?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Проблемы оппозиции-9 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Проблемы оппозиции-9
… Логичен вопрос: почему лево-патриотические организации до сих пор не могут стать оппозицией, обладающей своим убедительным дискурсом, внятной стратегией и ресурсами символов, и авторитетом, которого ожидали с начала 1990-х гг.?

9.
Дать исчерпывающий ответ на этот вопрос дать еще трудно, надо систематизировать много фактов и версий. Рассмотрение материала через призму подхода, предложенного Вебером, выявляет два сгустка факторов:
– Снижение, шаг за шагом, политического потенциала символического наследия харизматической инновации (становления нового общества).
– Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре. Переход от механической солидарности к органической.
[Московичи кратко определяет этот тип солидарности так: «Органическая солидарность мысленно связывается с профессиональным обществом, где каждый человек занят четко определенным ремеслом и использует свои способности согласно правилам, действующим в узко специализированной отрасли».
Так в организме отдельные ткани и органы очень различаются между собой, но все они выполняют свои функции, гармонично взаимодействуя с другими тканями и органами].
На оба этих процесса общественная мысль и советское обществоведение не отреагировали. В картине мира советской культуры сохранилась присущая традиционным обществам иллюзия стабильности системы ценностей и установок людей, а значит, и иллюзия стабильности общественного строя. Эту ошибку сделала монархическая власть Российской империи, но советское обществоведение урока из этой ошибки не извлекло и продолжало поддерживать веру в магическую силу харизмы Октябрьской революции и Победы.
Если верить откровениям А.Н. Яковлева и других идеологов перестройки, уже с 1960-х гг. влиятельная часть интеллектуальной бригады власти стала дрейфовать к антисоветскому берегу и, контролируя дискурс, она дезинформировала и общество, и власть. Даже в 1970-80-е гг., когда уже были очевидны признаки мировоззренческого кризиса, идеологическая верхушка не ставила задач исследовать состояние массового сознания, оценить угрозы легитимности советскому строю и проектировать программы его культурной гегемонии. Уверенность в магической силе символического наследия героического прошлого была грубой методологической ошибкой. Эту ложную уверенность через СМИ внушили и всему населению, большинство которого было лояльно к СССР.
При таком состоянии общества антисоветский проект был реализован поразительно легко – и весь советский народ, и 18 млн. членов КПСС до конца не ощущали надвигающей катастрофы и не желали верить, что все произойдет так, как пророчили скептики. Общество, народ и государство были недееспособны – под тонкой пленкой выхолощенной идеологии было массовое сознание, в котором были отключены навыки рациональности, рефлексии и расчетливости.
Вот подавленное сознание. В опросах 1989 г. рабочие отрицательно относились к смене общественного строя и перехода к капитализму. В этом они резко отличались от инженеров («специалистов»). Безработица отвергалась рабочими как нечто абсурдное, ВЦИОМ даже не задавал о ней вопросов. А вот данные опроса в апреле-мае 1991 г. на трех больших заводах: 29% рабочих пожелали идти «по пути развитых капиталистических стран Запада». За государственную и кооперативную собственность на средства производства – 3% рабочих. Теперь 54% рабочих согласились, что «небольшая» безработица полезна и необходима, и только треть заявили, что они категорически против безработицы в СССР, т.к. безработица вредна и бесчеловечна. «Специалисты», как и раньше, были за безработицу (96%). Выступая за переход к капитализму и зная, что это приведет к безработице, рабочие не строили иллюзий относительно своей личной судьбы. Лишь 25% рабочих были «оптимистами» и надеялись попасть в «средний класс». 28% «сомне¬вались», а 49% были «пессимистами» — предвидели, что обнищают.
Из этого эпизода (а подобных было множество) можно было сделать такой вывод: заветы поколений, которые совершили социалистическую революцию и строили СССР, стали преданием, которое уже не функционирует как система постулатов для принятия актуальных решений. Эти заветы были запечатлены в мироощущении 3-4 поколений, которые пережили беды и победы первой половины жизненного цикла СССР и обладали общим неявным знанием инноваций первого этапа. Формализовать это знание и передать его следующим поколениям не удалось (не будем углубляться в причины). Если бы церковь несколько веков не создавала и оттачивала священные тексты своей религии, то заветы пророков и святых тоже были бы забыты или не были бы поняты.
Мало того, идеологическая «церковь» КПСС в ходе выхода из «мобилизационного социализма» сорвалась в профанацию харизмы СССР. Революция, Гражданская война, трагедии коллективизации и репрессий, форсированные программы и ВОВ – все это реально было религиозной войной (можно назвать ее «гибридной»). Достаточно прочитать тексты Андрея Платонова (хотя бы «Чевенгур» или «Котлован»). Коммунистическое учение в России было в огромной степени верой, особой религией.
[М.М. Пришвин записал в своем дневнике 7 января 1919 г.: «Социализм революционный есть момент жизни религиозной народной души: он есть прежде всего бунт масс против обмана церкви, действует на словах во имя земного, материального, бессознательно во имя нового бога, которого не смеет назвать и не хочет, чтобы не смешать его имя с именем старого Бога»]
Исследователь русского космизма С.Г. Семенова пишет: «Никогда, пожалуй, в истории литературы не было такого широчайшего, поистине низового поэтического движения, объединенного общими темами, устремлениями, интонациями. … Революция в стихах и статьях пролетарских (и не только пролетарских) поэтов… воспринималась не просто как обычная социальная революция, а как грандиозный катаклизм, начало “онтологического” переворота, призванного пересоздать не только общество, но и жизнь человека в его натурально-природной основе. Убежденность в том, что Октябрьский переворот – катастрофический прерыв старого мира, выход “в новое небо и новую землю”, было всеобщим» [Семенова С.Г. Преодоление трагедии. «Вечные вопросы» в литературе. М., 1989].
Но это общее явление в больших революциях, крайний случай – Реформация. Московичи приводит суждение историка Э. Хобсбаума: «Короткий двадцатый век был временем религиозных войн, даже если наиболее воинствующие и наиболее возалкавшие крови среди этих религий были светскими идеологиями, уже собравшими урожай в девятнадцатом столетии, такими, как социализм и национализм, имеющими в качестве богов либо отвлеченные понятия, либо политических деятелей, которым поклонялись как божествам. Вероятно, что те среди этих культов, что достигли предела, уже начали клониться к закату после конца холодной войны, включая политические разновидности культа личности, которые, как и вселенские церкви, сократились до разрозненных соперничающих сект».
Советские люди, на фронте и в тылу прошедшие через такие испытания, которые требовали духовного усилия действительно религиозного типа, услышали от Хрущева, что теперь смысл их деятельности – «догнать Америку по мясу и молоку». Это оскорбило даже студентов, переживших войну детьми. Эта профанация харизмы, видимо, была произведена по непониманию, но это и было признаком деградации символического наследия СССР. Генсек не понимал, что делал, а Политбюро и члены ЦК КПСС промолчали. Идеологическая риторика, отставшая от общества, стала превращать символы в посмешища. «Религиозное» чувство люди спрятали, очень у многих отношение к устоям СССР ушло в «катакомбы».
После 1991 г. антисоветская власть сделала профанацию советской харизмы перманентной программой. Праздники – важный ритуал для воспроизводства предания, и все главные советские праздники отменили или исказили их смысл до уродства. С телевидения и радио были устранены спектакли и литература, целый пласт культуры. Исчезли Маяковский, Горький и даже Блок, а также почти все стихи, песни и романсы Серебряного века, революционная лирика. Запретили бы и марсельезу, но, наверное, Буш прикрикнул.
Скорее всего, эта «шоковая терапия» в символической сфере была неразумна и создала власти лишние проблемы – такая тупая политика вызвала презрение. Идеологический дискурс периода Брежнева нанес больше вреда преданию о революции. Это видно из того, что поток страшных мифов об СССР, который хлынул в 1990-е годы из-под пера «ренегатов и перебежчиков», не заинтересовал молодежь. Это для нее было уже неактуально, только стариков озлобил и поразил низким качеством этих мифов.
Наследие русского коммунизма стало историей, а новые поколения номенклатуры стали паразитировать на ней и подтачивать ее. В результате уже молодежь времен перестройки показала поразительное невежество в представлениях о революции и строительства СССР. Это не вина молодежи, но такая степень невежества и магического сознания стала национальной угрозой. С таким сознанием нельзя ни вылезти из этой глобальной ловушки, ни выдержать серьезную войну.
Для нашей темы можно сделать вывод, что после 1950-х гг. рутинизация харизмы первого этапа к 1980 г. практически выхолостила предание и лишила его эффективности как инструмента социализации молодежи и как импульса исследований актуального общества и государства. Харизма окаменела.
[Мы говорим о рутинизации харизмы СССР в гуманитарной сфере, по части «томления духа». Институционализация проекта в сфере безопасности, экономического развития, научно-технических программ продвигалась успешно, т.к. конкретные инновации подпитывали тонус творчества].
Тем не менее, почти все возникающие лево-патриотические организации, которые стараются стать дееспособной оппозицией существующего режима в реальных общественных и международных условиях, формируют свой имидж и дискурс, связанные с харизмой первого этапа советского строя. Эти организации представляют себя наследниками СССР и продолжателями его проекта.
В этом они становятся зеркальным отражением антисоветской «элиты». Обе эти общности создают неубедительные картины для реального нынешнего общества и не выводят из своих картинах моделей для конструктивного проекта. К тому же левые организации не имеют интеллектуальных ресурсов и времени, чтобы создать рациональную и внятную библиотеку исторических трудов об СССР. Это гораздо труднее, чем завалить читателей черными мифами. Да и вся система обществоведения переживает глубокий кризис.
В таком положении требуется харизматическая инновация, исходящая не из исторических окаменелостях, а из хаоса, который породила антисоветская революция. Она оказалась неспособной создать приемлемое жизнеустройство в России. Чтобы возник шанс на новую инновацию, должна возникнуть харизматическая группа, организованная «на коммунистических началах», как выразился Вебер.
И еще замечания Вебера: такие инновации имеют не историческую природу — они «не осуществляются обычными общественными и историческими путями». Значит, попытки повторить по шаблону прошлые инновации – бесполезны. И еще: харизматические инновации мотивируются не экономическими интересами, а ценностями.
И еще важное обстоятельство: в наших конкретных исторических условиях бесполезно опираться на окаменелую харизму не только потому, что она стала туманным преданием, а и потому, что демобилизация нашего «казарменного социализма» (1950-е гг.) была почти разрывом непрерывности. Послевоенные поколения и изменения в структуре и образе жизни общества были так глубоки и быстры, что в советском обществоведении требовалась смены парадигмы. Это не произошло и поныне. А значит, любая группа, имеющая хоть наметки проекта, должна этим заняться.
79 комментариев or Оставить комментарий
Comments
oleg_devyatkin From: oleg_devyatkin Date: Август, 21, 2016 08:32 (UTC) (Ссылка)
Вруша Вы, профессор КараМурза!!!

Вы пишете:
«Советские люди, на фронте и в тылу прошедшие через такие испытания, которые требовали духовного усилия действительно религиозного типа, услышали от Хрущева, что теперь смысл их деятельности – «догнать Америку по мясу и молоку». Это оскорбило даже студентов, переживших войну детьми. Эта профанация харизмы, видимо, была произведена по непониманию, но это и было признаком деградации символического наследия СССР. Генсек не понимал, что делал, а Политбюро и члены ЦК КПСС промолчали. Идеологическая риторика, отставшая от общества, стала превращать символы в посмешища. «Религиозное» чувство люди спрятали, очень у многих отношение к устоям СССР ушло в «катакомбы».»

Вы подгоняете под свои теории факты. Но мы ведь ещё живы, живы те, которые «услышали от Хрущева». Не было никакой «профанации», да и заграничного слова «харизма» не было (Вы его у ГОСДЕПа подслушали вместе с «дискурсом»? Ха-ха-ха.) Это все Ваши искусственные конструкции.

Не могло быть никакого «оскорбления чувств» (чуть было не написал «чувств верующих»). США изначально воспринималась, как более продвинутая, чем царская Россия в 14 году. Поэтому «догнать» воспринималось, как то, что не сделала царская Россия.

Вы возвеличиваете роль идеологов, чтобы Вам теперь дали золотую жердочку, да конопляного семени побольше.

Мы же без ГОСДЕПа помним, что к 80-м годам в магазинах было шаром покати – в мясном отделе лишь водка, да целлулоидные игрушки Ванька-Встанька. Антиалкогольная программа Горбачева убрала и водку с прилавков.
andreefskiy From: andreefskiy Date: Август, 21, 2016 09:32 (UTC) (Ссылка)
"Мы же без ГОСДЕПа помним..."
-"МЫ" - это кто?
"к 80-м годам в магазинах было шаром покати..."
-"80-е" - это 10 лет. В каком именно году стало "шаром покати"? Размытость Ваших утверждений больше похожа на искусственные конструкции. Я помню совсем другое и не побоюсь сказать об этом.
И почему догонять и перегонять Америку в 1957 году СССР должен был осознавая себя царской Россией? В чём логика? В каких признаках сходство?
И ещё: будьте повежливее пожалуйста.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 21, 2016 09:20 (UTC) (Ссылка)
Тоскливо. "Харизма", "механическая солидарногсть". Какой откат за двадцать лет по сравнению с теми же "Опять вопросы вождям". Не доведут Дюргейм с Московичи и Фромм с Юнгом до добра.

Почему не смогла оформиться оппозиция? Потому что у экономистов "плановая экономика" - неприличное слово. Лучше деньги в стабфонде засолить. А экономисты внушают это интеллигенции. Вот и вся ваша "органическая солидарность" с разными профессиями и "харизма" в придачу. Читать противно.

Тут товарищ взъелся за мясо и молоко:
"Советские люди, на фронте и в тылу прошедшие через такие испытания, которые требовали духовного усилия действительно религиозного типа, услышали от Хрущева, что теперь смысл их деятельности – «догнать Америку по мясу и молоку». Это оскорбило даже студентов, переживших войну детьми. Эта профанация харизмы, видимо, была произведена по непониманию, но это и было признаком деградации символического наследия СССР. Генсек не понимал, что делал, а Политбюро и члены ЦК КПСС промолчали. Идеологическая риторика, отставшая от общества, стала превращать символы в посмешища. «Религиозное» чувство люди спрятали, очень у многих отношение к устоям СССР ушло в «катакомбы». "

Пример мимо кассы. Испытания, требовавшие духовного усилия тут не при чем. Была излишне идеологизирована техника, особенно среди студентов. Моя бабушка говорила что в 30-х тем кто плохо учился говорили "пойдешь в мед или в пед". Не престижно было. Первый советский металлорежущий станок назывался ДИП (Догоним и перегоним), а хлеб, мясо и молоко - типа часть природы. Хрущев вошел в диссонанс не с "харизмой", а с этой идеологизацией техники. Меня, как биолога, мед и мясо с молоком не напрягают. И Вавилова, думаю, не напрягли бы.

Edited at 2016-08-21 09:55 (UTC)
rabykol From: rabykol Date: Август, 21, 2016 18:30 (UTC) (Ссылка)
А во времена Хрущева говорили "будешь плохо учиться пойдешь в гуманитарии"
rabykol From: rabykol Date: Август, 21, 2016 09:38 (UTC) (Ссылка)
>Значит, попытки повторить по шаблону прошлые инновации – бесполезны.

А нет ничего под рукой кроме "Капитал", который активно юзают левые, и реванш, который Вы говорите не прокатит.
From: zol_dol Date: Август, 21, 2016 16:00 (UTC) (Ссылка)
Получается что некая обезличенная обществоведение не отриагировала и виновата.До Кукурузника и Меченого реагировала, а потом перестала. Вот оно и виновато. А может именно Кукурузники отбирали кадры для обществоведение и осуществляли цензуру? Вот оно и стало таким каким стало. Так что не некая обществоведение, а кадры троцкистов кукурузников и адроповцев в обществоведении и сделали таким обществоведение.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 22, 2016 09:09 (UTC) (Ссылка)

Одно другому не мешает.

До "кукурузника" была такая жизненная практика, что не до обществоведения было. НА него никто и внимания не обращал - решали конкретные грандиозные проблемы жизни, "тушили пожары" и выигрывали войны.

А вот в относительно спокойное время, когда есть возможность планировать будущее, обществоведение должно бы было быть опорой в анализе состояния общества на сегодня, в постановке целей на будущее, и в поиске способов их достижения. Вместо этого был вульгарный марксистский талмудизм, помощи от которого получить было невозможно. А зараза от него произошла такая, что до сих пор не излечена. ТАк что и кадры непонятно где брать.

ВОт вы, может быть, такой ценный кадр? Посоветуйте, что делать.
(Подозрительный комментарий)
rabykol From: rabykol Date: Август, 21, 2016 23:14 (UTC) (Ссылка)
При всем уважении, Сергей Георгиевич, но не смолчу.

1. На Вас не угодишь, как говорят в Одессе. "Догнать и перегнать" слишком недостойно, коммунизм к 80году слишком достойно. Выглядит так.

2. В то время как периферия страну отстраивала, московские студенты "оскорблялись" и до перестройки никак не смогли остановиться, пока страну не разобрали.
А "американских студентов" синхронно глубоко оскорбило первый спутник, Гагарин, прорыв в ядерной физике и статус ученых в Союзе при Хрущеве. По сей день официоз зубами скрежечет.
Меня оскорбило что мои обе вдовые после войны бабушки "на себе пахали" и после работы до глубокой ночи, да еще в распутицу, снарядом разрушенную хату отстраивала, чтобы до зимы у детей была крыша над головой, и "мясо с молоком" их никак не оскорбляло в отличии от московских студентов. Они его, мясомолоко, не видели.
А, когда Хрущев им низко поклонился во всех смыслах, так это он им войну обьявил и вообще "редиска".

3. Кто-нибудь встал на защиту "культа личности"? Хотя бы один из соратников? Никто. Они не осмелелись перечить "сталинскому паяцу"? В душе, гдн-то очень глубоко, конечно, были несогласны, но боялись офигеть какого всесильного Хрущева)
Не клеется пазл, зато обиженым, на которых воду возят, по шерстке и за ушком.

Че творица. "о боги! яду мне, яду"(
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 22, 2016 00:31 (UTC) (Ссылка)
Да уж. Все оказалось сложнее.
Думаю для разных групп по-разному. Очень многих оскорбило что доклад на 20-м съезде был закрытый "не ваше холопье дело". А народ-то считал себя хозяином страны.
Многих, кто посвятил жизнь престижной карьере, в том числе студентов, оскорбило что карьера эта уже не такая престижная (армию варварски сократили, профессорам зарплату на треть снизили).
Американцы конечно оскорблялись, но это во-первых по инерции, во-вторых потому что у них свои заморочки на этот счет. Не любят сектанты ученых и подозревают в коммунизме.
Сельскую молодежь, приезжавщую в город, Хрущев, похоже, считал своей социальной базой. Она без гонора и легко внушаема. Это тебе не полковники с профессорами. Другая лояльная группа - амнистированные сидельцы. Но с ней сложнее. Они чувствовали себя хозяевами.
Догнать и перегнать - это считалось достойно, но только в чем-нибудь престижном. Сначала в металлорежущих станках потом в космосе, атоме или на худой конец в авиации, а мясо и молоко - без понтов! Хотя, надо сказать, в этом с Америкой гоняться безнадежно в силу чисто гегграфически-климатических причин. У них чуть не на половине территории круглый год коровки пасутся. И осадков вдвое больше нашего.За пять лет клен или яблонька вдвое выше дома вырастают. Да и не нужно перегонять. Американцы, Новозеландцы и эскимосы - единственные три общества на Земле, которые получабт бОльшую часть калорий из животной пищи. В остальных местах на первом месте крахмал, и ничего. Живут же и в Европе.
Тех, кто встал на защиту "Культа" Хрущев либо перебил, как Берию, либо отстранил. В Грузии разогнали демонстрации с расстрелами.
По-моему в первом приближении так.
mbskvort From: mbskvort Date: Август, 22, 2016 01:01 (UTC) (Ссылка)
> И еще: харизматические инновации мотивируются не экономическими интересами, а ценностями.

Речь очевидно о духовных ценностях.Но они,насколько я понимаю, производное от экономики и благосостояния. На пустой желудок только татарин и приснится,как считает народ.)))
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 22, 2016 09:17 (UTC) (Ссылка)

Ага, ровно настолько,

насколько вы понимаете ваши духовные ценности, растущие из желудка, или проходящие его насквозь.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Август, 22, 2016 09:24 (UTC) (Ссылка)

В таком положении...

"В таком положении требуется харизматическая инновация, исходящая не из исторических окаменелостей(ях), а из хаоса, который породила антисоветская революция."

В хаосе белый шум, в котором содержится все, что угодно. Вытащить оттуда можно любое. Это вопрос лишь субъективного фильтра: что имеешь, то и вытащишь.

ТАк что вопрос в том, что и кому угодно? Конечно, это харизма, или это "самородок", или это зародыш кристалла, подобно. Но означает ли это, что его надо просто ждать и смотреть по сторонам, или очки протирать и линзы настраивать помощнее, чтобы присмотреться и заметить?

Иначе, проморгаем.
olenev_sergey From: olenev_sergey Date: Август, 22, 2016 15:59 (UTC) (Ссылка)
Ответ на вопрос о лево-патриотических организациях в России весьма прост и бесхитростен: пока Запад не даст "отмашку" - ничего в России и не шевельнется... То есть, надо бы сначала оценить, насколько плоха жизнь на Западе и следует ли ждать там новой революции, чтобы потом уже переходить к вопросу о возможностях лево-патриотического течения в России... Печально? Безусловно! Но этому многократно учит история...
То же самое и в отношении того, почему бывшие партийцы "враз" стали капиталистами. Они просто взяли с полки другую книгу... Защищают и страдают только за своё. За то, что выверено собственной жизнью... Остальное - как одежда. Постирал или выбросил, чтобы купить новую. Кара-Мурза раз за разом пытается осознать, почему, собственно, не сработало советское обществоведение. А как оно могло сработать-то? Оно всю свою недолгую жизнь плавало на поверхности, как одна субстанция, не представляя насколько всё глубоко...
Странной выглядит фраза автора про оскорбление "даже студентов, переживших войну". Помнится, что после страшнейшей войны, советское правительство и весь советский народ в едином порыве взялись восстанавливать разрушенное хозяйство. Не до религиозных ухищрений было... У меня родственника отправили в США набираться опыта в молочном производстве. Потом уже своим он сказал, что коровы в США живут лучше, чем некоторые граждане в СССР... Но студенты, конечно, могли и оскорбиться...
Вопрос о том, появится ли в России новый Вождь, который затмит всех остальных своей харизмой, или так и помрем идиотам - остается открытым. Было уже такое и не раз в российской истории, но, может быть, и в этом направлении существует лимит... Ещё более невнятным выглядит то, как этот самый мессия, не обладая он волшебной палочкой или парочкой крепких заклинаний, сможет возглавить такую страну как Россия...
mbskvort From: mbskvort Date: Август, 22, 2016 17:33 (UTC) (Ссылка)
>или так и помрем идиотам

Полагаю,что идиоты так и помрут идиотами,а не идиоты - неидиотами. Будущее страны определится не этим или как там на Западе пойдут дела,а насколько радикально сменится культурный код народа в сторону наиболее благоприятных обстоятельств. Или наоборот,любители воспитывать народ,вооруженные самым передовым и прогрессивным учением(М-Л,патриотизмом или даже православием - у каждого свои тараканы в голове) заведут его окончательно в полный отстой.
Лично мне судьба западной цивилизации несмотря на все няшки которые они сейчас имеют представляется довольно проблематичной и скоро заканчивающейся.Как-то в этом вопросе я К.Марксу верю.Добровольно совать голову в эту петлю свободы,равенства и братства считаю неправильным.Хотя если поставить перед собой такую задачу,то она вполне решаема.
Но и воинственное Ордынство,сотни лет нас выручавшее, уже не работает.Людей у нас всё меньше,а ЯО неуклонно будет и дальше расползаться по миру.Какое уж тут у нас преимущество перед другими - понты дешевые и картонная дурилка для внутреннего употребления.Хоть с квасным патриотзмом,хоть без.
Остается китайский АСП. Модель перспективная для народа,население гарантированно будет расти.Социальная ориентированность государства даже на Кубе,крошечном острове в условиях блокады США,привела к тому,что расходы на социалку(образование,медицина и пр) составляют более четверти ВВП. Мы не Куба и блокада США нам пофиг. Наша страна вполне самодостаточна. Но есть одно препятствие - поголовная лень и халтура сверху донизу. Нежелание элиты отказаться от западной ориентации в принципе преодолеть можно как и воспитывать народ в стремлении к честному и добросовестному труду. Цель такую никто не ставит,а вместо этого подсовывают всяких Веберов и пр. с харизмами и новациями на европейский лад.
Вот где засада!
valery_5 From: valery_5 Date: Август, 22, 2016 21:41 (UTC) (Ссылка)

Комментарии

Сколько эмоций и пафоса в комментариях! Некоторые даже в Хрущеве радетеля о народе готовы увидеть. Видно, жизнь без китайских гаджетов и разнообразия съестной отравы уже - не жизнь. А понять, как устроить жизнь, чтоб нормальное и своё было - неподъемно. Все это подтверждает очевидное: катастрофа не только неизбежна, но и необходима. Кстати, пример Донбасса это тоже подтверждает (с учетом его локальности и внешнего давления).
tradicionalist From: tradicionalist Date: Август, 22, 2016 22:18 (UTC) (Ссылка)

Re: Комментарии

Речь о эмоциях и пафосе завел сам СГ. Нормальная реакция на далеко не очевидные допущения.

О каких "китайских гаджетах" и "съестной отраве" речь? Хрущев о мясе и молоке в 50-х говорил. В 80-х на рыло приходилось по 12 кг курятины в год. 33г в день. В 1964 году ее было в 5 раз меньше - 6,6г на рыло в день. Москвичи жрали вдвое больше провинции, а деревня меньше города. Так что деревенским хорошо если грамма 4 перепадало.

И "не жизнь", согласно СГ, именно 33 грамма курятины в день. У Хрущева речь именно о том, чтоб сделать свое. Похоже что всемирно-историческое значение СГ придает дилемме "пошлое" мясо или "прогрессивные" гаджеты.При чем речь только о риторике. В реальности о промышленности и вооружениях, при всех перекосах, не забывали. Просто вывели в менее публичную зону. Или, если хотите, общественность от этого отодвинули. Это стала забота партии и правительства. Ну так от марксни трудно ждать чего-то иного. У нее человек теорий не понимает, а только барахло воспринимает через ощущения. "Материализм" такой.

Edited at 2016-08-22 22:37 (UTC)
Sergey Privalov From: Sergey Privalov Date: Август, 25, 2016 19:35 (UTC) (Ссылка)
Народ всё воспринимал нормально. Мы ж не китайцы, в самом деле.

"А потом был ХХ съезд, где Хрущев разоблачил культ личности. В газетах еще ничего не появилось, но все уже что-то слышали.
С утра в мастерской никто не работал. Пока еще полушепотом делились услышанным: оказывается, Сталин был параноик. Провокатор. Агент царской охранки. Еврей. Японский шпион… Кто-то вяло не соглашался: «Сталин ничего не знал о репрессиях. Он ошибался…»
Ы-Фынь сидела неподвижно, уставившись в одну точку. Слушала, слушала и вдруг что есть силы грохнула кулаками по столу и крикнула:

- Мао Цзедунь никогда не ошибаться! Никогда!  - и убежала.
Несколько дней она не появлялась. Потом явилась как ни в чем не бывало, и все пошло по-прежнему: днем чертим, вечером рисуем."

Г. Данелия "Безбилетный пассажир"
Sergey Privalov From: Sergey Privalov Date: Август, 25, 2016 19:45 (UTC) (Ссылка)
Советский Союз вынужден был профанировать ценности. Это позор в середине ХХ века не быть способным решить вопрос продовольствия. Его даже перенаселённая Индия решила, присоединившись к "Зелёной революции". И Китай решил, как только отказался от колхозов. На уровне современных технологий "догнать Америку по молоку и мясу" это элементарная задача для любого государства ещё с 30-х годов.

Это позор для государства, когда у него на красных полотнищах висят обещания "по молоку и мясу". Но как было иначе?

В конце-концов СССР на этой "борьбе" и загнулся, только сейчас подросло поколение малолеток, которые не знают что такое дефицит и думают, что СССР это всё "как сейчас" только "со Сталиным" и "с ракетами".

Пожили бы они с этим "мудрым Сталиным", который "стрелял воров" и "врагов". Жаль, что КНДР не принимает туристов.
rabykol From: rabykol Date: Август, 26, 2016 00:20 (UTC) (Ссылка)
> не быть способным решить вопрос продовольствия.

Вопрос продовольствия типа "они зернистую икру на хлеб намазывают, а мы паюсной давиться должны"(с)Р.Рождественский
От недоедания, конечно, все на диете сидели и по утрам бегали, и торт для девушек на 8марта в отделе расценивался как дурной тон.

>В конце-концов СССР на этой "борьбе" и загнулся

СССР позорно сдали на ровном месте, при этом "демократам" понадобилось 10+ лет более мение привести мозги народонаселения к общему знаменателю, у Сталина этих лет не было.

КНДР туристов принимает

>Это позор в середине ХХ века
Позор для государства туппые неблагогдарные барраны.


Edited at 2016-08-26 00:23 (UTC)
79 комментариев or Оставить комментарий