?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Тракторы и автомобили - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Тракторы и автомобили
Самой важной и самой массовой машиной, главным элементом всей технологической системы сельского хозяйства, базой для многих специализированных машин (экскаваторов, бульдозеров и др.) является трактор. Развитие, начиная с 30-х годов, мощного отечественного тракторостроения стало одним из важных условий выхода всего народного хозяйства СССР и РСФСР на уровень, соответствующий жизненным потребностям страны, – как в сфере производства, так и в обороноспособности.
Одним из важнейших результатов реформы 90-х годов, который будет иметь долговременный характер и окажет большое влияние на судьбы России и ее народов, является почти полная ликвидация отечественного тракторостроения (Рис. 4- 1). В 2013 г. в РФ было выпущено 8,7 тыс. тракторов, а в начале реформ в 1990 г. – 213,6 тыс. машин. За годы реформирования отрасли производство тракторов снизилось в 24,5 раза. С конца 1990-х в РФ производится столько же тракторов как первые послевоенные годы в РСФСР.

4-1а
Рис. 4- 1. Производство тракторов в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Свернуто производство даже тех машин, которые были любимым объектом пропаганды реформаторов, в пику “гигантомании плановой экономики”, – производство минитракторов. Еще в 1991 г. было произведено 4,2 тыс. минитракторов, а в 1998 г. их было выпущено всего 134 шт. За 14 лет восстановительного роста в 2000-2013 гг. было выпущено 9260 минитракторов (это меньше, чем за 1991-1992 гг.).
Остановка отечественного производства тракторов в малой степени компенсируется импортом. Так, в 2000 г. превышение импорта над экспортом составило около 13 тыс., в 2004 г. 29 тыс., в 2006 г. 52,8 тыс. тракторов. В 2010 г. на экспорт отправлено 3,5 тыс. тракторов (на 30,4 млн долл.), а импортировано 44,8 тыс. (за 1184 млн долл.). В 2010 г. у 54,8% эксплуатируемых в строительстве тракторов истек срок службы.
Следует напомнить, что идеологи реформы в СССР и РСФСР загодя начали готовить общественное мнение к ликвидации отечественного тракторостроения. В СМИ и даже в научную литературу был запущен миф о том, что якобы колхозы и совхозы перенасыщены ненужными им тракторами, а их продолжают производить – вот он, абсурд плановой экономики. Реальность, однако, была такова: в 1988 г. на 1000 га пашни в РСФСР было 10,5 тракторов, в Польше 77, в Италии 144 и в Японии 476.
Заметим, что хотя обычно сельское хозяйство СССР сравнивали с США, в отношении тракторов большим подобием обладает Западная Европа. В СССР основное производство зерновых было сосредоточено в Европейской части, а большие равнинные пространства, подобные американским, имелись лишь в Казахстане. Тем не менее, в целом США имели в 1988 г. 34,4 трактора на 1000 га пашни - в три раза больше, чем СССР. Это огромная разница.
Сходное с тракторостроением положение возникло в результате реформы и в производстве зерноуборочных комбайнов. Оно было практически парализовано, оживление производства, которое пока не превратилось в устойчивую тенденцию, наметилось только в 2000-2002 гг. В 2012 г. выпущено 5,8 тыс. комбайнов, в 2013 г. 6 тыс. Динамика их выпуска в России приведена на  Рис. 4- 2.
4-2
Рис. 4- 2. Выпуск зерноуборочных комбайнов в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Производства других видов комбайнов также реформировано на свертывание промышленного выпуска сложных сельхозмашин. В 1990 г. в РСФСР произведено 10,1 тыс. кормоуборочных и 6,4 тыс. картофелеуборочных комбайнов, а в 2009 г. на всю Россию выпущено 839 кормоуборочных и 81 картофелеуборочный. За 10 лет восстановительных реформ в 2000-2009 гг. производство картофелеуборочных комбайнов выросло в 81 раз. В 2000-2001 гг. в РФ выпускалось по 1 комбайну в год (это уже скорее не промышленное машиностроение, а ремесленное «машиносоздание»). Данные о производстве картофелеуборочных комбайнов после 2009 г. не публикуются. В 2012 г. выпущено 942 силосоуборочных (кормоуборочных) комбайнов, в 2013 г. 447 машин. За период 2010-2013 гг. было выпущено 8 льноуборочных комбайнов.
Важнейшей машиной для всего народного хозяйства страны (как и для обороноспособности) является грузовой автомобиль. Особое значение он имеет в условиях России для сельского хозяйства. С конца 60-х годов производство грузовиков в РСФСР быстро росло и в середине 80-х годов вышло на уровень 700 тыс. машин в год. В ходе реформы произошло резкое падение производства – в 5 раз. В 1999-2007 гг. наблюдалось незначительное оживление производства. Динамика производства представлена на Рис. 4- 3.
4-3
Рис. 4- 3. Производство грузовиков в РСФСР и РФ, тыс. шт.
Примерно так же обстоит дело и с производством грузовых автомобилей с дизельными двигателями – их выпуск с уровня 151 тыс. в 1990 г. сократился к 1998 г. в 7 раз.  В 2000 г. он составил  47,8 тыс. шт., в 2005 г. – 67,8 тыс., в 2009 г. – 44,8 тыс. шт. По данным Росстата, в 2010 г. было произведено 38,7 тыс. шт. грузовых автотранспортных средств с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), в 2011 г. – 53,5 тыс. шт., в 2012 г. – 57,1 тыс. шт., в 2013 г. – 60,4 тыс. шт.
Из экспортера грузовиков Россия реформирована в их импортера. Импорт грузовых автомобилей в значительной степени стал компенсировать пятикратный спад производства. Парк грузовых автомобилей вырос в РФ за годы реформ в 9 раз – с 331 тыс. в 1990 г. до 2,98 млн в 2010 г. В 2006 г. импортировано 63,4 тыс. машин за 1,5 млрд долларов, а на экспорт ушло 51,8 тыс. машин за 0,6 млрд долл. В 2010 г. и 2011 г. импортировано 59 и 109 тыс. грузовиков (за 1,84 и 3,51 млрд долл.), а экспортировано 13,4 и 20,4 тыс. (на 0,3 и 0,47 млрд долл.). В 2012 г. в Россию было импортировано 122 тыс. грузовых автомобилей на сумму 3,8 млрд долларов (произведено 212 тыс. машин), в 2013 г. – 89 тыс. на 2,9 млрд долл. (произведено 209 тыс. машин).
В целом состояние производства всей сельскохозяйственной техники примерно такое же, как тракторов и комбайнов. За 1990-2010 гг. производство тракторных плугов сократилось в 57 раз, культиваторов – в 26 раз, сеялок в 28 раз, косилок – в 7,5 раз, доильных установок – в 12,8 раз.
Вот выводы доклада Министерства сельского хозяйства РФ «Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России» (Москва, 2000 г.) о положении в сельскохозяйственном машиностроении: «Объем товарной продукции на предприятиях отрасли сократился почти в 13 раз, в том числе по тракторостроению – в 10, по сельскохозяйственным машинам для растениеводства более чем в 14, по машинам и оборудованию для животноводства и кормопроизводства – в 38, по двигателестроению – в 8, по компонентам машин и запасным частям – в 17, а по использованию производственного потенциала – в 13-25 раз».
Надо подчеркнуть, что на фоне сокращения отечественного производства в РФ идет захват российского рынка зарубежными производителями сельхозтехники. Он сопровождается сильным идеологическим давлением, формированием отрицательного отношения к отечественным машинам, преувеличением их качественных недостатков при замалчивании важных для российской действительности достоинств.
Так, много говорится, например, что российские комбайны допускают повышенные, по сравнению с американскими аналогами, потери зерна при уборке. Но технические преимущества американских машин оплачены столь непропорционально большим завышением цены (более чем в 4 раза дороже отечественных аналогов), что массовые закупки этих машин становятся нереальными. Российское село может быть обеспечено только отечественными машинами. Их можно и нужно улучшать, но лишь на основе развития собственного машиностроения.
Что же касается потерь зерна, то по сообщениям СМИ на уборке урожая 2000 и 2001 гг. в Северо-Кавказском регионе были использованы арендованные у Турции американские комбайны (с комбайнерами). В оплату за аренду и работу была отдана треть собранного этими комбайнами зерна. Таким образом, можно считать, что на российских полях американские комбайны допускают потери трети зерна - помимо того, что оставляют безработными российских комбайнеров. У отечественных комбайнов даже второго поколения, которые выпускались в 1972-1985 гг., потери зерна достигали 10-12% (Васильев Д.И. Контроль качества обмолота и технологических режимов зерноуборочных комбайнов. // «Контроль и управление технологическим процессом комбайновой уборки зерновых культур». Новосибирск, 1988, вып. 4). При этом причиной потерь было не только качество техники. Потери, по словам автора, возникали в результате «плохой подготовки комбайна, нарушения режимов работы и небрежного отношения к своим обязанностям комбайнера». Это – факторы социокультурные, а не технические.
Показательно сравнение производства тракторов с динамикой выпуска и импортных закупок легковых автомобилей. Здесь многое говорит о приоритетах промышленной, экономической и социальной политики современной России и о сдвигах в массовом сознании (Рис. 4- 4).
4-4
Рис. 4- 4. Производство легковых автомобилей в РСФСР и РФ, тыс. штук
В 2006 г. в России было произведено 1,18 млн, а импортировано 1,05 млн легковых автомобилей на сумму 12,7 млрд долларов; в 2010 г. произведено 710 тыс., импорт на 11,5 млрд долл.; в 2012 г. произведено 1,08 млн, импорт на 20,2 млрд долл., в 2013 г. произведено 0,89 млн, импорт на 17 млрд долл.

71 комментарий or Оставить комментарий
Comments
burckina_faso From: burckina_faso Date: Август, 3, 2014 09:22 (UTC) (Ссылка)
Что-то не так с таблицей по комбайнам. Неясно - это проценты или натуральные цифры?
157_gra From: 157_gra Date: Август, 3, 2014 09:32 (UTC) (Ссылка)

тыс. машин

просто перепутаны картинки 4-2 и 4-3. сами подписи верные
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Август, 3, 2014 17:12 (UTC) (Ссылка)

Прошу прощения, перепутал рисунки. Поправил

С флэшкой-модемом трудно рисунки вставлять.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 3, 2014 16:09 (UTC) (Ссылка)

Подумаешь, машиностроение накрылось,

зато Россия произведет в некотором светлом будущем инновации,
так что весь мир ахнет! Такое, пАнимаишь, Ё-мо(де)бильное будущее
светит.

Во всю идет планирование инноваций аж на 2030 года, чтобы за
наглое вранье никому не пришлось ответ держать.

МИнобрнауки и "сгустки мысли", такие как экспертные организацие
РИНКЦЭ, вовлечены в обоснование преступного обмана.

Масса российских "экспертов" должна делать предложения, высосанные из
ДОперестроечных академических и вузовских пальцев, в большинстве
своем никогда не прикасавшихся к проблемам промышленности.

Многие врут и не краснеют, ни за вранье, ни за полученную
оплату проданной совести.

Ресурсы тем временем тают, а снаряды уже перелетают через границу.
157_gra From: 157_gra Date: Август, 3, 2014 17:59 (UTC) (Ссылка)

Многие врут и не краснеют...

Врут совсем немногие. Большинство искренне верят и надеются (что "правительство" знает).
Пока не сменим "источник знания" высасываться будет из перестроечных текстов и авторитетов. Просто временем похоронить их не удалось. А нового пока под раздачу и нет, или "не проникает в массы".
idesperado From: idesperado Date: Август, 3, 2014 19:50 (UTC) (Ссылка)
Цифры лишь демонстрируют чудовищную неэффективность плановой экономики. Что бы в 3 раза отставать от сша по кол-ву комбайнов пришлось десяток лет опережать в 10-16 раз по производству. В 1985 году СССР произвел 150 тысяч комбайнов против 9 тысяч в сша. Это какие же груды металла должны были гнить на рембазах, что бы в итоге иметь трехкратное отставание. Современная Россия без всяких "битв за урожай" собирает примерно тот же тоннаж, что РСФСР в упомянутом вами 1988 году, поставляя на предприятия в десятки раз меньшее кол-во техники.
157_gra From: 157_gra Date: Август, 3, 2014 20:53 (UTC) (Ссылка)

зерно собирают не производством комбайнов


такой вопрос постоянно возникает и уже неоднократно обсуждался, в том числе и в этом журнале

подробнее рассмотрено здесь 157-gra###livejournal###com/1011.html
Александр Тасев From: Александр Тасев Date: Август, 4, 2014 08:37 (UTC) (Ссылка)

а откуда цифра в 9 тысяч?

Собственно, а откуда взялась цифра в 9 тысяч произведенных комбайнов в США???
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 4, 2014 18:33 (UTC) (Ссылка)

А на графике из книги максимум - 120 тысяч

по 1985 году, а не 150.

Есть ли у вас данные о том, сколько зернопроизводящая Канада
имеет комбайнов на 1000 га пашни? И является ли производство
пшеницы в США столь значимым, как в СССР и Канаде?

Мне казалось, что в США кукуруза хорошо растет, а в Канаде -
пшеница. Не сравнивая размер пашни, говорить о перепроизводстве
комбайнов в СССР не обоснованно.

В США и валенок меньше, чем в СССР было. И что это говорит
об эффективаности и качестве валенок?
Александр Тасев From: Александр Тасев Date: Август, 7, 2014 07:09 (UTC) (Ссылка)

Вы не путаете "фонд" и "поток"?

Давайте всё же разберёмся... Например, сколько комбайнов в США было на начало этого "десятка лет"? И сколько - в СССР...
From: akovalevskiy Date: Август, 4, 2014 13:07 (UTC) (Ссылка)
Уважаемый Сергей Георгиевич, запишите нам, пожалуйста, еще видео. Просто рассказывайте что-нибудь и нам всем будет легче и проще понимать происходящее.
Судя по всему даже здешние читатели ленятся читать Ваши книги и предпочитают писать свои дурацкие измышления.
А нас всех надо просто лечить обычными словами.
Вот если бы вместо многочасовых разглагольствований придурочных киселевых и соловьевых Вы выступали хотя бы по 15 минут два-три раза в неделю по телевизору, то наше общество бы излечилось за год.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 4, 2014 18:47 (UTC) (Ссылка)

Хорошее предложение.

А то общественное телевидение создали, и место там есть для такого цикла лекций по элементарному обществоведению, методологии мышления (или как-то попроще), смысла общественной жизни. Еще лучше, если будет возможность собирать хорошую думающую аудиторию и отвечать также на нужные вопросы современности.

Однако, когда же Сергею Георгиевичу отдыхать от контуженных, которые книги его не читают, а "знамений требуют" ?
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 4, 2014 18:50 (UTC) (Ссылка)

Призывая к хорошему, не стоит

все остальное поливать грязью.

Дискуссии в обществе, как у Соловьева, более того, у Бабаяна,
Ники - это очень нужные и полезные передачи. Сам бы сделал сначала что-то, а уж потом других ругал.
157_gra From: 157_gra Date: Август, 5, 2014 06:14 (UTC) (Ссылка)

В тексте есть ошибка, нашли читатели ЖЖ

===\ Парк грузовых автомобилей вырос в РФ за годы реформ в 9 раз – с 331 тыс. в 1990 г. до 2,98 млн в 2010 г.\
Тут какая-то ошибка - не могло быть 330 тыс. грузовых на всю страну в 1990. Их ведь по 700 тыс. выпускали! Пусть 50-60 тыс. шло на экспорт, а остальное в стране оставалось.===

да ошибка, исправляли, но в тексте забыли. (сами данные отдельно не ошибочные - 330 тыс. грузовиков было в 1990 г. в транспортных предприятиях - автоколоннах, а 2,9 млн. грузовиков было 2010 г. в личной собственности граждан. Это несопоставимые параметры. упустили)

Вот график о парке грузовиков riskprom###ru/photo/33-0-699
Точнее переписать так:
//Парк грузовых автомобилей вырос в РФ за годы реформ в 2 раза – с 2,7 млн. в 1990 г. до 5,8 млн в 2012 г.//

О парке грузовиков подробнее:
...С началом реформ быстро стал расти парк грузовых автомобилей. За первые десять лет реформ число грузовиков (включая пикапы и легковые фургоны) выросло в 1,5 раза. В 2000-2001 гг. была произведена дополнительная переоценка числа грузовиков, и с ее учетом за 1991-2012 гг. парк грузовиков вырос более чем в 2 раза с 2,7 млн до 5,75 млн автомобилей. Особенно быстро росло число личных грузовиков. Если на конец 1990 г. в собственности граждан находилось 4 тыс. грузовых автомобилей, то уже в 1995 г. – 798 тыс., в 2000 г. – 1568 тыс., в 2005 г. – 2300 тыс., в 2010 г – 2950 тыс., в 2011 г. – 3097 тыс., в 2012 г. – 3273 тыс., в 2013 г. – 3547 тыс. грузовиков. Напротив парк грузовиков в организациях автомобильного транспорта общего пользования сократился более чем в 9 раз, – за 1991-2010 гг. с 331 до 35 тыс. автомобилей (в 2013 г. 62 тыс.)...

Edited at 2014-08-05 06:50 (UTC)
Александр Тасев From: Александр Тасев Date: Август, 5, 2014 06:58 (UTC) (Ссылка)

Re: В тексте есть ошибка, нашли читатели ЖЖ

в 2012 г. – 327 тыс. грузовиков? 3270 наверное...
71 комментарий or Оставить комментарий