sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Category:

Внутренний водный транспорт

В рамках большого блока — транспортной системы — мы уже рассмотрели динамику инвестиций в основные фонды транспорта и связи и ситуацию со строительством и протяженностью дорог, в которой обнаружилось несколько парадоксов, а также состояние железнодорожного грузового транспорта, водного транспорта и автотранспорта.

Развитие внутреннего водного транспорта в советский период происходило устойчивыми темпами, его грузооборот стабильно рос. В 1990-е гг. началось резкое падение: в 1999 г. грузооборот был в 3,2 раза, а в 2009 г. — в 4,1 раза меньше, чем в 1990 г. В начале 2010-х гг. грузооборот внутреннего водного транспорта в РФ находится на уровне РСФСР конца 1950-х гг.


Грузооборот внутреннего водного транспорта в РСФСР и РФ // млрд тонно-км (с 2013 г. — включая грузооборот судов смешанного плавания «река — море»)

Сокращение грузооборота водного транспорта связано не только с падением промышленного и сельскохозяйственного производства, но и с износом подвижного состава, плохим состоянием внутренних водных путей, требующих ежегодных затрат на поддержание их в надлежащем состоянии.

В 1995 г. 95,6% судов внутреннего водного транспорта общего пользования (транспортные и вспомогательные) были построены до 1989 г., в 2000-м — 94%, в 2005-м — 93%.

К 2000 г. 92,3% речных и озерных судов были построены до 1989 г., в 2005-м — 86,2%, в 2009-м — 83,7%.

Новых речных и озерных судов (в возрасте до 10 лет) в РФ в 2009 г. было 5,7%.

По данным Минтранса РФ, износ коммерческого флота составлял в 2011 г. 75%, а в 2020 г. подлежит списанию 85–90% судов. За 2009–2013 гг. количество самоходных судов в годном техническом состоянии, на внутреннем водном транспорте снизилось с 14,1 до 8,7 тыс., а несамоходных —  с 8 до 6 тыс. судов.

В отличие от морского флота, на внутреннем водном транспорте увеличилось среднее расстояние перевозок (в 1,6 раза по сравнению с 1990 г.). Поэтому объем перевозок упал в результате реформы гораздо больше, чем грузооборот, — он сократился более чем в 6 раз.

До реформы на долю строительных материалов приходилось почти три четверти общего объема отправления грузов речным флотом. Уже в 1995 г. эта доля сократилась до 59,2%, а в абсолютном выражении перевозки строительных грузов за 1990–1995 гг. упали с 412 до 83 млн т. В 2012 г. в РФ было перевезено 85 млн т строительных грузов — это уровень РСФСР середины 1960-х гг.

Перевозки строительных грузов внутренним водным транспортом в РСФСР и РФ // млн т

Несмотря на то что после 2005 г. среднее расстояние перевозок существенно сократилось, объемы перевозки грузов почти не изменились. В 2006 г. грузовые перевозки даже были убыточными (перевозки пассажиров в последние 10 лет остаются убыточными).

По состоянию на 1 декабря 2011 г., 34% предприятий внутреннего водного транспорта были убыточными, а доля их убытков составляла 25,3% от всей прибыли внутреннего водного транспорта. На 1 января 2014 г. удельный вес убыточных организаций в сфере деятельности внутреннего водного грузового транспорта составлял 30%.

Перевозки грузов внутренним водным транспортом в РСФСР и РФ: 1 — объем // млн т (левая шкала); 2 — среднее расстояние // км (правая шкала)

Сильно обеднела в общем потоке грузов та их часть, которая направляется на Север. Перевозки грузов внутренним водным транспортом в районы Крайнего Севера непрерывно сокращаются. За навигацию 1998 г. в районы Крайнего Севера предприятиями водного транспорта отправлено в 3,5 раза меньше грузов, а за навигацию 2004 г. — в 3,7 раза меньше, чем в 1991 г. Только в 2006 г. эти перевозки немного возросли (на 17%). В последние годы «северный завоз» восстанавливается. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности за навигацию 1995 г. было отправлено 20,4 млн т грузов, в 2000 г.- 14,2 млн т, 2005 г. — 11,8, 2010 г. — 18,9, 2011 г. — 20,5, в 2013 г. — 22 млн т грузов (из них 81% — внутренним водным транспортом).

В 1992 г. в России насчитывалось 2,6 тыс. речных причалов общего пользования с протяженностью причального фронта 182,3 тыс. пог. м, из них на долю грузовых причалов приходилось 108,1 тыс. пог. м, из которых 77,1 тыс. пог. м оборудованы перегрузочными машинами.

Через 10 лет, на конец 2002 г., в РФ насчитывалось 1,6 тыс. речных причалов общего пользования с протяженностью причального фронта 124,4 тыс. пог. м, из них 69,2% приходилось на грузовые причалы (86,1 тыс. пог. м).

В 2011 г. — 642 грузовых и 508 пассажирских причалов с общей протяженностью причального фронта 107,2 тыс. пог. м.

В 2013 г. оставалось 637 грузовых причалов длиной 84,2 тыс. пог. м (загруженность — 40%) и 486 пассажирских причалов длиной 24,2 тыс. пог. м (загруженность — 20%).

В ходе реформы уже с конца 1990-х гг. объем перегрузочных работ на внутреннем водном транспорте стал меньше, чем на морском. Из общего объема перегрузочных работ на внутреннем водном транспорте доля экспортно-импортных грузов в последние годы составляет 6–8%. Что касается номенклатуры грузов, то речные порты в основном ориентированы на переработку сухогрузов (их доля составляет около 93–95%), оставшиеся 5–7% приходятся на нефть и нефтепродукты, перерабатываемые на специализированных причалах.

- See more at: http://centero.ru/whitebook/vnutrennij-vodnyj-transport#sthash.JLg0NJ7M.dpuf


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments