?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Еще колонка с сайта ЦУПа - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Еще колонка с сайта ЦУПа
http://problemanalysis.ru/mission/kolonka-kara-murzi/kolonka-kara-murzi_98.html

битва с иррациональностью

Эту тему поднимали в 1990-е годы, но ни до чего не договорились. Сейчас, подводя итоги, приходится признать, что эта тема осталась актуальной, и кому-то надо ее разрабатывать. Напомню первые шаги в том разговоре.
История показала, что одним из главных противоречий современного общества является столкновение иррационального с рациональным. Рациональное, логичное мышление — сравнительно недавний продукт культурного развития человека. Ницше писал: «Величайший прогресс, которого достигли люди, состоит в том, что они учатся правильно умозаключать. Это вовсе не есть нечто естественное, как предполагает Шопенгауэр, а лишь поздно приобретенное и еще теперь не является господствующим».
Это обязывает уделять особое внимание диалектике отношений бытия и мышления, чего истмат не только не сделал, но даже затушевал по сравнению, например, с социологией Вебера. При этом Вебер, конечно, вовсе не противопоставляет материальные факторы сознанию и вере. Он пишет: «Интересы (материальные и идеальные), а не идеи непосредственно определяют действия человека. Однако картины мира, которые создаются “идеями”, очень часто, словно стрелки, определяют пути, по которым динамика интересов движет действия дальше».

Английский историк Э. Хобсбаум заметил: «Точно так же, как Вебер многому научился у Маркса, не переставая оставаться при этом антимарксистом, нет никаких причин, чтобы марксистам не научиться многому у Вебера, не превращаясь в веберианских либералов». Прямо скажем, мы у Вебера не учились — и теперь практически не учимся. Доктрина российских реформ противоречит социологии Вебера в гораздо большей степени, чем марксизму.
В упрощенном истмате Бухарина проблемы столкновения с иррациональным как будто не существует. В его истматовской модели существуют интересы, объективно данные материальными условиями. И задача лишь в том, чтобы адекватно их понять и познать объективные законы развития. При этом исключается сама идея значительной автономии общественного сознания от базиса, о существовании собственной логики развития сознания. Опыт же показывает, что сознание уязвимо и может быть испорчено или даже разрушено без прямой связи с материальными условиями жизни. С помощью целого ряда приемов у значительной части населения удается отключить способность к структурному анализу явлений — анализ сразу заменяется идеологической оценкой. Отсюда — кажущаяся чудовищной аморальность, двойные стандарты. На деле же болезнь опаснее: люди становятся неспособны именно анализировать.
Вебер в своих трудах прилагал большие усилия, чтобы не допустить отождествления мышления и бытия, тенденция к которому, как говорят, уже намечалась в философии Гегеля. Вебер выступал против фетишизации теории, которая, будучи высшим продуктом рационального мышления, превращалась в инструмент иррациональности, если приобретала ранг фетиша. Он подчеркивал, что логическая упорядоченность теории может привнести «утопический» элемент в познание, что историческая действительность в каждой «точке» и в каждый «момент» выступает как нечто уникальное и неповторимое – следовательно, не подчиняющееся никакому «объективному закону». Теория («утопия», закон) необходима исследователю, как инструмент — как микроскоп или телескоп — для выявления тенденций в развитии общественного процесса. Но вера в то, что теория полностью адекватна самой действительности, означает поражение рациональности. Истмат был полон именно такой веры.
Более того, истмат внедрил в массовое сознание уверенность в том, что объективным законом является прогресс общества. Та «революция гуннов», которая угрожала России после 1917 г. и была остановлена большевиками (об этом много писал М.М. Пришвин), совершенно не вписывалась в законы истмата, и мы не могли ожидать ее в конце ХХ века — но она произошла на наших глазах. Более того, «революция иррационального» в ХХ веке захватила и Запад.
Николай Заболоцкий в поэме «Битва слонов» (Битва слов! Значений бой!) писал:

Европа сознания
в пожаре восстания.
Невзирая на пушки врагов,
стреляющие разбитыми буквами,
боевые Слоны Подсознания
вылезают и топчутся...
Слоны Подсознания!
Боевые животные преисподней!
Они стоят, приветствуя веселым воем
все, все, что добыто разбоем.

В 30-е годы мир пережил урок фашизма, к которому теория истмата оказалась не готова. Недаром один немецкий философ после опыта фашизма писал: «Благодаря работам Маркса, Энгельса, Ленина было гораздо лучше известно об экономических условиях прогрессивного развития, чем о регрессивных силах».
На практике идеями психоанализа (не ссылаясь, конечно, на Фрейда) пользовались в своей очень эффективной пропаганде фашисты. Они обращались не к рассудку, а именно к иррациональному в человеке — к чувствам и инстинктам. Чтобы их мобилизовать, они с помощью целого ряда ритуалов превращали аудиторию, представляющую разные слои общества, в толпу — особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением.
Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила. Это — идея-фикс фашизма, она обыгрывается непрерывно. Вся механика пропаганды представляется как соблазнение и доведение до исступления («фанатизация») женщины. Гитлер писал в «Майн кампф»: «В подавляющем большинстве простые люди имеют настолько женскую природу, что рассуждение возбуждает их мысли и их действия в гораздо меньшей степени, чем чувства и эмоции. Их чувства несложны, они очень просты и ограниченны. В них нет оттенков, все для них — любовь или ненависть, правильное или ошибочное, правда или ложь».
Опыт фашизма показал ограниченность тех теорий общества, в которых не учитывалась уязвимость общественного сознания перед наступлением иррациональности. Юнг, наблюдая за пациентами-немцами, написал уже в 1918 г., задолго до фашизма: «Христианский взгляд на мир утрачивает свой авторитет, и поэтому возрастает опасность того, что “белокурая бестия”, мечущаяся ныне в своей подземной темнице, сможет внезапно вырваться на поверхность с самыми разрушительными последствиями».
Потом он внимательно следил за фашизмом и все же в 1946 г. в эпилоге к своим работам об этом массовом психозе («немецкой психопатии») признал: «Германия поставила перед миром огромную и страшную проблему».
Он прекрасно знал все «разумные» экономические, политические и пр. объяснения фашизма, но видел, что дело не в реальных «объективных причинах». Загадочным явлением был именно массовый, захвативший большинство немцев психоз, при котором целая разумная и культурная нация, упрятав в концлагеря несогласных, соединилась в проекте, который явно вел к краху.
Почему уже после войны Юнг говорил о том, что проблема, которую Германия поставила перед миром, огромная и страшная? Потому, что это был лишь пример того, как идеологи разбудили и «раскачали» скрытые, скованные разумом и нравственностью устремления человеческой души,— коллективное бессознательное — и этот зверь начал действовать способом, который невозможно было предсказать. Подобный слом произошел в СССР в конце 80-х годов.
Поведение огромных масс населения нашей страны стало на время обусловлено не разумным расчетом, не «объективными интересами», а именно всплеском коллективного бессознательного. Это поведение казалось той части народа, которая психозом не была захвачена, непонятным и необъяснимым. В некоторых частях сломанного СССР раскачанное идеологами коллективное бессознательное привело к крайним последствиям. Например, нет смысла искать разумных, пусть и эгоистических, расчетов в войне Армении с Азербайджаном или Кишинева с Приднестровьем.
Кто в 1990-е годы поддержал Ельцина, если не считать ничтожное меньшинство «новых русских», с их разумным расчетом, и сбитую с толку либеральную интеллигенцию? Поддержали именно те, в ком взыграло обузданное советским строем коллективное бессознательное. Возникновение индустриальной цивилизации было очень болезненным «скачком из мира приблизительности в царство точности». И это царство — еще островок в мире, и нас тянет вырваться из него обратно в мир приблизительности.
Эти массы людей, освобожденные от рациональности заводов и КБ, правильно поняли клич Ельцина «Я дал вам свободу!» В самом понятии рынок их слух ласкал эпитет: стихийный. А понятие плана отталкивало неизбежной дисциплиной рациональности. И к этим людям, пьяным и веселым, вооруженные истматом коммунисты взывали: выберите нас, мы восстановим производство и вернем вас к станку и за парты. И удивлялись, когда те шли голосовать за Ельцина или даже за Хакамаду.
Конечно, все мы испытываем тягу к такому бегству от цивилизации. Мы и совершаем порой такое бегство на время, отдыхаем душой. Но когда это происходит с половиной народа, и она начинает «жечь костры и в церковь гнать табун», то это — катастрофа. И чем она кончится, пока не ясно. И это — вовсе не возврат к досоветской российской цивилизации, это именно пробуждение в нас гунна. А гунн сегодня может сколько-то времени выжить, только истребляя все вокруг,— пока не иссякнет его страсть.
Сегодня в России в среде людей, воспитанных (и воспитываемых) в истмате, рациональность оттеснена в катакомбы, царит разруха в умах.




<lj-repost button="Перепост ВСЕГО текста" />
75 комментариев or Оставить комментарий
Comments
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 19, 2013 15:59 (UTC) (Ссылка)
Истмат, и не только бухаринский, утверждает что человек максимизирует наживу помимо сознания, как стрелка компаса указывает на север, понятия не имея что это такое. Сознание лишь отражает этого автоматическое инстинктивное стремление в фантастических формах.

Тут действует определенная телеология. Максимизация наживы следует каким-то образом из необходимости есть чтобы жить. Все к лучшему в этом лучшем из миров. Человек не может совершать ошибки - всеблагое Провидение не попустит. Недавняя авария Протона, из-за установленных вверх ногами датчиков ориентации, с точки зрения истмата невозможна, потому что противоречит "объективным законам", направляющим ракету вверх. Факт, что ошибки возможны, что миллионы людей умерли, потому что есть было нечего, что есть миллионы безработных игнорируется истматом полностью. Безработные не считаются.

Проблема истмата не в фетишизации теории, а в ее отрицании. Зачем человеку теория, если он и так направляется к максимуму наживы всеведущим всеблагим Провидением? Теория - идеализм. Всеблагое Провидение ака "невидимая рука" - "материализм". Единственный смысл теории в марксизме - величие Маркса, подсмотревшего в черновики Провидения, недоступные профанам. Никакого иного значения теория не имеет. Изменить "объективные законы" человек не может. Все его теории - лишь отражение предписанных ему действий по максимизации наживы.

Подозреваю что Гунн - неоднороден. Это не только что-то дикое, или обольщенное. Это еще и нечто глубоко послушное Провидению, возмущенное "волюнтаризмом" нарушителей "объективных законов". Человеческое общество пронизано иерархией и множеством связей. Возможно гунн снизу вошев в резонанс с провиденциальной теорией "объективных законов" сверху. Без этого нижний гунн не справился бы. Просто ушел в бичи. Да и социологические опросы показывают что снесло крышу у интеллигенции.

С фашизмом аналогия поверхностна. Гитлер хотел вести сам. Наши же наоборот, хотели преодолеть "волюнтаризм" отдаться на волю "объективных законов". Психоз Гитлера был организован и управляем. У нас же напротив, нарастает хаос сект и групп.
From: vovan_demokrat Date: Август, 19, 2013 16:28 (UTC) (Ссылка)
я в восторге от вашего слога.
но симметричный вопрос - что это нам дает с точки зрения жизни?
можно на примере межнациональных отношений )

Edited at 2013-08-19 16:28 (UTC)
From: vovan_demokrat Date: Август, 19, 2013 16:36 (UTC) (Ссылка)
Я чего-то Пришвину не очень доверяю. Посмотрел его дневники - у него всякого много в голове.
umcho From: umcho Date: Август, 19, 2013 17:01 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за тонкости и, особенно, за Юнга. Вы умеете расщеплять атомы цивилизации!
From: yuriy_korkhov Date: Август, 19, 2013 19:31 (UTC) (Ссылка)

Не сознание-подсознание, а рассудок-душа

Есть что-то очень наивное в рассуждениях этого обаятельного РАЦИОНАЛИСТА, рационалиста до мозга костей.

Вот главная его мысль: "одним из главных противоречий современного общества является столкновение иррационального с рациональным". То есть что-то вроде противоречия подсознания и сознания.

Но ничего иррационального нет в том, что произошло в 1991 году. Массы не участвовали в этом погроме СССР и ничего общего с германским/фашистским психозом 30-х годов ХХ века в нём (этом погроме/развале) НЕТ. Это был обычный путч группки людей в условиях полной прострации-безразличия миллионов населения. Верхи развалились, а низы в очередях за водкой и колбасой околачивались.

В одном месте Кара-Мурза утверждает, что "историческая действительность в каждой «точке» и в каждый «момент» выступает как нечто уникальное и неповторимое", а далее (как говорится, ничтоже сумняшеся) уже ищет параллели-аналогии (то есть обожаемую его ЛОГИКУ) между 2-мя историческими всплесками: германского фашизма первой половины ХХ века и русского либерализма конца этого же века. Да нет тут НИКАКОЙ аналогии.

По мне так ГЛАВНОЕ противоречие НАШЕЙ эпохи (конечно, с нашей русской колокольни, а не какой-нибудь аргентинской) нынче совсем иное. Оно тройственно - между:
- Европейским "прогрессивным" (европоцентристская т.з.) рассудочным гуманизмом (скатившимся вполне логически в пучину социальной педерастии);
- Русским "архаичным" (европоцентристская т.з., в том числе и в первую очередь "русских европейцев") мистическим Православием (судорожно пытающемся возродиться из пепла);
- Всемирным "супер архаичным" (европоцентристская т.з.) мистически и категорически требовательным Исламом (мощно возрождающемся в мире, в том числе и в России).

Всё это формы противоречия между рассудочным (умственным, логическим) и мистическим (духовным, интуитивным). Долгое время человечество (европоцентристская т.з.) полагало развитием/прогрессом именно расширение сферы рассудочного (то есть ЗНАНИЯ, фетишизация НАУКИ) именно за счёт вытеснения мистического (религиозного) начала.

Однако сегодня уже ясно, что путь в никуда/ничто (гибель). Начинается/началась эпоха религиозного РЕНЕССАНСА.
valery_5 From: valery_5 Date: Август, 19, 2013 20:26 (UTC) (Ссылка)

Re: Не сознание-подсознание, а рассудок-душа

"...полной прострации-безразличия миллионов населения". Прострация при разрухе в доме иррациональна.
"Верхи развалились...". Они не развалились, а, по-Вашему, устроили путч, а на самом деле - подготовили и провели супер-акцию, беспримерную в истории.
"Да нет тут НИКАКОЙ аналогии". Основная аналогичность в том, что оба народа были подвергнуты длительному и сильнейшему психическому давлению, во многом - слому (1914-20-е - начало 30-х гг. в Германии; 80-е - начало 90-х в СССР; в чём-то у нас стресс был сильнее). После чего многие согласились с явно аморальными и нерациональными заявленными планами и действиями верхушки.
valery_5 From: valery_5 Date: Август, 19, 2013 20:06 (UTC) (Ссылка)

Сегодня в России...царит разруха в умах.

Об этой разрухе некоторая часть общества догадалась давно, наиболее чуткие в России - в конце 80-х и ещё раньше. Но они не сделали и не делают погоды.
Сам текст таков, что достойный комментарий написать непросто.
Но сразу появляется мысль, что рост потока информации в мире и успехи разных технологий, в т. ч. коммуникации, в конце ХХ - начале ХХ1 в.в., вместе с установками на снижение уровня развития основной массы населения, сформировали и формируют ещё более благоприятные условия для манипуляции людьми и иррационализации их поведения. Прогресс был целенаправлен, фактически, во вред обществу.
From: akovalevskiy Date: Август, 19, 2013 20:23 (UTC) (Ссылка)
Как всегда гениально! Спасибо, Сергей Георгиевич!
Соглашаюсь с Валери 5, написать мне в комменте что-то трудно, но очень хочется.
Вопрос хочу задать. А как мы биться-то с этим хмелем иррациональности будем. Давайте подобное подобным бить!
Дядя Вова From: Дядя Вова Date: Август, 19, 2013 21:21 (UTC) (Ссылка)
Хорошо написано!

Реально ведь, основная масса людей боится точности и соблюдения элементарных норм, да и правил здоровой жизни ( простая утренняя зарядка).

Касательно фашизма и психоанализа, надо говорить прямо, что Фрейд был частью капитализма и его работы сперва были взяты на вооружение Промышленниками-Империалистами, и успешно применены и у себя и для выращивания германского фашизма.

Сегодня США хвалится своими умпехами в промывании мозгов и насаждении мирового интеллектуального рабства. Например в серии документальных фильмов "Век личности" США. Фильмы как раз о манипуляции сознанием от Дарвина до Хиппи.
pycckuu_gyx From: pycckuu_gyx Date: Август, 20, 2013 04:48 (UTC) (Ссылка)

Назвать психозом национальную немецкую революцию

Назвать психозом национальную немецкую революцию может только чужой немцами другим нациям человек
Это интернацист или еврей.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 20, 2013 12:44 (UTC) (Ссылка)

"Кто о чем,

а вшивый о бане."

Ну, нельзя же так ассоциативно и рефлекторно...

Вы же разумное существо. О фашизме речь.

А если не психоз, то что?

Наука? Рациональное знание?

На чем основана?

Поясните.

Или евреи будут универсальнм объяснением ко всем "национальным" революциям с ними или против них? Они во многих бочках затычка,
но неужели во всех?
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 20, 2013 12:53 (UTC) (Ссылка)

Рациональное и ИРрациональное

Что чему противопоставляется?

Религия - рациональна или иррационална?

Религиозное знание - знание или нет?!

Без четкого ответа на эти вопросы все плывет.

Иррациональным, по-моему, можно называть только НЕразумное,
НЕ основанное на каком-либо знании (НЕосновательное), НЕлогичное.

В просторечии всегда наука и религия - антиподы. Раз так,
то и иррациоальное = религия. Но это в корне не верно.
И именно это надо бы четко прояснить.

Иррациональное = инфернальное, противоречащее жизни.
По идее так.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Август, 20, 2013 14:42 (UTC) (Ссылка)

Re: Рациональное и ИРрациональное

Пояснение придется дать в новой записи.
victor belov From: victor belov Date: Август, 21, 2013 19:39 (UTC) (Ссылка)

Массовое умопомрачение – грозное явление сытого, благ

И меня это явление потрясло в конце 80-х. Я тогда ничего не понимал – умные, проницательные, очень практичные в обычной жизни люди вдруг стали нести просто бредятину, повторяя её следом, как под гипнозом, за СМИ. Для меня это явление было и до сих пор остаётся неразрешимой загадкой.

Захожу как-то в те времена в комнату мастеров нашего экспериментального цеха - те сидят за столом и как-то особо изощрённо матерятся. Один протягивает газетку – «на, смотри, как твои бл..ди, которых ты защищаешь, нас нае..ли». Я защищал не горби, которого к тому моменту ненавидел может быть больше, чем они все вместе взятые, я защищал тот уклад жизни, который достигла наша страна к середине 80-х, потому что считал и считаю, что тогда было построено максимально близкое к идеалу общество, за исключением мелочей, болезней роста, которые были легко преодолимы. Я посмотрел газетку. Статья была о том, что Гагарин не был первым космонавтом, а им был американец. Я швырнул газетёнку в сторону и почти заорал – «это вы тут охр..ли с вашими мерзкими газетками. Гагарин весь мир объездил и именно как первый космонавт планеты. Это невозможно инсценировать!». Они замолчали, но мне не поверили.

И этот маразм шёл сплошной лавиной, с ним невозможно было бороться. Причём наша жизнь оплёвывалась чохом вся, до самых мелких проявлений, а поносители при этом явно испытывали какое-то непонятное мне сладострастное чувство, что –то вроде садомазохизма.

Возможно это явление хорошо известно и описано на просвещённом Западе и они умеют с ним бороться. Например во-время организованным кризисом, рок-концертом, футболом. Может быть и наши верхи в курсе дела, поэтому и устраивают нам олимпиады, чемпионаты мира и проч. зрелища одно за другим. Но тогда оно было совершенно неизвестно.

Ну а пишу я по другому случаю. В этом посте и в комментариях к нему звучат такие мысли:
«История показала, что одним из главных противоречий современного общества является столкновение иррационального с рациональным».
«Иррациональное = инфернальное, противоречащее жизни».

Я думаю, что, во-первых, словечко «иррациональный» плохо подходит к описанному в посте явлению. На мой взгляд «иррациональное» это что-то постоянное по времени, какая-то устойчивая характеристика объекта. А мы же имеем дело со временным явлением, затмением, умопомрачением. И по моим наблюдениям у многих это умопомрачение уже прошло, хотя у многих и осталось.

А во-вторых, и это самое важное, мы, люди, одновременно живём в двух мирах – материальном и духовном. И без духовного мира, духовной жизни человек перестаёт быть человеком и превращается в скотину. Духовный мир называется душой человека. Её никто не видел, точно также как никто не видел наших мыслей, но это не значит что их нет. Это просто другой мир и он живёт по другим, не по рациональным, а по ИРРАЦИОНАЛЬНЫМ, идеальным законам. Этот мир полон других, ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ образов, таких как любовь, сочувствие, сострадание. Повреждение этих образов, нарушение этих иррациональных законов преследуется судом совести, которую тоже никто никогда не видел. И этот суд также иррационален и не имеет ничего общего с формальным правом, потому что находится в совершенно другом, ИРРАЦИОНАЛЬНОМ, духовном измерении.
Поэтому, на мой взгляд, иррациональность не всегда носит негативный оттенок.
From: enginee_i Date: Август, 25, 2013 10:40 (UTC) (Ссылка)

Иррациональность часто на деле оказывается постыдной

Хочу сказать, что часто выходит , что когда какое-либо общественное или политическое явление, объясняют проявлением иррациональности, то обычно,на деле оказывается,что причины его весьма рациональны, но очень страшны, постыдны или невероятны.
Здесь было сказано:"Кто в 1990-е годы поддержал Ельцина, если не считать ничтожное меньшинство «новых русских», с их разумным расчетом, и сбитую с толку либеральную интеллигенцию? Поддержали именно те, в ком взыграло обузданное советским строем коллективное бессознательное. Возникновение индустриальной цивилизации было очень болезненным «скачком из мира приблизительности в царство точности». И это царство — еще островок в мире, и нас тянет вырваться из него обратно в мир приблизительности.
Эти массы людей, освобожденные от рациональности заводов и КБ, правильно поняли клич Ельцина «Я дал вам свободу!» В самом понятии рынок их слух ласкал эпитет: стихийный. А понятие плана отталкивало неизбежной дисциплиной рациональности. И к этим людям, пьяным и веселым, вооруженные истматом коммунисты взывали: выберите нас, мы восстановим производство и вернем вас к станку и за парты. И удивлялись, когда те шли голосовать за Ельцина или даже за Хакамаду. " , но дело в том, что тогда уже многим было ясно, что для того,чтобы,как здесь написано "восстановить производство и вернуть людей к станку и за парты" , требуется потратить много чудовищных усилий, которые обрекут народ на чудовищные лишения, которые будут более жестокими, чем те которые ожидались при сохранении тогдашнего курса- поэтому народ и проголосовал за Ельцина и его команду! Фактически, если бы на стороне коммунистов, тогда был бы волшебник в голубом вертолёте из песни про день рожденья,который всё требуемое сделал бы силой своего волшебства ,то режим Ельцина ждал бы крах,но волшебника тогда не было!
Аналогично с объяснением "Цветных революций" - их принято объяснять чуть ли не куражом . Согласен- элемент куража,в них есть , но суть вполне рациональна - цветные революционеры , обычно стремятся сменить ,как им кажется, менее угодную ,Западу, власть, на более угодную , дабы Запад увеличил помощь их стране и тем самым разрешил их экономические проблемы. Именно по этой причине в России ,Цветная революция и не удалась, ибо для большинства россиян очевидно, каким бы угодным Западу, российское правительство не было бы, лучше, в стране жизнь не будет!
Крах СССР , произошёл тоже, потому ,что большинству стало ясно , что мощи советской экономики не хватает, чтобы обеспечить те блага,к которым большинство привыкло,а на Западе, как тогда казалось, вот-вот будут внедрены новые чудо-технологии, которые обеспечат человечеству великое процветание- именно чтобы приобщиться к этому процветанию, граждане СССР и сдали свою страну!
(без темы) - mrparker - Развернуть
75 комментариев or Оставить комментарий