?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Субъективные рассуждения. 1 - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Субъективные рассуждения. 1
Я долго не писал в ЖЖ. Работал над небольшой книгой (вроде о революции, оказалось, о другом). Надо было понять, что это другое. Все это меня чуть-чуть преобразило. Возникли новые проблемы – они маячили давно, но мы еле успевали понять предпосылки, а теперь оскал будущего отогнал дым суеты. Нет никакого желания кого-то убеждать или кому-то доказывать. Буду писать, чтобы упорядочить хаос мозаики понятий и образов. Может быть, кому-то тоже в чем-то поможет.
Содержание этой книжки правильно было бы назвать «Парадигма Ленина». Но, наверно, выйдет с нормальным названием, чтобы студентов не отогнать.
Я удивлялся сначала, что работал над этой небольшой книгой с нарастающим волнением. Неожиданно образы, которые ушли в историю и закристаллизовались в нашей памяти, как будто ожили и заговорили – и не так, как их представляли нам (или мне) в школе, в университете, в литературе и в спорах. Во время катастрофы «перестройки», краха СССР, расстрела Верховного Совета РФ, а сейчас вдыхая гарь от пожара Украины, пришлось все чаще обращаться к образам, мыслям и действиям наших дедов и прадедов. Их мысли и действия – террор народников и эсеров, воображение и практика революций, которые переросли в гражданскую войну революционеров, желавших России социализма, а потом невероятные, форсированные и трагические программы 1930-х годов, небывалый рывок Великой Отечественной войны и труд возрождения России-СССР.
Материал этой книги сильно изменил для меня образ движения сознания, решений и действий нашего общества. И с этим образом сильно связаны процессы, которые погрузили нас в трясину. В этом я обязан разобраться, мне кажется, этот камешек не обойти. Я начну с короткого субъективного суждения.
Конечно, личные воспоминания неубедительны, но все-таки это сообщения – штрихи, но по теме. Я стал осознавать себя осенью 1941 г., когда детей повезли в эвакуацию, в Казахстан. Нас и еще семью поселили в избе, где жил старик с внучкой.
Мне было три года, я бегал по деревне с мальчишками. Не раз в деревне женщины и старики выбегали из изб, чтобы меня спасти – то гуси щипают или бараны бьют, а то бык оторвется и за мной гонится. Меня хватали, уносили и учили. Меня сильно связало с этими людьми, наставили на путь жизни (так я потом понял). Для меня деревня была как большая семья, и я был уверен, что и вся наша страна была такая: куда бы я ни пошел, люди будут для меня как семья. Со временем возникали трудности, но это чувство не пропало, хотя сейчас мы переживаем болезненный кризис.
Мой дед был семиреченский казак, у него было семеро детей. В поле работали и сыновья, и моя мать, с пяти лет. Его сыновей и мою мать приняли в гимназию, но в 1917 г. ее забрали в школу станицы – учительницей (в 15 лет). Старший брат учился на учителя, вернулся большевиком, в 1918 г. он организовал ячейку комсомола, из своих братьев, сестер и друзей. После Гражданской войны все семеро разъехались, и прошли вузы – гражданские и военные, все вступили в партию. Старший, Павел, стал ученым, разрабатывал водные реформы в Средней Азии и Монголии. Перед войной сыновья купили отцу дом под Москвой, где мы с ним и пережили конец войны.
Он с моей матерью стали для меня главными воспитателями. Он был человеком добрым и умным, а для себя я убедился, что он был носителем советского мировоззрения. Он мне, пятилетнему, очень просто передал эти смыслы, хотя не сказал ни слова из политики. И при этом он уважал монархию и мне объяснил. Его сыновья тоже мне очень многое прояснили (отец погиб в 1945 г.). Переведу на современный язык.
Старший дядя мне рассказывал, что такое противоречия – на примере воды в Азии, как понять потребности и права, как прекратить войны из-за воды и что такое культура и религия. В 1977 г. я был в Монголии, готовили группу сотрудников в АН по нашей дисциплине и к нам в аспирантуру. Узнали, что я его племянник, президент АН и несколько старых академиков приходили и рассказывали мне, как много он им помог в 1930-е и 40-е годы. Этими рассказами они много разъяснили – из их проблем с их колоритом. Мой дядя умер в 1956 г., а они говорили, как будто он все еще с ними работает.
Другой дядя, Николай, приехал на крыше вагона в Москву учиться математике – его мечта. Но через год был призыв в авиацию, и он пошел в училище, стал классным военным летчиком. Школьником я ездил к нему на каникулы на базу стратегической морской авиации. И он, и молодые летчики много объяснили – как человек должен управлять своим организмом, разумом и воображением, а также техникой. А еще он, как командир (значит, психолог и социолог), объяснил мне, что каждое поколение летчиков и персонала – разные. Их когорты очень динамичны – культура, взгляды, вкусы, потребности. И чтобы они, новые, действовали в жестких рамках их миссии, надо непрерывно изучать молодежь и подтягивать структуры и все общество, обновлять формы, и это очень сложная работа командиров. Он мне это объяснял на аэродроме и на ученьях в 1953 г., и это мне врезалось в память.
Два других тоже были сначала в армии. Один, Иван, был историк, стал преподавателем военных академий, позже в университете. А Петр рано пошел в Красную армию и долго воевал с басмачами. Потом тоже кончил исторический факультет, но началась разработка нефти в Туркмении, его послали в нефтяной институт, а потом секретарем горкома Небит-дага. Когда он бывал в Москве, мне много объяснял, что такое этническая культура – как воюют общности разных племен в Туркмении или на границе Ирана, как самоотверженно работали пастухи-туркмены на стройке нефтяных приисков – зимой, по пояс в воде. Он мне объяснял, что воевать и строить можно только, если понял и уважаешь культуру людей и достойно представляешь свою культуру. Он, конечно, излагал не такими терминами, а образами. Все мои родственники обладали эффективным методов объяснять, хотя у каждого свой стиль.
Зачем это я говорю? Я наблюдал явление, на мой взгляд, важное. Мои друзья, студенты 1 курса МГУ, знали моих родных и любили с ними поговорить. Они лично знали Гражданскую войну, форсированные программы, ВОВ и восстановление. Большой диапазон. И стали друзья после ХХ съезда ко мне приходить и заводить споры, ставя под сомнение ту или иную установку советского проекта. Мои мать и другие мои родичи говорили очень скованно. Как будто были вещи, которые мы и сами должны были понимать, но не понимали — а они почему-то о них говорить не могли. Им тяжело было объяснять. Например, как плачут крестьянские дети на поле от усталости или что такое разказачивание. Мы это уже не могли прочувствовать, а они об этом говорить не могли.
И оказалось, что даже от родных, которые строили СССР и воевали, в 1960-1970-е годы нам было трудно получить внятное объяснение логики решения, которое нам казалось ошибочным. У стариков в прошлом было «неявное знание», и они быстро устраняли поломки и ошибки, находили лучшие решения. Учебников и пособий старики не оставили и ушли, а мы остались без системного знания.
Казалось бы, мое поколение еще лично общалось с людьми революции и войны, и молодежь в 1950-60-е годы могла совмещать их рассуждения и оценки с послевоенной реальностью советского строя, – но в действительности коммуникация поколений была уже повреждена.
А к этим образам ушедших поколений пришлось обращаться потому, что очень много похожего и общего оказалось в мыслях и действиях людей нашей противоречивой культуры во время той катастрофы 1917 г. – и новой, нашей, современной. Попытки выхода из новой катастрофы буксуют и, главное, нет у нас карты нашей преобразованной местности, она покрыта туманом, пылью и дымом. Трудно нам всем определить ориентиры наших целей и маршруты путей. Наше население, в целом, еще имеет высокий уровень образования и в массе своей сохраняет важные элементы совести и солидарности. Но почему даже близкие друзья не могут согласовать образ нашей актуальной постсоветской реальности и определить, приблизительно, вектор спасительного движения?
Я излагаю мой личный опыт непосредственного общения с крестьянами и с людьми, которые вышли из крестьян. Конечно, каждый может иметь свое мнение, мало ли какая неприятность врезалась в память на всю жизнь. Но сейчас было бы разумно подняться над личными потрясениями. Как это объяснить?
31 комментарий or Оставить комментарий
Comments
burckina_faso From: burckina_faso Date: Октябрь, 5, 2017 12:37 (UTC) (Ссылка)
Крайне важные вопросы подняли. Спасибо.
gercenovec From: gercenovec Date: Октябрь, 5, 2017 14:47 (UTC) (Ссылка)
"Содержание этой книжки правильно было бы назвать «Парадигма Ленина». Но, наверно, выйдет с нормальным названием, чтобы студентов не отогнать".

Поверьте мне, многие студенты и даже школьники примерно представляют себе смысл слова "парадигма". Благодаря серии компьютерных игр "Цивилизация" (там это - общественная модель и идеология).
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 6, 2017 02:37 (UTC) (Ссылка)
У нас не только они "примерно представляют" смыслы.У нас вся страна стала примерно представлять всё,что надо знать точно.
dralexandra From: dralexandra Date: Октябрь, 5, 2017 15:00 (UTC) (Ссылка)
= Мой дед был семиреченский казак, у него было семеро детей. В поле работали и сыновья, и моя мать, с пяти лет. Его сыновей и мою мать приняли в гимназию, =

Именно в гимназию и всех семерых? А говорят, гимназическое образование было труднодоступным до революции для простого народа...
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Октябрь, 5, 2017 17:11 (UTC) (Ссылка)

Были исключения

Мой дед зимой работал сторожем в гимназии. Он сам так слушал уроки, что иногда учителя отлучались и оставили за себя моего деда. Трое младших детей не успели в гимназию - революция.
hippy_end From: hippy_end Date: Октябрь, 5, 2017 15:03 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, замечательный пост )

Вот только, увы, Госпожа Практика идет своим путем... мимо наших желаний, стремлений и пониманий...
From: ca_ok Date: Октябрь, 5, 2017 15:22 (UTC) (Ссылка)
Тут уже новый разрыв поколений назрел. Как обьяснить моим детям это чуство абсолютного равенства которое я чуствовал в союзе? Для меня директор и слесарь как люди были абсолютно одинаковы. Я вообще не помню разговоров:
-А ты знаешь кто у него родители?
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 6, 2017 02:09 (UTC) (Ссылка)
От того,что Вы чего-то забыли не значит,что и все остальные не видели разницы между директором и слесарем как людьми.
elle_terra From: elle_terra Date: Октябрь, 5, 2017 18:30 (UTC) (Ссылка)
Безусловно, понять и проанализировать специфику менталитета народа, проживавшего на территории страны в первой половине ХХ-го века нам невероятно сложно. Уклад жизни и система ценностей радикально отличались от того, что накрыло страну после ухода Сталина и "воцарения" туповатых и алчных крысо-людишек.
Но и идеализировать всю эту крестьянскую мудрость - от земли, тоже не стоит. Ведь раскулачивать своих - часто совсем не богатых - соседей сбивалась в "банды" именно деревенская маргинальная и звероподобная голытьба. В большинстве случаев, эти "раскулачивания" приводили к полному вымиранию огромных семей, оставшихся без средств к существованию.

Истинные же причины начала смуты в прошлом веке - вырождение и продажность "элитки". "Революцию" запалили не крестьяне и уж, тем более, не рабочие. Её запустили именно внешние силы, которые спланировали превращение России в выжженную землю.
В общем, всё снова повторяется...
mbskvort From: mbskvort Date: Октябрь, 6, 2017 02:31 (UTC) (Ссылка)
> Её запустили именно внешние силы...
Дело в том,что исторически в России "внешними силами" являлись образованные слои общества полагавшие что,как на Западе, источник власти народ.А "внутренними силами" выступали миллионы крестьян уверенные что вся власть от Бога.С учетом многолетнего народного атеизма "власть от Бога" трансформировалась на "начальству виднее"Но суть мировоззрения народа от этого не изменилась.Не могут эти два разных подхода к понятию власти мирно существовать в одной стране.
В этом смысле всё действительно повторяется.
From: pahmutova Date: Октябрь, 6, 2017 19:08 (UTC) (Ссылка)
Даже след этого "неявного знания" сильно осложняет жизнь.
valery_5 From: valery_5 Date: Октябрь, 7, 2017 11:25 (UTC) (Ссылка)

Ну, и слава Богу

Отрадно вновь читать Сергея Георгиевича. А то уж мысли всякие появлялись.
sagami_hm From: sagami_hm Date: Октябрь, 11, 2017 15:46 (UTC) (Ссылка)

Re: Ну, и слава Богу

Эт точно...
romashka_zel From: romashka_zel Date: Январь, 13, 2018 19:52 (UTC) (Ссылка)
Не прошло и полгода, а я добрела до своего коммента )

Думаю, очень хорошо автор отметил изменения в школьной системе, которые произошли после революции - и они в том числе развернули новую картину мира перед людьми из низов, столь контрастно отличавшуюся от прежней, что потом, по прошествии многих лет этого контраста уже не дано было увидеть следующим поколениям - для них эта, уже современная им, изменившаяся картина мира дана была априори, вместе с фактом их рождения.
Точно также, как для сегодняшних потребителей, родившихся в эпоху компьютерных игрушек - все коммунальные блага также воспринимаются, как изначально данные и неизменные, а школа воспринимается, как рудимент, отвлекающий от комфортного домашнего досуга - я про наивность современных детей ( при том, что часть из них может оперировать набором фактов, создающих у взрослых иллюзию "продвинутости поколения")
romashka_zel From: romashka_zel Date: Январь, 13, 2018 19:55 (UTC) (Ссылка)
Вот интересно было бы сравнить учебники "родная речь" дореволюционного издания и первых нескольких лет советской власти - там этот контраст будет более, чем нагляден.
31 комментарий or Оставить комментарий