?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость (2) - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость (2)
Факт такой. В Ижевске большевики уже осенью 1917 г. собрали один из наиболее мощных отрядов Красной гвардии на Урале. А эсеры и меньшевики готовили программу «образцовый рабочий социализм» и «образцовая демократическая республика». Начался чехословацкий мятеж, ижевских коммунистов и гарнизон Красной армии отправили на фронт. В городе оставалось несколько десятков красноармейцев и милиционеров. Сразу, 7 августа, началось подготовленное эсерами восстание под лозунгом «Власть Советам без большевиков!» Ударной силой был Союз фронтовиков, их было 4 тыс., имелась боевая дружина и оружие. Власть в городе перешла повстанцам.
Сразу началась кровавая расправа со сторонниками советской власти, а потом бессмысленные массовые убийства. В течение 12 часов ловили и расстреливали большевиков и их семьи. Был расстрелян священник Дронин (он сочувствовал большевикам). После разгрома восстания ижевские и воткинские части (около 25 тыс.) ушли к Колчаку и воевали вплоть до 1922 года, хотя Ижевско-Воткинская дивизия в декабре 1919 г. была разгромлена 51-й Уральской дивизией Красной армии [284].
Надо представить себе состояние некоторых людей в условиях революции. Речь шла о квалифицированных рабочих, приверженных идеалам справедливости (стихийные социалисты), зажиточные семьянины, религиозные христиане. Предпосылками объяснить их сдвиг нельзя. Эта историческая проблема — была актуальна и сегодня остается актуальной.
После Гражданской войны, после 1923 г. и особенно 1930-х гг. разрушительные образы жестокости – и белых, и красных – были преобразованы в художественные смягченные образы. В начале 1950-х годов нынешнее старшее поколение еще получало от родственников осторожные смыслы насилия в бою, бандитизма, репрессий государства. Эти сублимированные объяснения тогда помогли молодежи – мы много об этом думали. Но наши старшие друзья и родственники ушли, следующее поколение уже не владело смыслами – за ними не стоял личный опыт. Наша литература не взялась перевести те смыслы на художественный язык, все это хранили в памяти под замком. Но ведь это – очень важный срез нашей жизни!
Так и должно было быть, но теперь мы попали в такую паутину, что нам требуется знание, свободное от эмоций. Но получилось так, что во время перестройки идеологи антисоветского проекта оставили жестокость белых в забвении, а жестокость красных в Гражданской войне, во время государственных репрессий 1937-38 гг. и депортации ряда народностей – это представили не только в жанре натурализма, но и в гипертрофированных образах.
Нам надо подойти к явлению, а не к личностям и даже не группам – хоть белых или красных, хоть ИГИЛ или Правый сектор (запрещенных в России). Почти во всем мире накапливается потенциал потрясений и жестокости. Механизм этого сдвига если и не понять, то хотя бы надо найти приемы его притормозить или смягчить. Раз уж не уйти от проблемы жестокости репрессий в периоды глубокого кризиса, придется рассмотреть важное явление 1921-1922 гг. – красный бандитизм. Он представляет сложность отношения между властью и населением.
Факты таковы. До февраля 1920 г., в Белом движении Верховным правителя России и Главнокомандующего Русской армией был адмирал Колчак. Его силы контролировали территорию Сибири и Дальнего Востока. Советская власть там была ликвидирована летом 1918 г., Советы не успели развернуться. Первые созданные части Красной армии держали фронт в Центре и на Урале.
В Сибири возникло партизанское сопротивление армии Колчака – из разных групп крестьян, хотя основную массу составляли середняки и бедняки, много рабочих. К весне 1919 г. партизанское движение расширилось, почти на всей территории Сибири, а осенью превратилось в повстанческую войну, так что сформировались крупные соединения – партизанские армии. Кроме них были десятки отрядов средней величины и сотни небольших маневренных отрядов и групп. Целые уезды освобождались партизанами еще до прихода Красной армии, там в ходе самоорганизации создавались ревкомы или Советы. Они были отличны от тех, которые развивались два года в Европейской России.
18 мая 1919 г., военный министр Колчака генерал А.П. Будберг записал в дневнике: «Восстания и местная анархия расползаются по всей Сибири... главными районами восстаний являются поселения столыпинских аграрников... В шифрованных донесениях с фронта все чаще попадаются зловещие для настоящего и грозные для будущего слова “перебив своих офицеров, такая-то часть передалась красным”» [285].
Зимой 1920 г. три Сибирских Белых армии были разгромлены, и восстановлена Советская власть. Как развивалась общность партизан в ходе становления советской Сибири? Вот короткая формулировка современного историка: «Десятки тысяч партизан и демобилизованных военных, привыкших к убийствам и грабежам, потерявших родных и друзей от рук колчаковцев, привнесли в общественную жизнь разнузданную мстительность. Порой она обрушивалась не только на “гадов”, но и на представителей власти, пытавшихся сдержать бандитизм. В условиях острого дефицита партийно-советских и чекистских кадров в Сибири масса партизан в 1920–1921 гг. оказалась в РКП(б) и органах ВЧК, превратив их в явно криминализированные структуры.
Для советской историографии было очевидно, что строительство большевистских органов власти осуществляли преданные коммунистической идее бескорыстные сторонники новой жизни — передовые, политически активные рабочие, крестьяне, интеллигенты. В действительности же новая власть, особенно в наиболее удалённых регионах, оказалась в основном составленной из неприспособленных к управленческому труду малограмотных карьеристов» [286].
Таков образ, созданный сегодня фактами вместе с ценностными идеологическими связками. Автор определил советскую власть как криминальную по причине «острого дефицита партийно-советских и чекистских кадров в Сибири». С такой же логикой он мог бы назвать криминальной всю российскую интеллигенцию – грамотную и прекрасно приспособленную к управленческому труду, которая уклонилась от службы в ВЧК и РКП. Автор пишет, что «десятки тысяч партизан, … потерявших родных и друзей от рук колчаковцев, привнесли в общественную жизнь разнузданную мстительность». Как ему не стыдно!
Советская власть вела борьбу с отрядами красных бандитов иногда в судебном порядке, а иногда и с использованием вооруженной силы. В некоторых местностях эта опасность для Советской власти даже считалась главной. Под суд шли, бывало, целые городские парторганизации, нарушившие общую политическую линию. Несколько месяцев шла чистка милиции, местных ЧК и РКП(б). Из партии были исключены более 8 000 коммунистов, почти не было таких ЧК, из которых не изгонялись бы по несколько членов за различные преступления и злоупотребления.
Это была очень трудная операция, поскольку, как дал определение В.И. Шишкин, красный бандитизм «возник как реакция участников революционного подполья и партизанского движения на репрессии колчаковцев и выражение недовольства мягкой карательной политикой советской власти по отношению к бывшим контрреволюционерам».
Комиссия, которая по поручению Сиббюро ЦК РКП(б) в конце сентября — начале октября 1921 г., подготовила для пленума ЦК РКП(б) специальный доклад «О красном бандитизме». Там сказано: «В основной и первоначальной своей форме красный бандитизм является продолжением гражданской войны… Созданные в Сибири после ее освобождения от Колчака коммунистические ячейки и советские органы состояли преимущественно из крестьян, на практике доказавших свою преданность Советской власти, но имевших низкий уровень общей, политической и правовой культуры. Среди рядовых советских сотрудников и коммунистов было много малограмотных и элементарно неграмотных. Редко кто из этих людей знал советские законы, разбирался в них и тем более их чтил. В своей практической работе среди населения они не могли целесообразно и эффективно применять методы убеждения и принуждения, поэтому вскоре сделали упор на вторые в ущерб первым. В результате в течение 1920 г. в Сибири произошла стремительная эскалация государственного насилия, санкционированного советским законодательством» [194].
Историк высказал важное суждение: «Трудно далось осознание того, что социальным источником и носителем красного бандитизма являлись не контрреволюционные или чуждые Советской власти элементы, а те слои населения, на которые опиралась диктатура пролетариата: разбуженная революцией и политически активная часть деревенской и городской бедноты, в том числе люмпенской».
Партизаны знали своих врагов и свои местности, поэтому были уверены, что враги притаились и готовятся нанести удар. Что задумала Советская власть в Москве, чтобы усмирить «гадов», они не знали, да и в Москве только начали разрабатывать доктрину и решения этой операции. Каковы же были мотивы партизан, у которых не было ни командиров, ни комиссаров из Москвы – они сами были и командирами, и разведчиками и мстителями? Их цель и главная ценность были – добить «гадов». Партизаны – не регулярная армия, они сами ставят цель и избирают тактику! Авторы, которые утверждают, что целью «красных бандитов» было ограбить зажиточное население, притворяются наивными.
Обсуждая явления жестокости, мы приходим к предположению, что это явление возникает в любой революции, независимо от ее цели, класса и идеологии. Различия в этом аспекте революций определяются масштабом жестокости и способами ее обуздания. Изучение этого явления актуально для всех культур и обществ, потому что все культуры и общества время от времени переживают глубокие кризисы. Тогда и происходит всплеск жестокости, которая превращается в один из общественных институтов и организуется как элемент системы.
Вернемся к уже упомянутому нами примеру, о котором теперь много пишут: восстание рабочих Ижевского и Воткинского заводов против большевиков. Пишут много, но объяснения нет – почему? Их тяготы были типичными (гораздо более легкими, чем в центральной России). Почему толкнула рабочих идея пойти за эсеров и залить кровью Прикамье, потом уйти к Колчаку под красным флагом (!) – убивать и гибнуть? Для такого шага у них не было никакого религиозного озарения, ни классовой ненависти, ни нестерпимой несправедливости.
В современном описании городов Удмуртии упомянуто Ижевское восстание 1918 г.: «Контрреволюционеры замучили и расстреляли (по официальным советским данным) около 9 тыс. чел., было уведено свыше 21 тыс. лошадей, 29 тыс. коров, сожжено более 3 тыс. жилых домов… Часть повстанцев вернулась в Советскую Россию, другая уехала в Калифорнию (США), некоторая часть осталась в Китае».
Но это неверно! Они не были контрреволюционерами! Совершенно наоборот, рабочие этих заводов в какой-то момент стали экзальтированными революционерами. Историк Сибири в своей статье (под названием «Белые под красным знаменем») прославляет успехи эсеров – генералов Колчака. Логика описания этих успехов и славы поражает, это крах рациональности.
Вот, армия Колчака начала рассыпаться: «В Сибири ижевцы и воткинцы тоже устраивались на местные заводы, но к ним относились как к предателям, калечили и убивали прямо в цехах. Сибиряки еще не видели красных, но зато вволю нагляделись на колчаковцев и люто их ненавидели. Ижевцы оказались между молотом и наковальней. В итоге рабочие-колчаковцы с семьями отступали все дальше, дойдя до Тихого океана…
По-разному сложились судьбы белых ижевцев. Многие рабочие по окончании Гражданской войны, после объявления большевиками амнистии решили вернуться на родину» [287].
12 августа 2009 года в Ижевске состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память об участниках Ижевского восстания 1918 года. Она установлена на фасаде здания бывшего Генеральского дома, где располагался штаб восстания. Кого торжественно чествует Администрация Ижевска? Тех, кто установили режим террора и ушли к Колчаку, а потом осели в США, – или большинство оставшихся в Ижевске рабочих, которые приветствовали вступающие в город части Красной армии? Или теперь мы должны одинаково почитать и тех, и других? Такой же диссонанс присутствует во многих публикациях – книгах и статьях. Как могут учиться по этим книгам студенты и школьники! Чего хотят эти авторы – растравить давно зажившие раны?
Если представить объем и сложность работы проектирования и реализации всех этих сложных и тяжелых задач, надо признать, что Советское государство и партия большевиков с их «попутчиками», и само советское общество проделали огромный и новаторский труд. Общности, которые были конкурентами или антагонистами советского человека, были после Гражданской войны «нейтрализованы», подавлены или оттеснены в тень – последовательно одна за другой. Но именно этот культурно-исторический тип советского человека сохранил историческую Россию и совершил такой военный и мирный труд, что с его плодами мы, может, успеем вылезти из нынешней трясины.
12 комментариев or Оставить комментарий
Comments
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 7, 2019 05:46 (UTC) (Ссылка)
Думаю путинские власовцы пытаются растравить вражду вполне сознательно. Но еще думаю что против этой падали поднялось такое цунами, что их просто сметет. При чем не только в России.

Есть такая сеть Quora, где народ со всего мира задает всякие вопросы и эксперты отвечают. Какой-то западный дурачок задал придурочный вопрос "Можно ли сказать что Сталин убил миллиард человек"? Его заприкалывали... нет, не наши, а американцы с англичанами. Да-да, говорят, всех мужчин, всех женищин, всех детей, а еще их собак и медведей. Лично съел 20 миллионов младенцев. Потому-то все и восхищаются как он потом один гнал до Берлина немцев, итальянцев, венгров, румын и словаков.

Это не Россия. Это Англия и США. Особо вздорный бред стал исчезать даже из английских исторических документальных фильмов про вторую мировую. Нет уже Красной армии "уничтоженной репрессиями", нет Сталина "союзника Гитлера". Как будто кто-то нажал педаль и огромная куча дерьма бесследно исчезла в канализации. Это не чисто российское явление. Это мировой процесс.

Как я уже писал, вся белоэмигрантская пропаганда построена на поделках советского агитпропа. Они не сами придумали. Они пересказывают то что рисовали на советских плакатах и писали в советских газетах. У Гайдара дедушки прочитали или у Корнея Чуковского. Исторические факты или свои подделки добавляют только для стиля. Канва вся из советского агитпропа. Выхватят какое-нибудь "превращение империалистической войны в гражданскую" и давай утюжить. Марксням счастье - иллюстрация классовой войны. И какое дело марксне что к реалиям гражданской войны в России этот слоган 1914 года отношения не имеет? Когда марксней интересовала реальность? Им всесильную теорию иллюстрировать нужно. А для иллюстрации подходит. Или что-нибудь про угнетение Украины Россией. Потому так эффективно работало на Путина и его дружков, обдолбанный всех этой марксистской дрянью. Потому же сегодня пролетает мимо так высоко, что никто и не замечает. При солже в школьной программе практически восстановлен культ личности Сталина. Солж основывался на всесильно-верной марксне. Весь его бред "должен был быть", потому что соответствовал всесильной теории классовой борьбы и отмирания морали. Без этой теории он повис в воздухе и оказался очевидным бредом. Человеку не обдолбанному марксней не понятно зачем бы Сталин все это делал. Это уже не аксиома исторического материализма (как зачем? классовая борьба!), просто весьма странное утверждение. Человек начинает сомневаться, а потом проверять.

При чем процесс идет в мировом масштабе. Вот такая вот фигня, и кто знает почему? Скорее всего, горы лжи вызвали вот такую реакцию и маятник полетел в обратную сторону. Сталинские репрессии уничтожили армию? Ага, из 1,5 миллионов армия стала 5 миллионов. Это так "не готовились к войне". После шока "нам все врали" возникает интерес и желание разобраться. И все источники под руками. Ах да, а еще все это происходит среди учителей и профессоров. Вот так.

Edited at 2019-03-07 06:28 (UTC)
sawely3 From: sawely3 Date: Март, 7, 2019 07:09 (UTC) (Ссылка)
"восстание под лозунгом «Власть Советам без большевиков!» Ударной силой был Союз фронтовиков, их было 4 тыс., имелась боевая дружина и оружие. Власть в городе перешла повстанцам.
Сразу началась кровавая расправа со сторонниками советской власти,", ничего не понял.
exacter From: exacter Date: Март, 7, 2019 07:33 (UTC) (Ссылка)
от современных фильмов про гражданскую войну просто тошнит. Невозможно смотреть.
mbskvort From: mbskvort Date: Март, 7, 2019 14:24 (UTC) (Ссылка)
>что с его плодами мы, может, успеем вылезти из нынешней трясины.
Никуда вы не вылезете.Прежде всего,потому что это было бы крайне несправедливо по отношению к тем сибирякам и дальневосточникам не знавшим никогда,в отличии от центральной России крепостного права.Несправедливо к тем русским староверам которых центральная власть гнобила столетиями и для которых Сибирь стала родиной,а Орда осталась в Москве.
Но главное в том,что вы не имеете никакой позитивной исторической цели и перспективы.Идея самосохранения никого кроме самой номенклатуры не волнует и не интересует. А озвученная цель
-мы в рай,а остальные сдохнут
естественно,хоть и комична,но даже в таком виде номенклатуру пугает.
From: stajer49 Date: Март, 8, 2019 18:50 (UTC) (Ссылка)
вы не имеете никакой позитивной исторической цели и перспективы.
Вы действительно считаете, что для нас уготована единственная "позитивная историческая цель", декларированная вами в комментариях к предыдущей главе (цитирую): "Орду потихоньку приучим работать,а не воевать и двинемся вслед за Китаем по пути прогресса и развития"?
Да, вы, батенька, смешной человек. Хоть и с косой постоянно. Сами-то, к какой работе приучены? Кого вы сможете "приучить работать"? Разве что только языком трепать, точнее клавиатурой стучать.
Да, кстати, не вспомните, вслед за кем Китай вышел "на путь прогресса и развития"?
mbskvort From: mbskvort Date: Март, 8, 2019 23:27 (UTC) (Ссылка)

Сначала было слово.

>Вы действительно считаете, что для нас уготована единственная "позитивная историческая цель
Нет.Вариантов три.Запад,Восток и говно в проруби.
После изобретения ЯО ордынство как вариант развития для России тупик.Запад с его тупиком коммунизма тоже бесперспективен.Остается АСП Китая.Но сам удачный или не очень выбор варианта развития мало что даст,если сохранятся специфические особенности народа. Будучи вполне приемлемые при ордынстве,но не подходящие ни Западу ни Востоку. Там,по разным причинам народы трудолюбивы,а ордынцы нет в силу исторического пути развития. Без изменения этого свойства народа мы можем столетия болтаться в исторической проруби как это уже было при Киевской Руси.
Смешной вы если задаете такие вопросы.Ну к какой работе я могу быть приучен если я и есть 1/140 миллионная часть народа? Естественно,я в меру вороват,жуликоват и мечтаю о халяве коммунизма и склонен к халтуре. Осознание своей принадлежности к этой гигантской общности и позволяет мне выступать с подобными мыслями не озираясь на харизмы и Вебера.
From: stajer49 Date: Март, 9, 2019 10:47 (UTC) (Ссылка)

Re: Сначала было слово.

Не пытайтесь обмануть себя и окружающих. Вы не "1/140 миллионная часть народа". Вы, как-раз, та самая субстанция "из проруби", основное качество которой - примазываться, и марать всё вокруг. Вот, и здесь вы этим занимаетесь: "примазываетесь" к обсуждению. Да, только, вас никто кроме "tradicionalist"а, объявившего себя "ученым", всерьёз не принимает. Брезгуют.
Я вступил ...,ну, не в том смысле,..., а, скажем, в полемику с вами, потому что, по натуре, я тот самый, классический "совок". Я на биологическом уровне не терплю грязь и мерзость, и готов её вычищать везде. И чем интенсивнее это будут делать все те, кто "осознает свою принадлежность к этой общности", не терпящих грязи, и готовых выскребать её, тем быстрее мы выберемся из той выгребной ямы, в которой оказались.

Edited at 2019-03-09 10:48 (UTC)
mbskvort From: mbskvort Date: Март, 9, 2019 19:11 (UTC) (Ссылка)

Re: Сначала было слово.

Извините,не понял.
Вы в выгребную яму забрались по зову души.чтобы с "грязью и мерзостью" бороться?
Куда же из неё собираетесь выбираться?

Edited at 2019-03-09 19:11 (UTC)
From: stajer49 Date: Март, 10, 2019 07:24 (UTC) (Ссылка)

Re: Сначала было слово.

в выгребную яму забрались по зову души
Нет. "Подскользнулись" на такой субстанции, которую вы представляете.
Впредь, будем следить, не гадит ли кто под ногами.
И то, куда мы будем "выбираться", вас никак не касается. Вы останетесь в яме, где вам самое место.
mbskvort From: mbskvort Date: Март, 10, 2019 09:38 (UTC) (Ссылка)

Re: Сначала было слово.

Ну,что же,удачи вам найти Землю Обетованную,а я уж со своим народом как-нить тут. Как говорится в старом антисоветском анекдоте
-это наша Родина,сынок.
Жалко конечно миллионы искалеченных судеб,но и те,кто всю эту кашу заварил тоже счастливы не были.Кто-то должен был за всю эту М-Л дурь ответить с конце-то концов.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 11, 2019 19:24 (UTC) (Ссылка)

Протестую!

=Да, только, вас никто кроме "tradicionalist"а... всерьёз не принимает.=

Протестую! Это форменная клевета и попытка замазать меня вот этим самым, из проруби. Прикалываюсь иногда над самыми выдающимися перлами в этой куче, но чтоб "всерьез" - это уж слишком.
From: stajer49 Date: Март, 11, 2019 20:16 (UTC) (Ссылка)

Re: Протестую!

Протест принят!
12 комментариев or Оставить комментарий