sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Завершаем эпопею "Белой книги". Перевозки автотранспортом

http://centero.ru/whitebook/perevozki-avtotransportom

В 1950–1970-е гг. в РСФСР быстро росли объемы перевозки грузов автомобильным транспортом. Доля перевозок грузов автотранспортом составляла в 1980 и 1990 гг. примерно 80% всех грузовых перевозок в стране.

В начале 2010-х гг. автотранспорт не утратил своего доминирующего значения по перевозке грузов (его доля составляет примерно 70%). Однако в первые годы реформ объем перевозок резко сократился — к 1998 г. почти втрое (с 15,4 до 5,3 млрд т). Последовавшее затем оживление перевозок грузов автотранспортом было незначительным. В начале 2010-х гг. по объему грузовых автоперевозок РФ находится на уровне РСФСР середины 1960-х гг.

Перевозки грузов автомобильным транспортом в РСФСР и РФ:  1 — объем перевозок, млрд т; 2 — среднее расстояние // км

Напротив, среднее расстояние перевозок грузов автотранспортом в годы реформы выросло более чем вдвое, особенно резкий рост наблюдался с 2008 г. (см. рисунок). Хотя в ходе реформы увеличивалось число «дальнобойщиков», спад грузооборота автотранспорта был примерно таким же, как и в других подотраслях: к 1998 г. — в 2,4 раза (с 300 до 126 млрд тонно-км). Последовавшее затем восстановление грузооборота в новых экономических условиях происходило почти в том же темпе, что и до реформ. В начале 2010-х гг. грузооборот автотранспорта в РФ находится на уровне РСФСР начала 1980-х гг. Динамика его такова:

Грузооборот автомобильного транспорта и парк грузовых автомобилей в РСФСР и РФ: 1 — грузооборот // млрд тонно-км;  2 — парк грузовых автомобилей (включая пикапы и легковые фургоны) // млн шт.

С началом реформ быстро стал расти парк грузовых автомобилей. За первые десять лет реформ число грузовиков (включая пикапы и легковые фургоны) выросло в 1,5 раза. В 2000–2001 гг. была произведена дополнительная переоценка числа грузовиков, и с ее учетом за 1991–2012 гг. парк грузовиков вырос более чем в 2 раза — с 2,7 до 5,75 млн автомобилей.

Особенно быстро росло число личных грузовиков. Если на конец 1990 г. в собственности граждан находилось 4 тыс. грузовых автомобилей, то уже в 1995 г. — 798 тыс., в 2000 г. — 1568, в 2005-м — 2300, в 2010-м — 2950, в 2012-м — 3273 тыс. грузовиков.

Напротив, парк грузовиков в организациях автомобильного транспорта общего пользования сократился за 1991–2011 гг. более чем в 7 раз — с 331 тыс. до 46 тыс. автомобилей.

В годы реформы снижалось потребление автомобильного бензина, а дизельного топлива — повышалось. В 1995 г. автотранспортом крупных и средних организаций отраслей экономики было потреблено 12,7 млн т бензина и 10,5 млн т дизтоплива, в 2000 г. — 9,4 и 9,4 млн т, в 2005-м — 7,2 и 8,9, в 2012-м — 5 и 13,2 млн т.

Для сравнения: в 1970 г. только сельскохозяйственным предприятиям было продано 12,9 млн т бензина и 14,6 млн т дизтоплива, в 1980-м — 18,3 и 21,6, в 1990-м — 11,3 и 20 млн т, в 1995-м — 3,3 и 7,1 млн т, в 2000-м — 1,8 и 5 млн т (после 2001 г. показатель Росстатом не публикуется; по данным Минпромэнерго РФ, фактически в 2011 г. сельхозтоваропроизводителям поставлено 0,124 млн т автобензина и 2,56 млн т дизтоплива).

В последние годы замедлилось быстрое старение парка автомобильного транспорта отраслей экономики. Если в 1995 г. 10% грузовых автомобилей были старше 13 лет, то уже в 2000 г. — 22%, в 2005-м — 44%, в 2009-м — 45%. В 2010 г. находились в эксплуатации более 10 лет 64% грузовиков, в 2011-м — 64,4%.

Доля российских автотранспортных компаний в перевозке грузов внешней торговли России, обслуживаемой российским автомобильным транспортом, в 2010–2011 гг. сохранялась на уровне 40%. Начиная с 2010 г. наметилась тенденция по увеличению объема зарубежных перевозок грузов. В 2010 г. такие перевозки в/из России составили 25,1 млн т, в 2011-м — 30,7 млн т. При этом в общем объеме перевозок на долю импортных перевозок приходится 73%, а экспортных — 27%.

Отдельно остановимся на автотранспортной деятельности субъектов малого предпринимательства. В 2012 г. Росстат опубликовал итоги сплошного обследования этих субъектов за 2010 г. Тогда в РФ было 21 тыс. малых предприятий и 129 тыс. индивидуальных предпринимателей, осуществлявших грузовые перевозки. Больше всего таких малых предприятий было в Московской области (1550) и в Санкт-Петербурге (1234), а индивидуальных предпринимателей — в Краснодарском крае (6849) и Ростовской области (5866). В автотранспортных субъектах малого предпринимательства эксплуатировалось 563 тыс. грузовиков (из них у индивидуальных предпринимателей — 229 тыс.), что составляет 10,4% всего парка российских грузовиков. 83% малых предприятий и 99% индивидуальных предпринимателей имели менее 10 грузовиков.

В начале 2010-х гг. субъектами малого предпринимательства перевозилось более 20% грузов (в том числе индивидуальными предпринимателями — менее 3%), но на их долю приходилось 30% грузооборота, т.к. средняя дальность перевозки у них, например, в 2010 г., по итогам сплошного обследования, была в 9 раз выше средней (345 км), а у индивидуальных предпринимателей — в 12 раз (459 км).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →