?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Дискуссия о науке и богословии
63 комментария or Оставить комментарий
Comments
anrh_paganel From: anrh_paganel Date: Ноябрь, 24, 2013 18:06 (UTC) (Ссылка)
Предельно кратко, лишь несколько тезисов.
Вопрос наука и религия (союз, конфрантация, др. варианты) как обычно обсуждается по принципу междусобойчика. Под религией (теологией) подразумевается в общем и целом христианство, а так же (с учетом места и времени) православие. Достижения двух других авраамических/монотеистических религий едва упоминается. Получается, что вопрос сводится не к заявленной проблемматике наука/религия (кто кого ?), [а] должен рассматриваться в иной перспективе, более практически, например след. образом - есть ли гарантия, что увеличение роли Церкви (для России - МП рпц) не обернется (как это неоднократно было в истории) негативно.
В этом смыле даже среди верующих бытует смешение одного с другим. Ради своих *партийных* интересов, в одних случаях обществу напоминается о высокой культуре (продукте христианских ценностей), а когда надо выставляется принцип иерархизма, единоначалия и т.п. Сказывается заложенный в православной догматике антиномизм. Сказывается, что греха таить часто негативно.
Вообще необходима экспликация терминов (вера, религия, идеология, знание, гум. знание, наука и др.), которые обычно упоминаются *интуитивно*, по принципу *как принято*. Стандартный способ - обращение к словарям и справочникам не может считаться исчерпывающия в силу нескольких причин (1. контекст - эксклюзивизм данной культуры/религии, 2. идеологическая ангажированность изданий советского времени, 3. недостаточная информация [герменевтический круг]когда раскрытие тех или иных терминов производится путем ссылки на теологические издания).
В заявленной теме наука/религия (богословие) упор следует делать на апофатике. К сожалению этот аспект мало или почти не затрагивается. Не меньше внимания (особенно в социальном контексте) следует уделять понятию сакральное, причем как можно подробнее раскрывать механизм его зарождения/возникновения и функционирования.

Между тем именно апофатика является тем, что есть общего между тремя монотеистическими религиями. Во всяком случае не стоит забывать, что богословы-ученые прошлого находили способы гармоничного соединения двух видов знания (гносеологии) как правило именно на основе апофатики. Это и знаменитый Маймонид и Аль Газали и отцы каппадокийцы.
Отсюда напрашивается вывод примерно следующий. Устранение , а лучше сказать компенсация вражды между наукой и религией, во всяком случае как потенциальный проект при некоторых условиях, представляется возможным. Если постараться наметить признаки таких условий, то рискну отметить следующее.
-Если судьей (кто прав, кто виноват, что разрешать/запрещать) оставить как это имеет место в христианстве Церковь, то расчитывать на благоприятное сосуществование данных видов знания - это излишне оптимистично.
-Для человека науки, тем более воспитанного в СССР встреча с религией (теологией) - это вид диалога. Чтобы не утонуть в данной проблемматике (ведь все это было и многократно с разных сторон отрефлексировано) следует помимо христианства также говорить (причем обязательно, всенепременно) об иудаизме и исламе.
Послесловие. Догадывался, что мои тезисы не вызовут интереса. Междусобойчик дает о себе знать. Жаль. Видимо следует принять как культурную константу - говорим о религии, Боге, взаимоотношении с наукой, а подразумеваем - игры европейцев, игры эксклюзивные. И последнее примечание. Собственные соображения дал на основе опыта учебы на кафедре теологии (светский ВУЗ теология православная).

Edited at 2013-12-03 13:37 (UTC)
63 комментария or Оставить комментарий