?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Железные дороги: объем перевозок и грузооборот - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Железные дороги: объем перевозок и грузооборот

Перейдем к динамике главных показателей работы грузового железнодорожного транспорта — объему перевозок и грузообороту.

Стабильный устойчивый рост грузооборота железнодорожного транспорта, который наблюдался в РСФСР в 1980-е гг., с началом реформы сменился резким падением. За 1991–1994 гг. грузооборот упал в 2 раза, опустившись на треть ниже уровня 1970 г. В последующие четыре года грузооборот сократился еще на 15%. Динамика процесса представлена на рисунке:


Грузооборот железнодорожного транспорта в РСФСР и РФ // млрд тонно-км


В 1999–2008 гг. наблюдался рост, однако он пока не покрывает провала предыдущего десятилетия. В начале 2010-х гг. грузооборот железнодорожного транспорта восстановлен на уровне середины 1970-х.

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом с 1988 г. до 1998 г. упал в 2,5 раза. Затем происходило восстановление, и в начале 2010-х здесь был достигнут уровень начала 1960-х гг.

При этом среднее расстояние перевозок не только выросло, но и продолжает расти, несмотря на наметившуюся регионализацию экономики. Это означает, что объемы перевозок сократились за счет доли товаров конечного потребления, а грузовой транспорт переориентировался на обслуживание экспортных потоков сырья. Так, в 2011 г. объем перевозок экспортных грузов составил 398,6 млн т (32% общего объема перевозок), транзитных грузов — 30,2 млн т (2,4%), импортных грузов —112,1 млн т (9%).


Структура перевозок железнодорожным транспортом в результате реформы претерпела важные изменения. Они отразили структурную перестройку народного хозяйства РФ. Существенно упала доля перевозок продукции конечных отраслей — машиностроения, легкой, пищевой промышленности, строительных материалов.

Так, доля строительных грузов в общем объеме перевозок сократилась почти на треть, а доля сырья, соответственно, выросла. Еще в 1991 г. доля строительных грузов составляла 24%, а в 1995 г. снизилась до 18%, в 2010 г. — до 12% (в 2011-м — 12,7, в 2013-м — 13,7%).

По сравнению с дореформенным периодом сильно увеличился удельный вес перевозок каменного угля, нефтяных грузов, руды и металлов. В 1980–1990 гг. главные сырьевые и экспортные грузы (уголь, нефть, руды с черными металлами, удобрения) в сумме составляли 47–48% объема железнодорожных перевозок, в 1995 г. — 56%, а в 2000 г. и в 2005 г. — 61%, в 2010-м и в 2013-м — 68%.

Это означает, что если раньше грузовой железнодорожный транспорт в основном обслуживал внутреннюю экономику, то теперь в большей степени переключился на экспортные сырьевые потоки.

12 комментариев or Оставить комментарий
Comments
alexandr_palkin From: alexandr_palkin Date: Декабрь, 2, 2014 19:22 (UTC) (Ссылка)

Без грузооборота автотранспортом - некорректные цифры

Если учесть автотранспорт и удалить из грузооборота советские жульнические перевозки 70-х и, особенно, 80-х годов до черноморских и балтийских портов в балтийские и черноморские порты, превращающие экспорт в импорт с наваром в Швейцарии и на Виргинских островах, то нынешние цифры будут просто великолепны.
ss69100 From: ss69100 Date: Декабрь, 2, 2014 22:09 (UTC) (Ссылка)

Re: Без грузооборота автотранспортом - некорректные циф

То же самое хотел возразить. Первая мысль, пришедшая в голову - замена автотранспортом.
157_gra From: 157_gra Date: Декабрь, 3, 2014 13:48 (UTC) (Ссылка)

Не понятно

почему грузооборот ж/д транспорта стал "некорректной цифрой" без автомобильного. Это ведь разные виды транспорта и у них разный грузооборот.

Как нужно изменить представленные графики в посте, что бы Вы их признали "корректной цифрой"? Какие у Вас для этого имеются основания и данные?
Дайте тогда свой график грузооборота ж/д транспорта.

Если же речь, о структуре грузооборота, то в этом посте о ней нет речи.
Немного обсуждалось в предыдущем посте здесь sg-karamurza#livejournal#com/196476.html
alexandr_palkin From: alexandr_palkin Date: Декабрь, 3, 2014 15:43 (UTC) (Ссылка)

Re: Не понятно

Потому что изменилась структура товарооборота. Из товарооборота почти ушла составляющая "помощи братским странам"(вряд ли найдём точные цифры), а также исчезли "союзные республики", кроме того исчезли искусственные "встречные перевозки" для загрузки (выполнения плана) железных дорог. За рубеж сырья гналось не меньше чем сейчас. А вообще - график великолепный. учитывая осутствие паразитарной нагрузки
157_gra From: 157_gra Date: Декабрь, 3, 2014 20:07 (UTC) (Ссылка)

Re: понятно

В посте СГКМ указано про структуру перевозок ж/д (что Вы подразумеваете под структурой товарооборота в контексте ж/д перевозок - не понятно). Дословно в посте сказано: «Существенно упала доля перевозок продукции конечных отраслей — машиностроения, легкой, пищевой промышленности, строительных материалов … По сравнению с дореформенным периодом сильно увеличился удельный вес перевозок каменного угля, нефтяных грузов, руды и металлов.” Ну изменилось, одни рады, другим все равно. Как из этого следует, что надо учитывать в ж/д грузообороте автотранспорт?
Выходит, по-Вашему, грузооборот не является показателем работы ж/д транспорта, т.е. Вы хотите предложить другой показатель – типа “отсутствие паразитной нагрузки”. Предположим (хотя этого не достаточно), что это важный показатель – тогда дайте по нему данные и посмотрим, что изменилось, в какую сторону… проанализируем ошибки, раздадим медали, наметим планы по исправлению, изменим инвестклимат, оставим как есть и т.д.

Плодами трансформации структуры перевозок гораздо “выгоднее” было наслаждаться и при “плане” – начинать возить сырье в “небратские страны” можно было с гораздо большим успехом и в 1980-е, никакие Перестройки для этого не требовались (забертите у Польши и возите хоть в Италию, почему бы и нет, ах валюта, ее же не хватало на женские сапоги пролетариату – НО зачем при этом местные перевозки угробили – см. Второй график сверху в посте СГКМ – не воздух же там “встречными перевозками” перемещали или просто вагоны забитые свинцом катали для построения графиков?).

И Кто тогда Промышленников считал паразитами (“паразитные нагрузки” на ж/д)? – они ведь буквально создавали СССР и его могильщиков в 1960-80 [см. например, Рис. 3. - Структура произведенного национального дохода по отраслям народного хозяйства (до 1988 г.) и производства валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности (1990=100) здесь riskprom#ru/WhitePaperRus/EffectManagerRF_part1.pdf ]

А про непаразитную первозку в вагонах “выгодного воздуха” в реформы см. График удельного веса пробега без груза в общем пробеге подвижного состава вагонов в РСФСР и РФ, % - здесь riskprom#ru/photo/graf_6_21/33-0-704

Для ясности, дайте пж подкрепляющие данные своему утверждению, а именно:
1) Любые умозрительные оценки из авторитетных источников, типа… «составляющая "помощи братским странам"(вряд ли найдём точные цифры), а также исчезли "союзные республики"», - огласите конкретные данные или авторитетов этого мнения;
2) « искусственные "встречные перевозки" для загрузки (выполнения плана) железных дорог» - сколько, где, когда, …и уменьшилось ли число лобовых столкновений на российских ж/д?
3) «За рубеж сырья гналось не меньше чем сейчас»… откуда известно? Тогда куда делось внутреннее сырье? «Естественно испарилось»? Дайте, пж, графики/таблицы или ссылки на авторитетные источники таких экстравагантных мнений.
alexandr_palkin From: alexandr_palkin Date: Декабрь, 3, 2014 20:29 (UTC) (Ссылка)

Re: понятно

Я написал, что грузооборот великолепный. А уж что возят, это РЖД без разницы. Отрасль выжила в самое трудное время (низкий поклон могиле Аксёненко) и развивается - это самое главное, что и показал график. По мере подъема промышленного производства есть кому ворзить грузы. А СССР - забудьте, нет его уже 23 года и никогда не будет этого рабского концлагеря бесплатного труда на половину человечества и всех паразитов-чиновников этой половины во славу и в интересах лондонского Сити
ayc From: ayc Date: Декабрь, 11, 2014 19:23 (UTC) (Ссылка)

Re: понятно

Бесплатный (в большей степени бесплатный, чем в СССР) труд-то остался. Да и чиновники и прочая номенклатура не вымерли - кто чиновником и остался (и детей пристроил), кто в буржуи переквалифицировался (и детей).
alexandr_palkin From: alexandr_palkin Date: Декабрь, 11, 2014 19:36 (UTC) (Ссылка)

Re: понятно

Это проблема во всём мире
From: gonchar Date: Декабрь, 2, 2014 19:29 (UTC) (Ссылка)
"главных показателей работы грузового железнодорожного транспорта — объему перевозок и грузообороту."

То, что Вы подсчитываете, интересно.

Но я бы обратил Ваше внимание ещё на некоторые моменты (возможно, Вы это уже сделали где-то, но я этого просто не встретил :) ):
1. Скорость перевозки. Если она менее важна для перевозки "повторяющихся" однородных грузов (например, сырья) - там её замедление, в конце концов, можно стерпеть и сводить лишь к стоимости отвлечённых средств в обороте,
то для разовых перевозок она весьма значима сама по себе. Пример - если я отгружаю свой станок покупателю, он ему в наше время нужен максимально быстро, его задержка стоит гораздо дороже, условно говоря, банковского процента за кредит на станок.

2. Стоимость перевозки. Вы, насколько я знаю, человек технически грамотный, поэтому для Вас должно быть очевидно, что стоимость перевозки в тонно-километрах по ж/д должна быть сильно меньше аналогичной стоимости на автотранспорте. На самом же деле ситуация часто обратная.

3. Самый нетривиальный критерий - сложность оформления заказа на перевозку.
Люди, не сталкивающиеся с этой сферой, обычно не представляют, что эта сложность столь велика, что сама по себе исключает ж/д, как возможного перевозчика.

Эти моменты, на мой взгляд, весьма значимы - скажем, для моей работы станкостроителя они принципиальны. Из-за них мы РЖД практически не пользуемся - что с учётом территории России, конечно, просто дикость.
Я часто говорю, что дела обстоят так, будто РЖД ставят своей целью сделать себя убыточными и прикладывают к этому немалые усилия и остроумие.

Edited at 2014-12-02 19:29 (UTC)
kpaxx From: kpaxx Date: Декабрь, 6, 2014 13:07 (UTC) (Ссылка)
Стоимость перевозки автотранспортом не часто обратная а всегда обратная сейчас и давно. Поэтому большая часть перевозок перешла в автотранспорт, кстати по этой причине подлецы нефтянники в итоге задрали цены на дизель до уровня стоимости бензина и выше, а не потому что у нас нищее с.х. потребляет дизель.

Вот кстати было бы интересно посмотреть динамику автотранспортных перевозок
From: gonchar Date: Декабрь, 6, 2014 13:33 (UTC) (Ссылка)
"Вот кстати было бы интересно посмотреть динамику автотранспортных перевозок"
Не совсем то, даже совсем не то, но в тему:
http://enview.livejournal.com/149344.html

:)
157_gra From: 157_gra Date: Декабрь, 6, 2014 14:16 (UTC) (Ссылка)

пост об автоперевозках по росстату будет попозже

Но сам график
Перевозки грузов автомобильным транспортом в РСФСР и РФ:
1 - объем перевозок, млрд тонн; 2 - среднее расстояние, км

можно посмотреть здесь
riskprom#ru/photo/graf_6_15/33-0-698
12 комментариев or Оставить комментарий