sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Category:

Железные дороги: объем перевозок и грузооборот

Перейдем к динамике главных показателей работы грузового железнодорожного транспорта — объему перевозок и грузообороту.

Стабильный устойчивый рост грузооборота железнодорожного транспорта, который наблюдался в РСФСР в 1980-е гг., с началом реформы сменился резким падением. За 1991–1994 гг. грузооборот упал в 2 раза, опустившись на треть ниже уровня 1970 г. В последующие четыре года грузооборот сократился еще на 15%. Динамика процесса представлена на рисунке:


Грузооборот железнодорожного транспорта в РСФСР и РФ // млрд тонно-км


В 1999–2008 гг. наблюдался рост, однако он пока не покрывает провала предыдущего десятилетия. В начале 2010-х гг. грузооборот железнодорожного транспорта восстановлен на уровне середины 1970-х.

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом с 1988 г. до 1998 г. упал в 2,5 раза. Затем происходило восстановление, и в начале 2010-х здесь был достигнут уровень начала 1960-х гг.

При этом среднее расстояние перевозок не только выросло, но и продолжает расти, несмотря на наметившуюся регионализацию экономики. Это означает, что объемы перевозок сократились за счет доли товаров конечного потребления, а грузовой транспорт переориентировался на обслуживание экспортных потоков сырья. Так, в 2011 г. объем перевозок экспортных грузов составил 398,6 млн т (32% общего объема перевозок), транзитных грузов — 30,2 млн т (2,4%), импортных грузов —112,1 млн т (9%).


Структура перевозок железнодорожным транспортом в результате реформы претерпела важные изменения. Они отразили структурную перестройку народного хозяйства РФ. Существенно упала доля перевозок продукции конечных отраслей — машиностроения, легкой, пищевой промышленности, строительных материалов.

Так, доля строительных грузов в общем объеме перевозок сократилась почти на треть, а доля сырья, соответственно, выросла. Еще в 1991 г. доля строительных грузов составляла 24%, а в 1995 г. снизилась до 18%, в 2010 г. — до 12% (в 2011-м — 12,7, в 2013-м — 13,7%).

По сравнению с дореформенным периодом сильно увеличился удельный вес перевозок каменного угля, нефтяных грузов, руды и металлов. В 1980–1990 гг. главные сырьевые и экспортные грузы (уголь, нефть, руды с черными металлами, удобрения) в сумме составляли 47–48% объема железнодорожных перевозок, в 1995 г. — 56%, а в 2000 г. и в 2005 г. — 61%, в 2010-м и в 2013-м — 68%.

Это означает, что если раньше грузовой железнодорожный транспорт в основном обслуживал внутреннюю экономику, то теперь в большей степени переключился на экспортные сырьевые потоки.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments