?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Товарищи отступают - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Товарищи отступают
В 1965 г., еще веяли либеральные ветры, мне подарили томик Кафки. Одна притча застряла у меня в голове, тягостно. Хотя, как будто, еще ничего она не предвещала, а просто тяготила, без привязки к моей жизни. Вещь небольшая, приведу ее здесь:

Рулевой
– Разве я не рулевой? – воскликнул я.
– Ты? – удивился смуглый рослый человек и провел рукой по глазам, словно желая отогнать какой-то сон.
Я стоял у штурвала, была темная ночь, над моей головой едва светил фонарь, и вот явился этот человек и хотел меня оттолкнуть. И так как я не двинулся с места, он уперся ногою мне в грудь и медленно стал валить меня наземь, а я все еще висел на спицах штурвала и, падая, дергал его по все стороны. Но тут незнакомец схватился за него, выправил, меня же отпихнул прочь. Однако я быстро опомнился, побежал к люку, который вел в помещение команды, и стал кричать:
– Команда! Товарищи! Скорее сюда! Пришел чужак, отобрал у меня руль!
Медленно стали появляться снизу усталые мощные фигуры; пошатываясь, всходили они по трапу.
– Разве не я здесь рулевой? – спросил я.
Они кивнули, но смотрели только на незнакомца, они выстроились возле него полукругом и, когда он властно сказал: «Не мешайте мне», – собрались кучкой, кивнули мне и снова спустились по лестнице в трюм. Что за народ! Думают они о чем-нибудь или только, бессмысленно шаркая, проходят по земле?

Пока я работал в лаборатории, с нашим мощным и благородным руководителем, заноза этой притчи меня мало беспокоила, хотя была активной. Притча – абстрактная модель. В лаборатории, погруженные в наши задачи, мы часто сталкивались с вторжением чего-то чуждого и непонятного. Сил не хватало, но я, рулевой моего стеклянного реактора с колбами и хозяин компаса, сразу мог крикнуть: «Команда! Товарищи! Скорее сюда!». Появлялись усталые мощные фигуры и помогали разобраться с чужаками и идолами. Они не пошатывались и не шаркали бессмысленно. Голова ясна и руки золотые.
Чувствуя за спиной эту силу, я в приступе самонадеянного патриотизма ушел в «общественную науку». И тут эта заноза стала подключаться к энергетическому полю нашей реальности. Чужаков стало много. Звать команду и товарищей стало непросто – они были с тобой согласны, но или предпочитали сидеть в трюме или даже слегка поддакивать чужакам ­– оправдывая мои заблуждения. Приходилось ехать к старым друзьям, заставлять их вникать в чужие для их работы проблемы, чтобы удержать свой руль и укрепить компас.
Поскольку я пришел из другой сферы, это мне казалось ненормальным. Чужаки как будто обладали какой-то силой и понимали друг-друга, а те, кто по всем признакам были моими товарищами, как будто чем-то связаны, заторможенные. И не было заметно, чтобы за этим стояли какие-то политические факторы. Взрослые моего детства были того же поля ягодами, но другими, по очень многим параметрам. Но они старели и были все менее видны.
Сейчас, когда я читаю социологическую литературу, мне кажется самым правдоподобным для определения разных групп термин «культурный тип». Чужаки были людьми иного культурного типа и были как-то связаны, а я и мои товарищи постепенно становились разобщенными и слабыми.
Все это обнаружилось воочию сразу в 1985 г. Чужаки быстро поднялись наверх, хотя нередки были и их распри. Притча Кафки как будто ожила.
Что сильно удручает? То, что все эти явления хорошо описаны в научной литературе, пока что, западной, но и к нам проникает – а интереса не вызывает. Большинство вокруг, в общем, думают и переживают примерно одинаково. Они должны были бы быть «товарищами», поддерживать друг друга словом и делом, хотя бы обсуждать совместно нашу жизнь. Но нет ни общего языка для обсуждения трудных, неизученных проблем. И разговор скатывается в колею, в которую нас загоняет телевидение. А ведь технологии сплочения общностей надо знать!
И со временем положение не улучшается, а наоборот. Люди как будто какими-то магнитами слепляются в маленькие группы, которые начинают вяло спорить друг с другом по второстепенным вопросам. А если кто-то поставит явно важный, но неразработанный вопрос, от него стараются отойти в сторону. И это очень ловко удается.
И начинаешь думать: не получится ли так, что понемногу, без страсти и сильных чувств, наша культура иссякнет и так обветшает, что и слово товарищ будет забыто. Будут вокруг тебя одни «чужаки» – наверху сильные и хищные, а ниже – вполне приемлемые в быту.

 
98 комментариев or Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
Роговик Владислав From: Роговик Владислав Date: Февраль, 11, 2014 14:39 (UTC) (Ссылка)

Киев.

sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 11, 2014 14:57 (UTC) (Ссылка)

Re: Киев.

Спецподборка. Эуропэйская.

Но есть и другие кадры. С цепями и напалмом.

А кроме того, не по делу и не к месту.

Зачем пришел?

Чужой или как?
From: ideasturner Date: Февраль, 11, 2014 14:44 (UTC) (Ссылка)

Ответ на притчу

Горбачев о министре внутренних дел СССР Щелокове:

"В 1973 году на Ставрополье сложилась серьезная криминогенная ситуация: преступления, волна за волной, прокатывались по городам и поселкам. После нескольких жестоких убийств и изнасилований обстановка накалилась до предела. Люди были встревожены, напуганы и обоснованно ставили вопрос: есть в крае власть или нет? Всякие «накачки» и критика руководителей правоохранительных органов ничего не давали. Надо было срочно что-то делать. Десятки комиссий ничего вразумительного не дали, и тогда я собрал старых отставников-юристов — надежных, независимых ни от кого людей, попросил разобраться. Кстати, статистика по правонарушениям в крае была без особых отклонений. Комиссия, которую я создал, вскрыла грубейшие нарушения законности в самих органах внутренних дел края. Все вывернулось наружу — очковтирательство, сокрытие преступлений, должностные злоупотребления.
Тут надо иметь в виду следующее. Щелоковым при прямой поддержке Брежнева была осуществлена крупная реорганизация системы внутренних дел, ее службы укреплены кадрами, улучшено материальное обеспечение. Честолюбивый министр спешил поскорее продемонстрировать результаты своей работы, но не бывает так, чтобы общество вдруг разом «очистилось» — нет ни спекулянтов, ни ворюг, ни мафиози, ни хулиганов. И тогда Щелоков решил внести «коррективы» в статистику преступлений и пошел на явное послабление в применении законов. Причем последнее проводил продуманно, чтобы выглядеть в общественном мнении демократом, политическим деятелем с широким кругозором. Любил повторять: тюрьма никого не исправляет. В принципе, конечно, верно, но с его стороны это была демагогия. Щелоков добился принятия решений, по которым лишение свободы по многим статьям было заменено другими мерами. Это обернулось общим ослаблением борьбы с преступностью.
По итогам работы комиссии в крае мы приняли крутые меры: сняли всех генералов в управлении МВД с занимаемых постов, перешерстили уголовный розыск, отдел борьбы с хищениями собственности, следственный отдел, другие службы, подтянули партийную организацию. Все стало выходить наружу. Пытался застрелиться начальник следственного отдела, на совести которого были тяжкие должностные нарушения. Заменили руководителей милиции в одной трети городов и районов. Это была жесткая операция по утверждению законности, прежде всего в самих правоохранительных органах. К охране порядка были подключены рабочие коллективы, комсомол, и за один месяц в населенных пунктах стало спокойней. Зато по числу зарегистрированных преступлений край с 11-го места опустился на 67-е в России."
From: ideasturner Date: Февраль, 11, 2014 14:54 (UTC) (Ссылка)

Ответ на притчу часть 2

"Небезынтересно, что, когда Прокуратура России (не союзная!) по нашему опыту учинила проверку в Свердловске, там были вскрыты еще более тяжелые преступления, в том числе сокрытие убийств. Как мне сказали, начальник городского отдела внутренних дел Свердловска застрелился. И пошло... Кончилась эпоха дутых цифр, рушилась «система Щелокова». Но тяжба с ним продолжалась до его снятия с поста министра. Позднее, когда я уже был Председателем Верховного Совета СССР и депутатская комиссия вела расследование по заявлениям следователей Гдляна и Иванова, попутно выяснилось, что в кругу своих присных Щелоков (во времена Черненко) заявил в мой адрес: этот человек должен быть уничтожен.
Не успел."

Жизнь сложнее корабля и лаборатории. И рулевых в ней много, и много желающих ими быть, и матросы с нижних палуб далеко не всегда хороши.
Кто вот в Вашей притче Щелоков? А кто Горбачев? Ельцин, который вылез из ваших (!) трюмов?


Тебя посодют - а ты не воруй.
Горбачев тебя в порошок сотрет - а ты будь нормальной милицией.
Ножки/ручки ослабли у товарищей? А вы не врите всю жизнь, и не ослабеют.


sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 11, 2014 15:13 (UTC) (Ссылка)

Re: Ответ на притчу часть 2

Ну, до чего злобный.

А где же анализ и глыбизна?

Или сразу же надо вставать в позицию индюка и кого-то
кому-то противопоставлять и обзываться?

Вот они, узбеки на консервированных танках. Заврались,
панимаишь. Где право,где лево, не понимают.

А все просто: врать не надо, ни себе, ни другим.

Тогда и со стороны взглянуть получится.

В общем, у одного сердце болит, драма, а другой ищет в
кого бы плюнуть.
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 11, 2014 15:12 (UTC) (Ссылка)
Вот попалась статья Кожинова о "русской песне". Памятуя, что Кожинова тут уважают, и прочитанную по совету традиционалиста статью об истории = прочитали с товарищами эту статью (о русской песне) и послушали примеры.
Так вот что шокировало - декаданс. Все пронизано духом декаданса. С такими героями много не навоюешь.
Второе - то что он предлагает как "русскую песню" - типичное бардовское творчество. Что-то сильно смахивающее на белоэмигрантские романсы. Надо изучать традиции и фольклор. Одухотворенными статьями и сценой он не заменяется.

А есть-ли смысл унывать? Думаю, что нет.
Притча сильно похожа на сон невротика, который мнит что все может держать под контролем. Делай что должно. Что подсказывает совесть и на что хватает сил.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 11, 2014 15:20 (UTC) (Ссылка)

Не о том притча.

И вовсе не про невротика.

А как общность рассыпается и привычное становится иным
и чужим.

Насчет совести не все так просто. Не у всех есть,
и не все слышат ее голос. Это дело индивидуальное,
к общностям имеет опосредованное отношение.

Главное в том состит, что совесть устроена не так, как вы предлагаете. Она ничего не подсказывает положительного,
она только вопиет: так нельзя. Такова ее природа:
свободу не ограничивает, а от греха удерживает.
lucia979 From: lucia979 Date: Февраль, 11, 2014 15:31 (UTC) (Ссылка)
Сейчас время трупных червей помогающих разложить все отжившее и бесполезное.
Все настоящее живо, оно в семени и прорастет обязательно, как только настанут благоприятные условия прорастания, труд советских людей не пропал, все пока в туне.
blprizrak From: blprizrak Date: Февраль, 11, 2014 15:39 (UTC) (Ссылка)

Пустыня

Случайно попалось интервью художника Александра Дашевского информагентству «Росбалт». В нем много сказано о катастрофе нашего общества:

- Вы верите, что вашему поколению хватит сил исправить ошибки предшественников?
— У меня нет ощущения нашего поколения, единого фронта. Ни четкого вектора, ни общих задач. Разнобой. Ситуация в художественной жизни, к которой я имею непосредственное отношение, и в политической, к которой я имею отношение весьма опосредованное, во многом определяется тем, что объединение, любое "мы" предполагает сейчас ту или иную степень лжи или меркантильности. Это всегда союз индивидуалистов, союз временный и непрочный, союз, которому и в котором нет доверия.
Многим из моего поколения свойственно ощущение, что внешний мир – это такое большое, равнодушное, инертное поле. С него взятки гладки, от него хорошего ждать не приходится. Всерьез внедряться в это пространство нельзя – через два хода станешь объектом чужих манипуляций, через три — сядешь.
Самая адекватная стратегия – четко, грамотно и спокойно выстраивать систему дамб, отбивающих напор внешнего мира. Можно расширять свою территорию, пускать туда проверенную публику. Можно даже совершать какие-то вылазки наружу, но "исправлять ошибки" – пожалуй, нет.
- Вы довольны тем, как в последнее время в этом "внешнем мире" меняется жизнь?
— В последние годы у отдельно взятого человека становится все меньше шансов достичь чего-то. Он должен вписываться в какой-то клан или корпорацию. Он должен быть представителем какой-то мафии, элиты, диаспоры, рода. Это функциональные объединения во имя стяжания и безопасности (это слово — почти синоним насилия).
— При всем при этом, Вы – весьма успешный художник.
— Не могу сказать, что я куда-то пробился… Я пришел после шапочного разбора. И я тоже и клановый, и семейный, и корпоративный. И к успеху как-то вяло рвущийся. Не знаю, насколько это мерило успеха, по крайней мере, профессионального — ни в коем случае. И почему-то такой успех обратно пропорционален доходам.
— Хорошо помню, каким широким было возмущение всем этим в финишные годы советской власти. Люди, которые вошли тогда в общественную жизнь, собирались все это изменить. Как Вы думаете, почему им это не удалось?
— Было совершенно очевидно "как не надо". Но "как надо" было (и остается) туманным. Не было, что называется, ролевой модели – образа действий. Представления о Западе и тогда носили, и до сих пор носят совершенно мифический характер. Да и о себе тоже.
— Тогда-то было горячее увлечение Западом, а сейчас — наоборот.
— Так ведь и сейчас увлекаются Западом. Каждый раз, когда человеку наступают на ногу в троллейбусе, он говорит: "Все! Надо валить!" А валить-то, собственно, и некуда. Здесь тебе оттопчут ноги мрачные и дикие соплеменники. А там их оттопчут какие-нибудь арабы, сомалийцы…
— А в 1990-е годы, будучи подростком, Вы интересовались политикой?
— В те годы невозможно было ею не интересоваться. Есть мои детские рисунки с надписями "гласность, плюрализм". Моя семья была системно не расположена к советской власти. С большим энтузиазмом принимала перемены. К тому же апогея достиг религиозный подъем. Искренний порыв интеллектуальной элиты к православию. Общественные ожидания раз за разом не оправдывались. Надежды, которые возлагались на конец Советского Союза, умирали в несколько этапов. И 1998 год поставил на всем этом последнюю точку. Надо было просто выживать».
blprizrak From: blprizrak Date: Февраль, 11, 2014 15:47 (UTC) (Ссылка)

Атомы распада

То, что произошло с нашим обществом имеет вполне зримые очертания.
Я помню, какая дверь стояла в нашей квартире в советские времена - она была сдела из кусков ДВП, скрепленных по периметру рейкой. Такую дверь можно было, наверное, пробить насквозь ударом крепкой мужской руки. Замок на двери был совсем смешной, можно сказать - символический. А еще я помню, что в доме у бабушки летом соседи вообще деражали дверь нараспашку; вход прикрывала лишь колышащаяся на ветру марля. Это был другой мир, в котором было не страшно существовать...
Перестройка, а затем реформы внесли во все это коррективы - наш мир стал одеваться в броню. Моментально появились решетки на окнах, металлические двери на входе в каждую квартиру и, разумеется, на входе в подъезд. Наше жилье стало стремительно превращаться в подобие ДОТов, убежищ. А все потому, что наш общий мир, в котором мы чувствовали себя безопасно - был разрушен.
Если в советские времена было ощущение, что идешь по НАШЕМУ городу, что вокруг идут НАШИ люди, что на работе или в иниституте был НАШ коллектив, то теперь все это исчезло. НАШИХ не осталось. НАШ общий мир исчез и все стали ЧУЖИМИ, опасными. Своим стал лишь маленький уголок - квартира, дом, который для безопасности надо прятать либо за забором с колючей проволокой, либо за решетками и бронированными дверями.
Произошел страшный, фундаментальный распад социума - его взорвали. Социальный пейзаж современной России выглядит так - это безжизненная пустыня, в которой мечутся обособленные индивидумы. Каждый сам за себя, каждый спасает сам себя. Среди всего этого иногда возникают хищнические стаи - банды, кланы, группировки. Внутри них нет никакого единства, это временнные стаи, созданные для краткосрочных нужд. Они не соединены ни великой идеей, ни возвышенным чувством, и при случае члены таких стай с удовольствием сожрут друг друга. В этом безжизненном мире умерли все надежды. Даже среди энтузиастов «рыночных реформ» сгорели последние мечты о Западе. Валить некуда. Ждать нечего. Осталась лишь жуткая тоска одиночества и страх от окружающего мира, в котром уже не осталось ничего близкого, родного, и который не обещает ничего, кроме агрессии.
еще лет десять назад я стал указывать на угрозу появления особого типа людей - «тотальных партизан». Это окончательно выпавшие из социума маргиналы, для которых уже нет Отечества, ими весь окружающий мир воспринимается враждебно. Их агрессия может быть направлена, как на себя - и тогда они кончают суицидом, так и на окружающих - и тогда они берут оружие и начинают расстреливать рядом находящихся людей, зачастую тех, с кем работают или учатся. Своих для них нет - все чужие.
Такие «тотальные партизаны» могут вести свою одиночную войну, а могут собираться в деструктивные группы, или вливаться в террористическое течение только потому, что оно ведет войну с этим миром. Причем для них важны не столько идеологические цели данного течения, сколько чистая деструкция. Они просто хотят разрушать ненавистный, чуждый мир. (Примеров много - Евсюков, Виноградов, Помазун, Гордеев).
pet1 From: pet1 Date: Февраль, 11, 2014 16:08 (UTC) (Ссылка)
То, чего не хватает у Гумилева это пассионарностью называется.
tolkanov From: tolkanov Date: Февраль, 11, 2014 16:18 (UTC) (Ссылка)

Зачем писал такие рассказы Кафка?

Если не видел решения?
А так все верно.

Строят пирамиду, где агрессивные атомы, кусаясь и царапаясь лезут вверх.
Для этого внедряется идеология разъединения людей.
Делают животными, чтобы взнуздать и ездить.

Во главе пирамиды Денница.
Остальные демоны в иерархии. Демоническая элита, мук не испытывает.
Мелкие демоны страдают, но не отвергают принцип - стремятся оказаться вверху.

Люди не демоны, но могут быть омрачены.
Отсюда:


1) Нужно создать идеологию Братства людей и Дружбы народов.
Почему философы за деньги и по убеждению Либерализм постоянно адаптируют по требованию времени, а альтернативная идеология так и не создана?
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 12, 2014 13:38 (UTC) (Ссылка)

Re: Зачем писал такие рассказы Кафка?

Вы на свой вопрос и ответили в его описании.

А вот лечения легкого не бывало и ожидать неоткуда.

Нужно нам не человечество спасать, а собственную
страну, хотя некоторые считают, что с человечества
начинать проще. А иные полагают, что и страну
не надо спасать, раз народ никуда не годный.
А третьи считают - само рассосется, "как у всех".

И ни у кого нет идеи: куда и зачем. Хотя
все на самом деле, вроде, просто - организовать людям
"достойную жизнь". Так вот по этому поводу и нет
общего мнения, а есть легионы "я хочу", причем на разных
языках.

Пока что надо, по-моему, делать все, что позволяет вовлекать
как можно больше людей в общие дела, дискуссии, проблемы, работы,
созидание, защиту, проектирование, обмен ценной информацией и
надежными знаниями, введение правил и обычаев.

Все, что делает нас более одинаковыми в чем-то -
все это делает нас более "общими" друг другу, одним народом.

Все, что разобщает, разжигает вражду и разделение - это война
против нас, как народа, и против каждого из нас лично.
eka200 From: eka200 Date: Февраль, 11, 2014 19:05 (UTC) (Ссылка)
"Помню, Президиум РАН принял людоедское решение: ради перехода к рынку уволить в институтах половину сотрудников и удвоить зарплату оставшимся. Это решение надо было утвердить в Отделениях. Случайно я попал на бюро Отделения философии и права. Среди синклита - бывшие члены Политбюро ЦК КПСС, бывшие главные редакторы "Правды", а уж бывших членов ЦК КПСС не счесть. Смотрю, единогласно утверждают постановление, которое шокировало бы ученых даже в период дикого капитализма. Что же это, думаю, творится, хороши же у нас были коммунисты. Удалось взять слово, говорю философам и правоведам: "Вы приняли историческое решение. За тысячу лет в России не позволялось спасаться, выкидывая из лодки половину товарищей, всегда искали способ пережить беду сообща". Председатель, Б.Н.Топорнин, и говорит: "Что же вы нам, Сергей Георгиевич, раньше не сказали - смотрите, какую мы гадость утвердили". И так расстроился, что если бы не субординация, я бы его расцеловал - редко увидишь такую искренность. Он, на волне неолиберализма, даже и не заглянул глубоко." С.Г. Кара-Мурза "Интеллигенция на пепелище России"
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 12, 2014 13:47 (UTC) (Ссылка)

Так и было.

В это время было уже принято отрицательно относиться к
абстрактным "бездельникам" из-зи которых мы плоховато живем,
не как на Западе, где они то именно безработные.

Однако, и конкретных явных и довольно противных бездельников
хватало. Простейшее решение - балласт за борт ( на пособие предполагалось) -
и все само собой наладиться.

Очень важно осознать, что это было уже на уровне подсознания - правильное
морально оправданное и воспитательное решение, которе нас и спасет.
Но в основе всех таких наших спасительных идей было разрушение чего-то,
какого-то "неправильного" порядка, который мешает природному "правильному"
(как на Западе) установить полное счастье и изобилие автоматически.

Это было следствием и вдолбленного в подкорку формационного развития,
объективные законы правят, и хорошей помывки мозгов при полном нашем
незнании реального Запада.
eka200 From: eka200 Date: Февраль, 11, 2014 19:08 (UTC) (Ссылка)
Москвичи люди неплохие, только квартирный вопрос их испортил.
archivari_ussr From: archivari_ussr Date: Февраль, 11, 2014 21:10 (UTC) (Ссылка)
"А ведь технологии сплочения общностей надо знать!"

Возможно, из-за этого тоже проблема. Важность такой технологии не очевидна, можно думать, что главное что-то одно - или идеология, или харизматический лидер, или еще что-то такое, вот будет - и все "само" организуется. А видимо, не организовывается ничего "само". Важно знать, какие бывают группы, чем они отличаются, кому нужен "харизматический лидер", кому "идеология", кому еще что-то.



Edited at 2014-02-11 21:16 (UTC)
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 12, 2014 13:52 (UTC) (Ссылка)

Всякое целое

имеет важнейший парамететр: степень связности.

Сколько веревочек связывает людей в единый хороший
плотный клубок? Чем больше веревочек, тем крепче народ.

Но предельная плотность приводит к значительной утрате
индивидуальности. Есть разумный предел, но на нашей огромной
территории об этом можно не беспокоится. Веревочек хватать
на плотный клубок никогда не будет, так что чем больше -
тем лучше.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Февраль, 11, 2014 22:06 (UTC) (Ссылка)

Каким мешком оглушили товарищей написал Паршев

Я хотел бы обратиться к тем читателям этой книги, которые при-
числяют себя к оппозиции.
Многие из вас с самого начала перестройки прониклись стойким
отвращением к политике реформ и ее организаторам, другие прозрели
несколько позднее. Но даже многие сознательные противники реформ
оказались в стане оппозиции, просто потому что не любят Запад, или
воров, или демократов, и т. д. То есть в основном на их выбор пов-
лияло развитое чувство собственного достоинства или интуиция, а не
рассудок. А настало время - оно уже давно настало, на самом деле -
включать рассудок. Сколько можно жить эмоциями?
Еще раз повторю важнейшее положение, которое до сих пор не до-
ходит ни до реформаторов, ни до многих оппозиционеров. И те, и дру-
гие считают, что Запад скупит наши заводы и фабрики, только первые
думают, что это будет для нас хорошо, а вторые - что плохо. Но не
правы ни те, ни другие. Запад не собирается скупать нашу экономику.
Это невыгодно. Наша экономика в любом случае будет приносить им
убытки. Нет смысла, живя в субтропиках, разворачивать в тундре ка-
кое бы то ни было производство, кроме плантаций морошки. Это имеет
смысл только для тех, кто в тундре и живет, то есть для нас.
Но при беседах с оппозиционерами, независимо от их взглядов,
чувствуется невысказываемое опасение. Эти люди в течение всего пе-
риода реформ боялись, хотя и не высказывали этого открыто, что по-
литика реформ все-таки увенчается успехом. Многие боятся этого и
сейчас.
В основном такие опасения присущи тем, кто не приемлет запад-
ное общество с морально-этических позиций. Их пугает, что Запад
скупит наши заводы, нефтяные месторождения и золотые прииски, что
мы будем работать на капиталистических предприятиях, и в нашей
стране окончательно возобладает западная мораль, с ее культом пот-
ребительства и вседозволенности.
Вдруг Запад вложит в нашу экономику сотню миллиардов долларов,
вдруг придут в реформаторское правительство умные и честные люди, и
сделают из нашей страны настоящую витрину капитализма. Что же де-
лать тогда? Тем более, что каждого очередного реформатора (а сколь-
ко их было - не сосчитать!) СМИ характеризуют как умного человека,
талантливого экономиста или администратора, и, как ни относись к
пропаганде, какое-то воздействие она оказывает даже на стойких оп-
позиционеров. Вообще СМИ в профессиональном отношении хороши тем,
что они предоставляют лживую, но привлекательную информацию для лю-
бого, какой бы политической ориентации он ни придерживался. "Обслу-
живаются" и Духовные нужды оппозиционеров, и, если у оппозиционера
есть какие-то заблуждения, то СМИ их очень профессионально закреп-
ляют и усиливают. Национал-патриотам добавят аргументов о "геноциде
русского народа коммунистами", марксистам напомнят о "черносотенных
взглядах" националистов, и т. д.
Вдруг жизнь в нашей стране в материальном отношении будет "ры-
ночным капитализмом" улучшена?
Оппозиционеры стыдятся признаться в своих опасениях, потому
что многие из них, будучи лично равнодушными к "мирским благам",
признают нормальным стремление человека к лучшей жизни. И, борясь с
реформами, чувствуют внутреннее неудобство. Получается, что оппози-
ция борется... против лучшей жизни для большинства народа!
Я хотел бы таких людей успокоить. Нет никакой опасности того,
что мы сольемся с Западом в единое общество, даже несмотря на то,
что такое желание у значительной части нашего народа есть. Западни-
ческие реформы не могут увенчаться успехом в нашей стране ни в коем
случае, ни при каких условиях. Они не приведут к лучшей жизни. И
бороться против политики реформ надо потому, что они ведут к физи-
ческой гибели страны, скорее всего в виде крупнейшей гуманитарной
катастрофы, смерти большинства населения от голода и холода, а вов-
се не из-за секса и наркотиков (кроме наркотиков, остальное не так
уж плохо).
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 12, 2014 14:03 (UTC) (Ссылка)

Где вы накопали таких

боязливых, "читая в сердцах"?

Где таких можно встретить в России?

Нет у нас, по-моему, такой проблемы даже близко.
From: vovan_demokrat Date: Февраль, 11, 2014 23:59 (UTC) (Ссылка)
В юнга поиграл, теперь попробую во фрейда (Степанова).
Насколько я понимаю, "товарищи" считают себя работниками трюма. Потому для них - штурвал объективная реальность. Следовательно тот, кто за штурвалом - тоже.
Делу время, а потехе час. Перед товарищами объективный выбор - или они работники трюма, и корабль это объективно. Или ваши товарищи и вы рулевой, но тогда они не работники трюма, а корабль - лишь "сложная культурная конструкция".
Сложный выбор для товарищей, а можно или нет перекладывать его ответсвенность на их плечи - тоже культурная конструкция.

Взять недавнюю церемонию открытия олимпиады. Россия это - я. Тут надо определиться, или ты часть зрелищной и помпезной но абсурдной культурной конструкции в которой все перемашано весьма хаотично. Или ты русский, но тогда ты в состоянии партизана и никак в эту конструкцию не вписываешься, потому-что должен вымереть "под свою ответственность", как неэффективный.

А вы удивляетесь, почему не произошло этнической мобилизации. Какая тут мобилизация, когда у нас Русланова, и Пушкин на букву твердый знак.. Русские или и есть государство - значит и аномия закономерна. Или от него отворачиваются, тогда не слушайте Русланову )) Или вы часть маленькой 70летней культурной конструкции..

Живой пример. На просторах Колымы жила ингушкая диаспора (со сталинских времен), мы играли во дворах и никто не разбирал кто какой. Ну конечно всегда у них было свое ядро, но оно не высовывалось и на детях это не отражалось. Настал 91, войны, беженцы и дезертиры.
И вот встретив бывшего другана по футболу на улице спрашиваю (обычный вопрос среди пацанов летом) - где сейчас работаешь?
ответ: "ингуш не должен работать"..
такое я раньше мог услышать только от блатаря. а кто такой блатарь? тот кто себя не отождествляет с государством и народом. А живот в узкой общности. Конечно, для горцев это элемент исторической культуры. И у нас был всплеск блатарства. Но когда настал момент Х - их этническая мобилизация мгновенно приняла решение - что а) они ингуши б) они не работают на государство и не имеют с ним ничего общего, кроме извлечения прибыли и выживания
(кстати, потому вредны диаспоры, а их вскармливают).
Русские не смогли разорвать эту связь. В революцию - смогли.
Жалко только вот потом Руслановой и хором имени пятницкого и прочим марксистам из культпросвета - повытравили все.

Edited at 2014-02-12 00:01 (UTC)
tradicionalist From: tradicionalist Date: Февраль, 12, 2014 05:30 (UTC) (Ссылка)
Фундаментализм это - бабушек на фронт гнать и эстраду в 20-м веке запрещать. Все равно как заставлять растить только старинные крестянские сорта и на их основе новых не выводить, или ходить только в лаптях в дань традиции. Это, естественно, не значит что не надо собирать всякие вавиловские коллекции семян или фолклера и регулярно их высевать. Это значит, что для непосредственного коммерческого использования большинство из них не годится. Опять же, это не значит что все они не годятся игодное на их основе создать нельзя и все должны слушать шлягеры, желательно по-английски и кириллицу латиницей заменить.

От того, что Русланова пела внятно, пластинки записывала, по радио звучала, на гастроли ездила, по фронтам разъезжала - смысл песен и заложенные в них ценности не менялись.

Товарищи да, были ударены по голове пыльным мешком "материализма", по которому их идеалы, мнения, чувство собственного достоинства и т.п. ничто в сравнении с мировой торговлей и они должны засунуть это "идеализм" себе глубоко-глубоко, и никому не показывать, и тем более, не навязывать. Но опять же, бабка поет "На Муромской дорожке", или Русланова - смысл один.
From: ecentauri Date: Февраль, 12, 2014 03:26 (UTC) (Ссылка)
>И начинаешь думать: не получится ли так, что понемногу, без страсти и сильных чувств, наша культура иссякнет и так обветшает, что и слово товарищ будет забыто.

"...Кто были варвары в эпоху упадка империи: гунны, готы, или азиатские и африканские народы, вовлекавшие центральную часть империи в свои торговые отношения и приобщавшие ее к своим религиям? Единственное, что совершенно точно исчезало, — это Римлянин, подобно тому как сегодня исчезает Свободный Человек, говорящий по-англосаксонски предприниматель", а несколько раньше - добавляю я вслед за Валлерстайном - исчез Советский Человек. (Цитатата отсюда: www. litmir. net/br/?b=139601&p=2)

Когда и почему этос Советского Человека потерял свою привлекательность?

Пока наша культура не иссякла, мы можем создавать миф. Кажется, это получается.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Февраль, 12, 2014 14:19 (UTC) (Ссылка)

Как стали сытыми,

так все и кончилось.
Если все и так есть, кикие проблемы -еще давай!

А ответственности перед Небесами ни у кого нет.

Система не работает без управления и ответственности,
система умирает путем бессмысленного саморазрушения.
98 комментариев or Оставить комментарий
Страница 1 из 2
[1] [2]