?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Гл. 18. Религия и революции (2) - sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
Гл. 18. Религия и революции (2)
Так, часть клира, включая некоторых иерархов, попала под репрессии, особенно во время «красного террора». По архивным данным, в 1918 г. было расстреляно 827 священнослужителей (а в 1919 г. — 19). Но в России Гражданская война была не просто бедствие, а распад и братоубийство. Артем Веселый, который после Гражданской войны собрал огромное количество воспоминаний очевидцев и малую часть из них издал в виде книги «Россия кровью умытая» [307]. Надо бы ее прочитать.
Русская революция была глубоко религиозным движением (хотя и антицерковным). Судя по текстам, руководство партии большевиков в течение всего первого периода судило о становлении государства по западным меркам и преувеличивало «недостаток легитимности». На деле легитимация Советской власти произошла, но большевики переоценивали силу идеологических противников и прибегали к репрессиям, в то время как эти противники подорвать гегемонию советского строя не могли. Оценить риски очень трудно.
Для нашего главного вопроса достаточно сравнить два главных проекта, задающих России разные (и расходящиеся!) цивилизационные пути. Один проект — партии кадетов и более левых либеральных партий, предполагающий построение в России государства западного типа с рыночной экономикой. Этот проект воплощал сначала Керенский, а потом Деникин и Колчак. Были в нем и радикалы (Корнилов), так что однажды большевикам пришлось защищать умеренного Керенского — такое бывает в политике. К этому проекту присоединилась часть эсеров (Чернов, Савинков). Это — Февраль, «белые».
Другой проект — советский, его воплощал Ленин. Это — Октябрь, «красные». Советский проект также был неоднороден: вначале его поддерживали левые эсеры, временами анархисты (Махно), внутри большевизма было несколько течений, борьба между которыми разгорелась после смерти Ленина и кончилась 1937-м годом.
И белый, и красный проект Россия сравнила не в теории, не по книгам, а на опыте, через тысячи больших и малых дел. Военное соревнование, как известно, белые также проиграли вчистую. Антисоветский историк М.В. Назаров говорит определенно: «При всем уважении к героизму белых воинов следует признать, что политика их правительств была в основном лишь реакцией Февраля на Октябрь — что и привело их к поражению так же, как незадолго до того уже потерпел поражение сам Февраль».
Этот факт мы должны себе объяснить и его затвердить, иначе дальше не продвинемся в понимании того, что сейчас происходит. Поначалу у белых был такой огромный перевес над красными, Советская власть была на пятачке в центре. Почему же белые и интервенты (с Запада и из Японии) начали утрачивать их территории и отступать перед Красной армией, обутой в лапти?
Ответ известен, но его у нас из головы вытеснили при промывании мозгов. Белая армия действовала в России как завоеватели, и ее продвижение сопровождалось восстаниями (по словам историка белых А. Зайцева, издавшего в 1934 г. в Париже большую книгу, вслед за белыми шла «волна восставших низов»). Проект белых отвергли в целом – и не из-за жестокостей и казней. Даже в период максимальных успехов белых М.М. Пришвин, сам в то время убежденный антикоммунист, писал: «Сейчас все кричат против коммунистов, но по существу против монахов, а сам монастырь-коммуна в святости своей признается и почти всеми буржуями».
А что же мы видим у противника коммунизма — рыночного общества — и легиона его бойцов? Видим именно последовательное уничтожение в человеке «естественного религиозного органа», удушение самой способности к религиозному чувству. Еще Серафим Саровский предупреждал: «Церкви будут стоять, сиять, а молиться в них будет нельзя». Но дело было не в отходе от религии, а в отходе от церкви. Поэтому антицерковная кампания не только не встретила реального массового сопротивления, но даже вызвала энтузиазм «на местах».
И вот читаем у крестьянского поэта Николая Клюева:

Ваши черные белогвардейцы умрут
За оплевание Красного Бога.
За то, что гвоздиные раны России
Они посыпают толченым стеклом

Как же стоит вопрос? Главный конфликт — не в столкновении большевиков с той организацией (церковью), в которой оформлялись конкретные конфессии. Хотя это было, конечно, драматическое столкновение. Но несравненно более глубокой является борьба внерелигиозного мироощущения с любым религиозным чувством. Такой борьбы большевики не вели, а вот рыночное общество ведет ее с самого своего возникновения.
Революционный подъем породил совершенно необычный в истории культуры тип – русского рабочего начала ХХ века. Этот русский рабочий, ядро революции, был прежде всего культурным типом, в котором Православие и Просвещение, слитые в нашей классической культуре, соединились с идеалом действия, направленного на земное воплощение мечты о равенстве и справедливости.
Сохраняя космическое чувство крестьянина и его идущее от Православия эсхатологическое восприятие времени, рабочий внес в общинный идеал равенства и справедливости вектор реального построения на нашей земле материальных оснований для Царства справедливости. Эта действенность идеала, означавшая отход от толстовского непротивления злу насилием, была важнейшей предпосылкой к тому, чтобы ответить на мятеж «детей Каина» вооруженным сопротивлением. В тайных псалмах духоборцев «детьми Каина» считались «зараженные сребролюбием господа», а «детьми Авеля» – бедные люди, которые «питаются трудом».
Историк А.С. Балакирев говорит об «атмосфере напряженных духовно-религиозных исканий в рабочей среде», которая отражена в исторических источниках того времени. Он пишет: «Агитаторы-революционеры, стремясь к скорейшей организации экономических и политических выступлений, старались избегать бесед на религиозные темы, как отвлекающих от сути дела, но участники кружков снова и снова поднимали эти вопросы. “Сознательные” рабочие, ссылаясь на собственный опыт, доказывали, что без решения вопроса о религии организовать рабочее движение не удастся. Наибольшим успехом пользовались те пропагандисты, которые шли навстречу этим запросам. Самым ярким примером того, в каком направлении толкали они мысль интеллигенции, является творчество А.А. Богданова» [308].
Эти духовные искания рабочих и крестьян революционного периода отражались в культуре. Здесь виден уровень сплоченности и накал чувства будущих «красных». Исследователь русского космизма С.Г. Семенова пишет: «Никогда, пожалуй, в истории литературы не было такого широчайшего, поистине низового поэтического движения, объединенного общими темами, устремлениями, интонациями… Революция в стихах и статьях пролетарских (и не только пролетарских) поэтов… воспринималась не просто как обычная социальная революция, а как грандиозный катаклизм, начало «онтологического» переворота, призванного пересоздать не только общество, но и жизнь человека в его натурально-природной основе. Убежденность в том, что Октябрьский переворот – катастрофический прерыв старого мира, выход «в новое небо и новую землю», было всеобщим» [309].
Религиозными мыслителями были многие деятели, принявшие участие в создании культуры, собиравшей советский народ – Блок и Брюсов, Есенин и Клюев, Андрей Платонов и Вернадский. Великим еретиком и богостроителем был М. Горький, которого считают одним из основателей советского общества. В своей статье о религиозных исканиях Горького М. Агурский пишет, ссылаясь на исследования русского мессианизма, что «религиозные корни большевизма как народного движения уходят в полное отрицание значительной частью русского народа существующего мира как мира неправды и в мечту о создании нового “обожженного” мира. Горький в большей мере, чем кто-либо, выразил религиозные корни большевизма, его прометеевское богоборчество» [310].
Посмотрим вперед. Поколение, рожденное в 1935-1945 гг., уже освоили рациональность и логику Просвещения, тянулось к науке, но, похоже, в подсознании сохраняли многие старые нормы и образы. Была инерция неявного народного православия – от родителей и от родственников, вернувших с войны, хоть и атеистами. Но мировые войны покрывали людей особым небом.
Историк-марксист Гобсбаум пишет: «Короткий двадцатый век был временем религиозных войн, даже если наиболее воинствующие и наиболее возалкавшие крови среди этих религий были светскими идеологиями, уже собравшими урожай в девятнадцатом столетии, такими, как социализм и национализм, имеющими в качестве богов либо отвлеченные понятия, либо политических деятелей, которым поклонялись как божествам. Вероятно, что те среди этих культов, что достигли предела, уже начали клониться к закату после конца холодной войны, включая политические разновидности культа личности, которые, как и вселенские церкви, сократились до разрозненных соперничающих сект» (см. [311).
Но большевики были единственной партией, которая боролась за скорейшее восстановление правового, государственного характера репрессий — вместо политического, партийного и религиозного. Я лично, на основании чтения исторических материалов, пришел к выводу, что из всех политических течений, которые в то время имели шанс придти к власти в России, большевики в вопросах репрессий были наиболее умеренными и наиболее государственниками. А государственные репрессии всегда наносят народу меньше травм, чем репрессии неформалов.
Это была напряженная работа. В высшим эшелоне власти непрерывно изучали реальность и разрабатывали решения: в 1922 г. церковный вопрос был включен в повестку 24 заседаний Политбюро ЦК РКП(б). Это был важный шаг с обеих сторон.
16 февраля 1923 г. патриарх Тихон написал: «Я признаю свою вину перед Советской властью в том, что в 1918 г., по осень 1919 г., издал ряд посланий контрреволюционного характера, направленных против Советской власти… Я признаю, что мое послание от 19/I 1918 г. заключало в себе анафематствование Советской власти». (Наверно, многие знают, что патриарх Тихон предал Советскую власть анафеме, и большая часть духовенства стала сотрудничать с белыми. Конфликт был не религиозным, а политическим и даже военным).
А 16 июня 1923 г. он заявил: «Я отныне Советской Власти не враг». Затем 28 июня патриарх издал послание, в котором говорилось: «Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило». Он произнес проповедь, осудил всякую борьбу против Советской власти и призвал церковь стать вне политики (см. [312]). Конфликт большевиков и церкви угас и остался в латентном состоянии.
В послевоенном периоде нам уже казалось, что в 1920-1930 гг. быстро находили хорошие решения, а граждане и коллективы с энтузиазмом выполняют задачи. Сейчас мы видим, какие препятствия, ошибки и даже угрозы возникают в процессе разрешении проблем. Но мы еще не чувствуем, в каких дебрях продирались наши прадеды и деды. Достаточно задать себе простой вопрос: могло ли реально советское правительство, сидящее в Петрограде и Москве — без аппарата, без денег (банки отказывались оплачивать счета правительства), без кадров и без связи создать в одночасье мощные всеохватывающе службы. Например, могла ли бы власть провести по всей стране массовые репрессии? Спросим друг друга: сколько сотрудников насчитывала ВЧК, скажем, в начале 1918 г.? Число сотрудников ВЧК в конце февраля 1918 г. не превышало 120 человек, а в 1920 г. 4500 — по всей стране.
Наивно думать, что местные ЧК следовали какой-то переданной из Москвы инструкции и находились под контролем центра и тем более лично Ленина. Даже среди сотрудников ВЧК были фракции, которые не подчинились Дзержинскому и Ленину (убили посла Германии Мирбаха). А бывало, отдельные волости объявляли себя республикой и учреждали Народный комиссариат иностранных дел. Пришвин оставил заметки о том, как происходило местное законотворчество. 25 мая 1918 г. Елецкий Совет Народных Комиссаров постановил «передать всю полноту революционной власти двум народным диктаторам, Ивану Горшкову и Михаилу Бутову, которым отныне вверяется распоряжение жизнью, смертью и достоянием граждан» («Советская газета». Елец. 1918. 28 мая, № 10). А 2 июня 1918 года Пришвин в дневнике сделал такую запись: «Вчера мужики по вопросу о войне вынесли постановление: ”Начинать войну только в согласии с Москвою и с высшей властью, а Елецкому уезду одному против немцев не выступать”».
Сейчас мы понимаем, что становление советского государства и общества происходило в форме массовой «молекулярной» самоорганизации. Действовали деревенские сходы, советы, в которых обсуждают и решают все члены коллектива, важную роль выполняли вернувшиеся солдаты и т.д. Пришвин записал в дневнике 21 сентября 1917 г.: «Этот русский бунт, не имея в сущности ничего общего с социал-демократией, носит все внешние черты ее и систему строительства». Масса поняла систему строительства! В тяжелый момент 14 декабря 1918 г. он написал так: «Анализировать каждую отдельную личность, и дела настоящего времени получаются дрянь, а в то же время чувствуешь, что под всем этим шевелится совесть народа».
С другой стороны, все видели и знали, что становление новой очень сложной страны столкнулось с острым дефицитом образованных кадров. 25 октября 1919 г., после рейда белых на Орел, Пришвин пишет: «Полицейский писаришка Ершов, ныне управляющий делами отдела народного образования, с двойным глазом в глазу – ведь он уйдет и засядет опять в полицейский участок; а этот матрос вчерашний, с телефонным мандатом, алкающий спирта – ведь он будет, наверно, урядником; интеллигент Писарев, продавший первенство за чечевичную похлебку, – ведь он будет инспектором округа».
Хаос гражданской войны в главном отступил очень быстро (вспомним, например, гражданские войны – в Мексике, в Китае, в Испании и др.). Порядок победил потому, что подавляющая часть населения за три года твердо решила принять советский проект и образ будущего. А на этой платформе произошел синтез главных систем: политэкономии, политики (социальной и национальной), и ведение войны.
Важным фактором было то, что к концу 1920-х годов был в основном исчерпан политический конфликт советского государства с церковью, возникший в 1918 г. Отойдя от политики и перестав быть идеологической инстанцией, церковь продолжала выполнять свои духовные функции по соединению народа и легитимации государственности. 16 августа 1923 года, опираясь на решения ХII съезда РКП(б), генеральный секретарь ЦК партии Сталин издал циркулярное письмо всем губкомам с требованием запретить закрытие церквей и аресты религиозного характера.
4 сентября 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами, особенно важными стали эти функции во время войны. 8 сентября начал работу Собор русских епископов, который избрал митрополита Сергия Патриархом московским и всея Руси. Сталин встречался с церковной иерархией и церкви было дано новое, национальное название – Русская православная церковь (до 1927 г. она называлась Российской).
14 сентября 1943 г. утвердили Совет по делам Русской Православной церкви, который стал поддерживать связь между Правительством и Православной Церковью. Уже в феврале 1944 г. было начато возвращение храмов Церкви [313]. После войны число церковных приходов увеличилось с двух до двадцати двух тысяч. (Развернутая с 1954 г. Н.С. Хрущевым антицерковная пропаганда оказалась из первых ударов по государственности. Эта программа имела целью пресечь одну из последних программ сталинизма, но она одновременно стала и антинациональной. Это стало сигналом, хотя негромким, в процессе демонтажа советского народа).
Но в этапе становления СССР многие мыслители Запада, современники русской революции, высказывали, в разных формах, важное утверждение: Запад того времени был безрелигиозен, Советская Россия — глубоко религиозна. Немецкий историк В. Шубарт в книге «Европа и душа Востока» (1938) писал: «Дефицит религиозности даже в религиозных системах — признак современной Европы. Религиозность в материалистической системе — признак советской России».
Эта «надконфессиональная» религиозность, присущая в тот момент всем народам СССР, соединяла их в советский народ и служила важной силой строительства государства. СССР в кризисном ХХ веке продержался долго, и, скорее всего, Россия вместе со всей Евразией поднимется – мы изучаем и обдумываем тот провал, которого мы во второй половины прошлого века не смогли понять.
23 комментария or Оставить комментарий
Comments
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 12, 2019 06:37 (UTC) (Ссылка)
=А что же мы видим у противника коммунизма — именно последовательное уничтожение в человеке «естественного религиозного органа», удушение самой способности к религиозному чувству.=

Это после Вебера мы такое "видим"? Или после крестового похода против коммунизма под водительством рейгана-папы римского? Нельзя бездумно повторять чужие штампы. В лучшем случае это бесполезно. В худшем - вредно.

Возможно под "уничтожением естественного религиозного органа" понимается борьба христианства с идолопоклонством. Особенно если вспомнить как русские князья у монголов "кланялись кусту". Видимо под этим влиянием в России были т.н. "святые места", немыслимые на протестантском Западе. Вот Есенин

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

А вот что по этому поводу пишет Сахлинс:

"Но именно христианство, а до него иудаизм лишили природу святости и превратили ее в объект для человечества за много веков до начала ее эксплуатации капиталом, которую религия, таким образом, подготовила. Иудо-христианская традиция видела свое отличие от «язычества» с его «идолизацией природы» именно в убеждении, что Бог и его творение разделены непреодолимой пропастью. «Обожествление природы рассматривалось и евреями, и христианами как сущность язычества» Древняя еврейская религия была совершенно уникальна в своем утверждении абсолютной трансцедентности Бога: бога, онтологически несравнимого ни с чем в мире. Бог был ни в солнце, ни в звездах, дожде и ветре или где-либо в природе. «В еврейской религии, и только в ней одной, древняя связь между человеком и природой была уничтожена»
Христианство пошло еще дальше в расширении пропасти между человеком и природой в своем отрицании классического пантеизма – вследствие презренности материального мира, возникшего в результате грехопадения. У христиан были большие проблемы доктринального характера с идеей, что Бог во всем, поскольку это подорвало бы всю христологию. Отсюда подчеркивание создания «из ничего», которое отличало Веру от космогоний классической античности. Развивая это различие, Августин невольно бросает упрек почти всем другим религиям, включая полинезийские, основные концепции которых, по его мнению, сводятся к «нерелигиозной» идее, что Мир – это тело Бога. «Если мы допустим, что это так, то всякий видит, какие нечестивые и нерелигиозные выводы могут быть сделаны. Например, где бы человек ни топнул – он топнул бы по части Бога, и убийство любой живой твари было бы убийством части Бога? Августин очень точно описал ритуальные затруднения Маори, который топает по Матери Земле, покушается на бога Тане, срубая дерево или убивая птиц, и поедает бога Ронго, когда ест батат). Бог спас человека Запада от такого богохульства, сотворив мир из ничего. «Но что есть мой бог? – спрашивает Августин. – Я спросил Землю, и она ответила: Я не Бог, и все вещи на земле заявили то же самое». Природа – это чистая материя, лишенная искупающей духовной ценности."

Отсюда и варварское отношение к природе и труду человека. "Уважайте труд уборщиц" на Западе не вcтретишь. И даже к самому человеку без пиетета: "Служить богу, а не твари". Но в России "народное православие", окрашенное буддизмом и другими местными религиями, уже входит в конфликт с официальной церковью. Есенин ходит по грани идолопоклонства. Да и с самим Христом спорит. Это кстати важный спор для понимания советской политэкономии. Христос в нагорной проповеди прямо говорит что мы "Злы". Есенин возражает:

Шел господь пытать людей в любви,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный".

Подошел господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь".

= В. Шубарт в книге писал: «Дефицит религиозности даже в религиозных системах — признак современной Европы. Религиозность в материалистической системе — признак советской России». =

"Религиозность в материалистической системе" специфически запрещена христианством как "идолопоклонство" и язычество.
Франция, долбанутая вольтерьянством, только запутывает. Есть Вебер, есть США.

Edited at 2019-03-12 17:02 (UTC)
From: liturgy_music Date: Март, 14, 2019 18:40 (UTC) (Ссылка)

христианство

tradicionalist, а разве не нужно мало-мальски с предметом ознакомиться, прежде чем уверенно рассуждать?

>>Видимо под этим влиянием в России были т.н. "святые места", немыслимые на протестантском Западе. <<
Если бы вы имели хотя бы поверхностное представление о православии, то знали бы, что такое "святые места" и по какому поводу их таковыми называют.

И про иудео-христианское восприятие природы, просто маленький штрих.
Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних...
Хвалите его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
Хвалите его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
Да хвалят имя Господа, ибо он повелел, и сотворены;
поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдёт.
Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово его,
горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
юноши и девицы, старцы и отроки
да хвалят имя Господа, ибо имя его единого превознесенно,
слава его на земле и на небесах.
Это Псалтырь, 148. Очень хорошо сочетается с "презренностью материального мира, возникшего в результате грехопадения". Я уже не говорю про идею освящения времени, освящения стихий (вода на Крещение). Да и связь человека и природы в христианстве никуда не делась: "Ты - земля и в землю уйдешь" (когда умрешь).

Конечно, если представления о христианстве черпать у Сахлинса, еще не такие перлы будут.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 14, 2019 19:49 (UTC) (Ссылка)

Re: христианство

Разве эта еврейская песенка отменяет вторую заповедь и утверждает что что-то в мире свято? То что православные или католики святят воду, рисуют иконы и празднуют праздники не значит что это следует из христианской доктрины. Протестанты не рисуют, не святят, а многие и не празднуют.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 12, 2019 06:57 (UTC) (Ссылка)
= “Сознательные” рабочие, ссылаясь на собственный опыт, доказывали, что без решения вопроса о религии организовать рабочее движение не удастся. Наибольшим успехом пользовались те пропагандисты, которые шли навстречу этим запросам. Самым ярким примером того, в каком направлении толкали они мысль интеллигенции, является творчество А.А. Богданова=

Богданов наш человек. Ученый. От него Ильич и про эмпириокритицизм узнал. С ним и препирался в "Материализме и эмпириокритицизме". Трудно антинаучной марксне, прибитой мракобесной гегелесней - блуждает в потемках. Целиком полагается на догмы и сосание пальца. И только естественник может светом знаний указать болезным путь истины.

=Поколение, рожденное в 1935-1945 гг., уже освоили рациональность и логику Просвещения, тянулось к науке, но, похоже, в подсознании сохраняли многие старые нормы и образы. Была инерция неявного народного православия – от родителей и от родственников, вернувших с войны, хоть и атеистами. Но мировые войны покрывали людей особым небом.
Историк-марксист Гобсбаум пишет: «Короткий двадцатый век был временем религиозных войн, даже если наиболее воинствующие и наиболее возалкавшие крови среди этих религий были светскими идеологиями, уже собравшими урожай в девятнадцатом столетии, такими, как социализм и национализм, имеющими в качестве богов либо отвлеченные понятия, либо политических деятелей, которым поклонялись как божествам. Вероятно, что те среди этих культов, что достигли предела, уже начали клониться к закату после конца холодной войны, включая политические разновидности культа личности, которые, как и вселенские церкви, сократились до разрозненных соперничающих сект»=

Да что же это за напасть такая? Не тушкой так чучелком тянете "иссякание первобытного коммунизма на асфальте". Поймите наконец, это никакое не "иссякание", а активное подавление советского человека хрущемарксней. Не было никакого "культа личности". Было нормальное уважение к талантливому руководителю, бесконечно много сделавшему для страны. Послушать клоунохрущей, так был и "культ личности" Форда, например.
Какое нафиг "отмирание"? Сегодня накал "культа личности" гораздо выше, чем в 1953. Люди, рожденные десятилетия спустя после хрущевских пасквилей несут портреты Сталина вопреки запретам. Вопреки солжу в школьной программе. Памятник утопает в цветах. Все социологические опросы показывают что Сталин - самый уважаемый руководитель России за всю ее историю. А горбихрущ - пыль и тлен. Сотни образованных людей, вроде Пыхалова, сидят в архивах и собирают правду о Сталине и испытывают чувство брезгливости и отвращения к лживому паскуде хрущу, который вытер грязные сапоги о человеческий разум.

Возможно для вас, наблюдавшего процесс оболванивания советской молодежи хрущемарксней изнутри, оно выглядело как явление природы. Оно типа само так. От урбанизации. Но мы видим конкретного мерзавца, который совершенно конкретно гадил в мозг молодого поколения. Советский человек не иссяк. Его подавили когда хрущ прочитал свой ублюдочный доклад, запретив дебаты и даже вопросы.

=После войны число церковных приходов увеличилось с двух до двадцати двух тысяч. (Развернутая с 1954 г. Н.С. Хрущевым антицерковная пропаганда оказалась из первых ударов по государственности. Эта программа имела целью пресечь одну из последних программ сталинизма, но она одновременно стала и антинациональной. Это стало сигналом, хотя негромким, в процессе демонтажа советского народа).=

Это точно демонтаж народа, а не урбанизация и иссякание первобытного? Как вы их отличаете? Не является ли одна из сущностей лишней? Не будем пока уточнять какая.

Edited at 2019-03-12 07:24 (UTC)
dunya_lebed From: dunya_lebed Date: Март, 12, 2019 08:27 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, Сергей Георгиевич! Очень интересно!
alexvelikoross From: alexvelikoross Date: Март, 12, 2019 10:04 (UTC) (Ссылка)
вот не знал , что Вы тоже Карамурзу читаете...
mbskvort From: mbskvort Date: Март, 12, 2019 14:41 (UTC) (Ссылка)

Беспокоюсь я

Не забыл ли СГКМ что хотел нам всем пояснить про политэкономию социализма.Можно по разному к ней относится,но всё же это какая-никакая ,но экономика,Кривая,косая но наука.Подменять её верой,а тем более лживой официальной версией негоже.ТО,что такую политэкономию для СССР создавали православнутые на всю голову люди не делает результат их деятельности хоть сколько-нибудь разумным в наших глазах.
К тому же в РИ ,а затем в СССР было две православные церкви, две религии - государственная во главе со Священным Синодом,а затем сталинским патриархом и народная,староверческая.Последние исследования историков показывают,что среди профессиональных революционеров было много выходцев из старообрядческой среды (Ворошилов,Калинин и пр.).Так что наряду с официальной версией уничтожения попов и разрушения их церквей во время Гражданской войны элемент межконфессиональной мести за столетия притеснений наверняка имел место.
В любом случае,не будучи историком ни Государства,ни Церкви не стоило бы углубляться в области неведомые. Неизбежно это сведется к пересказу лживых банальностей услышанных от других коллег по М-Л и растиражированных пропагандой.
Так что начиная с заголовка хорошо бы всё поправить т.к. в России с конца 17 века было две религии и две церкви,а так же одна революция и один октябрьский переворот,как сами большевики называли его долгое время.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 12, 2019 15:53 (UTC) (Ссылка)

Re: Беспокоюсь я

Рискуя навлечь на себя новые абсурдные обвинения в том, что воспринимаю вас всерьез, должен все-таки внести пояснения, потому что вопрос может возникнуть и у умных, просто долбанутых марксней.

=Не забыл ли СГКМ что хотел нам всем пояснить про политэкономию социализма.Можно по разному к ней относится,но всё же это какая-никакая ,но экономика,Кривая,косая но наука.Подменять её верой,а тем более лживой официальной версией негоже.=

Посмотрим на аргументацию сектанта, предложившего современное определение экономики:

"Мы были изгнаны из Рая. Мы не имеем ни вечной жизни, ни неограниченных средств наслаждения. Куда бы мы ни бросили взгляд, каждый раз выбирая одну вещь, мы должны отказаться от других, от которых при других обстоятельствах мы не отказались бы. Ограниченность средств для удовлетворения потребностей различной важности является почти универсальным условием человеческой деятельности. Для этого и существует Экономическая Наука, изучающая поведение человека, использующего ограниченные ресурсы" (Lionel Robbins, 1952)

Подменяет ли сектант свой кривой косой экономикс верой, или его "наука" является продолжением древнееврейских побасенок? Законы жанра. Никуда от них не деться.

=среди профессиональных революционеров было много выходцев из старообрядческой среды (Ворошилов,Калинин и пр.).Так что наряду с официальной версией уничтожения попов и разрушения их церквей во время Гражданской войны элемент межконфессиональной мести за столетия притеснений наверняка имел место.=

Что характерно для марксни, марксня никогда не утруждает себя проверкой гипотез и с легкостью необыкновенной сразу воображает их всесильными истинами. Это у марксни от гегелесни и ее презрения к научному методу. За констатацией факта старообрядческого происхождения Ворошилова и Калинина, должно следовать наблюдение, отличились ли они на фронтах борьбы с поповщиной и если да, то в какую сторону. Этот первый этап проверки гипотезы оказывается и последним. Поскольку Ворошилов не отличился, а Калинин отличился в противоположную сторону - защищал попов.

Edited at 2019-03-12 16:54 (UTC)
rabykol From: rabykol Date: Март, 12, 2019 22:14 (UTC) (Ссылка)

Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Вот оно чё оказывается. Борьбу с мракобесием, подрывающим достижения Советского государства, в эпоху покорения космоса в начало конца натянули.
Как есть гений- легким движением руки лишил Хрущев русских идентичности.) Чего же до семинарий не дотянулся проклятый? Почему бабушек куличи с яйцами освящающих в гулаг не заточил? А кремлевские и обкомовские ёлки с подарками детям?
Подскажу недоработку- тема косоворотки и вышиванки не раскрыта. Вот она бомба где на самом деле.

Не дали Хрущеву завершить начатое и сегодня плоды пожинаем. Весь мусульманский мир, не говоря уже о собственной стране, кровью умылись.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 13, 2019 02:47 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Кто хочет узнать что такое мракобесие - должен почитать доклад хруща на 20-м съезде.
rabykol From: rabykol Date: Март, 13, 2019 03:25 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

доклад хруща на 20-м съезде. под бурные аплодисменты и одобрительные выкрики трудящихся.
Ну, не тот народ))
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 13, 2019 03:31 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Доклад хруща с ручным президиумом, без дебатов и вопросов и по секрету от народа, которого хрущ боялся, зато моментально известный внешним врагам, которым хрущ продался.
rabykol From: rabykol Date: Март, 13, 2019 06:40 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

И имя этого внешнего врага Фидель Кастро.
Псы. С Новым Заветом разберитесь, трепач
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 13, 2019 13:14 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Евангелие от Булгакова? "Собачье сердце" рекомендуете?
rabykol From: rabykol Date: Март, 14, 2019 19:46 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Обьясняю (для эстетически неразвитых) - "Ходит тут за мной один козёл бывший коллектор левит Мотя, сам ни ухом ни рылом фигню какую-то за мной записывает".
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 14, 2019 19:53 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

А, ну тогда конечно, надо обратиться к первоисточнику - бульварным романам обиженного попенка, где он излагал свои влажные мечты разделаться с большевиками с помощью нечистой силы.
rabykol From: rabykol Date: Март, 14, 2019 20:38 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Булгаков - зеркало эпохи интериоризации.
Новый Завет - не только и не столько Матвей
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 14, 2019 21:45 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

=Новый Завет - не только и не столько Матвей=

Сколько Булгаков. Я понял. Сначала хотел доказать что пролетарии собаки. Читать умеют? Ну так в Москве каждая собака умеет читать, пусть и задом наперед. А хорошо бы их и вовсе в собак превратить с помощью новейших открытий физиологии. Оставить только обслугу. Физиологией пролов забороть не вышло - обратился попович в своих вожделениях к нечистой силе.

Это и есть интельское евангелие эпохи хруща.
rabykol From: rabykol Date: Март, 14, 2019 22:22 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Если говорить о произведении а не о фильме, так это ваш хрусталик так преломляет.
tradicionalist From: tradicionalist Date: Март, 15, 2019 00:05 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

Если говорить о "произведении", то это редкий случай, когда фильм точно соответствует тексту. Интелям не надо было запихивать туда никакой отсебятины. Злобный социальный расист, раскрученный хрущем, уже вложил в книгу весь интельский снобизм, всю ненависть чванливого брчука к народу. Ни добавить ни убавить.

"Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту. Тем не менее (ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются), вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово "колбаса"."

"— Ничего я не понимаю, — ответил Филипп Филиппович, королевски вздергивая плечи, — какого такого Шарикова? Ах, виноват, этого моего пса… Которого я оперировал?
— Простите, профессор, не пса, а когда он уже был человеком. Вот в чем дело.
— То-есть он говорил? — Спросил Филипп Филиппович, — это еще не значит быть человеком."

"- Вы ненавистник пролетариата, - горячо сказала женщина.
- Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович и нажал кнопку. Где-то прозвенело. Открылась дверь в коридор.
- 3ина, - крикнул Филипп Филиппович, - подавай обед. Вы позволите, господа?"

Или вы про "мастера и маргариту", где озлобленный на весь мир попович мечтал с помощью нечистой силы убивать советских работников и иметь их жен?

Edited at 2019-03-15 01:19 (UTC)
From: stajer49 Date: Март, 15, 2019 16:59 (UTC) (Ссылка)

Re: Травля Хрущева выходит на новый уровень)))

"надо обратиться к первоисточнику - бульварным романам обиженного попенка, где он излагал свои влажные мечты разделаться с большевиками с помощью нечистой силы".
Это "пять". Но, стилист он великолепный! Слог невероятно привлекательный.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»
От этой музыки трудно оторваться.
А Преображенский - предвестник нынешних "людей с хорошими лицами", все они, вкупе с автором, откровенные социал-дарвинисты.
valery_5 From: valery_5 Date: Март, 15, 2019 19:35 (UTC) (Ссылка)

Русская революция была глубоко религиозным движением

Фраза приобретает особый смысл в контексте вопроса о староверчестве и старообрядчестве в революции и после нее (например, исследования А. Пыжикова).
valery_5 From: valery_5 Date: Март, 15, 2019 20:16 (UTC) (Ссылка)
- Но дело было не в отходе от религии, а в отходе от церкви.
23 комментария or Оставить комментарий