?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
В догонку к записке о молодежной политике - комментарий - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
В догонку к записке о молодежной политике - комментарий
Записка о проблемах молодежной политики, похоже, была воспринята как подборка всем известных фактов. Во основном так и есть, хотя периодически это надо повторять. Но есть и новые состояния, которые пока остаются в тени, хотя давно уже надо было бы их обсудить. Здесь я считаю полезным снова прочитать выдержки из двух пунктов.

1. В 1980-е годы появилось новое понятие – прекариат. Пролетариат сжался, рождается новый класс, не привязанный производственными отношениями ни с предприятиями капитала, ни с учреждениями государства (см. [33-35].
Вот описание «прекариата» Г. Стэндингом, автором книги 2011 г.: «Он состоит из множества необеспеченных людей, живущих непо¬нятной жизнью, работающих в случайных и постоянно меняющихся местах без всяких перспектив профессионального роста; прекариат — это миллионы разочарованных мо¬лодых людей с образованием, которым совершенно не по душе то, что их ждет впере¬ди; миллионы женщин, сталкивающихся с жестоким обращением на депрессивной ра¬боте; постоянно растущая армия тех, кто отмечен клеймом преступника на всю жизнь; миллионы “нетрудоспособных” и мигрантов по всему миру» (см. [35]).
Я в 1986-1990 гг. наблюдал становление этого класса в Испании – от студентов, а потом лиценциатов, ищущих нормальную работу, а потом поденную работу (с контрактом на 1 день!). В 1988 г. я был свидетелем всеобщей забастовки, вызванной разрешением заключать «мусорные контракты». Зрелище всеобщей забастовки в большом городе (Мадриде) потрясает, это сюрреализм. В России это и голову ни к кому не пришло бы. Это был первый конфликт прекариата – образованной молодежи без перспектив. Потом они приспособились, но общество чувствует, что под ним шевелится тектонический субстрат.
Теперь это шевелится в России, но знать об этом почти никто не хочет. Кстати, террористы с мессианскими идеями генерируются именно прекариатом. Из этого класса вербуют и боевиков-интеллектуалов, которые разгромили уже несколько арабских стран. Ими же шантажируют ЕС.
Ж.Т. Тощенко приводит такие данные о российском прекариате: «Согласно данным всероссийского исследования “Жизненный мир россиян” (РГГУ, окт. 2014 г., 1800 чел., 8 регионов страны), почти 50% указали, что их образование не соответствует выполняемой работе или затруднились ответить на этот вопрос… Из свыше 80 млн трудоспособного населения 38 млн россиян непонятно где заняты, чем заняты, как заняты, в результате чего условия жизни, их доходы не отражаются в официальных статистических данных» [34].
О.И. Шкаратан и др. представили данные опросов в России за 1994-2013 гг.: «Приватизация ознаменовала отказ от гарантий занятости и переход к новым рыночным правилам игры, к которым многие работники не были готовы. Кризис занятости, который сегодня мы называем прекаризацией трудовых отношений, стал проявляться на первых порах существования новой России и сохранился в модифицированной форме в наши дни…
Прекаризация – опасный процесс распространения социальной ситуации прекариата на всё более широкие слои общества, меняющий его облик как целого. Слой прекариата в России существует, причем в зоне риска оказываются достаточно большие слои населения. К зоне риска можно отнести порядка 27% работающего населения» [36].
Итак, слой прекариата в России «меняет облик общества как целого». Это – совершенно новая проблема для всех и во всех планах жизнеустройства.
Эта новая социальная структура разрушает институты в целом очень богатой Западной Европы. У нас этот процесс просто замаскирован «простыми» кризисами. Но в среде выпускников вузов, которые ежегодно выпускают 800 тыс. дипломированных «специалистов», гуманитариев и обществоведов, очень хорошо виден безнадежный страх перед будущим. Из выпускников с дипломом «социолога» работу по специальности находят 2%.

2. Второй фундаментальный сдвиг в российском обществе, чреватый угрозами:
Н.Е. Тихонова в 2014 г. высказала фундаментальные суждения: «Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения. Более того – в российском обществе идет постепенное, но четко прослеживающееся ухудшение отношения к бедным. Так, за последние 10 лет среди россиян резко (более чем в полтора раза) сократилось число сочувствующих бедным и резко (тоже более чем в полтора раза) увеличилась доля тех, кто относится к ним не лучше и не хуже, чем ко всем остальным. Почти втрое выросла за этот период и доля относящихся к ним безразлично… Бедные как специфическая социальная группа, заслуживающая какого-то особого отношения, все дальше отодвигаются на периферию сознания наших сограждан. А это значит, что помощь бедным как таковым, как особой социальной группе, все больше уходит из актуальной для большинства населения "повестки дня".
Российская бедность очень многолика, неоднородна и чувствительна к инструментам ее измерения. Однако у нее есть свое "ядро" – это представители хронической бедности, состоящие наполовину из выходцев из "социальных низов", а наполовину – из представляющих собой выходцев из вполне благополучных слоев населения "новых бедных". Однако их бедность также приобрела уже застойный характер, и это не только ведет к накоплению у них дефицита текущих доходов, но и меняет их круг общения и менталитет. Начавшееся в массовом масштабе межпоколенное воспроизводство бедности не только резко усложняет борьбу с бедностью, но и ставит на повестку дня вопрос о начавшемся формировании культуры бедности в России. Особенно остро стоит этот вопрос применительно к представителям застойной и межпоколенной бедности.
Ситуация с бедностью в России является следствием тех структурных и институциональных ограничений, которые существовали для низкоресурсных групп населения в последние десятилетия и к которым буквально в последние годы добавились культурные ограничения, связанные с начавшимся процессом стигматизации и дискриминации бедных. Когда отношение к бедным определяется уже не самим фактором бедственного положения конкретного человека, а причинами его бедности, то помощь этой особой социальной группе все больше уходит из актуальной для большинства населения страны "повестки дня", а сами бедные в сознании большинства россиян все больше приобретают "периферийный" статус. Если учесть все то, о чем говорилось выше, можно утверждать – процесс превращения бедных как нижнего сегмента российского общества в социально исключенных, в его "периферию" уже прошел точку невозврата» [47].

3. Из этих двух и еще нескольких подобных новых качеств нашего общества и государства я пришел к выводу, что система среднего образования принципиально неадекватна социальной и культурной сферам. Образование структурировано государственными стандартами, а их основные постулаты и требования не только закладывают в сознание учащихся ложные образы и установки, но и отталкивают подростков от этого общества, гонит их в какую-то мерзкую пучину. Школа, да и вуз заставляют их быть возмущенными фарисеями, которым некуда податься.
41 комментарий or Оставить комментарий
Comments
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 19, 2016 11:24 (UTC) (Ссылка)
> гонит их в какую-то мерзкую пучину
И сея пучина поглотила ея(С)
lucia979 From: lucia979 Date: Октябрь, 19, 2016 11:52 (UTC) (Ссылка)
Куда нас гонит рок событий?((((

Сергей Георгиевич, ваш прогноз на будущее?

Edited at 2016-10-19 11:55 (UTC)
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 19, 2016 15:27 (UTC) (Ссылка)
Какой же это Рок?!Тоже мне, НотрДам.)))
У нас всё проще,даже про заливистый колокольчик Гоголь предугадал
-Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух ...(С)
olenev_sergey From: olenev_sergey Date: Октябрь, 20, 2016 08:00 (UTC) (Ссылка)
1. "Пролетариат сжался, рождается новый класс, не привязанный производственными отношениями ни с предприятиями капитала, ни с учреждениями государства"

Можно подумать, до возникновения пролетариата, не было многочисленного населения, занятого непонятно чем и прочее... Уровень образования тоже весьма условный показатель. Вот уровень информированности резко возрос и понятно почему. Но, как говорится, это ума не добавило...
2. "Слой прекариата в России существует, причем в зоне риска оказываются достаточно большие слои населения. К зоне риска можно отнести порядка 27% работающего населения»
Ещё в середине 90-х для преподавателей ВУЗов в России стало понятно, насколько резко упал уровень школьного образования. Но ВУЗы благополучно "проглотили" это. Никому, видимо, в голову не пришло, что это означает в общем-то окончательное уничтожение гос.институтов бывшего СССР - уничтожение на интеллектуальном уровне. Но такое уж было время - и люди его приняли - все видели, что очень мало кто работает по специальности после выпуска из ВУЗа. И в этом смысле, опять не понятно, о чем печалится автор? Слезы у думающих людей давно должны были просохнуть по этому и многим другим поводам. Мы, как государство советского типа, давно уже умерли ( зачем автор каждый раз выкапывает труп из земли?). А вместе с ним, по сути, и все гос.институты ( в том числе и ВУЗы). Нынешнему государству не нужно образование. Достаточно того, чему учит церковь и всевозможные шарлатаны по ТВ. Неужели это так сложно было обнаружить за такое продолжительное время жизни в России?
Новая страница российской жизни началась где-то в начале 2000-х. Пришел новый человек,который за несколько лет выстроил своё понимание того, что такое государство и зачем. Так делает любой руководитель, вне зависимости от своих знаний или умений - он вынужден выстраивать свою систему. Для России это в первую очередь означает то, что насколько масштабен человек - насколько и глобальной будет выстроенная система. Глобальности нынешней системы хватило по сути на 2 срока. Последние 2-3 года идёт лихорадочная работа по поиску того, что же дальше... Очередной аврал, который местами очень забавен, а часто - весьма пугающ. Самое поразительное в человеческой натуре и человеческом обществе сейчас всплывает на поверхность. К слову сказать, на Западе, судя по всему, не понимают что происходит у нас в России - у них таких ситуаций не бывает. Виной всему представление о разделении труда в обществе. Это такой же краеугольный камень разделения Запада и Востока, как и Православие с Католичеством.
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 20, 2016 17:41 (UTC) (Ссылка)
>Новая страница российской жизни началась где-то в начале 2000-х. Пришел новый человек,...
Вы уверены что точно знаете как устроена власть в нашей стране?
lucia979 From: lucia979 Date: Октябрь, 22, 2016 11:52 (UTC) (Ссылка)
Посмотрела в ваш ЖЖ, жаль что вы не пишите, я бы почитала.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 22, 2016 21:09 (UTC) (Ссылка)
Что же вы не пишете, пишите.
eka200 From: eka200 Date: Октябрь, 24, 2016 10:21 (UTC) (Ссылка)
"Из этих двух и еще нескольких подобных новых качеств нашего общества и государства я пришел к выводу, что система среднего образования принципиально неадекватна социальной и культурной сферам."
Причём тут сферы? Образование адекватно интересам "власти". Как всегда и везде.
valery_5 From: valery_5 Date: Октябрь, 24, 2016 12:14 (UTC) (Ссылка)

Неадекватность

По-моему, СГКМ пишет не для "власти". Для всех, кто искренне заинтересован, в т. ч. для носителей будущей власти (даст Бог).
From: tundertentronk Date: Октябрь, 24, 2016 20:02 (UTC) (Ссылка)
"Почти половина населения не испытывает к бедным ни сочувствия, ни жалости, ни тем более уважения."

Вообще не понял этот пассаж. Кто же они, эти бедные? Доход ниже прожиточного минимума? Ниже 8 885 руб.? А если зарплата твоя три минимума, аж 27 тысяч, то ты уже не бедный?

Реальность сегодня убедила меня в том, что обобщения хорошо отражали ее в СССР, ибо большое число людей жили примерно одинаково экономически. А сегодня это не работает. Бедные-богатые, как определить.
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 25, 2016 17:26 (UTC) (Ссылка)
>Бедные-богатые, как определить
Это просто.
Чел заработал миллион,но хочет ещё и ещё. Миллиард,потом второй миллиард,потом третий. Это бедный и психология у него бедняка.
Когда ему это надоест и он начнет заработанное тратить на благотворительность - станет богатым как Билл Гейтс..Но жизнь прошла мимо в погоне за химерой.
Другой чел зарабатывает 27 тысяч и ему достаточно.Это богатый чел и жизнь проживает в гармонии с самим собой и окружающими.
Вся разница в том как сам человек себя ощущает.
krajnij From: krajnij Date: Октябрь, 30, 2016 15:48 (UTC) (Ссылка)

Три источника возмущенных фарисеев, которым некуда по

Итак, три источника:
- те, кто боится за себя из-за временности контракта(прекариат);
- те, кто боится бедных и потому их ненавидит;
- те, кто не может получить нужное образование и тоже теряет надежду.

Чтобы избегнуть катастрофы власть должна каждому из них дать надежду, но денег на это у нее нет.
Взамен надо дать общего врага (США и олигархи), объявить мобилизацию и обещать всем недовольным расплатиться после победы.

From: stajer49 Date: Октябрь, 30, 2016 18:13 (UTC) (Ссылка)

Что имеем в итоге?

Уважаемые полемисты! Вы ознакомились с запиской о проблемах молодежной политики, в которой автор указал на «новые состояния, которые пока остаются в тени, хотя давно уже надо было бы их обсудить».
Во-первых, это «прекаризация – опасный процесс распространения социальной ситуации прекариата на всё более широкие слои общества, меняющий его облик как целого. … Эта новая социальная структура разрушает институты в целом очень богатой Западной Европы. У нас этот процесс просто замаскирован «простыми» кризисами. Но в среде выпускников вузов, которые ежегодно выпускают 800 тыс. дипломированных «специалистов», гуманитариев и обществоведов, очень хорошо виден безнадежный страх перед будущим».
Во-вторых, это «процесс превращения бедных как нижнего сегмента российского общества в социально исключенных, в его "периферию"».
И вывод: «Система среднего образования принципиально неадекватна социальной и культурной сферам. … «основные постулаты и требования «ГОСов» не только закладывают в сознание учащихся ложные образы и установки, но и отталкивают подростков от этого общества, гонит их в какую-то мерзкую пучину»
К чему же свелось обсуждение?
К абсолютно пустому трёпу, обычному, затрапезному о том «что в стране народу слишком много, да и народишко дрянь, Моторолы всякие. Работать не хотят и не умеют. Да и негде работать. И незачем. Куда девать то, что они напроизводят, если вдруг начнут добро на говно переводить». Ещё про «милитаризованную экономику», глупых и жадных «красных директоров», глупых и трусливых рабочих. А все потому что «ордынское наследие» сказывается. А безупречная грамотность – признак отсутствия «свежих» мыслей. (С этава я ваще тащусь).
Перед нами, прямо-таки, реинкарнация приснопамятного «самиздата», начала 70-х ± 10 лет. Как будто ничего и не произошло за эти, без малого, полвека. Всё тот же затхлый аромат «интеллигентских» кухонь. Неужели это неискоренимо? Остаётся только ждать «жареного петуха». Может кюнет куда надо? Отсылки к Салтыкову-Щедрину, или к горьковской «Жизни Клима Самгина» здесь не помогут.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 31, 2016 13:30 (UTC) (Ссылка)

Не принимайте близко к сердцу.

Просто отфиксируйте.

Местный "ордынец с косой" только этим и занимается.
Дело жизни у него такое - смертельное.

Цирк своего рода. Ему "доставляет", по-видимому.
mbskvort From: mbskvort Date: Ноябрь, 1, 2016 02:31 (UTC) (Ссылка)

Обращение ув stajer49 поставило в тупик

Что,собственно,обсуждать?! То,что десятилетия назад уже было много раз перетерто на интеллигентских кухнях и вдруг для автора стало предметом изучения? Неадекватность школьного образования задачам общества известна давно и вызывает только удивление где,в какой башне из слоновой кости обитал ув.СГКМ все эти годы.
В стране,где тотальная ложь захватила все сферы деятельности,школьное образование не могло этой лжи избежать.На предыдущих примерах я пытался показать,что принятие решений базирующихся на лжи ничего хорошего не сулит. Ув.СГКМ только сейчас развеял для себя пелену этой лжи и с ужасом обнаружил пучину о которой самиздат пишет уже лет тридцать.Это было понятно любому вменяемому жителю СССР.
У меня двое сыновей заканчивали в разные годы одну и ту же школу в Медведково.Может не самую элитную,как 57-я, прогремевшая недавно на всю страну своим педофильским скандалом,но и не отстой в каком-нить Мухосранске или Урюпинске.
Так вот,после своей работы на заводе я возвращался домой и начинал вторую смену. Т.к. в школе посреди учебного года выгнали за пьянство физика,а нового найти не могли,то физику "преподавали" сначала пионервожатая,а потом учитель НВП. В итоге весь учебник со старшим мы изучили дома.Потом с младшим т.к. с физиком в этой школе не задалось.
Английский язык преподавала бывшая валютная проститутка которую милиция заставила трудоустроиться,а директриса пригрозила выгнать,если узнает о её шашнях с родителями.Это она мне сама поведала лежа в постели чтобы я её случайно не выдал.
Учитель,который учит чему-либо, в школе редкость.В основном школа занята поборами денег с родителей.В СССР была мода собирать с нас всякие взносы на ДОСААФ,Красный Крест,Охрану памятников культуры.Делали это на работе довольно нагло и бесцеремонно,но так и в школе с детей (родителей) это всё повторялось.Дошло до того,что пока не заплатишь,то портфель училка не отдавала.
На родительских собраниях собирали деньги на всё - мастику для натирки полов,ремонт парт и помещений,занавески и прочую хрень. Как сейчас не знаю,но судя по отзывам всё только усугубилось.Репетиторство стало нормой,а учителя жульничающие на выборах звезды ТВ экрана.
Не знаю,насколько надо быть погруженным в социологию,чтобы сделать такое выдающееся открытие
-Эврика! У нас что-ио не всё в порядке со школой.
Хотя если честно,то я не очень понял связь с 800 тысячами потенциальных бездельников которых готовят ВУЗы и средней школой.Пояснил бы кто в теме.
41 комментарий or Оставить комментарий