?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
К проблеме "Новый культурно-исторический тип"
32 комментария or Оставить комментарий
Comments
gaz_v_pol From: gaz_v_pol Date: Март, 19, 2009 11:49 (UTC) (Ссылка)
Основа ностальгии по СССР, как мне кажется, в том, что там лежит молодость ностальгирующих. При всей мерзости парткома - человек раньше мог выбежать километр из трёх минут, и девушки на него смотрели с большим интересом, а теперь он к доктору ездит, пусть и на хорошей машине - другой ассоциативный ряд.

Кроме того, после разрушения СССР оказалось, что многое при советской власти было устроено достаточно разумно, и разрушено зря, этого вправду жалко. Колбасы я сейчас больше ем, и в очередях не стою, но снижение часов на математику в школе (в совокупности с падением престижа учителя и др) вправду жалко.

Признаки того, что новая власть будет неподлой, состояли в том, что некоторым конкретным хорошим людям дали хотя бы говорить (а кто-то и во власти побывал недолго), а некоторым конкретным плохим людям перекрыли кислород - к сожалению, временно. Вроде бы выгнали партком в дверь, а он пролез в окно... То, что партком мехмата буквально за 1 год развернул направление удара, давало надежду... Был период, когда можно было в КГБ посмотреть дело родственника целиком - включая и фамилию доносчика - это произвело на меня исключительно сильное впечатление.

Да, в 1990ые годы была (у меня) вера, что люди во власти имеют добрые намерения - пусть они неопытные, пусть цена на нефть упала - но была надежда, что всё-таки разрешили крестить детей, всё-таки растёт первое свободное поколение и имеющиеся трудности носят временный характер. Скажем, я верил (и продолжаю верить), что Ельцин бы не отдал приказ взорвать Яндарбиева и его сынишку. Сегодня такой веры нет.
(Удалённый комментарий)
gaz_v_pol From: gaz_v_pol Date: Март, 20, 2009 10:46 (UTC) (Ссылка)
> но была надежда, что всё-таки разрешили крестить детей,
Не исключено, что скоро будут не "разрешать", а...


Да. К большому сожалению, может сложиться так, что будут заставлять крестить детей. Или, скажем, затруднять некрещёным поступление в МГУ (как некомсомольцам когда-то). Очень, очень надеюсь, что этого не случится. Задушить в объятиях - более серьёзный удар по православию, чем советская обязанность батюшки сообщать о всех крещениях в КГБ.


По второму вопросу могу сформулировать так: на I cъезде народных депутатов РСФСР было много людей, которые бы ни за какие коврижки не стали бы подписывать приказ взорвать машину Яндарбиева и его 11-летнего сынишки. Думаю, что и Ельцин входил в это число. Сегодня, полагаю, ситуация обратная - почти любой (а может и просто любой) человек из, скажем, 200 наиболее приближённых к власти без сомнений взорвёт машину с ребёнком.
(Удалённый комментарий)
vershinin_vk From: vershinin_vk Date: Март, 19, 2009 14:43 (UTC) (Ссылка)

Интересный у Вас собеседник

Интересный у Вас собеседник. Вот, скажем, GAZ_V_POL написал: "Да, в 1990-е годы была (у меня) вера, что люди во власти имеют добрые намерения - пусть они неопытные, пусть цена на нефть упала - но была надежда, что все-таки разрешили крестить детей, все-таки растет первое свободное поколение и имеющиеся трудности носят временный характер. Скажем, я верил (и продолжаю верить), что Ельцин бы не отдал приказ взорвать Яндарбиева и его сынишку."

В этой одной фразе сказано очень многое...

1) Возрождение христианства ("разрешили крестить детей") и либеральный пацифизм ("Ельцин бы не отдал приказ взорвать Яндарбиева и его сынишку").

Я хоть и не знаток богословия, но все же в свое время поинтересовался и узнал, что "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас" (Мат. 5, 44 и Лк. 6, 27) НЕ означает призыв возлюбить ЛЮБЫХ врагов, в число которых входит и сам сатана. В древнегреческой и латинской версии этот призыв означал "возлюбить" личных - INIMICOS, но не общественных или военных врагов - HASTES. Римские христиане не трактовали призыв "diligite INIMICOS vestros" как возлюбите вообще врага ("diligite HASTES vestros"), так как враг в политическом, духовном смысле не предполагает ЛИЧНУЮ ненависть, и солдат не имеет морального права использовать оружие для мщения за личные обиды; отсюда вытекает и осуждение неоправданной жестокости в войнах, ненужной для военной победы, и негуманности к пленным и некомбатантам - гражданскому населению, аморальность личной жестокости стражника над узником. После Константинова эдикта в 314 году церковный собор в Арле, кроме осуждения донатистской ереси, канонизировал отлучение всех верующих, которые отвергали воинскую повинность или дезертировали. Третий канон церковного собора в Арле зафиксировал отношение церкви к войне, которое отныне стало определяться квалифицированными оценками ее праведности или неправедности.

2) "растет первое свободное поколение"

Здесь следует упомянуть либеральную "байку" о том, что после египетского пленения Моисей водил еврейский народ 40 лет по пустыне якобы для того, чтобы вымерли рабы. Однако "Послание к евреям" св. Апостола Павла говорит о гибели не рабов, а "непокорных", то есть "юношей Эдипов" (привет З.Фрейду), тяготящихся нормой и дисциплиной, требуемых Отцом (Богом, Идеей, Традицией, Нацией, Государством). Для следования в своей жизни таким нормам нужна привычка к дисциплине и солидарности, которые вырабатываются и закрепляются в поколениях (посредством "сигнальной наследственности") не в благоприятных условиях (хлебного Египта), а в испытаниях (голодной пустыней). Так как еврейский народ уже возник, то перед Моисеем стояла задача исправления поведения "разболтавшихся" соплеменников. Но как известно из этнологии, для изменения стереотипа поведения этнической системы обычно требуется 2-3 поколения. Отсюда и 40 лет хождения по пустыне.

После татарского нашествия Русь (как субъект истории) "мигрирует" с щадящего Юга на суровый Север, из Киева к болотам Суздаля и Москвы. В начале этого пути была мозаика мелких этносов и субкультур, а в конце его - единый, закаленный в испытаниях, посуровевший, но и ПОВЗРОСЛЕВШИЙ народ - уже не западный, а скорее восточный по своему стереотипу поведения. Этот путь на Север - воспроизведение библейского архетипа - нравственно закаляющего пути Израиля через пустыню.

Из этого должно быть понятно, что либеральная интерпретация цели водительства еврейского народа по пустыне Моисеем призвана поменять местами в нашем сознании смыслы "обстоятельств дела": следующие требованиям Отца не свободны в удовлетворении любых своих желаний (не тождественных, кстати, реальным потребностям), а потому объявляются рабами, а восстающие против непреклонности воли Отца "юноши Эдипы" - героями и борцами за свободу (удовлетворения всех своих желаний) и демократию. Как показывает исторический опыт последних 25 лет - все это один из основных элементов технологий управляемого хаоса, направленных на демонтаж народов и их национальных государств, как главного средства защиты от пиратской удали глобальных экспроприаторов.
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Март, 19, 2009 16:02 (UTC) (Ссылка)

Re: Редкий случай

Дискуссия как раз пошла в рамках той темы, которая и побудила выложить эти тексты - о смене культурно-исторического типа.
vershinin_vk From: vershinin_vk Date: Март, 19, 2009 20:39 (UTC) (Ссылка)

Re: Редкий случай

Здравствуйте, Сергей Георгиевич!

К анализу того, что же произошло с "советским человеком" можно добавить и фильм второй половины 1950-х "Шумный день" с совсем еще молоденьким Олегом Табаковым в главной роли (персонаж Табакова - его тезка). В этой ленте, как Вы наверняка помните, Олег саблей погибшего на войне отца изрубил загромоздившую всю квартиру мебель, приобретенную Леночкой (женой Феди - старшего брата Олега) загодя в ожидании ею и Федей отдельной квартиры. И вот в конце фильма за столом, окруженным шкафами и гарнитурами, собралась большая семья и состоялся разговор, кульминацией которого стали слова сестры Олега Тани:

ЛЕНОЧКА: Зачем же строить так много больших красивых домов, раздают прекрасные квартиры, зачем в магазинах продают сервизы, дорогую мебель, хрусталь, ковры... Сейчас Федя имеет много дополнительной работы - нам надо купить одно, другое, третье... Но это же временно... Когда мы купим все...

ТАНЯ: Ты никогда не купишь все.

ЛЕНОЧКА: Почему?..

ТАНЯ: Потому что ты прорва.

...На поверку 1980-1990-х значительная часть позднесоветской творческой и научно-технической интеллигенции оказались ДЮЖИННЫМИ буржуа, но не веберовского мобилизованного типа, а современного "расслабленного", исповедующего принцип "максимума притязаний при минимальных усилиях" и ставшего основой глобального "общества потребления" (на Западе "революция досуга" 1960-х изменила соотношение коллективного долга и индивидуального блага в пользу последнего).

А.Панарин отмечает, что существует колоссальный банк данных американской эмпирической социологии, изучившей потребительское сознание в разных измерениях:

1) Это - манипулируемое сознание, принимающее на веру примитивнейшие провокации торговой рекламы, пропаганды, приемы "ложной идентификации" и т. п.

2) Оно является ревнивым, завистливым (невозможность жить и спать спокойно, если у сослуживца или соседа появилась машина более престижной марки, чем твоя собственная). Причем, процедуры ревнивого потребительского сравнения осуществляются не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне: представители разных групп общества, отраслей производства, регионов ревниво наблюдают, чтобы другие сравнимые группы не вырвались вперед, не чувствовали себя лучше.

3) Наконец, главной, может быть, чертой потребительского сознания является его неудержимое стремление к нарушению легальных норм поведения. Специалисты отмечают удивительно точное совпадение структуры ценностей преступных личностей со структурой ценностей типичной потребительской личности. Преступившая личность отличается от законопослушного потребителя не структурой своих потребностей и мотиваций, а лишь специфической нонконформистской решительностью. Поведенческие цели у тех и других одни, разнятся только поведенческие рамки.
From: pahmutova Date: Март, 19, 2009 21:21 (UTC) (Ссылка)

Re: Редкий случай

Там не культурно-исторический тип.
Там вой вечно обиженных сыновей израилевых, которых куда-то не приняли и где-то обидели.

32 комментария or Оставить комментарий