?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
sg_karamurza
sg_karamurza
sg_karamurza
К проблеме "Новый культурно-исторический тип"
32 комментария or Оставить комментарий
Comments
sg_karamurza From: sg_karamurza Date: Март, 19, 2009 16:02 (UTC) (Ссылка)

Re: Редкий случай

Дискуссия как раз пошла в рамках той темы, которая и побудила выложить эти тексты - о смене культурно-исторического типа.
vershinin_vk From: vershinin_vk Date: Март, 19, 2009 20:39 (UTC) (Ссылка)

Re: Редкий случай

Здравствуйте, Сергей Георгиевич!

К анализу того, что же произошло с "советским человеком" можно добавить и фильм второй половины 1950-х "Шумный день" с совсем еще молоденьким Олегом Табаковым в главной роли (персонаж Табакова - его тезка). В этой ленте, как Вы наверняка помните, Олег саблей погибшего на войне отца изрубил загромоздившую всю квартиру мебель, приобретенную Леночкой (женой Феди - старшего брата Олега) загодя в ожидании ею и Федей отдельной квартиры. И вот в конце фильма за столом, окруженным шкафами и гарнитурами, собралась большая семья и состоялся разговор, кульминацией которого стали слова сестры Олега Тани:

ЛЕНОЧКА: Зачем же строить так много больших красивых домов, раздают прекрасные квартиры, зачем в магазинах продают сервизы, дорогую мебель, хрусталь, ковры... Сейчас Федя имеет много дополнительной работы - нам надо купить одно, другое, третье... Но это же временно... Когда мы купим все...

ТАНЯ: Ты никогда не купишь все.

ЛЕНОЧКА: Почему?..

ТАНЯ: Потому что ты прорва.

...На поверку 1980-1990-х значительная часть позднесоветской творческой и научно-технической интеллигенции оказались ДЮЖИННЫМИ буржуа, но не веберовского мобилизованного типа, а современного "расслабленного", исповедующего принцип "максимума притязаний при минимальных усилиях" и ставшего основой глобального "общества потребления" (на Западе "революция досуга" 1960-х изменила соотношение коллективного долга и индивидуального блага в пользу последнего).

А.Панарин отмечает, что существует колоссальный банк данных американской эмпирической социологии, изучившей потребительское сознание в разных измерениях:

1) Это - манипулируемое сознание, принимающее на веру примитивнейшие провокации торговой рекламы, пропаганды, приемы "ложной идентификации" и т. п.

2) Оно является ревнивым, завистливым (невозможность жить и спать спокойно, если у сослуживца или соседа появилась машина более престижной марки, чем твоя собственная). Причем, процедуры ревнивого потребительского сравнения осуществляются не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне: представители разных групп общества, отраслей производства, регионов ревниво наблюдают, чтобы другие сравнимые группы не вырвались вперед, не чувствовали себя лучше.

3) Наконец, главной, может быть, чертой потребительского сознания является его неудержимое стремление к нарушению легальных норм поведения. Специалисты отмечают удивительно точное совпадение структуры ценностей преступных личностей со структурой ценностей типичной потребительской личности. Преступившая личность отличается от законопослушного потребителя не структурой своих потребностей и мотиваций, а лишь специфической нонконформистской решительностью. Поведенческие цели у тех и других одни, разнятся только поведенческие рамки.
From: pahmutova Date: Март, 19, 2009 21:21 (UTC) (Ссылка)

Re: Редкий случай

Там не культурно-исторический тип.
Там вой вечно обиженных сыновей израилевых, которых куда-то не приняли и где-то обидели.

32 комментария or Оставить комментарий