sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Передышка. Вспомним "Белую книгу": морской транспорт

Грузооборот морского транспорта с начала реформы сократился более чем в 8,5 раза. Динамика его такова:


Российский морской транспорт обслуживает две основные группы грузопотоков — международные и внутренние евро-азиатские перевозки, главным каналом которых является Северный морской путь.

За годы реформы обе эти составляющие резко уменьшились. Во-первых, Россия отказалась от торговли со многими традиционными внешнеторговыми партнерами (например, Кубой и Вьетнамом), которым продавала и транспортировала конечную продукцию.

Во-вторых, старение и плохое техническое состояние морского торгового флота резко сократили возможности его фрахтования и использования в заграничном плавании. В 2000 г. 66% российских морских судов находились в эксплуатации более 15 лет, что не позволяло использовать их в заграничном плавании (суда такого возраста в иностранные порты развитых стран не допускаются). В 2005 г. их было уже 79%, в 2010-м — 89%, в 2011-м — 88%.

Из морских судов торгового флота в 1995 г. в возрасте до 10 лет в России было 26,4%, а в 2000-м — 10,7%, в 2005-м — 3,6%, в 2010-м и 2011-м — 3,4%.

Средний возраст (по дедвейту) морского транспортного флота под флагом России на февраль 2012 г. составлял: для сухогрузного — 25,6 года, для пассажирского — 28 лет, для наливного — 16,9 года, для комбинированного — 30,8 года.

С 1990 г. по 2003 г. водоизмещение судов морского торгового флота РФ сократилось в 4,1 раза, в 2004 г. выросло по сравнению с 2003 г. на 272 тыс. т (на 3,3%) за счет нефтеналивных судов.

В годы реформ удерживалось и даже росло количество только нефтеналивных морских судов торгового флота. В 1995 г. их было 245 шт., в 2000 г. — 245, в 2005-м — 310, в 2010-м — 311, в 2011-м — 334, в 2013-м — 396 шт.

По состоянию на февраль 2012 г., под флагом России было 215 нефтеналивных танкеров дедвейтом 1 534 тыс. т, средний возраст которых составлял 17,6 года. Также в РФ имелось два газовоза со средним возрастом 25,5 года, 25 химвозов (7,6 года) и 28 нефтерудовозов (22,9 года).

Финансовые ресурсы предприятий морского транспорта, 33% которых в 2004 г. являлись убыточными, не позволяли тогда пополнять флот и поддерживать его в надлежащем состоянии.Это несмотря на то, что, согласно программе реформ, была проведена приватизация флота, так что почти все грузовые морские перевозки осуществляются предприятиями негосударственной формы собственности (в 1998 г. их было уже 99%).

По состоянию на 1 декабря 2011 г., 17% предприятий морского транспорта были убыточными, а доля их убытков составляла 52,6% от всей прибыли морского транспорта. На 1 января 2014 г. удельный вес убыточных организаций в сфере деятельности морского грузового транспорта составлял 34%.

Наконец, в-третьих, сильно сократились объемы внутренних перевозок по Северному морскому пути.

В результате этих изменений уменьшилось среднее расстояние перевозок (на 40% по сравнению с 1970 г.). Поэтому объем перевозок грузов морским транспортом сократился меньше, чем грузооборот — к 2006 г. в 4,4 раза по сравнению с 1990-м. Динамика объема перевозок такова:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments