?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Небольшая заметка - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Небольшая заметка
http://centero.ru/opinions/item/322-ischezayushie-normi

Впервые осознанно я увидел метро, когда вернулся из эвакуации в 1944 году. С вокзала - прямо в метро.
Оно меня очаровало, и всю жизнь я его очень любил, даже если приходилось ехать в давке. Самое удобное для меня место в вагоне — в углу у двери напротив входа с платформы. Там можно опереться на дверь и поручень, отдохнуть, подумать расслаблено и посмотреть на людей. Если не удалось там устроиться, лучше всего встать спиной к той же двери между двух пассажиров, которым повезло занять углы.



В последнее время часто стало тяжело ездить: эти два пассажира стали расширять свое индивидуальное пространство — опираются на створки дверей, да еще ноги расставляют. Пытаешься втиснуться — не уступят ни пяди. Где раньше нормально стояли трое, теперь двое тебя отгоняют холодным взглядом. Настроение сразу падает — рушится еще один общественный институт человеческих отношений. Иногда кто-то потеснится, да еще улыбнется, порадует, но это все реже и реже.

Еще тяжело бывает смотреть, как стоит женщина преклонных лет, и никто ей не уступит. Все сидят, уткнулись в свои планшеты — кто читает, кто смотрит кино, чаще играет. Или заткнет уши, закроет глаза и слушает музыку. Атмосфера мрачная, все молчат. Похоже, школьникам перестали преподавать правила хорошего тона, они просто не знают, как им вознаграждается такой маленький жест. Ведь когда кто-то уступит место, видно, как почти все вокруг радуются.

Не понимаю, почему учителя в школе перестали это объяснять. Те, кому следовало бы уступить место, обычно боятся, что кто-то начнет укорять сидящих юношей, умоляюще смотрят вокруг, чтобы никто не вмешался. Я однажды не вытерпел — стояла молодая беременная женщина, а парень сидел со своим гаджетом и почти упирался лбом ей в бок. Я его потрогал за плечо, он вытащил наушник из уха, повернулся ко мне, я ему шепнул: «Посмотри налево». Он смутился, вскочил, усадил женщину и убежал в другой конец вагона. Парень явно не знал, что надо осматриваться — его не научили.

А недавно был случай, который надолго и плохо испортил настроение мне и, думаю, многим.

В вагон вошла девушка «кавказской национальности» (может, таджичка), беременная на последней стадии. С ней, видимо, отец, маленький и тщедушный. Вагон был полупустой, но все места заняты. Молодые люди бросили на нее взгляды — лицо у нее было замечательно красивое. Бросили взгляды и снова уткнулись в свои экранчики. Девушка страдала, что-то у нее очень болело. Она как вошла, остановилась у двери и вцепилась в вертикальный поручень, потом стала сгибаться, руки скользили. Я уступил свое место в углу у противоположной двери, отец подвел ее, закрыл от публики. Я сказал ему: «Давайте, я кого-нибудь подниму, она сядет». Он испуганно ответил: «Пожалуйста, не надо. Будет еще хуже!» Он боялся неприятностей.

Подъехали к моей остановке, и я вышел. Давно такой тоски не было. Хоть бы кто-то сумел сказать этим молодым людям, что как аукнется, так и откликнется. Но как трудно это сказать! Мало кому это дано, и мы куда-то сползаем.



29 комментариев or Оставить комментарий
Comments
From: pahmutova Date: Октябрь, 10, 2014 18:29 (UTC) (Ссылка)
Это вы сгущаете.
Уступают и часто.
Другое дело, что именно дети, самые молодые -- нет.
Они теперь одни не ездят почти, и 12-13 летнего сопровождает, как правило, мама, которая его же на правах младенца первым усаживает в обход старцев беременных.
"Кавказской национальности" и "таджики" это разные категории, на которые москвичи по-разному реагируют.
Таджиков и прочую Азию принято игнорировать, кавказцев побаиваются, и ведут они себя обычно довольно нагло.
pan_tbdinsky From: pan_tbdinsky Date: Октябрь, 10, 2014 18:32 (UTC) (Ссылка)
Азиаты так называемые, кстати, обычно раньше других подрываются с лавок уступать. Кавказцы меньше. А черномазые ваще как один забивают на это - сидят вразвалку, растопыря ноги. А, забыл, китаёзы и вообще "не наши азиаты" тоже не уступают.
From: pahmutova Date: Октябрь, 10, 2014 18:45 (UTC) (Ссылка)
Да, ксати, узбеки и таджики обычно женщинам уступают.
Кавказ тоже бывает уступают, которые цивилизованные типа Армении-Грузии. Молодые даги и прочие язычники обычно держатся стайками и окружающих игнорируют, но попросить если -- уступят.
Любопытный момент: игнорирование рабочих-рабов из Азии имеет характер психзащиты.
Потому что невозможно постоянно осознавать то, что город нам уже не принадлежит, и что мы в собственном городе часто в течение нескольких часов русской речи можем не услышать вообще.
Так что то что женщине не уступили -- не просто проявление невоспитанности.
Это привычка не видеть раздражающий психику объект.

Edited at 2014-10-10 19:01 (UTC)
violet_bear From: violet_bear Date: Октябрь, 30, 2014 17:33 (UTC) (Ссылка)
"Да, ксати, узбеки и таджики обычно женщинам уступают". Много раз была свидетелем, как среднеазиаты не уступали места женщинам. С пожилыми людьми получше.
From: pahmutova Date: Октябрь, 30, 2014 17:35 (UTC) (Ссылка)
Ну 60 на 40 по умолчанию, я бы сказала.
А если попросишь, не кочевряжатся.
Сергей Иванов From: Сергей Иванов Date: Октябрь, 21, 2014 18:03 (UTC) (Ссылка)
Один раз забыл лопатник у друга на подоконнике.На автобусе до метро доехал на бесплатном ,и у метро обнаружил что лопатника нет.А к 9 надо быть на работе.Сгрёб по карманам мелочь рублей 12 набрал .Начал сшибать копейки у входа .Никто из москвичей копеек не дал отходили с испуганно брезгливым выражением лица .Подошёл к ребятам южанам,говорю мужики выручайте .Те улыбаясь нагребли по карманам мелочи.
pan_tbdinsky From: pan_tbdinsky Date: Октябрь, 10, 2014 18:29 (UTC) (Ссылка)
Личные наблюдения на заданную тему
Адын и Два
jack_bird From: jack_bird Date: Октябрь, 10, 2014 18:43 (UTC) (Ссылка)
А мне кажется, сейчас чаще и естественней уступают, чем в 70-80-ые, и уж тем более - в 90-ые, когда народ просто перестал друг друга видеть - от усталости, наверно. Молодежь уступает, южные и восточные приезжие уступают очень часто, многие молодые знакомые говорят, что в метро дажене садятся - "все равно сразу придется уступать".
Правда, мои наблюдения - в Питере, может, не всюду так.
proseka199 From: proseka199 Date: Октябрь, 11, 2014 06:17 (UTC) (Ссылка)

подтверждаю

подтверждаю
По поводу Москвы - слишком редко бываю там.
videocontroler From: videocontroler Date: Октябрь, 10, 2014 18:44 (UTC) (Ссылка)

Дело в оккупации Москвы, а не в уступании мест

> Ведь когда кто-то уступит место, видно, как почти все вокруг радуются. В вагон вошла девушка «кавказской национальности» (может, таджичка), беременная.
Мест в транспорте не хватает потому, что Москва перенаселена. А перенаселена она из-за отрицания прав коренных москвичей на землю своих предков. Никто не спрашивает нашего разрешения можно приехать на нашу московскую землю или нельзя, можно поселиться здесь или нельзя. Москва - это наш дом, а все эти швондеры, покорляльщики Москвы прутся сюда в наш дом без нашего согласия, присваивают и торгуют нашей московской землёй, взвинчивают цены на жильё до недоступных для простого москвича величин. И тут оказывается мы всех их должны ещё и уважать ...

Оккупантов никто не уважает. Уважаю того, кто дорожит землёй своих предков, а не экономических мигрантов, для которых где тепло, там и Родина. Кто не дорожит своей малой Родиной, тот не дорожит и большой.

Давайте ещё обсудим нужно ли было уступать место пожилому Наполеону захватившему Москву, делая при этом вид, что не замечаем, что он оккупант.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 11, 2014 04:38 (UTC) (Ссылка)

Re: Дело в оккупации Москвы, а не в уступании мест

Взрослый уже, а все дурачок. Так хоть бы топик читал:

"Впервые осознанно я увидел метро, когда вернулся из эвакуации в 1944 году. С вокзала - прямо в метро.
Оно меня очаровало, и всю жизнь я его очень любил, даже если приходилось ехать в давке."
swingaroo From: swingaroo Date: Октябрь, 10, 2014 18:55 (UTC) (Ссылка)
"В последнее время часто стало тяжело ездить: эти два пассажира стали расширять свое индивидуальное пространство — опираются на створки дверей, да еще ноги расставляют."

В новых моделях вагонов нет выраженной перегородки, отделяющей плечо сидящего с краю скамьи от пространства рядом с дверью. Поэтому в ранних вагонах можно было опереться об эту перегородку, а в новых неизбежен контакт задней части стоящего с плечом сидящего. Многим не нравится.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Октябрь, 11, 2014 00:50 (UTC) (Ссылка)
Азиат возможно прикидывает как бы он отреагировал на беременную русскую где-нибудь в Ташкенте или Душанбэ, и именно поэтому сам в Москве старается быть тише воды ниже травы. Ну и плюс дочь - девка, для них там никто. Так что пусть лучше она беременная постоит, чем он на тумаки от местных нарвется.

Молодежь вполне может быть выдрессирована жирными фенинаци. Эти твари активно толкают идею, что догадываться что баба беременна неприлично. Вдруг она просто толстая и ей неприятно? www.aias###ca/2013/09/10-things-pregnant-women-dont-want-to.html

А баба имеет полное право отожрать такой зад, что и вовсе в вагон не пролезет, потому что чем мужикам противнее, тем правильнее баба с точки зрения феминацизма.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 11, 2014 04:43 (UTC) (Ссылка)

т. Степанов,

странное у вас сегодня выступление.

СГ про общее ощущение и печаль по утраченному общему выразил.
Вам бы Маркса притянуть и пнуть по случаю, а вы бабу обижаете толстую.
From: vovan_demokrat Date: Октябрь, 11, 2014 08:45 (UTC) (Ссылка)
К тому-же на всех патриархальных фотографиях мужик сидит а бабы вокруг стоят кругом )))

А у меня вообще от прочитанного добрая улыбка на лице - представляю СГКМ в метро поучающего молодежь...

Меня лично другое коробит, вот сегодня видел как двое молодых парней один в обнимку с девушкой рассказывает другому как "пытался познакомиться с какой-то там девкой ...." и всем весело.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Октябрь, 11, 2014 23:09 (UTC) (Ссылка)
Фишка в том, что если нормы не знаешь - она для тебя просто не существует. Уверен что феминаци в основном промывают мозги молодежи. Старшее поколение может просто не знать что идет такой процесс. Думаю многие ответы на поднятые СГ вопросы можно найти в глянцевых журналах для начинающих стерв. Cosmo, например. Облает такая обдолбонная космой жирная лесбиянка мужика, за то что он ее за беременную принял и место уступил - мужик в другой раз подумает стоит ли связываться, и десять его друзей тоже.

С патриархальными порядками недавно познакомился не по фотографиям. Подружка была из Кении. Это же просто караул. И не то чтобы прямо из джунглей. Папа профессор, сама с мастерской степенью, зарплата за 80 килобаксов в год сразу после защиты. Рассказывает патофизиологию какого-нибудь цирроза - заслушаешься. Держат за прислугу. Требуют чтобы работу бросила. Мужик едет в отпуск - ее дома оставляет - в порядке вещей. От моего почтительного отношения просто обалдела. Когда рассказал как знакомый начальник нейрохирургического отделения в московской детской больнице помогал медсестре перетащить толстого пациента, своим ушам не верила. У них в госпитале скандал был когда медсестра медицинского студента помочь попросила. Не его работа. Потом картинка из Нию Йорк Таймс два ополченца вытаскивают после обстрела пациентов из подвала больницы, а симпатичная медсестра держит их автоматы.

Девки - они сами будь здоров какие наглые. При чем традиционные современным не уступают. Скорее наоборот. Когда только познакомился с кенийкой, белая американка внаглую пыталась меня отбить. Я с вечеринки раньше уехал, безлошадного друга отвезти. Так она, негодяйка, попросила у кенийки телефон и стала по ее телефлну мне звонить, мол пьяная, сама машину вести не может и я ее должен отвезти домой. Пришлось возвращаться. Приятеля увидела: "Где живешь? Мы тебя первого отвезем." Нет милочка, мы тебя первую отвезем. Нам с Колей поболтать охота. Чтобы Кенийка зря не переживала пришлось объяснить. Поржали.

Edited at 2014-10-12 00:11 (UTC)
pavel_petukhov From: pavel_petukhov Date: Октябрь, 11, 2014 03:26 (UTC) (Ссылка)
В большинстве случаев "неуступание" места - это не от наглости и хамства, а наоборот, от своеобразной застенчивости. Это же какой-никакой, а контакт с человеком. И потом, уступишь женщине место, а она же и обидится: "Я что, старуха?" Так тоже бывает...
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 11, 2014 04:45 (UTC) (Ссылка)

Ага,

или женится предложит, по незнанию наших обычаев.
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 11, 2014 05:03 (UTC) (Ссылка)
Да,"застенчивость" тоже есть.Только это скорее желание невыделяться - типа все сидят,а тебе что,больше всех надо?
Всё таки это не Бог весть какой,но поступок.Вроде как ты другим продемонстрировал что не такой как они.А это с детства непоощряется.
proseka199 From: proseka199 Date: Октябрь, 11, 2014 06:16 (UTC) (Ссылка)
>Всё таки это не Бог весть какой,но поступок.Вроде как ты другим продемонстрировал что не такой как они.А это с детства непоощряется.

Лично я никогда об этом не задумывался. Да, бывало, что и сам не уступал, коли не хотелось. Но чаще всего уступал - и уж точно не думал о том, что, дескать, "другие не уступили, ах, как бы не выделиться"...
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 11, 2014 06:26 (UTC) (Ссылка)
Я и не утверждаю,что все так рассуждают.А по-поводу задумываться,так многое вещи люди делают на автомате,не задумываясь.
Байка есть,как одного бородача спросили куда он бороду кладет когда спит- сверху одеяла или под.
Чел задумался и потерял сон.
157_gra From: 157_gra Date: Октябрь, 11, 2014 06:00 (UTC) (Ссылка)

"неуступание" - тоже норма.

"неуступание" от застенчивости, наглости, хамства, нацпроисхождения и проч... мотивы всегда подберутся. Бесогоны скажут - от бескультурья. Это объяснение не годится, безысходное, фатальное.

Здесь главное - исчезновение нормы "уступания", как примера важной части культуры традиционного общества (проверка связности общности-вагона). Норма "постиндустриального" общества по "неуступанию" еще не воспринята (точнее начинает уже неосознанно применяться частью пассажиров с гаджетами), и еще не промыли мозги - почему "неуступать полезно". Но уже сняли "отсталый" запрет на "неуступание".
По прошлым "известным издревле" нормам у "стариков" ностальгия (и знание почему это важно), а молодых это не трогает, т.к. норма ими не воспринята, а иногда и не известна. Конфликт похуже конкуренции норм.

Тут либо молодых надо через гаджеты со старой нормой познакомить на новом языке(возможно и примут), либо насаждать свою норму "неуступания".
Через стихийное разрушение "уступания" новая норма "неуступание" не возникает. Само оно не установится. Промежуточное положение разрушительно для всех, и старых, и новых - безнорменность (аномия)

Дело вкуса, что хотим - вагон индивидов (и даже вагон "гаджетов"), получающих услугу перемещения или взаимоуважающих людей в вагоне, едущих в свое будущее, в свое общество.

Я месяц назад побывал в пекинском метро. На контрасте лучше видно как там решают.
Вагоны забиты в основном "продвинутыми" молодыми людьми с гаджетами (в массе без наколок и пирсинга). Фактов уступания не видел, пожилых людей в метро очень мало, беременных и с детьми не видел. Само "уступание" не так важно, как знание о нем.
На экранах метро ненавязчиво крутят забавные мультики о том, что происходит, когда уступают место (не только старику, но и уставшему на работе) - все улыбаются и гордятся своими поступками, благодарят друг друга, переживают если не заметили уставшего и т.д.

Атмосфера создана в вагоне такая, будто молодежь в пекинском метро едет в будущий Китай, а не до станции пересадки.

proseka199 From: proseka199 Date: Октябрь, 11, 2014 06:15 (UTC) (Ссылка)

У тех же китайцев или японцев, насколько...

... знаю, едва ли не женщина должна уступить место мужчине, если что...


Что же касается советского Баку, то местные жители в смысле вежливости, в т. ч. и в этом смысле, выделялись в гораздо лучшем смысле по сравнению со, скажем, жителями Краснодара, Ростова-на-Дону...
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 11, 2014 13:50 (UTC) (Ссылка)

Воспитание приносит результаты

довольно быстро. В Китае действительно, проблем особых нет.
В Японии раньше уступали только явным старикам или инвалидам. Разговаривали по сотовым телефонам во все горло. Потом ввели правила, навешали картинок, выделили места для пожилых, инвадидов, беременных, разметили их. Это помогает, но без "фанатизма" получается, есть и молодежь с закрытыми ушами и глазами.
Также, отучили японцев совсем не так давно писать на обочине в деренях (особенно старики) и плеваться на улице где ни попадя. За писание - штраф приличный, а про плевки постоянно крутили мультики смешные, типа плющейся при перебегании дороги "шапокляк" самое главное:
воспитывают детей одинаковым манерам, жестам, словам, и манерам взаимоотношений. Это жает колоссальный синергетический эффект. ТОлько всеобщее государственное воспитание, как политика и тотально. Это делает народ единым в лучших чертах и стократно усиливает взаимопонимание и единство.
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 11, 2014 06:42 (UTC) (Ссылка)

Re: "неуступание" - тоже норма.

Именно
"Само "уступание" не так важно, как знание о нем."
Знание основанное на уважении к старшим.А вот с этим уважением как раз и проблема.Слишком много неадекватов из прошлого формирует это неуважение.
proseka199 From: proseka199 Date: Октябрь, 11, 2014 06:14 (UTC) (Ссылка)

нет, у нас уступают.

И все эти опасеньица, что "за старуху примут", а потому зад приподымать не стану - ерунда, конечно.
Не все так плохо.
From: vovan_demokrat Date: Октябрь, 11, 2014 08:39 (UTC) (Ссылка)

Гусли крыловидные. Гимн СССР/России

Гусли крыловидные. Гимн СССР/России
www.youtube###com/watch?v=2UdfM0n9poA
Елена Азова From: Елена Азова Date: Октябрь, 17, 2014 14:17 (UTC) (Ссылка)
А у нас в Екатеринбурге в вагонах метро после того, как поезд тронется и объявят по радио следующую остановку, постоянно звучит такая фраза:"Уважаемые пассажиры! Уступайте места пожилым людям, пассажирам с детьми, беременным женщинам и инвалидам!" Конечно, несколько назойливо для тех, кто часто ездит, но зато полезно.
Сергей Иванов From: Сергей Иванов Date: Октябрь, 21, 2014 19:01 (UTC) (Ссылка)
Я это явление давно замечал.Первый раз в армии.Они не замечают когда надо помочь,это кристальные эгоисты .Попал с зёмой(интеллигент,высшее образование) в наряд по столовой,зёма стоит по среди варочного зала жуёт бутерброд запивает чаем .Я один снимаю 50 литровый бак с кашей,снимаю чай.Стоит ,ноль эмоций .Спрашиваю =чего стоим?= .Мне ответ =а что делать?= Начал сам шевелиться только после того как я ему сказал что если он продолжит тупить то до конца наряда рискует живым и здоровым не дожить.И всё последующие время зёма бухтел себе под нос что я злой,жестокий тиран.

Я с такими в цеху постоянно сталкиваюсь .Эти ребята искренни не понимают зачем им думать как кому то можно помочь.Сделает ровно то что скажешь ни грамма больше.За всё последнее время (лет семь наверно) у меня работал только один парень ,сирота из глухой деревни,который соображал без понуканий где подхватить,что подать,как помочь.Старые советские мужики 40-60 лет включаются мгновенно даже в незнакомую работу,а эти нет.25 лет эту породу хозяев жизни стремящуюся к успеху,упорно выводили.Результат на лице.

29 комментариев or Оставить комментарий