sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Categories:

Из "Белой книги" о машиностроении

Продолжаем выкладывать фрагменты из книги А. Гражданкина и С. Кара-Мурзы "Белая книга России. 1950-2013"

В ходе развития отечественного машиностроения происходило, прежде всего, обеспечение хозяйства страны теми ключевыми видами машин и механизмов, которые брали на себя выполнение самых массовых трудоемких работ. Даже и на этих направлениях машиностроение не могло еще удовлетворить самые острые потребности хозяйства за очень короткий, по сравнению с промышленным Западом, срок советской индустриализации. Например, максимум, которого удалось достичь в РСФСР в насыщении сельского хозяйства тракторами, составил всего 11 машин на 1000 га пашни (1985–1988) — при среднеевропейской норме 120 машин на 1000 га.

Начатая в 1990 г. реформа парализовала машиностроение России и за восемь лет простоя производственных мощностей привела к его глубокой деградации. Крупные машиностроительные предприятия были расчленены, так что число предприятий в начале реформ выросло в 10 раз и в 1997 г. достигло 58,4 тыс.

Затем произошло укрупнение — в 2004 г. — до 50,3 тыс. и в 2005 г. — до 22,9 тыс., в 2012 г. — до 6,4 тыс.

С 1999 г. в машиностроении начался восстановительный рост производства примерно в том же темпе, что и до реформ. Однако уровень 1990 г. не был достигнут, теперь машиностроение стало подвержено влиянию турбулентностей внешнемировых кризисов. Падение и рост уровня производства в отрасли представлены на рисунке:

 Индекс производства в машиностроении и металлообработке  РСФСР и РФ
Деиндустриализация этой большой отрасли видна и по динамике численности работников машиностроения России. В 1990 г. в отрасли «машиностроение и металлообработка» среднегодовая численность промышленно-производственного персонала составляла 9,7 млн человек (из них рабочих 7,5 млн человек). В 2013 г. численность работников сократилась до 2,6 млн человек, или в 3,8 раза, — из машстроя высвободилось 7,1 млн теперь уже бывших машиностроителей:

Среднегодовая численность работников организаций в машиностроении  РСФСР и  РФ, млн чел.

Среднегодовая численность работников организаций в машиностроении РСФСР и РФ, млн чел.

Крупных технологических изменений в производстве за это время не произошло, и производительность труда существенно вырасти не могла. Следовательно, и объем производства должен сократиться в три раза, что вполне соответствует той картине, которая складывается из рассмотрения натурных показателей по большому перечню машин и оборудования.

Полезно рассмотреть независимые от стоимости индикаторы в их натуральном выражении. Для машиностроения таким устройством-индикатором может служить производство подшипников. «Насыщенность» подшипниками всех машин мало меняется со временем и мало зависит от смены моделей. Поэтому объем потребления подшипников в отечественном производстве взаимосвязан с объемом производства в машиностроении.

Производство и внутренний российский рынок подшипников служат объектом постоянного мониторинга и маркетинговых исследований. Росстат публикует данные о производстве подшипников. В целом данные Росстата и обзоров рынка согласуются. Картина такова.

В 1980-е годы в РСФСР производилось ежегодно около 800 млн подшипников, но потребности машиностроения удовлетворялись единой системой государственных подшипниковых заводов СССР (в конце 1980-х было 33 ГПЗ).

К 1995 г. производство в РФ упало до 304 млн., а за 2000–2009 гг. наблюдался постепенный спад с 257 до 49 млн., а затем незначительный «двукратный» рост до 81 млн в 2011 г. (в 2013 г. — 64 млн) — это почти в 10 раз меньше, чем до реформ.

Уменьшение доли отечественного производства на российском рынке несколько компенсируется импортом. Однако доля подшипников отечественного производства остается высокой и стабильной (в 2000–2002 гг. она превышала 86%, в 2005 г., по некоторым данным, снизилась до 70–72%).

Производство подшипников качения в  РСФСР И  РФ, млн шт.

Для нашей задачи, однако, самым главным показателем служит объем закупок подшипников на внутреннем рынке РФ и динамика этих закупок. Из этих данных следует, что за 2001–2005 гг. емкость внутреннего рынка подшипников не возросла. К тому же на этом рынке возник растущий спрос со стороны автомобилестроения и ремонта автомобилей, потребляющий около трети подшипников.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments