?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Попробуем еще кусочек про политэкономию - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Попробуем еще кусочек про политэкономию
6.4. Приложение к политэкономии описание форм докапиталистического хозяйства

Для нас очень важен труд Маркса о формах докапиталистического хозяйства народов крупных цивилизаций. Его исследования должны были показать, развиваются ли этнические хозяйства как самобытные формы, или они собираются в общий тренд, согласно объективному естественному закону.
На первой стадии разработки критики политэкономии Марксу приходилось рассматривать античную и германскую производственные системы, порождавшие разные типы земельной собственности, отношений города и деревни. Затем он изучал «азиатский способ производства» с его огосударствлением производительных сил (т.н. «гидравлические цивилизации» Египта, Тигра и Евфрата и др.). В качестве разных целостностей Маркс брал именно цивилизации. Взаимодействие и смена экономических формаций в разных цивилизациях были рассмотрены Марксом в отдельном рабочем материале (в приложении к докапиталистическим формациям), который лежал в стороне от исследования западного капитализма. Этот материал, который Маркс не предполагал публиковать, назывался «Formen die der Kaрitalistischen Рroduktion vorhergehen» («Формы, предшествующие капиталистическому производству»). В западной литературе они так и назывались сокращенно — Formen. Об этом труде сам Маркс с гордостью писал в 1858 г. Лассалю, что он представляет собой «результат исследований пятнадцати лет, лучших лет моей жизни».
Этот материал впервые был опубликован в Москве в 1939—1941 гг. на немецком языке в составе книги «Основания критики политической экономии» («Grundris¬se der Kritik der Рolitischen Еkonomie»), а также на русском языке брошюрой. В 1953 г. этот труд вышел в Берлине, затем в 1956 г. в Италии, а потом в других странах – в Лондоне в 1965 г, в 1979 г. в Испании. Formen обсуждались в кругу советских философов в 1970-е годы, и этот труд вошел в 46 том сочинений Маркса и Энгельса, изданный в 1980 г. Никакого влияния на канонические книги по истмату эти обсуждения не оказали.
Английский историк-марксист Э. Хобсбаум в предисловии испанского издания писал: «можно с уверенностью заявить, что всякое марксистское исследование, проведенное без учета этого труда, то есть практически любое исследование, проведенное до 1941 г., должно быть подвергнуто пересмотру в свете Formen».
[Отметим, что учебник истмата Н.И. Бухарина, а также учебники «Курс исторического материализма» для студентов вузов В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзона были написаны именно без учета этого важного труда Маркса. Formen обсуждались в довольно узком кругу советских философов в 70-е годы и вошли в 46 том сочинений Маркса и Энгельса, изданный в 1980 г.]
Хобсбаум пишет: «В них [Formen] вводится важное нововведение в классификацию исторических периодов — учитывается существование “азиатской”, или “восточной”, системы… В общих чертах, теперь принимается существование трех или четырех альтернативных путей развития от первобытнообщинного строя, каждый из которых представляет различные формы общественного разделения труда, как уже существующие, так и потенциально присущие каждому пути; этими путями являются: восточный, античный, германский (Маркс, разумеется, не ограничивает его принадлежностью к одному только народу) и славянский. Об этом последнем сказано несколько туманно, хотя чувствуется, что он в существенной мере близок к восточному» [94, с. 12, 23.].
Маркс четко определил вектор развития Запада в состоянии капитализма и, соответственно, какую уготовал Запад судьбу «отставшим» народам, обязанным вести форсированное насаждение капитализма и ликвидацию общины. Здесь был важен исторический выбор России, и мы выбираем суждения, которые только относятся к нашей теме.
Вот выводы Маркса из его рассуждений об «азиатской формы собственности» и об общинной собственности: «В обеих формах индивиды ведут себя не как рабочие, а как собственники и как члены того или иного коллектива [Gemeinwesen], которые в то же время трудятся. Целью этого труда является не созидание стоимости, – хотя они и могут выполнять прибавочный труд, чтобы выменивать для себя чужие продукты, т.е. прибавочные продукты [других индивидов], – но целью всего их труда является обеспечение существование отдельного собственника и его семьи, а также и всей общины» [45, с. 462].
Об «азиатской форме» сказано: «Земля – вот великая лаборатория, арсенал, доставляющий и средства труда, и материал труда, и место для жительства, т.е. базис коллектива. К земле люди относятся с наивной непосредственностью как к собственности коллектива, притом коллектива, производящего и воспроизводящего себя в живом труде. Каждый отдельный человек является собственником или владельцем только в качестве звена этого коллектива, в качестве его члена» [45, с. 463].
Все это нам знакомо, были на этой основе большие экономики, развивались и имели свои самобытные политэкономии.
Об «античной форме» сказано так: «Община (как государство), с одной стороны, есть взаимное отношение между этими свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира; в то же время она их гарантия…
Для добывания жизненных средств индивид ставился в такие условия, чтобы целью его было не приобретение богатства, а самостоятельное обеспечение своего существования, воспроизводство себя как собственника земельного участка и, в качестве такового, как член общины» [45, с. 466, 467].
И вот важное для нас обобщение и утверждение (постулат): «Чтобы община как таковая продолжала существовать на прежний лад, необходимо, чтобы воспроизводство ее членов происходило при заранее данных объективных условиях. Само производство, рост населения (а население тоже относится к производству) неизбежно расшатывает мало-помалу эти условия, разрушает их вместо того, чтобы воспроизводить и т.д., и от этого общинный строй гибнет вместе с теми отношениями собственности, на которых он был основан…
Во всех этих формах основой развития является воспроизводство заранее данных (в той или иной степени естественно сложившихся или же исторически возникших, но ставших традиционными) отношений отдельного человека к его общине и определенное, для него предопределенное, объективное существование как в его отношении к условиям труда, так и в его в отношении к своим товарищам по труду, соплеменникам и т. д., – в силу чего эта основа с самого начала имеет ограниченный характер, но с устранением этого ограничения она вызывает упадок и гибель» [45, с. 474, 475].
Элемент тот постулат Маркса – скорее, гипотеза. Согласно этой гипотезе коллективное производство общиной сохраняется только при воспроизводстве исходных условий без развития. Такое представление – продукт механистического детерминизма, так представить общину можно только как стационарную равновесную машину. Но уже во второй половине ХIХ века уже стали считать, что общественные процессы неравновесны, и что их системы развиваются, а значит, они не воспроизводят заранее данные условия. Эти системы изменяются и адаптируются к новым условиям – и нет для них обязательных ограничений, без которых системы (в данном случае общины) гибнут. В ХIХ в. уже можно было посредством эмпирического наблюдения рассмотреть такие общины и Японии, Индии, России и в индейских деревнях Латинской Америки. Эта гипотеза Маркса была абстракцией, а в реальности общины разного типа существовали и развивались тысячи лет, хотя и переживая кризисы при неудачных инновациях.
Выведенный из этой абстракции постулат, согласно которого капитализм покроет всю землю и ликвидирует общины и коллективный труд – утопия, которая неадекватна реальности. Само разнообразие цивилизаций и культур это доказывает.
[Президент крупной японской корпорации «Мицуи дзосен» Исаму Ямасита писал об общине: «После второй мировой войны... существовавший многие века дух деревенской общины начал разрушаться. Тогда мы возродили старую общину на своих промышленных предприятиях... Прежде всего мы, менеджеры, несем ответственность за сохранение общинной жизни... Воспроизводимый в городе... общинный дух экспортируется обратно в деревню во время летнего и зимнего «исхода» горожан, гальванизирует там общинное сознание и сам в результате получает дополнительный толчок» (см. в [97]).]
Вот красноречивое описание Маркса о то, как освобожденные общинные негры стали жить в свое удовольствие и перестали увеличивать капитал плантатору. Он пишет: «В газете “Times” в ноябре 1857 года помещен прелестный вопль ярости одного вест-индского плантатора. С великим нравственным негодованием этот поборник восстановления рабства негров изображает, как квоши (свободные негры на Ямайке) довольствуются производством только того, что совершенно необходимо для их собственного потребления, а подлинным предметом роскоши рядом с этой “потребительной стоимостью” считают само бездельничанье (распущенность и праздность); как они наплевательски относятся и к сахару и к вложенному в плантации основному капиталу; как они зато с ироническим злорадством посмеиваются над разоряющимся плантатором и даже христианство, которому их научили, используют только для оправдания этого своего злорадства и своей лени.
Они перестали быть рабами, но не для того, чтобы стать наемными рабочими, а для того, чтобы быть самостоятельными крестьянами, работающими ради своего собственного скудного потребления. По отношению к ним капитал не существует как капитал, потому что обособившееся в виде самостоятельной силы богатство может вообще существовать только благодаря принудительному труду: непосредственному принудительному труду — рабству или опосредствованному принудительному труду — наемному труду. Непосредственному принудительному труду богатство противостоит не как капитал, а как отношение господства; поэтому на основе непосредственного принудительного труда и воспроизводится только отношение господства, для которого само богатство имеет ценность только как наслаждение, а не как богатство само по себе, и которое поэтому никогда и не может создать всеобщее промышленное производство» [45, с. 171].
Продолжение...
7 комментариев or Оставить комментарий
Comments
andrey_kaminsky From: andrey_kaminsky Date: Февраль, 14, 2018 10:33 (UTC) (Ссылка)

Шедевр, адназначна!

Вполне очевидному процессу разрушения общины при развитии капиталистического производства афтор противопоставляет некие воспитательные меры, предпринятые капиталистами по внедрению некого "общинного духа" для увеличения производительности труда.
Неправ Маркс то оказываццо - жива община то! - тихо радуецца афтор:)
Капиталист мог так же нарядить работников в тоги и раздать им имена Маркусов и Авренлиев, это не означало бы возрождение рабовладельческой латифундии. Завод всё так же принадлежал бы ему, а работники всё так же были бы наёмные, чистый капитализм - никакой общины с экономической точки зрения. Ровно ноль.
mbskvort From: mbskvort Date: Февраль, 14, 2018 13:21 (UTC) (Ссылка)

Re: Шедевр, адназначна!

Наряду с разрушением привычных общин происходит процесс формирования новых форм, с капитализмом никак не связанный.Скорее,это влияние урбанизации и экономики и отбора.
Банды в городах,корпоративная этика,даже лимита организовывалась в общины.Не говоря уже про гастербайтеров и прочие национальные общины.
Это разные процессы и не следует всё валить в одну кучу.
andrey_kaminsky From: andrey_kaminsky Date: Февраль, 14, 2018 13:28 (UTC) (Ссылка)

Re: Шедевр, адназначна!

Монашеские общины, преступные группировки и фан-клубы звёзд к экономической теории имеют крайне отдалённое отношение, тут вы правы:)
mbskvort From: mbskvort Date: Февраль, 14, 2018 14:04 (UTC) (Ссылка)

Re: Шедевр, адназначна!

От того что производственные общины заменяются потребительскими сама общинность не пропадает.
Рост производительности труда вытесняет всё большее количество людей в сферу потребления и развлечений.Соответственно,общинность возникает в этих новых сферах.
mbskvort From: mbskvort Date: Февраль, 14, 2018 12:40 (UTC) (Ссылка)
Ограничивать себя при рассмотрении политэкономий разных цивилизаций только английской политэкономией,и в данном случае вариациями на эту тему К.Маркса,как одного из столпов капитализма мне представляется методологически неверно.Особенно для нас,русских,если допустить недопустимое для мыслящих в рамках европейской цивилизации что русская цивилизация иная чем европейская.Это объяснимо если учесть последние два века до 17года массовую европеизацию РИ.Мы неизбежно начинаем оперировать понятиями частной собственности,как краеугольного камня европейской цивилизации,Законом и Правом возникших на почве частной собственности,прибылью и прибавочной стоимостью и непременно придем к политэкономиям капитализма и социализма,Веберу и различным харизмам как к протезам и костылям без которых ничего доказать не получится..
Это всё понятно и объяснимо как понятно и объяснимо рассуждения сторонников Птолемеевой системы геоцентричности мира - они ничего другого не знали и могли оперировать только тем что было доступно их пониманию.Пока не возникла гелиоцентрическая система мира. При этом надо учитывать,что люди погруженные в это "знание" достигли немало совершенства,обладают колосальным объемом информации,прекрасно ориентируются в том чем они всю жизнь занимались.Но именно эта погруженность в привычный мир понятий и постулатов мешает им ,в отличии от какого-нить неуча, посмотреть на вещи не с позиций привычной науки,а с точки зрения здравого смысла и окружающмх реалий.
Мне представляется,что рассмотрение политэкономий(хозяйственных укладов разных цивилизаций) нельзя сводить к политэкономиям капитализма и социализма.Социализм как общественнополитическая формация вообще порождение советской науки и у Маркса такой формации нет и быть не может.Как форма государственного устройства нам известен националсоциализм Германии,интернациональный социализм СССР - пролетарии всех стран соединяйтесь,Китайско-Кубинский социализм с элементами национально-освободительного движения.Но это всего лишь формы правления и идеологии,а отнюдь не общественно-политическая формации Маркса!
Если уж углубляться в историю,то человечество развивалось через
-войны,
-торговлю
-производство.
Именно эти политэкономии в разных пропорциях и сочетаниях привели к возникновению того что в Европе изучал Маркс,в Китае Конфуций,а на Руси Авось и Небось.Возникли разные производительные силы и производственные отношения.Естественно,климат,география и много других случайных факторов привели к так называемым "национальным особенностям" которые никак не влезают в пркрустово ложе марксовой или любой другой теории претендующей на универсальность. Хотя создать аналог Периодической системы элементов Менделеева применительно к социологии и цивилизациям заманчиво и сулит немалые выгоды.

Edited at 2018-02-14 12:51 (UTC)
tradicionalist From: tradicionalist Date: Февраль, 14, 2018 18:22 (UTC) (Ссылка)
Думаю из Формена ничего разумного высосать нельзя, как и из всей остальной марксни. Если бы мы были зажаты в рамки марксистской схоластики, это занятие может быть и имело бы смысл, а так - пустое. Марксня перепевает гегелесню, со всеми его бараньими немецкими предрассудками и про "азиатскую деспотию", (она же "азиатский способ производства"), и про все остальное. Сосание пальца, дубовая одномерная "диалектика" развития из желудя в дуб, а из дикаря в буржуя по заранее предписанной всеблагим Провидением "Столбовой дороги". Шаг вправо шаг влево - тупик, ибо писал Кальвин что все предопределено. И никакой эмпирики. Лохам и Кальвина достаточно.

Если община, то непременно "разрушается", хотя при сложившемся аграрном перенаселении ни о какой сектантской олигархии не может быть и речи - придет человек с ружьем, или по меньшей мере с вилами и олигарх увидит свой конец, не успев увидеть начала. Если цель производства, то "обеспечение существование отдельного собственника". Это пирамиды-то строились "для обеспечения существования собственника"? Почему подлец порет эту несусветную чушь. Да потому, что марксня сектант кальвинист. Цель подлеца - запинать социализм в "прошлое", в "Азию", чтобы потенциальным жертвам английской сектантской олигархии, таким как Пруссия или Россия, и в голову не пришло его строить.

Короче, пустое это - искать у проплаченного сектантского пропагандиста знаний о народах, чье порабощение сектантством он старательно готовил, под чьи "китайские стены" подкладывал свои глобалистско-рыночные атомные бомбы. Марксню надо лишь разоблачать, как лысенкоподобного шарлатана, демагога, пятую колонну империализма, врага рода человеческого и абсолютное зло.
variant_06 From: variant_06 Date: Февраль, 15, 2018 04:32 (UTC) (Ссылка)
Действительно, не понятно, почему община должна погибнуть при росте населения и производства.
Может быть Маркс считал, что развитие = накопление богатства. А так как "индивид ставился в такие условия, чтобы целью его было не приобретение богатства, а самостоятельное обеспечение своего существования..." то и развиваться он, по мнению Маркса, вроде бы и не желает. Так, что ли?
Да, эта утопия ещё и очень опасна.
Ведь из неё следует что, развитие возможно только через капиталистические формы.
7 комментариев or Оставить комментарий