?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Третий блок доводов - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Третий блок доводов
Сохранение советских ценностей

Социолог В.Э. Бойков в исследовании социально-политических ориентаций россиян (осень 2009 г.) делает важный вывод: «В иерархии ценностных ориентаций ключевое значение имеет “социальная справедливость”. Для большинства опрошенных она по-прежнему означает преимущественно социальное равенство... Оценки социальной справедливости с точки зрения морали предстают как осознание людьми общественно необходимого типа отношений.
Как показывают данные исследований, распределение мнений о сути социальной справедливости и о несправедливом характере общественных отношений одинаково и в младших, и в старших возрастных группах… Именно несоответствие социальной реальности ментальному представлению большинства о социальной справедливости в наибольшей мере отчуждает население от политического класса, представителей бизнеса и государственной власти» [Бойков В.Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации // СОЦИС, 2010, № 6.].

С 1989 г. ВЦИОМ под руководством Ю.А. Левады вел наблюдение за тем, как изменялся в ходе реформы советский человек. В заключительной четвертой лекции об этом исследовании, 15 апреля 2004 г., Ю.А. Левада говорит: «Работа, которую мы начали делать 15 лет назад, - проект под названием “Человек советский” - последовательность эмпирических опросных исследований, повторяя примерно один и тот же набор вопросов раз в пять лет… Было у нас предположение, что мы, как страна, как общество, вступаем в совершенно новую реальность, и человек у нас становится иным… Оказалось, что это наивно... Мы начали думать, что, собственно, человек, которого мы условно обозвали “советским”, никуда от нас не делся... И люди нам, кстати, отвечали и сейчас отвечают, что они то ли постоянно, то ли иногда, чувствуют себя людьми советскими. И рамки мышления, желаний, интересов почти не выходят за те рамки, которые были даже не в конце, а где-нибудь в середине последней советской фазы. У нас сейчас половина людей говорит, что лучше было бы ничего не трогать, не приходил бы никакой злодей Горбачев, и жили бы, и жили» [Левада Ю. «Человек советский». - http://www.polit.ru/lectures/2004/04/15/levada.html.].
Итак, «советский человек никуда от нас не делся». Он просто «ушел в катакомбы». Там он подвергается жесткой идеологической обработке, часто с примесью культурного садизма. Любой тип, выходящий на трибуну или к телекамере с антисоветским сообщением, получает какой-то бонус. Антисоветская риторика узаконена как желательная, что и обеспечивает непрерывность «молекулярной агрессии» в массовое сознание населения.
=
В статье директора социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте РФ В.Э. Бойкова сказано:
«При таком состоянии государственной машины невозможно не только формирование гражданского общества, но и более–менее приемлемое соблюдение элементарных прав личности – гражданских, социальных и экономических прав…
Наибольшее количество сторонников социализма среди крестьян (68% респондентов) и рабочих (58%); за развитие капиталистической рыночной экономики отдали голоса 65,5% представителей малого и 75% – среднего бизнеса. Последние данные отражают социально–классовый аспект дифференциации нормативно–ценностных ориентаций. Любопытна и латентная связь, обнаруженная с помощью семантического дифференциала и кластерного анализа данных опроса. Капитализм ассоциируется в сознании многих людей с диктатурой и национализмом, а социализм – с демократией» [Бойков В.Э. Социально-политические ценностные ориентации россиян: содержание и возможности реализации // СОЦИС, 2010, № 6.].
Что же выходит! Почти 70% рабочих и крестьян, двух самых массивных «тягловых» социальных групп — сторонники социализма, хотя и пассивные. Против них — неустойчивые, почти маргинальные группы «представителей малого и среднего бизнеса». За двадцать лет стало ясно, что держать страну они не смогут и не будут.
И вот, «элита» выступает как яростный, почти фанатичный противник «советского человека», большинства личного состава страны. На это большинство людей, которые все еще каким-то чудом кормят и обогревают страну, натравили целую свору цепных идеологических псов! Ни одной передачи не проходит, чтобы какой-нибудь «интеллектуал» не плюнул в душу или в память советского человека, особенно рабочего или крестьянина.
=
Вот вывод из исследований (2008 г.): «Культурные традиции взаимопомощи в работе, коллективной ответственности за использование рабочего времени, хороших отношений с товарищами по работе продолжают сохраняться у большинства рабочих в постсоветское время. Однако происходит это скорее по инерции, а не под влиянием новых менеджериальных технологий или организованных усилий самих рабочих. … В целом, можно утверждать, что по мере становления предприятий на новых основах отношений собственности: будь то частной, созданной “с нуля”, либо бывшей государственной, а ныне акционерной, происходит распространение трудового корпоративизма на основе культурных традиций советского прошлого. Причем преобладающую роль в этом играют не специально разработанные управленческие технологии, а культурные практики самих работников» [Темницкий А.Л. Коллективистские ориентации и практики трудового поведения // СОЦИС, 2008, № 12.].
=
«Исследователи практически единодушны в том, что, несмотря на снижение мотивированности населения к труду, потерю прежнего сакрального смысла, даже кризис труда в целом, структура мотивации остается стабильной, что свидетельствует об устойчивости качеств работника и серьезном влиянии трудовых традиций. … Обследования промышленных предприятий в 1993, 1996, 1999 гг. (руководитель В.Д. Патрушев), дающие обширный материал для заключений о взаимосвязи советского и постсоветского в трудовом сознании и поведении рабочих, позволили прийти к выводу, что “нет свидетельств трансформации структуры мотивов трудовой деятельности”» [Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // СОЦИС, 2005, № 3.].

Отрицание сложившегося порядка

Через 15 лет после начала приватизации, уже и в новом поколении, оценка не изменилась: «Главным итогом приватизации, по мнению опрошенных, стало изменение общественного строя в России – не стало ни свободного, классического капитализма (только 3% идентифицировали подобным образом общественно-государственное устройство страны), ни социально ориентированного рыночного строя (5%), ни “народного капитализма” (2%). Тот общественный строй, который сложился в России, большинство респондентов определяет как олигархический капитализм (41%) и “криминальный капитализм” (29%), который не защищает интересы простых людей, а проводимая государством политика не отвечает интересам большинства населения страны (так считают 67% респондентов)». Иванов В.Н. Приватизация: итоги и перспективы // СОЦИС, 2007, № 6.
=
«Радикальные реформы, начатые в 1992 году, получили свою оценку не только на выборах, но и в массовом сознании. Абсолютное большинство россиян (92% опрошенных) убеждено, что “современное российское общество устроено так, что простые люди не получают справедливой доли общенародного богатства”. Эта несправедливость связывается в массовом сознании с итогами приватизации, которые, по мнению 3/4 опрошенных, являются ничем иным как “грабежом трудового народа” (15% не согласны с такой оценкой, остальные затруднились с ответом).
Девять из десяти взрослых жителей страны считают, что “основные отрасли промышленности, транспорт, связь должны быть собственностью государства, принадлежать всему народу, а не группе людей”. Серьезные аналитики и политики не имеют права не учитывать такую позицию трудящегося населения страны, как бы они ее не оценивали.
Данные опроса подтвердили ранее сделанный вывод о происходящем ныне процессе преобразования латентной ценностной структуры общественного мнения в форме конфликтного сосуществования традиционных русских коллективистских ценностей, убеждений социалистического характера, укоренившихся в предшествующую эпоху, и демократических ценностей, индивидуалистических и буржуазно-либеральных взглядов на жизнь». [Рукавишников В.О., Рукавишникова Т.П., Золотых А.Д., Шестаков Ю.Ю. В чем едино «расколотое общество»? //СОЦИС, 1997, № 6.].
Вот главное: 75% населения воспринимали приватизацию как грабеж. Эта травма была так глубока, что произошел раскол общества по ценностным основаниям.
=
Уже двадцать лет общество с презрением смотрит на стяжательство, которое в России олицетворяет «крупный бизнес». Это отношение настолько негативно, что социологи затрудняются с его измерением. Качественный вывод из общероссийского опроса населения «Россияне о крупном бизнесе» (2003 г.) таков: «Отношение респондентов к крупному бизнесу во многом определяется тем, что опрошенные в большинстве своем по сути отказывают ему в праве на существование» [Социологические наблюдения (2002-2004). М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2005., с. 154]. 70-75% опрошенных устойчиво считают, что «заработать большие деньги» можно только нарушая законы [Социологические наблюдения (2002-2004). М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2005., с. 334].
=
В обзоре результатов общероссийского исследования «Новая Россия: десять лет реформ», проведенного в конце 2001 г. Институтом комплексных социальных исследований РАН под руководством М.К. Горшкова [Десять лет российских реформ глазами россиян // СОЦИС, 2002, № 10.], говорится: «Проведение ваучерной приватизации в 1992-1993 гг. положительным событием назвали 6,8% опрошенных, а отрицательным 84,6%».
=
Дело не только в резком расслоении населения по экономическим параметрам. Люди переживают стресс из-за несоответствия новой структуры общества их моральным установкам. Исследование 2005 года приводит к такому выводу: «Больше половины лиц, считающих, что они могут добиться успеха в новых условиях, тем не менее отдают предпочтение не рыночной, а государственной экономике. В массовом сознании очень прочно утвердилось мнение, что предпринимательский успех сегодня связан не с трудовыми усилиями и личными достижениями, а с изворотливостью, наличием влиятельных покровителей или с деятельностью, выходящей за рамки закона» [Козырева П.М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда // СОЦИС, 2005, № 9.].

Культурный раскол

Возникшая общность предпринимателей поразила людей своим социал-дарвинизмом – «человек человеку – волк». Это всегда было чуждо культуре России.
«Глупо отрицать, что олигархические капиталы в России выросли на общенародной собственности (была у нас когда-то такая). Наши ротшильды взяли то, что плохо лежало, а некоторые и вовсе залезли в карман государству. Но давайте зададимся вопросом: так ли уж это несправедливо? И вообще уместно ли в данной ситуации ставить вопрос о справедливости?.. Судить об олигархах с точки зрения морали — все равно что ругать львов за то, что они поедают антилоп… Они — элита общества и потому руководствуются иными, нежели обычные люди, принципами.
Да, российские олигархи лишены нравственных предрассудков. Но только благодаря этому они и выжили в прямом смысле этого слова и выдвинулись на первые роли в жесточайшей конкурентной борьбе, на деле доказав свое право владеть лучшими кусками российской экономики. Нас же не удивляет, почему самый сильный и опытный лев не охотится, но тем не менее первым поедает добычу, которую ему приносят члены прайда. Таков закон природы: сильнейшему достается все. Человеческое общество по своей природе мало чем отличается от прайда. На вершине социальной пирамиды и оказываются самые оборотистые и проворные» [Фигнер С. Олигарх-губернатор все же лучше генерал-губернатора // Новая газета, 2005, № 29.].

Кто может вытащить Россию из кризиса

В важной статье академика М.К. Горшкова сделан такой вывод: «И в самосознании населения, и в реальности в современной России имеются социальные группы, способные выступать субъектами модернизации, но весьма отличающиеся друг от друга. Принимая в расчет оценки массового сознания, можно сделать вывод, что основными силами, способными обеспечить прогрессивное развитие России, выступают рабочие и крестьяне (83 и 73% опрошенных соответственно). И это позиция консенсусная для всех социально-профессиональных, возрастных и т.д. групп. … Если говорить о степени социальной близости и наличии конфликтных отношений между отдельными группами (что важно, поскольку межгрупповые конфликты могут, в силу возникающей из-за них социальной напряженности, препятствовать продвижению России по пути модернизации), то один социальный полюс российского общества образован сегодня рабочими и крестьянами, тогда как второй - предпринимателями и руководителями» [Горшков М.К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // СОЦИС, 2010, № 12.].
=
В 2000-е годы статус демоса приписывается «среднему классу», численность которого в России оценивается в 7-12%. 28 ноября 2008 года программное заявление сделал В. Сурков. Он сказал: «Если 1980-е были временем интеллигенции, 1990-е десятилетием олигархов, то нулевые можно считать эпохой среднего класса, достаточно обширного среднего класса. И не просто появление и становление, но и выход на историческую сцену» [Сурков В. Молчаливым героям пока не помог никто // Независимая газета,  2008, 29 ноября.].
В прессе даже заговорили, что средний класс завоевал социальную гегемонию и политическую власть. В. Сурков подчеркнул: «Помочь среднему классу пережить следующий год без серьезного ущерба. Поддержать уровень занятости и потребления… Потому что российское государство - это его государство. И российская демократия - его. И будущее у них общее. Нужно позаботиться о них. Россия - их страна. Медведев и Путин - их лидеры. И они их в обиду не дадут» [Сурков В. Там же].
=
В 1990 г. в России из общей численности рабочих высококвалифицированных было 38%, а в 2007 г. всего лишь 5% (для сравнения: в передовых странах не менее 40%, в США - 47%) [Труд. 2008. 11 февраля. Труд. 2008. 17 марта.].
=
В.В. Путин писал в 2012 г.: «В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников – около десяти миллионов человек» [Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда, 2012, 13 февраля.]. Да, это абсолютно необходимая для развития программа. Но как она будет выполняться? Ведь совсем недавно была завершена программа ликвидации рабочей аристократии СССР (общности «кадровые рабочие»). Эта программа была инструментом деклассирования промышленных рабочих и нанесла им тяжелейшую травму – как теперь ее залечить? Это трудно, но необходимо.
=
В недавнем манифесте группы экономистов, предлагающих экономическую теорию, альтернативную неолиберальной доктрине «Вашингтонского консенсуса», сказано: «Мы не можем обеспечить сколь-либо долгосрочные экономические эффекты, не создав длительно существующую, сильную и жизнеспособную политическую и этническую общность. В этом отношении политические и этнические элементы такой общности должны быть предпосланы экономическим – даже в решении экономических проблем. А сколь-либо устойчивая и жизнеспособная политическая общность, в свою очередь, не может существовать, не будучи на практике работающей социальной общностью, которая основана на разделяемых корневых ценностях и сходном понимании справедливости – короче говоря, которая не является в то же время моральной общностью» [Буайе Р., Э. Бруссо, А. Кайе, О. Фавро. К созданию институциональной политической экономии. // Экономическая социология. 2008, т. 9, № 3 (http://ecsoc.hse.ru/data/190/589/1234/1ecsoc_t9_n3.pdf).].

41 комментарий or Оставить комментарий
Comments
victor belov From: victor belov Date: Апрель, 6, 2014 08:18 (UTC) (Ссылка)

русско-советские ценности

Мне представляется, что постоянно нужно указывать на советскую власть как на прямую преемницу высших ценностей русского народа - коллективизма, соборности, братской взаимопомощи, которая эти ценности всячески поощряла и развивала. Тогда у нас появится мощный союзник в лице наших предков - тысячелетней России. И тогда легче можно будет "распропагандировать" либеральные ценности, как органически нам чуждые, используя, например, такие заключения учёных:
«Воспроизводится типичная для России ситуация социокультурного и мировоззренческого раскола. Традиционная русская мифология деградирует и размывается, в том числе под натиском либеральных мифов. Тем не менее, их противоборство продолжается и исход его вряд ли можно назвать предрешенным: форсированное вытеснение русской традиции, как свидетельствует отечественная история, не раз приводило к бунту архаического начала. Пересадка либеральных мифов состоялась, но полученный синтез оказался, в целом, негативным; вероятно — он и не мог быть иным в силу принципиальной внелиберальности русской почвы.
В целом российское общество переживает глубокий кризис, связанный с распадом привычной картины мира, что служит одной из главных причин социальной и моральной деградации страны».
(По материалам проекта «Томская инициатива»).
d_zykin From: d_zykin Date: Апрель, 6, 2014 12:07 (UTC) (Ссылка)

Re: русско-советские ценности

"Мне представляется, что постоянно нужно указывать на советскую власть как на прямую преемницу высших ценностей русского народа - коллективизма, соборности, братской взаимопомощи, которая эти ценности всячески поощряла и развивала"

Всё это пропагандистские выдумки. Ни какого особого коллективизма, ни соборности в России не было и нет.
eka200 From: eka200 Date: Апрель, 6, 2014 21:02 (UTC) (Ссылка)

Re: русско-советские ценности

Кризис вызван не распадом привычной картины мира, а глубинными противоречиями между навязываемой картиной мира и устоявшейся и принятой большинством.По моему скромному мнению.
valery_5 From: valery_5 Date: Апрель, 6, 2014 08:28 (UTC) (Ссылка)

Что же выходит! Почти 70% рабочих и крестьян...

А когда было иначе? Во времена ранних христианско-социалистических общин и в СССР. Т.е. это же надо осознать - уникальность проекта "Красная Россия - СССР". Ведь он отвечал тысячелетним чаяниям большинства или подавляющего большинства (как в России перед Революцией) разных народов.
Постсоветские "элиты" хотят повторить пройденный этап истории России. Посмотрим.
d_zykin From: d_zykin Date: Апрель, 6, 2014 12:08 (UTC) (Ссылка)

Re: Что же выходит! Почти 70% рабочих и крестьян...

"Ведь он отвечал тысячелетним чаяниям большинства или подавляющего большинства (как в России перед Революцией) разных народов"

Не отвечал он чаяниям. Нет такого народа чаяния которого заключались бы в том, чтобы получить смертельный голод с людоедством.
From: akovalevskiy Date: Апрель, 6, 2014 09:02 (UTC) (Ссылка)
За эту неделю три крутых темы нам Сергей Георгиевич подкинул.
1. Власть не должна смешивать службу с обогащением
2. Власть должна создать противовес сепаратистам и прочим врагам государства
3. Власть должна развести два народца и создать условия для их плодотворного сосуществования.
Давайте эти идеи доведем до ума и до власти.
d_zykin From: d_zykin Date: Апрель, 6, 2014 12:09 (UTC) (Ссылка)
Да, давайте, доводите до власти. Интересно будет посмотреть на эту комедию.

anrh_paganel From: anrh_paganel Date: Апрель, 6, 2014 12:28 (UTC) (Ссылка)
Может я чего не понимаю (предмет, цели, задачи подобных текстов). Почему среди ценностей не значится наука, атеизм ? Создается впечатление, что советские люди жили геополитическими, экономическими и т.п. интересами. Однако еще совсем недавно (лет 25 назад) среди ценностей советского человека значилась наука. Поясните.

Edited at 2014-04-06 12:29 (UTC)
d_zykin From: d_zykin Date: Апрель, 6, 2014 13:12 (UTC) (Ссылка)
Реальной ценностью советского человека была мечта , чтобы в магазинах всё было импортное и без очереди.
Сергей Иванов From: Сергей Иванов Date: Апрель, 6, 2014 13:45 (UTC) (Ссылка)
Одно маленькое но.

=Возникшая общность предпринимателей поразила людей своим социал-дарвинизмом – «человек человеку – волк». Это всегда было чуждо культуре России.=

Эта общность она вне классовая .В эту общность (социал-дарвинистов,русофобов) входят и разные возрастные группы ,и классовые, и по уровню доходов ,и по национальности.






From: ecentauri Date: Апрель, 6, 2014 15:50 (UTC) (Ссылка)
>социал-дарвинизмом – «человек человеку – волк». Это всегда было чуждо культуре России.
Тогда почему сегодня настолько распространен порок "двойных стандартов"?
snalin From: snalin Date: Апрель, 6, 2014 18:31 (UTC) (Ссылка)
Очень злободневный вопрос...
Нужно спешить...
Птому как уже начали уходить люди рожденные в 1940 - 1960.
Последние кто внятно помнит что такое СССР это люди рожденные 1965 - 1975.
Но пройдет немного времени и начнут уходить и эти люди.
И воспоминаия о том "что такое СССР" окончательно переместятся в сферу исторических и культурных артефактов.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Апрель, 6, 2014 19:34 (UTC) (Ссылка)

А если учесть,

что СССР пятидесятых и восьмидесятых - это практически разные страны,
тем более.


Edited at 2014-04-06 19:34 (UTC)
snalin From: snalin Date: Апрель, 6, 2014 18:36 (UTC) (Ссылка)
И еще большая проблема насколько глубоко переформатировано наше общество в культурном плане...

Для примера...
Мой пост...
Виктору Ану подарят квартиру в Санкт-Петербурге
Я вот считаю это идиотизмом и неуважение к своему народу...
Иностранцу 3 квартиры...
А своим ветеранам, сиротам, инвалидам ничего....
Крутосваренный идиотизм...

Ответы...
А, ну это личное (про Питер) желание застройщика

Бедных и в мире много, и вообще проблем всяких. Так что решение застройщика это лично его решение. Может он тайный благотворитель и о его других подарках мы не знаем.
Denis  Lobko From: Denis Lobko Date: Апрель, 6, 2014 18:56 (UTC) (Ссылка)
Пользователь d_zykin (он же Скептик и т.д., недавно уже банил его под другим ником) традиционно забанен за хамство. Сообщения стирать не буду, чтобы все могли оценить его манеру аргументации и ведения беседы.

Предупреждаю вас, г-н "Зыкин", что все ваши попытки войти под другими пользователями будут пресекаться по возможности быстро и со стиранием всей вашей писанины. Здесь вам делать нечего. Всё, что вы могли сказать полезного, вы сказали 10 лет назад, после этого осталось только хамство.

Edited at 2014-04-06 18:57 (UTC)
41 комментарий or Оставить комментарий