sg_karamurza (sg_karamurza) wrote,
sg_karamurza
sg_karamurza

Воздушный транспорт

Объем грузовых перевозок воздушным транспортом резко сократился: к 1995 г. — более чем в 4 раза. Последующее восстановление было вялым. В начале 2010-х гг. по авиационным грузовым перевозкам РФ находилась на уровне РСФСР конца 1960-х гг.


Перевозки грузов авиационным транспортом в РСФСР и РФ // млн т

В результате реформ скорость перевозки даже самых важных и срочных грузов в РФ резко снизилась, особенно по внутрироссийским маршрутам. Если в 1995 г. доля грузов, перевезенных в международном сообщении, составляла 33%, в 2000 г. — 38%, то в 2005 г. — 50%, в 2010-м — 72%, в 2011-м — 70%, в 2013-м — 68%.

Среднее расстояние грузовых авиаперевозок в годы реформы резко увеличилось — почти в пять раз за 1990–2013 гг. Благодаря дальним перевозкам грузооборот воздушного транспорта вырос в 1990-2013 гг. почти вдвое — с 2,6 до 5 млрд т-км.

Удельный вес грузооборота, выполненного воздушными судами иностранного производства, в общем грузообороте составлял: в 2000 г. — 12,6%, в 2005 г. — 41,6%, в 2010-м — 74,6%, в 2011-м — 78,6%.

В 1995 г. доля гражданских воздушных судов, находящихся в эксплуатации более 30 лет, составляла 1,9%, в 2000-м — 1,7%, в 2005 г. — 19%, в 2009-м — 27,6%, в 2010-м— 11,1%, в 2011-м — 0,2%.

В 2011 г. из 7575 воздушных судов, зарегистрированных в реестре эксплуатантов гражданской авиации, в реальной эксплуатации находились 2751 единицы. На коммерческих перевозках были заняты 2119 воздушных судов, при этом 30% составляли воздушные суда иностранного производства. В 2011 г. с российских заводов-изготовителей было поставлено 10 самолетов и 24 вертолета.

За период с 1992 г. по 2011 г. аэродромная сеть страны сократилась на 987 единиц (в 2011 г. — на 17). Большинство исключенных из сети аэродромов располагаются в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Закрытые аэродромы перестали использоваться в качестве запасных, что отрицательно влияет на безопасность полетов в районах со сложными климатическими условиями, особенно при выполнении региональных и местных авиаперевозок.

В 2011 г. в реестр аэродромов гражданской авиации были включены 315 аэродромов, из которых 117 аэродромов образовывали национальную опорную аэродромную сеть. Однако только 63% аэродромов имели взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, остальные аэродромы имели грунтовые полосы. 70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием построены более 20 лет назад, при этом реконструкция за последние 10 лет проведена только на 24% соответствующих взлетно-посадочных полос. Срочное проведение реконструкции требовалось для 12% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, капитального ремонта — для 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием. Лишь 70% аэродромов были оборудованы системой светосигнального оборудования (74 аэродрома — с огнями высокой интенсивности, 145 аэродромов — с огнями малой интенсивности).

В центре внимания в гражданской авиации были и остаются вопросы безопасности полетов. Здесь предельно жестким показателем может служить число погибших в авиакатастрофах. В 1980-е гг. число ежегодно гибнущих в авиакатастрофах снизилось с уровня 150 до уровня 100 погибших. С началом реформ наблюдался резкий рост числа погибших — к середине 1990-х гг. более чем вдвое (см. рисунок). В 2000-х гг. вернулись на дореформенные уровни абсолютного числа погибших в авиакатастрофах.

Число погибших в катастрофах в гражданской авиации в РСФСР и РФ  // в среднем за последние 5 лет, чел.  (до 1990 г. использованы данные Aviation Safety Network)


В 2011 г. с воздушными судами гражданской авиации произошло 22 катастрофы, в которых погибли 139 человек. Продолжилась отрицательная тенденция роста авиационных происшествий при выполнении пассажирских перевозок на самолетах с пассажировместимостью более 30 человек (треть всех авиапроисшествий в последние годы происходит с самолетами 1– 3‑го класса). С самолетами этого класса в 2011 г. произошло 5 авиационных происшествий, в том числе 4 катастрофы. В 2013 г. на воздушном транспорте произошло 30 происшествий, в которых погибли 102 чел. и получили ранения 26 чел.

Если рассмотреть средний риск гибели в авиакатастрофе перевозимого пассажира, то к 1996 г. в РФ этот показатель резко вырос — в среднем в 6 раз, превысив трагические уровни РСФСР середины 1970-х гг. В начале 2010-х гг. удалось снизить этот риск почти к дореформенным значениям. Динамика относительного числа погибших в авиакатастрофах такова:

Число погибших в авиакатастрофах в гражданской авиации РСФСР и РФ // на 1 млн перевезенных пассажиров, в среднем за последние 5 лет (до 1990 г. использованы данные Aviation Safety Network)

По данным Минтранса России 2012 г., серьезными проблемами являются обеспечение соответствия воздушных судов международным требованиям по экологии и оснащение их современными средствами навигации. Одной из причин низких темпов внедрения современного бортового оборудования является его значительная стоимость, соизмеримая с остаточной стоимостью воздушных судов, большинство из которых завершают выработку своего ресурса.

- See more at: http://centero.ru/whitebook/vozdushnyj-transport#sthash.AC3eu0xS.dpuf
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments