?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Глава 24. Продолжение-1 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Глава 24. Продолжение-1
Здесь надо отметить важную особенность формирования правящего сословия в России. Его костяк во время реформ Петра I составило дворянство, которое к началу ХVIII в. насчитывало около 30 тыс. человек. В отличие от Запада, оно было Петром «открыто снизу» - в него автоматически включались все, достигшие по службе определенного чина. Уже в начале 1720-х годов имели недворянское происхождение до 30% офицеров, а в конце ХIХ в. 50-60%. Так же обстояло дело и с чиновничеством – в конце ХIХ в. недворянское происхождение имели 70% [5]. Таким образом, Россия была единственной страной, где пополнение дворянства не только шло через службу, но и происходило автоматически[2]. Стоит, кстати, сказать, что служилый слой России был, по сравнению с Западом, немногочисленным – дворяне и классные чиновники вместе с членами семей составляли 1,5% населения. Хотя и в царское, и в советское время нашим западникам удалось внедрить в массовое сознание миф о колоссальной по масштабам российской бюрократии (всегда уходя от прямых сравнений с Западом), реальность этому мифу прямо противоположна. На «душу населения» в России во все времена приходилось в 5-8 раз меньше чиновников, чем в любой европейской стране. О США и говорить нечего - в начале ХХ века в Российской империи было 161 тыс. чиновников (с канцеляристами 385 тыс.), а в США в 1900 г. было 1275 тыс. чиновников, при населении в 1,5 раз меньшем [5]. Но здесь для нас важнее тот факт, который подчеркивает С.В. Волков – культурная матрица старого дворянства была столь крепкой, а общие условия сословного общества столь сильно структурированными, что новое пополнение дворянства полностью ассимилировалось средой и не меняло ее установок и стереотипов. Рекрутируя в свои ряды разночинцев «из народа», дворянство, тем не менее, с народом не сливалось. Сходное явление мы наблюдали и в Советском Союзе при пополнении интеллигенции молодежью из рабочих и крестьян, и в странах Восточной Европы за 40 послевоенных лет. Каковы же были установки ядра российского дворянства с точки зрения нашей темы? Прежде всего, аристократизм и элитизм, забота о поддержании такой дистанции от «простонародья», которая считалась необходимой в каждый исторический момент. Это непосредственно касалось отношения к важной части мировоззренческой матрицы, на которой был собран «имперский» русский народ – православию. Дети российской аристократии воспитывались французскими гувернёрами и учителями, часто иезуитами. Многие дворяне не понимали язык богослужения. Русское духовенство в гостиные домов высшего общества не пускали, а священники не могли выслушать исповедь на французском языке. Л.Н. Толстой разделял людей этого круга на четыре категории: 1) очень небольшая группа глубоко религиозных людей, прошедших через масонство, 2) люди, равнодушные к религии, но по привычке исполнявшие церковные обряды (таких около 70%), 3) неверующие, исполняющие обряды по необходимости, 4) вольтерьянцы, открыто выражавшие свое неверие (2-3%). В конце ХIХ века типичный русский интеллигент был безразличен или враждебен религии. Большинство были сознательными атеистами. Демократическая молодежь из средних слоев прошла этап европеизации-секуляризации как нигилистическое отрицание православной культуры, под сильным влиянием статей Чернышевского, Добролюбова и Писарева. В начале ХХ века, как и в начале ХIХ, «образованное общество» испытало увлечение религиозным синкретизмом - мистицизмом, восточными религиями, теософией и оккультизмом. Это говорило не столько об атеизме, сколько об изживании «религиозного органа». Оно создавало вакуум, который заполнялся идолами, например, идолами прогресса и демократии. Сдвиг к идолатрии, к внерелигиозным культам (примером их может быть масонство), с тревогой отмечался многими деятелями культуры. Разрыв с традицией был пафосом философии западников. Историк-эмигрант В.Г. Щукин так характеризует эту часть интеллигенции: “В отличие от романтиков-славянофилов, любая сакрализация была им в корне чужда. Западническая культура носила мирской, посю¬сто¬ронний характер — в ней не было места для слепой веры в святыню... С точки зрения западников время должно было быть не хра¬нителем вековой мудрости, не “естест¬венным” залогом непрерывности традиции, а разрушителем старого и создателем нового мира” [12]. Те философы, которые «вернулись» в православие (в большинстве своем пройдя через марксизм), увлекались интеллектуальными и богословскими изысканиями. Религиозное диссидентство и отрицание национальной традиции - при том, что «по долгу службы» приходилось демонстрировать им лояльность (как в советское время интеллигенции приходилось демонстрировать лояльность официальной идеологии) – неизбежно порождало русофобию. Даже в самом патриотическом сознании, как это выразилось в фигуре Чаадаева. В.В. Кожинов убедительно показывает, что Чаадаев был патриотом России, но ведь одновременно и ее ненавистником. Поэт Н.М. Языков, умирая, написал о Чаадаеве: Вполне чужда тебе Россия, Твоя родимая страна! Ее предания святые Ты ненавидишь все сполна. При этом надо учесть, что из истории мы почерпнули представление о том, что западники и славянофилы боролись в России за умы образованного слоя как два течения примерно одинаковой силы. Это не так, влияние западников явно преобладало. Даже работа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», впервые в мировой науке давшая анализ цивилизаций и предвосхитившая труды А. Тойнби и П. Сорокина, была издана в Петербурге в 1871 г. тиражом 1200 экземпляров - и к моменту смерти автора в 1885 г. тираж так и не был распродан. Элита народа, обретшая такое самосознание, множеством способов ослабляет и разрушает мировоззренческую матрицу, соединяющую людей в народ, а также те механизмы, которые призваны эту матрицу обновлять и «ремонтировать». Так, например, произошел откат от русской классической литературы, которая на этапе распространения грамотности должна была бы стать (и стала в советское время) важным средством укрепления национального сознания. В.В. Розанов писал: «Совершилось то, что, например, в семидесятых и половине 80-х годов прошлого века сочинения Пушкина нельзя было найти в книжных магазинах. Я помню эту пору: в магазинах отвечали - «не держим, потому что никто не спрашивает!» [13]. Для Розанова отношение элиты российского общества к Пушкину было признаком нарастания беспочвенности. Он писал в 1912 г.: «Если бы Пушкин не только изучался учеными, а вот вошел другом в наши дома, - любовно прочитывался бы, нет – трепетно переживался бы каждым русским от 15 до 23 лет, он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале и газете, который продолжается вот лет десять уже. Ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство предохраняет от всего пошлого… Но нашему министерству просвещения «хоть кол на голове теши» - оно ничего не понимает… Какая-то удивительно чистая кровь – почти суть Пушкина. И он не входит в «Курс русской словесности», а он есть вся русская словесность» [14, с. 365-367]. Замечу, что нам по инерции советского времени кажется немыслимым, что Пушкин не входил в «Курс русской словесности». А ведь это важный факт. Пушкин «вошел другом в наши дома» именно потому, что было понято значение его ума и его благородства для сплочения нашего народа, уже как советского. И соответственно проводилась и политика Министерства просвещения СССР, и издательская политика. То же самое происходило с преподаванием истории. В статье «Беспочвенность русской школы» Розанов пишет: «Пора нашему просвещению снять «зрак раба», который оно носит на себе… Но дело лежит гораздо глубже, потому что и самый материал образования, с которым непосредственно соприкасается отроческий и юношеский возраст всей страны, есть также не русский в 7/10 своего состава. То есть незаметно и неуклонно мы переделываем самую структуру русской души «на манер иностранного» [14, с. 235-236]. Розанов приводит данные, в которые трудно поверить: на весь курс русской истории, который дается в трех классах гимназии, отведено в сумме 56 часов, то есть 1/320 часть учебного времени восьмиклассной гимназии. Он продолжает: «На «нет» сводится роль исторического воспоминания в душе почти каждого образованного русского. Удивляться ли при этой постановке дела в самом зерне его, что мы на всех поприщах духовной и общественной жизни представляем слабость национального сознания, что не имеем ни привычек русских, ни русских мыслей, и, наконец, мы просто не имеем фактического русского материала как предмета обращения для своей хотя бы и «общечеловеческой» мысли?» [14, с. 237]. Левая часть образованного слоя интенсивно разрушала образ монархического государства, подрывая его роль как символа национального сознания. Н. Добролюбов ещё студентом писал о Николае I, апеллируя к Западу: «Но как могла Европа сносить подобного нахала, который всеми силами заслонял ей дорогу к совершенствованию и старался погрузить её в мракобесие?» [15]. Народники повели демонтаж «имперского» народа при помощи террора как исключительно сильного символического действия. Разлагающий связность «старого» народа смысл всей этой деятельности был достаточно ясен. С.Н. Булгаков писал в 1908 г: «Если мировоззрение самой интеллигенции, которое она несет народу, останется тем же, что и теперь, то и харак¬тер влияния ее на народ не изменится; оно будет только расти количественно. Но нельзя, конечно, и думать, чтобы интеллигенции, по крайней мере в обозримом будущем, удалось обратить в свою веру всю народную массу, часть ее во всяком случае останется верна прежним началам жизни. И на почве этого разноверия неизбежно должна возникнуть такая внутренняя религиозная война, подобие которой следует искать только в войнах реформационных. При этом духовная и государственная сила народа будет таять и жизнеспособность государственного организма уменьшаться до первого удара извне» [16]. Этот сдвиг интеллигенции был усилен влиянием на ее сознание марксизма, который, вплоть до 1907 г., своим авторитетом сильно укреплял позиции западников, особенно после дискредитации народников. Хотя работы Маркса и Энгельса, исполненные русофобии, в России широкой гласности не предавались, косвенно они разлагающе действовали на национальное сознание интеллигенции. Как вспоминает меньшевичка Лидия Дан, сестра Мартова, в 90-е годы ХIХ в. для студента стало «почти неприличным» не стать марксистом. Анализируя воспоминания Л. Дан о самой себе, своих братьях и сестрах, Л. Хеймсон делает вывод об установках этого типа меньшевиков «из санкт-петербургских кругов ассимилированной высокой еврейской культуры». Он выделяет такие позиции: «отношение превосходства к крестьянству» (при одновременном незнании его и деревни вообще), их глубоко городской взгляд на мир.., их «книжный» характер («мы мало знали о жизни, у нас уже был сложившийся взгляд, заимствованный из книг») и превышающая все остальное их интеллектуальная элитарность». Л. Хеймсон подчеркивает особую роль, которую сыграли в формировании мировоззрения меньшевистской молодежи марксистские произведения Г.В. Плеханова: «В этих работах молодежь, пришедшая в социал-демократию, нашла опору для своего бескомпромиссного отождествления с Западом и для своего не менее бескомпромиссного отвержения любых форм российской самобытности» [17][3]. В целях обретения союзников в борьбе против имперского государства, прогрессивная интеллигенция со второй половины ХIХ в. вела непрерывную кампанию по дискредитации той модели межэтнического общежития, которое сложилось в России, поддерживала сепаратистские и антироссийские движения – в Польше и в Галиции. Миф о «бесправии» украинцев использовался для экстремистских нападок на царизм, но рикошетом бил и по русским как народу. Ленин писал в июне 1917 г. (!): «Проклятый царизм превращал великороссов в палачей украинского народа, всячески вскармливал в нем ненависть к тем, кто запрещал даже украинским детям говорить и учиться на родном языке» [18]. Какие «палачи украинского народа»! В Российской империи все православные славяне были совершенно равноправны, и малороссам была открыта любая карьера. Даже их браки с русскими не считались смешанными. В начале ХХ в., когда в русском национализме в условиях тяжелого кризиса возникла ксенофобия, а русскость стала частью общества трактоваться в терминах этнического национализма, малороссов и белорусов не причисляли к «инородцам», а считали частью единой этнической общности - русского народа. Об этом даже особо не говорили, так как считалось естественным. Но в целом воздействие символического образа России как «тюрьмы народов» было очень сильным. Этот образ разрушал этническое самосознание русского народа («народ-угнетатель»!), порождал комплекс вины, обладающий разъедающим эффектом для национального сознания (это наглядно показала перестройка в конце ХХ в.). Этот образ, абсолютно противоречащий реальности, был введен в обиход в конце ХIХ в., но выражения типа «великорусы – нация угнетающая» мы знаем уже из социал-демократической литературы. Разница между большевиками и другими течениями в образованном слое России была в том, что большевики активно включились в сборку нарождавшейся российской нации уже в форме советского народа и стали необходимым участником этой программы[4]. Но в 1915 г. Ленин писал: «Нигде в мире нет такого угнетения большинства населения страны, как в России: великороссы составляют только 43% населения, т.е. менее половины, а все остальные бесправны, как инородцы. Из 170 миллионов населения России около 100 миллионов угнетены и бесправны… Теперь на двух великороссов в России приходится от двух до трех бесправных «инородцев»: посредством войны царизм стремится увеличить количество угнетаемых Россией наций, упрочить их угнетение и тем подорвать борьбу за свободу и самих великороссов» [20][5]. Примечательно и такое суждение Ленина (1914 г.): «Экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами» [21]. В этих суждениях Ленин, на первый взгляд, выступает как русский антиимперский националист. В современной классификации русских национализмов есть такая категория: «Можно было быть русским националистом, отрицая империю, считая, что ее сохранение наносит ущерб интересам русской нации, и ратуя за создание на этом пространстве ряда независимых национальных государств, в том числе русского национального государства» [9]. Таковыми были русские националисты времен Горбачева, разрушавшие Советский Союз. В действительности Ленин был «имперским» националистом и доказывал «всем народам» необходимость пересборки Российской империи на иных основаниях. Не будем здесь разбирать подробно миф о «тюрьме народов» и «бесправных инородцах». Упомянем лишь такой общеизвестный факт, что «инородцы» нехристианских вероисповеданий вообще никогда не состояли в крепостной зависимости, а для крестьян прибалтийских народов крепостная зависимость были отменена еще при Александре I. В тот момент, когда в США шла борьба за отмену рабства насильно завезенным туда инородцам, в России происходило освобождение от крепостной зависимости большой части «имперской нации». Менее известен тот совершенно немыслимый в «западных» империях факт, что в Российской империи борьба инородцев за свои права начиналась чаще всего при попытках правительства уравнять их в правах с русскими. Так, в начале 90-х годов как пример национального угнетения в России приводили крупную волну эмиграции российских немцев в 80-е годы ХIХ в. Но эта эмиграция была вызвана именно тем, что на немецких колонистов распространили общий статус русских сельских жителей (см. [22, с. 79]). Другой антирусский миф, оживленный во время перестройки, гласил о «рабстве» русских, как называли крепостное право. Часто поминали фразу из романа Чернышевского: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы». Ленин писал в 1913 г. о реформе 1861 г.: «Теперь, полвека спустя, на русских осталось гораздо больше следов рабства, чем на неграх [в США]. И даже было бы точнее, если бы мы говорили не только о следах, но и об учреждениях» [23]. В целом, когда в условиях пореформенного кризиса русский «имперский» народ стал «пересобираться» в гражданскую (но антибуржуазную) нацию, возник глубокий раскол между массой и элитой, которая в сфере общественного сознания была представлена интеллигенцией. Этот раскол приобрел характер разделения на два враждебных народа. Г. Флоровский писал: «Завязка русской трагедии сосредоточена именно в факте культурного расщепления народа. Разделение «интеллигенции» и «народа» как двух культурно-бытовых, внутренне замкнутых и взаимно-ограниченных сфер есть основной парадокс русской жизни» [24]. Это расщепление стало очевидным именно вследствие того, что «народ» после реформы стал обретать национальное самосознание, а значит, стал превращаться в политическую силу. До этого о «расщеплении» не шло речи потому, что народ просто не имел статуса субъекта истории. Так же обстояло дело и в Европе – «неассимилированные в культуру доминирующего центра крестьяне вполне в традициях колониального дискурса описывались как дикари и сравнивались с американскими индейцами» [9]. С этих позиций отрицали саму проблему «расщепления» консервативные русские националисты. Они исходили из «предмодерной» концепции нации, считая, что в нее входит только привилегированное сословие. Влиятельный публицист Р.А. Фадеев писал в 1874 г. в известной книге «Чем нам быть?»: «Русская жизнь сложила лишь два пласта людей – привилегированный и непривилегированный, отличающиеся между собой в сущности не столько привилегией, как тем коренным отличием, что они выражают, каждое, различную эпоху истории: высшее сословие – ХIХ в., низшее – IХ в. н.э. … Сознательная сила русской нации равняется тому ее количеству, которое заключается в дворянстве» [25][6]. После 1905 г. стал быстро нарастать социальный расизм дворянства и буржуазии в отношении крестьян. И.Л. Солоневич пишет: «Бунинские «Окаянные дни», вышедшие уже в эмиграции, полны поистине лютой злобы - злобы против русского народа» [1, с. 193]. Либеральная интеллигенция от народопоклонства метнулась к русофобии.
10 комментариев or Оставить комментарий
Comments
From: znitsa Date: Март, 15, 2008 07:26 (UTC) (Ссылка)
Странно, почему так аккуратно обходится тема Раскола русской Церкви? Да, правящая элита, сформировавшаяся после петровских реформ, изначально становилась антирусской и по внешнему облику, и по внутреннему мироощущению. И дальше все эти исторические тенденции только нарастали. Но почему? Русская цивилизация, сформированная православием, именно с 17-го века претерпела такие метаморфозы... Нам же хребет сломали! Только осколки старой Руси выжили, они воспротивились проводимой денационализации. И заметьте, что староверами стали именно "низшие" слои - крестьяне, купцы.
atrey From: atrey Date: Март, 15, 2008 10:35 (UTC) (Ссылка)
"в семидесятых и половине 80-х годов прошлого века сочинения Пушкина нельзя было найти в книжных магазинах"

Потому что Пушкин считался "устаревшим", а вовсе не потому, что он считался "русским".В отношении интерпретации "русскости" высоко котировались только его сказочные сюжеты на которые писал оперы Римский Корсаков и Руслан и Людмила на которую написал оперу Глинка.В новой интерпретации "русскости" для элиты большая роль А.К.Толстого с его знаменитой драматической трилогией.
Пышно отмечался праздник Тысячелетия России, к которому открыт памятник в Новгороде. Стиль храмов РПЦ предписывался только "русский"(к началу 20 века он сменился "византийским", но также в том числе и по по русским образцам)

В отношении пропаганды "русскости" как раз в конце царствования Александра 2 и во времена царствования Александра 3 очень много было сделано положительного.
"Русский стиль" в архитектуре, в музыке, "Передвижники" в живописи,занимавшиеся бытовым жанром т.е. показом русской жизни, а не античными сюжетами (как было в пушкинские времена).

Пушкина же в середине и 2 половине 19в. просто считали устаревшим, как и весь стиль классицизм,это пошло ещё с поздне-николаевских времен,и только уже в начале 20 века художники "Мира искусства"-декаденты стали воскрешать творчество Пушкина.

Так,поэма "Медный всадник" была опубликована ВПЕРВЫЕ только в журнале Мир Искусства в 1902 кажется году. с рисунками Бенуа.

В 1900-е годы вместе с новым увлечением Пушкиным возникло и новое увлечение пушкинской эпохой- в журналах "Аполлон", "Столица и усадьба","Золотое руно" изучались старинные помещичьи усадьбы пушкинского времени,а современный Пушкину стиль русского классицизма после изучения И.Грабарем, И.Фоминым,и другими,в это время порождает стиль Неоклассицизма.

К 1905 году относится первая попытка издания 5 томной "Истории русского искусства"(увы, шрифт был рассыпан в революцию во время погрома типографии немца Кнебеля), но "Историю все-таки издали в 1910-е годы). Изучение деревянной архитектуры русского Севера...

Отсюда (от времени начала 20 века) и характерное для творчества Ахматовой увлечение пушкинской эпохой.

То есть проявление "русскости" в литературе и искусстве шло по более сложной динамике чем просто забыли и всё.
iwia From: iwia Date: Март, 15, 2008 10:43 (UTC) (Ссылка)

Я не литературовед, но....

>>>Пушкина же в середине и 2 половине 19в. просто считали устаревшим, как и весь стиль классицизм

Насколько знаю, произведения Пушкина к классицизму никак относиться не могут - хотя бы из-за характерных для классицизма деления стилей на высокий и низкий (а у Пушкина уже сложился гораздо более однородный стилистически язык - почему его творчество и считают началом современного русского литературного языка) и из-за требуемых в классицизме единства времени, места и действия (к-рых у него также нет)
atrey From: atrey Date: Март, 15, 2008 11:49 (UTC) (Ссылка)

Re: Я не литературовед, но....

По времени- переходный от классицизма к национальному романтизму, но со стороны более продвинутых романтиков уже считался устаревшим, и слишком классичным.
С точки же зрения французского классицизма ("Сид" Корнеля, и т.д.)-явный продолжатель коассицизма на русской почве.
В Евгении Онегине конечно высокий и низкий смешаны, но в ранних произведениях -ода "Воспоминания в Царском селе" много высокопарных выражений, потом они сохраняются, но постепеннно приобретают характер самоиронии.
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: Март, 15, 2008 16:22 (UTC) (Ссылка)
"в семидесятых и половине 80-х годов прошлого века сочинения Пушкина нельзя было найти в книжных магазинах"
Да какое нельзя было найти! Я сейчас не могу представить свои десткие книжки с сочитениями Пушкина - в свое время раздаривала тем, кто был моложе...
Но вот у меня в руках "макулатурный" (если кто помнит, чтобы стимулировать народ сдавать вторсырье, печатали популярные книги, которые в "Стимулах" меняли на макулатуру), трехтомник сочинений Пушкина: Москва, "Художественная литература", 1985 год, тираж - 10 700 000 экз. . Нельзя было найти, и не издавались - совсем разные вещи!
atrey From: atrey Date: Март, 15, 2008 18:17 (UTC) (Ссылка)
Имеется в виду 19 век(:-). В 1870 и половине 1880-х годов
По-видимому статья С.Г. Кара- Мурзы написана в прошлом тысячелетии(:-)
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: Март, 15, 2008 18:20 (UTC) (Ссылка)
Тогда корректнее было бы написать позапрошлого века :)
glaue2dk From: glaue2dk Date: Март, 16, 2008 12:16 (UTC) (Ссылка)

Причина этого гораздо прозаичнее:

с правопреемниками Пушкина было всё запутано (4 детей, как-никак), зато в 1887 году предстоял переход его сочинений в общее достояние, так что сложности с оформлением разрешения на печать явно не окупали себя с точки зрения издателей.

Ренессанс интереса к Пушкину связан как раз с массовым его изданием многими издательствами с 1887 года.
atrey From: atrey Date: Март, 16, 2008 13:28 (UTC) (Ссылка)

Re: Причина этого гораздо прозаичнее:

Ну не знаю, разве после 1887 г. ничего не отчисляли потомкам?
У меня прадед работал во Всероскомдраме(Всероссийское общество писателей и композиторов) в начале 30-х годов, и рассказывал моей матушке, что постоянно отчисляли потомкам всех писателей.
а в основном пушкинских потомков было много, и им всем что-то отчисляли и с изданий и с театральных постановок.
From: sandy_cor Date: Март, 15, 2008 16:51 (UTC) (Ссылка)
Уважаемая variag_2007,имеется в виду 19 век.:)
10 комментариев or Оставить комментарий