?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Жилищный фонд. 2 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Жилищный фонд. 2
Вернемся к той части техносферы, прогрессирующий износ которой угрожает шкурным интересам подавляющего большинства населения России. Старение жилищного фонда России, быстрый переход его в категорию ветхого и аварийного ставит под угрозу даже физическую безопасность многих жителей Российской Федерации. По данным Росстроя, на 2005 г. общий износ основных фондов в ЖКХ составил более 60%, а четверть основных фондов уже полностью отслужила свой срок. Процесс идет безостановочно и с ускорением, нет никаких надежд на то, что он вдруг сам собой остановится и повернет вспять. Но все смотрят на это равнодушно, не предпринимают действий, соизмеримых масштабу угрозы, и не пытаются составить разумное представление о ней. Никто даже не делает успокаивающих заявлений, пусть ложных. В них нет необходимости, ибо в обществе нет беспокойства.

Надо считать аномалией и такой факт, на который никто не обращает внимания. По данным Госкомстата, в Российской Федерации на конец 2001 года было 90 млн. кв. м аварийного и ветхого жилья или 3,1% всего жилфонда Российской Федерации. Запомним эту величину. После этого Госкомстат долго не публиковал данных об аварийном и ветхом жилье. Однако о динамике старения сообщалось в документах и заявлениях официальных лиц. Так, председатель Госстроя Российской Федерации Н. Кошман 8 апреля 2003 г. сообщил прессе, что в 2002 году «в состояние ветхого и аварийного жилья перешло 22 миллиона квадратных метров».
9-11 февраля 2004 г. Госстрой России, Министерство жилищного строительства и городского развития США и Всемирный банк провели в Дубне международный семинар «Ипотечное жилищное кредитование». На семинаре выступали зам. премьер-министра Российской Федерации В. Яковлев, председатель Госстроя РФ Н. Кошман, зам. министра экономики А. Дворкович. Главный доклад сделал зам. председателя Госстроя В. Пономарев. Все это официальные лица очень высокого ранга. Но главное, в пресс-релизе семинара сказано, что «ветхий и аварийный фонд ежегодно растет на 40%».
Простой подсчет показывает, что если скорость старения после 2001 г. принципиально не изменилась, то к концу 2006 г. категория ветхого и аварийного жилья должна была бы составить около 400-500 млн. кв. м или 14-16% всего жилфонда Российской Федерации. Ведь масштабы сноса ветхих домов очень невелики. Счетная палата отмечает в 2005 г.: «Ликвидировано за указанный период [2002-2004 гг.] ветхого и аварийного жилищного фонда 630,4 тыс. кв. м при плане 2406,0 тыс. кв. м, выполнение составило 26,2%». За три года снос 0,63 млн. кв. м, величина пренебрежимо малая.
Площадь ветхого и аварийного жилья 400-500 млн. кв. м - величина правдоподобная, хотя наверняка неточная, мы можем сделать лишь грубую прикидку. Вот косвенные доводы на этот счет. Говорится, например, что в Москве ситуация лучше, чем в других местах – здесь земля очень дорогая, фирмы охотно сносят ветхое жилье и застраивают участки большими новыми домами. В мэрии в 2006 г. сообщили корреспонденту «RBC daily»: «В ветхом состоянии у нас находится 28 млн. кв. м жилья при общем размере жилого фонда 200 млн. кв. м».
Итак, в Москве, где положение лучше всего в Российской Федерации, ветхое жилье составляет 14% жилищного фонда. Согласно «Российской газете» от 2 марта 2007 г., «количество ветхих и аварийных домов в Дагестане составляет 26% жилищного фонда». Таков диапазон на начало 2007 г., от 14 до 26% жилищного фонда – ветхий и аварийный.
Что же говорят высшие должностные лица, отвечающие за состояние ЖКХ России в целом? В феврале 2006 г. состоялось второе Всероссийское совещание на тему «Ветхий и аварийный жилищный фонд: пути решения проблемы». На этом совещании тогдашний Министр регионального развития РФ В. Яковлев сообщил: «Сегодня в стране насчитывается более 93 млн. кв. м ветхого и аварийного жилья» [134].
После того совещания проходит 8 месяцев, и 5 октября 2006 г. зам. министра регионального развития РФ Ю. Тыртышов сообщает в интервью: «Доля ветхого и аварийного жилья в России достигла 3,2% от общего объема жилищного фонда, что составляет 93,2 млн. кв. м».
Он назвал данные, которые отражали состояние на конец 2001 года. Его слова противоречат тому, что в 2003 и 2004 гг. говорил председатель Госстроя РФ Н. Кошман (и подтверждал заместитель премьер-министра Российской Федерации В. Яковлев). Почему чиновник высокого ранга, наверняка знающий о таком очевидном противоречии, никак не объяснил его в своем интервью?
Более того, 15 июня 2007 г. на заседании Государственной думы председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М.Л. Шаккум представлял законопроект о создании Фонда содействия реформированию ЖКХ. Депутат В.А. Овсянников (ЛДПР) задал вопрос о величине ветхого жилищного фонда. По его сведениям, «статистика вполовину сократила объем аварийного и ветхого жилья».
Согласно стенограмме, М.Л. Шаккум ответил в 13-00 час. Он сказал: «Я не могу согласиться с вами в части утверждения, что статистика вполовину сократила объем аварийного жилья. Статистика показывает, что за последние 5 лет количество аварийного жилья увеличилось ровно вдвое. Это по данным статистической отчетности. Это совершенно точно. Поэтому данные представляются мне вполне корректными. И на основании этих данных, а мы пользуемся данными статистики и другими пользоваться не можем…» (см. [87]).
Вдумайтесь в слова председателя комитета Госдумы. Его спрашивают о площади ветхого жилищного фонда. Он отвечает: «Статистика показывает, что за последние 5 лет количество аварийного жилья увеличилось ровно вдвое». Таким образом, он говорит о совсем другом предмете. Но даже не это главное. Депутат В.А. Овсянников и М.Л. Шаккум говорят о разных статистиках. Вот официальная таблица – из статистического ежегодника Российской Федерации издания 2008 г. Из таблицы видно, что площадь аварийного жилья увеличилась за 5 лет (2003-2007 гг.) не вдвое, а на 32,2%.
Какими же данными пользуется Госдума? Видимо, реальными! Теми, которыми пользуются региональные власти, применяя критерии отнесения жилищного фонда к категории ветхого и аварийного, действовавшие до 2003 года и измененные Правительством. Из таблицы 3 видно, что с 1995 по 2000 г. доля ветхого и аварийного жилья увеличилась в 2,2 раза.
В последующие годы ветшание как физический процесс не прекратилось и не замедлилось – объемы капитального ремонта не увеличились, снос ветхих зданий был незначительным. Износ «замедлился» в результате изменения методики учета Правительством. Но местные власти, вынужденные отвечать населению, не могут пойти на такую операцию.

Это признак беды! Министры и их заместители, депутаты и председатели Комитетов Госдумы называют несовместимые величины – и никакой реакции! Общество получает сообщения, в которых концы не вяжутся с концами - и никто этого не замечает. Общество утратило чувствительность к количественной мере самых актуальных явлений, в том числе таящих в себе большую угрозу.
Так это и идет поныне. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (октябрь 2007 г.) сказано: «Достижению целевых параметров обеспеченности населения жильем препятствует необходимость быстрого выведения из оборота жилья ветхого и аварийного фонда (по данным Росстата, 95 млн. кв. м на начало 2006 года, с тенденцией ежегодного роста на 2 млн.».
Остановимся на этой аномалии: сведения о величине ветхого и аварийного жилищного фонда России, даваемые разными источниками, несоизмеримы. Более того, одни и те же люди в разной обстановке называют разные величины. Резкие и никак не объясненные изменения в динамике величин, которые присутствуют в данных Госкомстата, не вызывают вопросов и удивления даже у контролирующих органов.
Вот Отчет Счетной палаты о ходе программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья [88]. Здесь сказано: «По состоянию на 1 января 2000 года суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Российской Федерации составляла 49,78 млн. кв. м (1,8% в общем объеме жилищного фонда России), в том числе аварийный жилищный фонд - 8,24 млн. кв. м.)».
В приведенной здесь же таблице Госкомстата мы видим, что после 1999 г. начался резкий рост объема ветхого и аварийного жилья – 50 млн. кв. м в 2000 г. и 90 млн. в конце 2001 г. Этот рост имеет свои объяснения, которые не раз приводило руководство Госстроя Российской Федерации. Но после 2001 г., вплоть до настоящего времени практически никакого прироста этого объема как будто не происходит. Как аудиторы Счетной палаты могли не заметить этого странного явления? Как мог за эти годы остановиться процесс ветшания старых домов?
Напрашивается такое объяснение. Резкое изменение динамики старения жилищного фонда, в котором пороговой точкой стал 1999 год, побудило правительство пересмотреть критерии отнесения жилых домов к категории ветхих и аварийных. Это было оформлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 552 «Об утверждении Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания».
Во исполнение указанного постановления Правительства Госстрой Российской Федерации принял постановление от 20 февраля 2004 года № 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных». Это Постановление гласит: … 2. Не применять на территории Российской Федерации Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529 «Об утверждении Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания».
Согласно этим новым критериям, ветшание жилищного фонда резко замедлилось (с 40% до 2% в год). Поразительно и то, что практические работники местных властей (например, правительства Москвы) продолжают пользоваться старыми критериями и прессе сообщают соответствующие им величины.
Маскировка реальности не вызывает никакой реакции общества при самых разных подходах к проблеме ЖКХ. В своем интервью 5 октября 2006 г. замминистра Ю. Тыртышов сделал два важных утверждения: «Потребность в капитальном ремонте составляет 144 млн. кв. м в год при произведенных в 2005 г. 30 млн. кв. м … Главное это объяснить и помочь людям осознать, что состояние их жилья — это их ответственность, а не мэра и губернатора».
Утверждается, что в 2005 г. капитально отремонтировано 30 млн. кв. м жилья. А вот «Российский статистический ежегодник. Официальное издание. 2006» (М., Росстат, 2006). На стр. 209 дана таблица 6.44 - «Основные показатели жилищных условий населения». В ней есть строка «Капитально отремонтировано жилых домов за год, тыс. кв. м общей площади». В столбце за 2005 г. стоит: 5552, то есть не 30, а 5,5 млн. кв. м. Это слишком уж большая разница с тем, что говорит замминистра – почти в 6 раз.
Выражение «Потребность в капитальном ремонте составляет 144 млн. кв. м в год» имеет смысл, только если такая доля жилищного фонда ремонтируется регулярно каждый год. Реальная потребность в ремонте на 2005 г. – это 144 млн. кв. м плюс величина «отложенного» ремонта, и чем более велик срок, на который отложен ремонт, тем более чрезвычайной становится эта потребность. Если считать, что с 1991 г. должен был выполняться этот норматив, то величина ремонта, отложенного за 1991-2004 годы, составляет 2,2 млрд. кв. м. Это в 15 раз больше, чем говорит замминистра.
В России ежегодно должен проводиться капитальный ремонт 4-5% фонда. Однако в течение последних лет ремонтируется около 0,2% городского жилищного фонда в год – в 20-25 раз меньше необходимого. Накопленное отставание огромно, и теперь оплатить ремонт не под силу ни государству, ни населению. Деградация жилищного фонда стала массивным неумолимым процессом, который не удается затормозить. Россия стоит перед угрозой стать цивилизацией трущоб.
Второе важное заявление замминистра заключается в том, что главное в проблеме ветхого жилья - «объяснить и помочь людям осознать, что состояние их жилья — это их ответственность, а не мэра и губернатора». Это совершенно новая принципиальная постановка вопроса. Когда и где было принято решение о том, что теперь стоимость капитального ремонта полностью возлагается на население?
Во сколько обошлось бы гражданам капитально отремонтировать их дом? В октябре 2007 г. Ассоциация строителей России и Союз инженеров-сметчиков разработали нормативы стоимости капитального ремонта многоквартирных жилых домов по всем регионам России в прогнозных ценах 2008 года. Согласно этим нормативам, средняя стоимость капитального ремонта по России составила 19,5 тыс. рублей за 1 кв. метр.
На жителя Российской Федерации в среднем приходится по 20 кв. м общей площади квартиры. Значит, на семью из 4 человек – 80 кв. м. Эта семья, если действительно возложить на нее расходы, должна будет заплатить за капитальный ремонт 1,56 млн. руб. При средней зарплате в 15 тыс. руб. это означает, что глава семьи должен заплатить за ремонт весь свой заработок за 8 лет. Понимает ли замминистра Ю. Тыртышов, что он сказал? Но ведь его слова не вызвали никакой реакции ни наверху, ни «внизу».
Несоизмеримость проблемы и средств для ее решения, когнитивный диссонанс – общее явление всей России. Вот сообщение Администрации Саратовской обл. от 5 февраля 2007 г.: «На переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Бюджетом области предусмотрено 180 млн. руб., что позволит отселить порядка 240 семей». Это 1% от тех, кого официально надо переселить - ветхий и аварийный жилфонд области (по «новым» критериям!) составляет 1,5 млн. кв. м. Заметим, что согласно Постановлению правительства, которое цитирует Счетная палата, «непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом состоянии, в аварийном состоянии, а также в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания».
Положение, в котором находится Саратовская обл., является типичным. Вот сообщение из Мурманска: «Жилищный фонд города на 01.01.2007 года составляет 2269 жилых домов, из которых 44 (2%) аварийных, 316 (14%) ветхих… Анализ технического состояния этих домов показывает, что положение близко к критическому, так как отдельные конструктивные элементы домов (70-80%) не отвечают требованиям безопасной эксплуатации и санитарным условиям проживания. Непринятие мер по незамедлительному их восстановлению либо сносу и расселению людей может привести к массовой аварийности на жилищном фонде с тяжелыми последствиями… В настоящее время в капитальном ремонте нуждаются: 75% кровель жилых домов, из них 20% находятся в аварийном состоянии; 77% фасадов, 99,9 % внутридомовых электрических сетей, 67% сетей горячего водоснабжения, 60% сетей отопления, из них 10% в аварийном состоянии» [89].
Как можно не видеть очевидного и молчать о нем: за год, согласно государственной программе, ликвидируется 0,5-1% исходной проблемы, а сама проблема ежегодно возрастает на десятки процентов.
В 2007 г. в России, по официальной справке, более 300 млн. кв. м нуждалось в капитальном ремонте неотложно. В Послании 2007 года В.В. Путин сказал о выделении 150 млрд. рублей на капитальный ремонт жилищного фонда – на 5 лет. Сколько жилья можно отремонтировать за 2008 год на 30 млрд. руб.? Если верить расценкам, 1,5 млн. кв. м жилья. А только в неотложном ремонте нуждается 300 млн. кв. м. Значит, выделение средств, о котором в Послании говорится как о решении проблемы, эквивалентно 0,5% усилий, которые государство обязано сделать срочно, в аварийном порядке. А если брать проблему в полной мере «отложенного» ремонта, то это 0,02%. Для примера – стоимость «отложенного» капитального ремонта жилищного фонда Петербурга уже в 2007 г. составляла 7 годовых бюджетов города - около 275 млрд. руб.
[Росстат объявил, что в 2008 г. капитально отремонтировано 12,3 млн. м2 жилья. Значит, строительным организациям выплачено в 5-8 раз меньше, чем предусмотрено сметой Ассоциации строителей России и Союза инженеров-сметчиков в ценах 2008 г. Это противоречие никем не объяснено. Вероятно, достигнут компромисс – немного уступили строители, а заказчики сократили перечень работ (например, не заменить кровлю, а покрасить и т.п.).]
Деградация мировоззренческой матрицы, соединявшей население России в общество, продолжается. А с ней продолжается и распад самого общества. Люди не заботятся тем, что происходит с большими системами, вне которых сама жизнь будет невозможна.
Большие технические системы, которые в стабильном режиме считаются частью экономики, по достижении порогового износа становятся источниками рисков.



11 комментариев or Оставить комментарий
Comments
expert_sg From: expert_sg Date: Март, 10, 2013 14:43 (UTC) (Ссылка)
Я думаю, что по достижении определённого порога, власти (местные) будут применять известное правило - "собственность обязывает". Те, кто "приватизировал" (так это называлось и по-прежнему называется) свои квартиры попадут в ловушку. Если у них не будет заявленных средств на капремонт, т.е. на выполнение публичных обязательств по поддержанию технического состояния дома - их будут лишать права собственности.
Вот тогда, думаю, сложатся условия для большого передела прав собственности бывшего советского жилищного фонда.
Для некоторых, боюсь, это будет весьма неприятным сюрпризом, поскольку молчаливое согласие на разрушение СССР было получено взамен на обещания быстрой капитализации жилищных прав, т.е. на получение права частной собственности на занимаемые квартиры.

Edited at 2013-03-10 14:46 (UTC)
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Март, 10, 2013 14:51 (UTC) (Ссылка)

Тогда-то и вспомнят, что государство

обязалось провести капитальный ремонт приватизируемых квартир. Потом это обязательство замаскировали, передав эту функцию местным властям.
Судя по последним годам, для виду делают косметический ремонт, представляя его капитальным.
From: vovan_demokrat Date: Март, 11, 2013 06:39 (UTC) (Ссылка)

Re: Тогда-то и вспомнят, что государство

Обстоятельства вынудят "государство" действовать по схемам рыночных кидал, когда самое последнее звено с которого будут пытаться спрашивать и сам будет делать круглые глаза, которого если и получится его прижать к ногтю, то с него будет "визга много, а шерсти мало".
А все промежуточные звенья потихоньку будут выбывать из поля зрения.
Дядя Вова From: Дядя Вова Date: Март, 11, 2013 14:13 (UTC) (Ссылка)
тема "деприватизации" уже появилась в "Российской газете", пока что вывеская такая - " сдача недвижимости в аренду государтсву". А кто-то видит это самое государство в Russia?
From: ideasturner Date: Март, 10, 2013 16:26 (UTC) (Ссылка)
Давайте мысленный эксперимент: те 316 домов в Мурманске, из 2300, - пусть они рухнули. Все и в один день. По погибшим 2 варианта главных: почти все и почти никто. Вопрос эксперимента: как изменится хоть чья-нибудь линия поведения, назовем ее так. Субъекта тут опять 2 - высшая власть и рядовая Россия.
Ну и, каков результат? Никаков ни в одном из вариантов. Расселят по гостиницам, общагам, по школам, в конце концов, по палаточным лагерям. И будут жить дальше. И голосовать за Путина. И терпеть-терпеть-терпеть.

Зряшный этот Ваш пост, Сергей Георгиевич, и зряшная вся та линия воспитания молодежи, проводить которую Вы взялись. Я скажу чуть подробнее: ничто, никакие страхи и ужасы о самых насущных областях жизни никого и ни на что сейчас не сподвигнут. Вот эта удивительная устойчивость нынешнего строя жизни и должна быть главной темой, которую надо изучать со всех сторон. По мне, так сведется эта устойчивость к тупости. К тому, что люди не воюют, пока лично их не задели. Не формулируют никаких политических позиций, не читают книжек, в газетах читают такую галиматью, что стыдно в руки взять. И ведь читают, и гадают кроссворды...

Короче, советского народа не было.

Был бы - проявился бы. Между культурой ("нестяжательство") и состоянием домов - пропасть. Мурманчане эти, из рухнувших домов, были и останутся нестяжателями, но их дома этот психологический факт не спасет (скорее, наоборот).


Сергей Иванов From: Сергей Иванов Date: Март, 10, 2013 22:50 (UTC) (Ссылка)
Я как бывший мурманчанин скажу палаточные лагеря в мурманске это 5)ещё можно перенять передовой эскимоски опыт и начать строить иглу)

Почему строй устойчивый ответ простой.Отрицательная демография.Численность населения падает быстрее чем изнашиваются фонды необходимые для жизни.



proseka199 From: proseka199 Date: Март, 11, 2013 08:05 (UTC) (Ссылка)
Ну да - поэтому "пряников сладких хватает на всех". Всё же.

Для социальных буч нужно избыточное население, особенно молодое мужское, разумеется. Которому деваться некуда.
Что и имелось, собственно, в начале 20 века.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Март, 11, 2013 15:03 (UTC) (Ссылка)

Все говорят, говорят...

Сегодня да, деваться некуда, и ничего не получится:

и состарились, и устали, и надоело, и к смерти кого-то тянет, а кто-то уже этот выбор сделал и туда перешел...

Но история показывает, что такие циклические изменения численности населения дело обычное (Валлерстайн, Европа).

Однако, само по себе понимание и изложение наших проблем возможно только здесь и сейчас. Это знание нужно будет тем, кто возьмется строить.

И, между прочим, момент, когда жареный петух клюнет,
никому заранее не известен.

И очень даже вероятно, что наступит довольно скоро.

Нельзя забывать и о смене поколейний - мощнейшем факторе исторических перемен.

Edited at 2013-03-11 15:05 (UTC)
valery_5 From: valery_5 Date: Март, 11, 2013 17:54 (UTC) (Ссылка)

Те и другие

- Понимает ли замминистра Ю. Тыртышов, что он сказал?
- его слова не вызвали никакой реакции ни наверху, ни «внизу».
Министру глубоко наплевать на суть проблемы: он "отрабатывает" свою
зарплату.
Его коллеги по властной группе - то же самое.
"Внизу" потеряно (вынужденно или принудительно - вопрос отдельный) чувство реальности.
Алексей Романцов From: Алексей Романцов Date: Март, 12, 2013 07:12 (UTC) (Ссылка)

Жилищный фонд. 2


Мне почему-то кажется несколько завышенной оценка стоимости кап. ремонта в 19,5к рублей за м2 жилой площади.

Например на наш дом 18600 км метров площади 6 этажей, за кап. ремонт кровли местные компании просят 6-9 миллионов рублей (в зависимости от материалов и компаний), это "всего" 400 рублей с кв метра.

Реорганизация теплоузлов (у нас в доме их аж 7, так как дом вводили в эксплуатацию частями) с установкой счетчиков тепла - 1,2 миллиона рублей (65 рублей с квадратного метра).

А 19500 рублей за кв метр очень похоже не стоимость строительства коттеджей под ключ.

Можно как-то уточнить эту оценку?
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Март, 12, 2013 10:43 (UTC) (Ссылка)

Re:Есть Рос. ассоциация сметчиков строительства

Они и дали смету по все регионам на 2008 г. Но в кап. ремонт входит ремонт несущих конструкций, всей инженерной инфраструктуры и кровли. За жизнь дома надо три ремонта. 20 тыс. руб - треть цены строительства. Правдоподобно.
11 комментариев or Оставить комментарий