это было нестерпимой абракадаброй, маразмом, не имевшей никакого смысла ерундой. Кто из моего поколения не был свидетелем или участником актов вандализма, когда пионерские галстуки использовались с самыми непредсказуемыми целями, или, как минимум, стыдливо прятались в карман?..
То есть, поколение внуков не только целей не имело, но и смысла происходящего не понимало. И только теперь, когда двадцать - двадцать пять лет активно проборолось за место под солнцем, та его часть, которая места такого не приобрела, потихоньку начинает понимать смысл тех маразмов, над которыми так жестоко глумилась в юности. Так мне видится второй конфликт поколений.
Но в самом плачевном состоянии находятся молодые люди, представители поколения правнуков. У них нет задач, они не понимают смысла происходящего, и в добавок, у них нет перспектив (будущего), ибо мы, поколение внуков, в борьбе за выживание не смогли обеспечить им ни сколько-нибудь приятного взору образа будущего, ни каких либо перспектив. Если они станут опираться только на инстинкт самосохранения и не найдут сами, или мы не успеем очнуться от дурмана и не поможем им найти хоть какие нибудь "буйки" будущего, их инстинкт самосохранения подскажет им страшный выход. Они начнут уничтожать нас. Если инстинкт самосохранения у них не сработает, что возникает как следствие непонимания смысла своего существования, они уничтожат себя, по одиночке (наркотиками, водкой, самоубийствами и др.)
Вот такая грустная классификация.
Сергей Георгиевич, и в предыдущем посте посмотрите мой коммент, пожалуйста. http://sg-karamurza.livejournal.com/134816.html?thread=4155808#t4155808 Может хоть маленькую службу сослужу. Вдруг пригодится.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Ноябрь, 12, 2012 08:17 (UTC) (Ссылка)

Конечно, такая классификация годится

Слово "поколение" имеет разные значения. Если у Вас есть время, попробуйте подробнее расписать эту модель, она наглядная и стимулирует. Только учитывайте, что на каждой ступени наши поколения имели дефицит какого-то необходимого ресурса, и нерешенные проблемы накапливались. Уже внуки попали в трясину незнания и проекта, и уже возведенной постройки. А незнание легко перерастает в ненависть - особенно если на ухо шепчет "предатель Яго, лютый пес смердящий".
Из этого и вытекает приоритетная задача - инвентаризации незнания и срочного ликбеза.
From: zloi_sibiriak Date: Ноябрь, 20, 2012 06:47 (UTC) (Ссылка)
Конфликт поколений неизбежен - опыт, как и знания, накапливается.
И поколение "внуков" живет уже совсем другой жизнью, чем их отцы и деды. Это касается не только глобальных вещей, но и чисто житейских. А старшие поколения пытаются "учить жить" исходя из опыта и знаний, которые или не полны или устарели.

Чисто "житейские" наблюдения:
- старшее поколение дочерям - побыстрее замуж(можно и по залету), 24-25 - старая дева и пр. Молодое - белены объелись?
Выучиться надо, годик-два поработать, там и в "декрет", а пока и так можно пожить(без регистрации). Да и торопиться некуда.
А разница в опыте и условиях - снять жилье - не проблема. Сняли - и живут. А родители не могли...

А кто пользуется "старыми рецептами", как правило имеют проблемы в жизни - разводы, отсутствие образования и пр. "прелести жизни".
А всего-то 20 лет прошло....
15 комментариев or Оставить комментарий